Картины Бориса Кустодиева

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью. Такую ярмарку и изобразил на своей картине Борис Кустодиев.

На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.

Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева

Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования.

Давая советы своему сыну, К. Б. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.

Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Она изломанная, светится красным, желтым и зеленым. Он оставлял место для наития.

— не просто натура, «вставленная» в холст. В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет.

Художник Кустодиев 
– биография и описание 
картин

Художник Кустодиев – биография и описание картин

Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Художник учился у самого Репина, даже написал в соавторстве с ним «Торжественное заседание Государственного Совета», но потом тяжело заболел. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления.

Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский.

Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках.

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.

Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было.

И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». М. Г. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.

Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Бесследно исчез некогда известный по выставкам и воспроизведениям в печати самый гармоничный интерьер художника Мой дом. Борис Кустодиев был одним из самых ярких и оригинальных представителей русской живописи.

Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Я. Билибин, 1901). Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши.

Борис Кустодиев 
– биография, фото, 
картины, личная

Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника

Это и есть простой деревенский уклад, который несет в себе атмосферу праздника. Хирург, посмотрев на жену художника, предупредил, что может парализовать или руки или ноги. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта.

Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Что это за город. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал».

Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. М. Г. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. А потом была операция на спинном мозге. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств.

Описание картины 
Бориса Кустодиева 
«Ярмарка»

Описание картины Бориса Кустодиева «Ярмарка»

«Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Работа была заказной. Предмет интересует его в меру своей характерности. Зашел с мороза прямо в шубе.

Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта.

Художник Борис Кустодиев: 
картины и творчество

Художник Борис Кустодиев: картины и творчество

Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом.

В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Внимательно присмотревшись и сложив все компоненты «Грозы» воедино, вы начинаете догадываться, что это свернулась ярмарка – еще один любимый момент творчества Кустодиева. Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет). Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты.

Краткое описание 
картин Масленица 
Бориса Кустодиева

Краткое описание картин Масленица Бориса Кустодиева

Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.

Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года.

Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Парадокс. Теперь он рисовал портрет провинциального города. Чертовски трудно.

В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

  • Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
  • Муки и радости Бориса Кустодиева – художника, который писал жизнеутверждающие полотна прикованный к кровати
  • Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  • Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  • Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева
  • Бориса Кустодиева представили как фотографа

Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Его появление, подобное сигналу, который передается по цепи, вызывает различную реакцию действующих лиц картины.

Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Отца своего он почти совсем не помнил. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету.

Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать.

  1. Художник Борис Кустодиев: основные вехи творческой биографии
  2. Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
  3. Кустодиев Борис Михайлович (Россия, 1878-1927)
  4. Книжная графика Бориса Кустодиева
  5. Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)

И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Место действия перестает быть фоном. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия.

Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.

Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства. Колористика картины – это насыщенный синий, так любимый художником цвет. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности.

  • Все Картины Борис Кустодиев по алфавиту
  • «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Семья художника в живописных образах
  • Самое интересное в виде мозаики
  • В Хабаровском крае вывезли из леса детали пропавшего в 1940-х самолета
  • Картины Бориса Михайловича Кустодиева

Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Только щеки да нос краснеют». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Как рассказывает В. В.

Это вполне понятно. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. К этому времени у них уже родился сын.

  1. Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
  2. О жизни и творчестве выдающихся художников
  3. Борис Кустодиев: краткая биография, этапы творческого возмужания
  4. Портреты Кустодиева: особенность жанра
  5. Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы

Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.

Он не просто рисует лошадей, он тщательно прописывает все детали сбруи. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Картина эта, к сожалению, завершена не была.

Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Его имя можно поставить в один ряд с творчеством Серова, Левитана, Саврасова или Репина. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Это только те персонажи, которые сразу бросаются в глаза.

  1. ПЫШНОТЕЛЫЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА
  2. Сайт о жизни и творчестве художника
  3. Записки переводчика с Андреем Десницким
  4. Картина Кустодиева«Большевик»: трактовка и описание

Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Кустодиев. Искусство требует всей жизни. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.

Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий. Эстетика характерного позволяет превращать некрасоту, встречающуюся в жизни, в красоту-искусства. Он не просто показывает фигуры купальщиц, а прорисовывает их платья в горошек. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко.

Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Синтетичность воспоминаний основывается на отвлечении от многих несущественных признаков конкретного. Главный герой всех полотен – это традиционная обыденная жизнь и «Гроза» не стала исключением. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.

«Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922).

Картины — Кустодиев, 
Борис Михайлович

Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Возможно. Гротеск здесь проявляется в чистом виде. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.

Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926).

Терем (1910) с фигурами жены и детей. А может быть именно вот таким образом и стоило. Воинов, художник действительно «часто видел во сне, будто перед ним его собственная картина, но лица, на ней изображенные, оставаясь в тех же малых размерах, движутся, живут.

же время живут». Передача «плоти» вещей мало занимает живописца. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую сказку о провинциальной русской жизни. Заплаканная женщина просила отставить «рабочие» руки мужа, ведь художнику они нужнее всего. Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами. Вместе с семьей отправляется в Париж.

Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Причем, Кустодиев начал писать картины после того, как побывал на выставке передвижников. Иначе и не могло быть.

У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков.

Первоначально делались портреты отдельных лиц 151 пастелью и маслом, которые затем художник предполагал перенести на большое полотно. Дальше – окна ярко-желтых домов, обоз с мешками и несколько торговых лотков. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией.

Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.

А шуба. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Какова шуба на нем.

Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату.

Но бодрость не покидала его. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.

В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. К 1912 году замысел портрета уточнился. Женщина бежит с лукошком через речку, семейство катается на лошадях, девушка стирает белье, а молодая пара под деревом кокетничает друг с другом. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. О Кустодиеве много и охотно писали как профессиональные искусствоведы, так и литераторы, писатели1. Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. В больнице ему запрещали всякую работу с кистями и красками, а Кустодиев ухитрился раздобыть «альбомчик» и карандаши, чтобы рисовать эскизы тех людей, что были с ними рядом или традиционные моменты русской жизни.

Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Вот кого рисовать-то. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. (Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина).

Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей.

С формой же предмета — будь то машина, человек, животное — распоряжаться так свободно, как с цветом, нельзя». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. «Рассказ, — пишет В. В. Это, скорее всего, граничит с началом творчества Кустодиева как художника-портретиста.

Он жил в состоянии радостного возбуждения. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Основные принципы сюжетного построения наиболее характерных картин передвижников разработаны в русской живописи еще П. Федотовым. И. Шаляпин».

Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы.

К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915). Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном.

Будто впервые. 3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.

Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. и т. п.

Как бы размагниченный, сделанный непослушной рукой, он мог появиться во время лечения Кустодиева в Лейзене. 31 января 1918 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский созвал Комиссию по изданию русских классиков, чтобы обсудить вопрос об оформлении однотомника Н. А. Некрасова, которым литературноиздательский отдел собирался открыть свою издательскую деятельность. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Это собирательный образ России.

Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924). Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах.

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.