Картина Всюду Жизнь Ярошенко

«всюду жизнь» — последняя героическая картина Ярошенко ее герои не борцы — жертвы, но их героизм их борьба и победа в нравственной высоте: сохранили себя, душу сберегли. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко.

«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины

В 1883 году началось всенародное строительство собора во имя Святителя Николая. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. На этой картине изображн вагон, в котором содержатся преступники.

Ярошенко создает ряд пейзажных полотен с видами на Иерусалим, пишет портреты и наброски жителей Святой Земли. Ежегодно его посещают до 20 тысяч человек. Деревянная платформа серая. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Мы видим только его тёмный силуэт. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными».

За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты.

вы можете запросить все в системе с коробкой. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого Чем люди живы. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.

В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Он стоит коленопреклоненно в молитвенном сосредоточении. И вроде бы сама собой. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Приглашенный супругами Ярошенко отдохнуть и подлечиться, Нестеров застал на кисловодской даче Черткова с семьей, семью историка Соловьева, группу профессоров-врачей «и кое-кого еще».

Всюду жизнь, Николай 
Александрович Ярошенко, 
1888

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Перед нами человек не только мысли, но и дела. Вверх летели кресты и кости давно усопших знатных кисловодчан. Голуби тоже не блестят. Он отныне не одинок в кипучем житейском море. Набросок датируют 1887 годом — это год напряженной работы над картиной «Всюду жизнь». Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Все. Может быть, для самого Ярошенко и в этом сюжете таились мотивы «гражданской скорби», но запечатленное страдание, которому недостает «внутреннего содержания», «железа», «фосфора», вызывает не сострадание, а жалость.

В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Пути Господни неисповедимы. А нравственная красота — за ними.

Гаршин, Н. Михайловский. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Выразительно и тонко написано.

Изображая их, раскрывая их внутренний мир, художник как бы раскрывал через них и самого себя. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой.

Он стал поистине духовным центром кавказских Минеральных вод. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Голуби тоже не блестят. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. А нравственная красота— за ними. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.

На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу.

Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Что это – совпадение или откровение свыше. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом.

«Всюду жизнь»: Почему 
картиной Ярошенко 
поначалу восторгались,

«Всюду жизнь»: Почему картиной Ярошенко поначалу восторгались, а затем обвиняли в тенденциозности

Художник Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца XIX века. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). Деревянная платформа серая. В церковном хоре пели лучшие певцы России Шаляпин и Собинов.

Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». Лица людей, смотрящих на них, светятся. С появлением в жизни Ярошенко Кисловодска, Кавказа его способность, потребность и возможности быть центром в обществе разобщенном словно бы удваиваются. Арестантский вагон. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой.

Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»). Первые взрывы не причинили храму большого вреда, ведь строился он надежно, на века. Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Вообще обращение к библейской тематике ярко проявляется в позднем творчестве художника. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.

Прекрасная вещь». «Кого-кого на нем не перебывало. » — вспоминает Нестеров. Под влиянием Ильи Репина в её организации принимала участие Мария Тенишева. Чудо это подействовало и на зевак и даже на вандалов-разрушителей. Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника.

Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. Глеб Успенский приезжал туда отдохнуть душой (отправляясь в обратный путь, забыл одеяло и портсигар, в письме он просил Михайловского, задержавшегося в Кисловодске, портсигар взять себе, а одеяло подарить дворнику). Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли).

Мы видим только его тмный силуэт. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. «Я настолько равнодушен к окружающему меня пейзажу, что даже работать не хочется», — пишет он с Принцевых островов.

В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина.

От взрывов стали сокрушаться могилы. Не умильная улыбка, вдруг озарившая лицо злодея, волновала воображение художника, а добрые, обыкновенные лица обыкновенных добрых людей, волею судьбы оказавшихся по ту сторону решётки. и ее первоначальное название было Где любовь – там и Бог. Под потолком – крохотное оконце, слабо освещающее одну из стен и на этой стене надписи, сделанные бывшими обитателями камеры. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу.

Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Арестанты чтото кидают им – крошки, должно быть – и голуби толкутся, выклевывают на земле то, что ещё не успели подобрать. Интересно, что Ярошенко вернулся к теме забытого храма за два года до своей смерти. По его окончании он поступает в петербургское Павловское пехотное училище.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной». Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Проводил — одинокий старик на вокзале, не более. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его.

