Картины Александра Бенуа

В 1905 годуБенуа выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа. Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики. Широкую известность получила «Азбука вкартинках Александра Бенуа». Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой.

Галерея: картины, эскизы, портреты, декорации

И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Из письма художника к Ф. Ф. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – Русские сезоны. Леонтий Николаевич был женат на немке Екатерине Андреевне Гроппе (Анне Катерине Конкордии Августе). В последние годы работал над обстоятельными мемуарами. Давид Бурлюк вманифесте «Галдящие бенуа иНовое Русское Национальное Искусство» даже противопоставляет Репина иБенуа, заявляя, что Репин ругает иненавидит искренне, аБенуа пытается «пристроиться ипохвалить» исподтишка втаптывая вгрязь.

В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Бенуа вдруг обнаруживает, что нетакая ужэто «мазня», зачто многократно упомянут вманифесте Бурлюка супреками взмеином коварстве.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Основные работы художника: Прогулка короля (1906), Фантазия на Версальскую тему (1906), Итальянская комедия (1906) иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А. С. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Кладбище»

Описание картины Александра Бенуа «Кладбище»

Хотелось «объединить ипомирить» всех. Бенуа уже в апреле 1923 года. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом.

К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Бенуа заэто время написал «Историю русской живописи вXIX веке». Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург).

В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. В центр его интересов попадают, наконец, не памятники старинного искусства, не вещи и костюмы, а люди.

Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Парад при Павле

Описание картины Александра Бенуа «Парад при Павле »

Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Его работы начали выставляться уже в 1874 году, когда художнику было 22 года.

Александр Бенуа (1870-1960). Бенуа стал задумываться об эмиграции. Причем делать это так, что окружающим хотелось быть рядом, участвовать и«окружать». Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 1902) и в статьях начала 1900-х гг.

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже – "Русские сезоны".

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Летний сад при

Описание картины Александра Бенуа «Летний сад при Петре Первом»

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова». Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен и его надо беречь.

Отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.

Именно там им были написаны «Версальские серии». В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство.

Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Оказалось, что унего есть талант, далеко невсегда совмещаемый сталантом живописным: Александр Бенуа очень хорошо умел «поговорить обэтом».

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.

В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Но даже с большевиками А. Н. Этот лишенный специального термина элемент мы и обозначили словом пейзаж. Александр Бенуа вспоминает, как «с фантастической быстротой, вперегонки со сменяющейся на глазах восхитительной картиной и без малейшей осечки ложились краски на бумагу». В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».

В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого. Таким образом ибыл организован «кружок Бенуа», вкоторый вошли люди, вбудущем оказавшие немалое влияние нароссийское искусство, втом числе художник Леон Бакст. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Пейзажи Бенуа напоминают исторические декорации, стилизованные под искусство эпохи абсолютизма. В 1898 году вместе с С. П. Молодые люди не могли смириться с теми вкусами, которые царили в обществе: по сути «Мир искусства» явился реакцией на антиэстетизм народнического сознания. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века». Если поначалу вееадрес онотпускает язвительные, преисполненные сарказма шуточки, товпоследствии признается, что «неучить нужно Гончарову, аунее учиться».

Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). В некоторых записях явно прослеживается нежелание встреч со своими прежними знакомыми и соотечественниками. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны». «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства.

А никому не хотелось попасть «на клык» тайным следователям. Вот таким образом все со страхом прогуливались по великолепному петровскому парку – Летнему саду. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Они составляют едва ли не половину его наследия.

Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Совершал длительные заграничные поездки. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Картины, описание 
картин — Бенуа, 
Александр Николаевич

Картины, описание картин — Бенуа, Александр Николаевич

Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: Франция эпохи короля-солнца и Петербург XVIII начала XIX в., будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для Мира искусства. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. В 1898 году вместе с С. П. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы.

Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства.

Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. А младший брат Александр проживет еще 30 лет и будет похоронен на парижском кладбище Батиньоль – всего в нескольких метрах от могилы своего старого друга по «Миру искусства» Леона Бакста, похороненного здесь же в 1924-м. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е.

Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. В семье было восемнадцать (. ) детей. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

– NT) сообщил, что только что побывал там П. М. Он с гордостью потом вспоминал: «Продал на выставке «Blanc et Noir» («Белое и черное» – фр., III Выставка рисунков, устроенная Обществом русских акварелистов, СПб, 1895. Все начиналось с дружеских, почти семейных посиделок. С самого начала творческой деятельности Бенуа выступал как художественный критик и историк искусства. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы.

