Картини Тиціана

Биография Тициана Вечеллио и его картины

В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.

Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. У Джорджоне, напротив, господствует стилизованная элегантность, а колорит несколько условен и форсирован (тот «цвет, ярко-красный и пылающий», о котором еще в 1760 году говорил Антон Мария Дзанетти).

Топ-3 самых известных 
картин Тициана

Топ-3 самых известных картин Тициана

Он и не относится к ней легкомысленно. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. В это время картины Тициана отмечает глубокий психологизм.

Это отразится в его автопортретах. Если сопоставить, например, так называемую «Юдифь» (или «Справедливость») Тициана с «Обнаженной» Джорджоне, легко заметить существенное различие двух художников в этот период творчества. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. Колорит – контрастный.

Путеводитель по 
картинной галерее 
Императорского Эрмитажа

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).

В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках.

В конце концов сложились три версии. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста.

Тициан (Тициано 
Вечеллио), биография, 
живопись, картины,

Тициан (Тициано Вечеллио), биография, живопись, картины, росписи

Члены семьи Пезаро с достоинством преклоняют колени у подножия трона под покровительством Святого Франциска, патрона церкви Фрари, а слева виден коленопреклоненный Якопо Пезаро в сопровождении закованного в латы Святого Георгия с огромным розово-красным штандартом, повернувшего голову к укрывшемуся в тени турку. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Он чувствует себя независимым. Вместе с последним в 1508 и 1509 годах Тициан расписывал (видимо, поочередно) наружные стены только что перестроенного Фондако деи Тедески.

Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции. Художник одет в простую и дорогую одежду. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность.

Описание картины 
Тициана «Флора»

Описание картины Тициана «Флора»

По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном.

В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Зритель сразу обращает внимание на его высокий лоб, орлиный с горбинкой острый нос, глубоко посаженные глаза и длинную бороду.

После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).

Живопись Тициана 
 (картины, фрески, 
гравюры)

Живопись Тициана (картины, фрески, гравюры)

Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи.

Но сущность искусства Тициана остается прежняя. (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) Тициан создает шедевр – «Успение Богородицы» (Assumption of the Virgin). В 1532 г. художник возводится в дворянство, ему присваивается титул графа-палантина и он награждается орденом рыцаря Золотой шпоры. В 1545 г. Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III и там встречается с Микеланджело. В 1548 г. по приглашению императора Священной Римской империи Карла V Тициан посещает Германию. В период с 1550 г. по 1576 г. Тициан работает в качестве художника-портретиста короля Испании Филиппа II и по его заказу пишет серию мифологических картин известных как «Poesie» и считающихся величайшими произведениями художника. В 1575 г. во время эпидемии чумы в Венеции Тициан заболевает и умирает 27 августа 1576 г. Работы Тициана экспонируются во многих, самых знаменитых музеях мира: Лувре, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Метрополитен-музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Венском музее истории искусств, Государственном Эрмитаже. На аукционах Sothebys в 2008-2011 г. г. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».

11 картин Тициана, 
которые стоит увидеть 
хотя бы раз в жизни

11 картин Тициана, которые стоит увидеть хотя бы раз в жизни

Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).

В картинах Тициана, писанных на протяжении дальнейших тридцати лет (1515-1545), юношеская свежесть постепенно исчезает, они становятся менее непосредственными, менее горячими в них появляется больше расчета или же, наоборот, они становятся менее отделанными, менее законченными. Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм.

Описание картины 
Тициана Вечеллио 
«Бегство в Египет»

Описание картины Тициана Вечеллио «Бегство в Египет»

Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Из трех гипотез вторая кажется нам наиболее приемлемой. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. В целом фрески Тициана обнаруживают дух скорее северный, чем классический.

Тициан остается лишь наиболее ярким среди них. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Он сконцентрировался на ее высоком положении, культурной утонченности, сильном характере и интеллекте. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото — такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.

  1. 10 самых известных работ Тициана
  2. Картины Тициана с описанием и названиями
  3. Картины Тициана: фото и описание
  4. Итальянская живопись ициан Вечеллио (1488-1576)

На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Среди них, естественно, возвышалась фигура Альбрехта Дюрера, впервые приехавшего в город на лагуне в 1494-1495 и появившегося здесь еще раз в 1505-1506 годах, когда немецкие купцы из Фондако деи Тедески пригласили его написать «Мадонну с четками» для церкви викариата Сан Бартоломее. Следует отметить образ св. Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей.