«Всюду жизнь» Николай 
Ярошенко (история 
одного шедевра)

«Всюду жизнь» Николай Ярошенко (история одного шедевра)

Внутри вагона темень. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. В толпе сдержанный смешок.

Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра.

Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». Опустевший перрон написан очень выразительно, он подчеркивает одинокость старика, но не углубляет, не обобщает образ (еще трогательнее видеть ту картину — всего лишь). В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу.

На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это). Кавказ — это коррекция зрения, к тому же зрения духовного. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги.

Известная и скандальная 
картина

Известная и скандальная картина

Зарешеченное окно. Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором известного и скандального шедевра — картины «Всюду жизнь». Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». Зарешеченное окно. В книге «Памятные встречи» Ал.

Квартира на Сергиевской стала просторней за счет кисловодской усадьбы — главной дачи и нескольких белых домиков рядом, зимние «субботы» на Сергиевской сменялись летними встречами в Кисловодске, сергиевская столовая «продолжалась» вместительным дачным балконом, расписанным в помпейском стиле. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). Жизнь и лечение в Кисловодске делают свое дело.

Небо блеклое. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Старики и дети, женщины и молодежь днем и ночью дежурили у последнего приюта художника. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус.

Кроме одной. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. «Видел снеговые горы и такие огромные, что страшно смотреть, — рассказывает Касаткин. — Поднимался на ледник, был в облаках и выше облаков».

Могила осталась нетронутой. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за рештки. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости. Скорее преступен суд и строй их осудившие. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894).

Вот таким образом, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. Короленко, Вс. Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. Вот небольшой этюд «Старый еврей» (1896), картина «Мальчик» (1892), для которой с удовольствием позировал соседский мальчишка или «Женский портрет» (1880), на котором, как полагают изображена жена художника, – все они притягивают зрителя своей выразительностью и яркостью характеров. Закрытие выставки состоялось 3 февраля. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. » — спрашивал художник.

Но сохранился карандашный набросок к картине «Проводил». Погибли все могилы. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Тема социальных противоречий.

«Всюду жизнь» (комментарий в аспекте культуры)

Он также берёт частные уроки рисования, работает в мастерской Андриана Марковича Волкова и посещает вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподаёт Иван Крамской. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». В замысле обоих произведений угадывается связь (не с зарешеченными ли окнами вагон провожала старушка. ), но, вернувшись к замыслу картины «Проводил», Ярошенко убрал все лишнее, а вместе, на этот раз, кажется и нужное. Выше: что вы искали. Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков.

Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Арестованных куда-то везли. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла.

«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Все новые килограммы взрывчатки закладывались под стены собора. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. 22 октября 1888 года новый собор был освящен. Стрепетовой» (1884).

Правда жизни и правда 
искусства

Правда жизни и правда искусства

За неделю её посетили тысячи смолян. Арестантский вагон. Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность. «Проводил» — одинокий старик на опустевшем перроне: поезд отошел, еще висят под перекрытием вокзала густые клубы пара, уходят прочь другие провожающие, носильщик сметает сор с каменных плит перрона, поодаль, заложив за спину руки в белых перчатках, стоит безразличный полицейский — старик застыл в неподвижности возле того места, где только что была площадка вагона или вагонное окно Кто-то из рецензентов предположил (иронизируя, конечно), что старик проводил в теплые края ту самую чахоточную, что сидит в кресле на Кисловодском балконе. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице.

И власти сдались. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. О его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Перед нами человек не только мысли, но и дела.

Ярошенко излечивает туберкулез, но Пути Господни неисповедимы. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. В 1896 году он пишет новый вариант картины. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. Сразу же.

Арестованных куда-то везли. Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Мы видим только его тёмный силуэт. То ли дело путешествует с художником Касаткиным по своим любимым местам Кавказа. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).

Известная и скандальная 
картина Николая 
Ярошенко «Всюду

Известная и скандальная картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Они освещенывнутренним светом. Арестованных куда-то везли. Скорее преступен суд и строй их осудившие. И вроде бы сама собой. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.

И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. "Всюду жизнь". Тема социальных противоречий.