Русский музей). Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). «От этих. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной.

Бенуа Александр 
– биография и картины 
художника в жанре

Бенуа Александр – биография и картины художника в жанре Ар Нуво –

В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства.

Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». В эти же годы принимает участие в оформлении Русских сезонов, организованных Дягилевым С. П. Шаляпина и З. Е. Но политика сама постоянно вторгалась в жизнь человека, который не имел ни определённых политических убеждений, ни желания вставать в открытую оппозицию какой бы то ни было власти.

  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • История гениального художника Александра Бенуа
  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография
  • Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  • Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)

Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

А точнее, что-то вроде наказания. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. «Дело вообще невисканиях нового, австроительстве изтого, что найдено», — так онформулирует один изсвоих принципов. Русский музей стр. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос.

  • Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
  • Акварельный мир искусства Александра Бенуа
  • Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906
  • Александр Бенуа – хранитель русской культуры
  • Публицистика Бенуа: книги, статьи, письма
  • Литературно-исторические заметки юного техника
  • Картины БЕНУА Александр Николаевич

Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. Бенуа, Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, художник, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги.

Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.

Он не мог иначе. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру.

  • Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
  • Александр Бенуа: краткая биография и творчество
  • Все Картины Александр Бенуа по алфавиту
  • «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»

Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А. С. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912).

Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.

  • «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  • Александр Бенуа вкомиссии Горького
  • Эстетические взгляды «Мира искусства»
  • Иллюстрация к поэме Пушкина «Медный всадник» работы Александра Бенуа
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Западноевропейская и антикварная живопись

Точнее было бы сказать, что А. Н. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Опять-таки идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного передвижнической окраски. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.

Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства.

  1. Декоративно-прикладное искусство
  2. Музыкальные пиктограммы Виктора Херца
  3. Картины в заранее подобранных рамах
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Картины Бенуа (живопись), творчество и работы художника Александра Бенуа
  6. Бенуа Александр Николаевич Картины биография

В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. Они составляют едва ли не половину его наследия. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Всемье царил культ искусств.

Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Художник умел ценить величие искусства прошлого. Но и здесь перед А. Н.

  • Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность
  • Архитектура и дизайн интерьера строений древней Руси
  • Интерьеры ванных комнат с использованием продукции
  • Профессиональный фотограф и семантика объектов

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Ей недостает именно историзма. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Сегодня, в XXI веке, больше известны фамилии Бенуа-Лансере-Серебряковых – в первую очередь это Александр Бенуа, Евгений Лансере и Зинаида Серебрякова, хотя среди Серебряковых следовало бы назвать и Александра с Екатериной (она скончалась всего два года назад). К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Художник работал над ними в течение всей своей жизни.

Сестра Екатерина вышла замуж заскульптора Евгения Лансере. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Более всего ему нравилось писать солнечные закаты. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.

Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. В1904 году попричине разногласий издание закрылось.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Особо стоит отметить кардинальную смену отношения Бенуа ктворчеству Натальи Гончаровой. Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия Последние прогулки Людовика XIV, 1897 — 98 Версальская серия, 1905 — 06). Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику».

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.

Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Наиболее заметный творческий след в истории оставили потомки четвертого сына Луи Жюля – архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813 – 1898).

Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы.

Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905), камерным Версалем и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины.

Их обычно связывают лишь с именем С. П. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым.

Оба художники. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Александр Бенуа был одарен исключительной музыкальностью, обладал редкой зрительной памятью. По мнению Бенуа, только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. И вот тогда уже став императором российским Пётр Первый издал указ, что «ежели кто совершать променад вечерний не будет, то с тем будет говорено в Тайной канцелярии».

Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность. Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.

У Николая Бенуа было девять детей: три девочки и шесть мальчиков. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.

Именно там им были написаны «Версальские серии». В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история.

Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне).

К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Нам скажут еще, что было бы правильнее и проще изменить самое заглавие первой части. Не исключено, что А. Н. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала «Мир искусства» и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.

В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Выступает как критик и историк искусства. Но параллельно у него проявилась любовь к акварели, которая почти перешла в страсть.

С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке».

Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. Коллекционируя народные игрушки, пишет статью «Игрушки» для журнала «Аполлон», выпускает «Азбуку в картинках», разрабатывая в ней фольклорные мотивы, встает у начала выпуска рисованных почтовых карточек для благотворительной организации «Община святой Евгении».