В героический пафос этой картины, подчеркнутой мощью красочной гаммы, победным звучанием красных, синих, золотисто-охристых тонов, вплетаются прелестные, полные жизни мотивы: Младенец Христос шаловливо, неуверенными движениями совсем маленького ребенка, пытается стянуть белое покрывало с головы Марии с суровыми профилями старших членов семьи Пезаро соседствует прелестное лицо подростка, устремившего на нас задумчивый взгляд. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Вдруг кисть густым слоем краски делает темпераментный мазок по форме предмета и вот засиял хрустальный сосуд, вырванный из темноты лучом света. Герои были изображены в натуральный рост. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.

Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Обе картины пришлись по душе хозяину. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Много и охотно художник писал женские портреты.

  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Как выглядел гениальный мастер в 1567 году
  • Ранняя алтарная работа (1518 – 1526 годы)
  • «Портрет Карла с собакой» (1533 год)
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа.

Другими становятся и живописные приемы. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Что только не перевидал, не перечувствовал и не передумал во всю свою вековую жизнь Тициан — некогда видавший лучшие дни Венеции и чуявший ее медленную непредотвратимую гибель. Великолепные одежды Иосифа и Марии мало подходят этим людям: старому человеку и усталой женщине.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Профессиональный фотограф и отсутствие сюжета снимка
  • Гостиничный сервис и автоматизация работы отелей

В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей.

В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию. Это должно служить иллюстрацией к Филострату. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. В это время художник писал в основном портреты.

Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Тициан – художник, который посвятил свою жизнь созданию картин на тему Священного Писания.

10 самых известных 
работ Тициана

Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим. На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах.

Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Тициан поистине мыслил краской. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась совершенно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Может быть, Альфонс был, со своей стороны, прав. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника.

Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. На Тициана повлиял не только богатство цветовой гаммы пролизведений Джованни Беллини, но и лирически неуловимые пасторальные и мифологические сцены картин ученика Джованни Беллини Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко). Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Это солнце всей системы венецианской живописи. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».

Многие другие произведения Тициана, относящиеся к началу творчества – от передних стенок кассоне из Городского музея в Падуе до «Эндимиона» из собрания Барнса в Мерионе и «Орфея» и «Эвридики» из Бергамо, – также свидетельствуют о глубоком интересе к реалистической передаче натуры. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха.

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).

Эта немаловажная проблема, связанная с установлением хронологии раннего периода его творчества, долго обсуждалась исследователями. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. было продано три картины художника:- «Мадонна и младенец со Св. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).

Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет).

Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».

С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Тициан написал в разные годы четыре картины «Даная», две из них я видела раньше, это «Даная» (ок.

В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен.

Слишком легко перенять их внешние черты и, наоборот, трудно угадать их невыразимую тайну, если самим не пережить всего того, что пережил к своему восьмому десятку Тициан, этот царь Венеции, друг самых светлых умов своего времени, любимый художник основателя современной политики Карла V, любимый художник дерзавшего идти наперекор истории Филиппа II, наконец, художник, которому позировал последний великий папа, жадный и умный Павел III. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Он действительно так понимал христианство — без тени аскетизма, как большую поглощающую жизнь страсть.

Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Художнику поручают завершение неоконченных Джованни Беллини картин в зале Большого совета Дворца дожей (Palazzo Ducale). В 1516-1518 г. г. в венецианском соборе «Успения Девы Марии». В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.

Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). В частности, Джорджо Вазари писал: Техника, которой он придерживается в этих последних вещах, значительно отличается от его юношеской техники ибо его ранние вещи исполнены с особой тонкостью и невероятным старанием и могут быть рассмотрены вблизи, равно как и издали, последние же написаны мазками, набросаны широкой манерой и пятнами, так что вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации.

Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Это отразится в его автопортретах. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.

Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. Ведь он обратился к венецианцу faute de mieux – потому, что Рафаэль, занятый ватиканскими делами, был уже окончательно недоступен для провинциалов, хотя бы и княжеского рода. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Спаситель мира — очень пострадавшая картина. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.

Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Компания АртФото изготовит репродукции картин Тициана в любой из техник. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.

Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Исчезли грани рисунка исчез деспотизм композиции исчезли даже краски их переливы и игра. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.

Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера. Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам.

Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Зато известно, что мальчик Тициано Вечеллио был родом из небольшой горной деревеньки, откуда он приехал в Венецию обучаться живописи вместе с братом. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет.

Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную). Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).