Описание картины 
Николая Ярошенко 
«Всюду жизнь»

Описание картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Внутри вагона темень. И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь».

Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Гаршин, Н. Михайловский. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами).

К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. И снова долгие, заполночь, разговоры и в них все, что волновало современную жизнь и все, чем современная жизнь волновала людей известного круга: «Каких жгучих вопросов там не было затронуто и решено теоретически. » — вспоминает Нестеров. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.

Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Скорее преступен суд и строй их осудившие. Картина писалась ровно за пятьдесят лет до гибели храма. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Для Дмитрия Менделеева на Белой вилле была даже оборудована специальная лаборатория.

Зарешеченное окно. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Дом-музей художника остается центром культурной жизни региона. Внутри вагона темень. Примечательно, что люди, знакомые с Чертковой, никогда (при всем внешнем сходстве с оригиналом) не узнававшие ее изображения в «Курсистке», встретили снабженную более сложным сюжетом картину «В теплых краях» просто-напросто как портрет. «ЯВИ ТЯ СТАДУ ТВОЕМУ» (Олег Селедцов, г. Майкоп // «Правило веры», 13, декабрь 2002 г. ) Пути Господни неисповедимы.

Написание картины 
по «Толстовскому 
движению»

Написание картины по «Толстовскому движению»

Картина Николая Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.

И Толстой, увидевший «В теплых краях» уже на посмертной выставке Ярошенко именует картину в письме к Черткову не так, как назвал ее художник, как она значилась в каталоге (хотя рядом упоминает про «Курсистку»), а — «Галя в Кисловодске» (Галей звали Анну Константиновну близкие). Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». Похоронили художника у собора, где по традиции хоронили видных жителей города. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов.

Напишите отзыв о 
статье Всюду жизнь

Напишите отзыв о статье Всюду жизнь

Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Вот что надо Ярошенко. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству.

Но хорошо, что Ярошенко хватило такта не следовать совету Михайловского, что он «трусил», — картина и так сентиментальна и сентиментальность ее не в подробностях, а в необобщенности «трогательного» замысла. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.

— Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». Но «женщина в подушках» получилась красивой дамой с утонченно правильными чертами лица (в котором выразилось не столько страдание ее или художника, сколько желание, чтобы вышло «трогательно»), с тонкими изящными руками, которые она держит несколько напоказ пейзаж написан в приглушенных тонах, линии и краски его успокоены, притишены излюбленные Ярошенко могучие, грозные образы природы уступили место красивому виду, в значительной части скрытому окружающими балкон деревьями и кустарником, на балконе вдоль белых мраморных перил поставлены садовые растения в кадках, приятные розовые цветы радуют глаз. И эта единственная, не тронутая взрывной волной, могила была Николая Александровича.

Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Принцевы острова (куда какая экзотика. ), хотя «расположены они хорошо», все-таки «ниже ожиданий»: «оливки, виноград, южная сосна, фиги, кипарисы, как будто бы и привлекательно», но «все это жалкое, кривое, низкорослое». Скорее преступен суд и строй их осудившие. Небо блеклое. Фотографии с картины «В теплых краях» любили печатать в журналах, предназначенных для обывательского чтения.

Строки Пушкина о равнодушной природе у гробового входа от частого цитирования стали привычными и вновь подействуют с первоначальной силой, будучи повторены по-пушкински глубоко, мощно, точно. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Но и после смерти не прекратилось покровительство великого чудотворца Николая над своим верным чадом. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению.

Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.

Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Репин спешит поделиться с Чертковым: «Здесь на выставке изображение Анны Константиновны (работы Ярошенко) выздоравливающей очень мне понравилось. Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью.

Ничто не предвещало будущих гроз над храмом. Здесь регулярно бывают Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Николай Касаткин, Михаил Нестеров, Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Константин Станиславский, Владимир Короленко, Архип Куинджи.

Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Небо блеклое. Они освещенывнутренним светом. Сегодня они опять вместе.

Отрывок, характеризующий 
Всюду жизнь

Отрывок, характеризующий Всюду жизнь

Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Михайловский полагал, что художник, боясь пересола, впал в недосол», «трусил сентиментальности» и оттого сделал лицо старика недостаточно трагическим.

По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Еще в начале восьмидесятых годов Ярошенко выставил картину Мать. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.