В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. А. В. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Художник умел ценить величие искусства прошлого.

В 28 лет Альберт стал членом-учредителем Кружка (позднее – Общества) русских акварелистов, а позднее – первым председателем правления этого Общества, удостоенного чести называться Императорским. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Александр Бенуа был женат. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.

Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Не привыкли местные дворяне к променаду.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры.

Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Первый балет (либретто, декорации и костюмы) Павильон Армиды Н. Н. Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г. Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С. Дягилева Русские сезоны, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга.

В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой семейной заразы, что я не мог не интересоваться искусством раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. Альберт Бенуа рисовал «по-мокрому», это требовало особого расчета: пока подсыхала одна часть картины, надо было успеть набросать следующую, а потом вновь вернуться к просохшей, чтобы прописать детали.

И мелкие карлы, лилипуты-шуты, тоже вместе со свитой прогуливалась. Подробнее о проекте.

Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Дягилева, забывая, что именно А. Н. В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере.

Серебряковой. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры.

Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Почувствовав это, А. Н. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Для балета И. Стравинского Петрушка (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А.

Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Это надо сказать было хуже каторги. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.

В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия». Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Старший брат Александра Альберт был акварелистом, другой брат, Леонтий— архитектором. Основное направление книги— сохранение традиций русского искусства. Бенуа14.

С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного княгиней M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге. В 1897 году, возвратившись из Франции, создает серию акварелей Последние прогулки Людовика XIV, которая принесла ему известность как художнику. С именем Бенуасвязано возникновение в 1898 г. объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

(1903) и другие. Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского Петрушка (1911). В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8.

Будучи запойным книгочеем, создает многочисленные иллюстрации к книгам, начиная с пушкинского «Медного всадника». Александр Бенуа был женат.

Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Посещать Академию художеств онбросил, нопри этом по-настоящему увлекся искусством. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Они организовали кружок любителей искусства.

Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Он и до сих пор остался прежним любимцем у питерцев.

Постоянно путешествуя по Европе, работая во Франции, Александр Бенуа стал идеологом художественного объединения «Мир искусства», вокруг которого собрались все молодые и талантливые художники начала XX века, заманившие к себе и мастеров старшего поколения: Леон Бакст, Иван Билибин, Виктор Васнецов, Евгений Лансере, Исаак Левитан, Филипп Малявин, Михаил Нестеров, Константин Сомов и даже Валентин Серов. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Представитель русского модерна.

К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.

Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). Оба преподавали вАкадемии художеств. Это позднее оннебудет щадить представителей «нового искусства». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги.

Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Это поддерживалось и выпуском одноименного журнала. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. Они организовали кружок любителей искусства. Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику».

Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства. Его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Первым председателем его стал Николай Рерих. Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

В1910 году вПетербурге Александр Бенуа организует общество «Мир искусства». А. Н. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. Шаляпина и З. Е. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко.

Много работал в книжной графике. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. «Многие даровитые художники стыдились своих реалистических замашек, пряча отпосторонних глаз простые, здоровые этюды ивыставляя только опыты кубических деформаций натуры, газетных этикетных наклеек итому подобный вздор», — пишет обэтом периоде Бенуа. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины.

Вотличие отжурнала, общество «Мир искусства» неотгораживается отфакта существования новых течений имолодых художников: навыставках представлены картины Гончаровой и Ларионова, Лентулова и Сарьяна, Петрова-Водкина и Кончаловского. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. А выходит на променад приходилось всей семьёй, как и на «масшкерады» или ассамблеи. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.

Александр Бенуа родился всемье русского дворянина французского происхождения Николая Бенуа (главный архитектор Петергофа) идочери итальянского архитектора Альберта Кавоса Камиллы. В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос).

Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. В1898 году «кружок Бенуа» выпустил первый номер журнала «Мир искусства». – NT), устроенной В. В. Это издание вышло в1902 году ивызвало живейший инеоднозначный интерес современников.

В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления». Большинство иллюстраций в данном издании это именно те картины которые Бенуа использовал в своей работе, только цветные, таким образом чёрно-белые иллюстрации из первоисточника заменены цветными.

К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Детство будущего художника прошло в Петербурге. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.

Главной чертой характера Бенуа все его биографы и современники называют всепоглощающую любовь к искусству. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Выставку работ двух его сыновей и представляет в ЦДХ галерея «Кабинетъ» при поддержке столичного департамента культуры.