На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния. Над темным морем он несет её на Крит. С другой стороны, предположение, что Тициан прожил более ста лет, подтверждается отрывком из письма, посланного им Филиппу II первого августа 1571 года, в котором он жаловался, что ему уже девяносто пять лет. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».

С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана).

Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим.

На лице его написано мучительное переживание и непоколебимость веры, ради которой он был готов умереть. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Откуда явился этот sans gene, эта почти бестактная в своей гениальности свобода, эта рубенсовщина, этот цинизм.

Тициан Вечеллио (1488/1490—1576) родился в городке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), расположенном в итальянских Альпах. В возрасте 11-12 лет Тициана отправили в Венецию для обучения живописи и устроили учеником в мастерскую Джованни Беллини, ведущего художника своего поколения. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Внимание Тициана к северному искусству подтверждает также Вазари, рассказывавший, что Тициан в молодости приютил в своем доме немецких художников, чтобы научиться у них секретам пейзажной живописи и что он писал животных «с натуры». Эта работа новатора. Теперь она выставлена в Вашингтоне.

Ярким реализмом отмечены портреты этого периода, среди которых высокими живописными достоинствами выделяются «Мужской портрет» (старая критика ошибочно считала его изображением Ариосто на самом деле, он, видимо изображает Барбариго). 49 произведений, созданных с 1508 г. по 1551 г. Раздел 2. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.

Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Смелая полоса белил у отворота красной одежды вседержителя создает неожиданное впечатление динамики, оживляет в целом спокойную фигуру. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Именно с Джорджоне Тицианом выполнены первые работы – фрески в венецианском дворце Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi). В это время художник писал в основном портреты. Картины этого кабинета, по признанию современных художников – лучшее творение Тициана из всего того, что он когда-либо создавал.

Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.

Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным.

С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет.

В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Важную роль в картине художника играет пейзаж: это мир, полный безмятежного покоя и бесконечного разнообразия.

В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Чтобы понять этот кажущийся парадокс, достаточно изучить три картины мастера в Эрмитаже, относящиеся к последним годам его жизни.

Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Эта работа новатора. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.

На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, сидящие на краю мраморного саркофага, в воде которого Амур вылавливает лепестки роз, символизирует красоту мироздания. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале.

Созданные им образы обладают мощными силами. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. Большинство из наиболее известных людей города были там.

Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах.

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Необычно исполнение картины. Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св. У них родился сын Персей. Попав в Венецию почти ребенком, он стал обучаться вместе с братом Франческо в мастерской Себастьяно Дзуккато, отца венецианских мозаичистов Валерио и Франческо, работавших в соборе Сан Марко, затем перешел в мастерскую Джентиле и Джованни Беллини, в то время наиболее почитаемых венецианских художников.

Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Нет сомнений в том, что молодой Тициан был в числе тех местных живописцев, которые, как писал Дюрер своему другу Пиркхеймеру в 1506 году, толпами осаждали его мастерскую, стремясь заполучить его рисунки и «похитить» идеи. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.

Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Ему подражают им восхищаются. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.

Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов.

На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу.

Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». В небесах – освещают прекрасный пейзаж, на фоне которого разворачивается эта трагедия – два обнаженных ангела. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.

Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. Перед разгромом Рима, в Венецию приезжает Пъетро Аретино – один из знаменитейших писателей того времени.

Много и охотно художник писал женские портреты. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.

На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Скрытый смысл этого произведения интерпретировался по-разному, однако присутствие в правой части картины самого Тициана в облике Мидаса позволяет отдать предпочтение гипотезе, которая видит в ней горестные размышления художника над собственной жизнью, над своими иллюзиями о возможности «преобразить материю в драгоценное живописное изображение, угасшими из-за осознания совершенной ничтожности художественного творчества перед бедствиями истории». Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы.

Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Каждый великий художник сознательно или неосознанно отражает в искусстве время, в котором он живет. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).

Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.

Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Но если в Альфонсе было настоящее понимание искусства, он должен был остаться доволен тем, что для него создал венецианский художник ибо эти произведения дышат такой жизнью, такой сияющей красотой жизни, в сравнении с которыми самая хитроумная и тонкая поэтика должна была показаться мертвенной. 2 Здесь же, в той же комнате Феррарского дворца, находился и Триумф Бахуса, писанный в чисто рафаэлевском вкусе Гарофало (ныне в Дрездене). К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.

Это правда, творения из ряда вон выходящие.

Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов.

Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Однако очень скоро, в середине 1510-х годов, художник Тициан приобрел свой индивидуальный художественный почерк: его формы стали более тяжеловесными монументальными.

Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.

Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно.

Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Вернемся к произведениям Тициана. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне).

Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. Многие художники изображали момент проникновения Зевса в темницу. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».

В 1511 г. художник оправляется в Падую, где в течение нескольких месяцев работает над фресками в соборе Святого Антония Падуанскаго (Basilica Pontificia di SantAntonio di Padova). В 1512 г. Тициан возвращается в Венецию и в 1513 г. назначается смотрителем правительственных работ. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести. Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника.

Петра. Тициан Вечеллио родился в Пьеве ди Кадоре в семье со старыми и благородными традициями. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.

В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. Рядом с ней находится в рубище св. К 60-м годам XVI века относятся еще два эрмитажных полотна Тициана – Христос-вседержитель и Несение креста.

Иконография «Наказания Марсия» из Кромержижа имеет своим источником фрески Джулио Романо в зале Метаморфоз в Палаццо дель Те в Мантуе: словно изнутри горящие коричнево-красные тона фона, темная колористическая гамма, едва оживленная неожиданными вспышками света, подчеркивают леденящую жестокость мифологического сюжета. Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора.

Так называли современники Тициана. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Цвет – одно из основных средств выражения. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим.

Документов, которые с точностью удостоверяли бы дату его рождения, не существует. Рядом с ней находится в рубище св. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Вместо пустыни, куда, согласно легенде, удалилась Магдалина, художник изображает зеленые долины и деревья, но все полно тревоги – вечернее освещение, ветер, клонящий деревья, перебирающий листы книги, облака, плывущие по небу. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны.

На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).

Даная так парадно обнажена, что все окружение призвано лишь сильнее подчеркнуть ее обаяние. У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Традиционность в картине Христос-вседержитель сказывается в том, что Тициан использует тип, часто встречающийся в средневековых мозаиках: в левой руке Христос держит сферу – символ безграничной власти, правую поднимает для благословения. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.

Во время войны императора Максимилиана с Венецией, в 1507 году, Тициан, по его собственному свидетельству, пишет для церкви Сан Марчилиано образ архангела Рафаила, на картине присутствуют Товий с собакой, а на фоне, в маленькой рощице далекого пейзажа, обращается с молитвой к небесам Иоанн Креститель. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником.

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Немногое сохранилось от этой внушительной декорации, восторженно встреченной современниками: в галерее Франкетти в Ка дОро в Венеции находятся разрозненные части «Обнаженной» Джорджоне и пять фрагментов исполненных рукой Тициана. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. От его фигуры, закутанной в меховой плащ, скромного черного колета, печального взгляда веет отрешенностью и одиночеством. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.

Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро».

Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Новаторство произведения – в его живописном строе.

Франциска. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Он был буквально завален заказами, главным образом, от частных лиц, на картины небольшого формата на евангельские темы, аллегорические и мифологические композиции, портреты.

1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. В регистре умерших, сохранившемся в приходе Сан Канчано в Венеции, где Тициан окончил свои дни 27 августа 1576 года, действительно указывается, что он «умер в возрасте ста трех лет»: отсюда заключалось, что художник родился в 1473 году.

1554) из музея Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и «Даная» (1564) из Художественно-исторического музея в Вене, четвертая «Даная» (1553-1554) находится в музее Прадо в Мадриде. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Как в этом, так и в других произведениях, относящихся к началу деятельности Тициана, очевиден его интерес к творчеству многочисленных художников, «приехавших из западных стран» и работавших в то время в Венеции.

Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. У Тициана нагота возвышенна и благородна. Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие.

Благодаря дяде, заметившему у мальчика талант будущего живописца, Тициан попал в обучение к Джан Беллино – знаменитому на то время художнику, у которого принялся изучать рисунок, обнаружив в процессе обучения превосходный вкус, природную одаренность и недюжинный талант. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».

Ассунта Тициана полна героического пафоса. А править стал Диктис. «Оплакивание Христа» из галереи Академии в Венеции предназначалось для капеллы Христа в церкви Фрари (благодаря этому Тициан надеялся получить разрешение быть там погребенным). Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Вазари упоминал в этой связи картину «Бегство в Египет», которую Тициан исполнил для Андреа Лоредана (ныне ее отождествляют с полотном, находящимся в Санкт-Петербургском Эрмитаже). Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).

Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Этот способ разумен, красив и поразителен.

То, что набросок позволяет предварительно составить композицию, оценить сочетание разных составляющих будущей картины, посмотреть, как из частей будет складываться целое, Тициан не учитывал. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.

Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем.