Красавица Кустодиева

Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся. Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. «красавица» — одна из самых известных картин великого русского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927).

7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа. Уже прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» с того самого эскиза. Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев неоднократно повторял в разных вариантах – это была одна из его любимых работ.

Лицо красавицы таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, цикла). Но наряду с прославлением красоты ощутима во всех вариантах Красавицы Кустодиева и ирония. Кустодиева часто называют русским Рубенсом, авыражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло вобиход ивучебники, вместе срепродукциями его «купчих». Пронизанную почти бесстыжей чувственностью «Красавицу» Кустодиев позже неоднократно повторял в разных вариантах — это была одна из его любимых работ.

Уже прикованный кинвалидному креслу, Кустодиев нарисовал ещё несколько «Красавиц» стого самого эскиза. Когда в 1915 году на выставках появилась кустодиевская «Красавица», других художников до обмороков бесило то, что именно перед этим полотном зрители собираются толпами и подолгу не расходятся. Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». 7марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место вмировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных впарчу инфант Веласкеса иочаровательных паpижанок Ренуаpа.

Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры. Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году.

Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева

В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.

Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. По воспоминаниям дочери художника «основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». Но основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы». По словам сына, «в начале августа он Кустодиев закончил Красавицу. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Народный идеал красоты: 
пышнотелые русские 
красавицы на картинах

Народный идеал красоты: пышнотелые русские красавицы на картинах Бориса Кустодиева

А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Учился в Высшем. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А позади него виднеется пожилая купеческая пара.

Четвертый вариант «Красавицы» Кустодиев написал по просьбе Федора Шаляпина. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243.

Она стыдливо прикрывает свою грудь, при этом, оставив полностью нагим всё тело. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Для меня главное в картине — цвет. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника.

Пышнотелые русские 
красавицы Бориса 
Кустодиева

Пышнотелые русские красавицы Бориса Кустодиева

Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра.

Будто впервые. Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Только щеки да нос краснеют».

Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева, попавшая в частную коллекцию. Мастер создал несколько композиционных вариантов этой картины, неоднократно повторял своих «Красавиц».

Сочные красавицы 
Кустодиева и то, 
что вы о нем не

Сочные красавицы Кустодиева и то, что вы о нем не знали

Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Златоволосая, дородная красавица любуется на новую шаль, а рядом стоит прислуга, которая держит меховой палантин.

Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Не осязание натуры, а реализация мечты – вот в чем смысл живописи Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Однако не только прирождённый талант сделали Кустодиева величайшим мастером русской живописи, но также желание постоянно работать и совершенствоваться, всегда быть оригинальным и превосходить других художников по уровню мастерства. Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез ее с собой в Париж, в эмиграцию. Работал в плакате и в книжной графике.

Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Данная «красавица» – не исключение. Это мечта, это греза. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы.

  • ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ БОРИСА КУСТОДИЕВА
  • «Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте
  • Описание картины Бориса Кустодиева «Красавица»
  • История одной картины из Тульского музея
  • Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)

Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. » И шагу пешком не делала. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Вторая (объективная) – война, разрушившая единое художественное пространство.

Художники оказались отрезанными друг от друга и вот таким образом обращение к старым мастерам (в Красавице можно услышать эхо венецианцев эпохи Возрождения и Рубенса) в этих условиях выглядело концептуальным актом. – голубоглазая фея. «На возвратном пути придете, не выпущу. иногда и называют «русским Рубенсом».

  • Вчера был день рождения Кустодиева
  • Сочинение по картине Кустодиева «Красавица»
  • Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Народное представление о красоте
  • Сайт о жизни и творчестве художника
  • КРАСАВИЦЫ, МАСЛЕНИЦА, РЕВОЛЮЦИЯ

В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Кустодиев Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Кустодиевский образ явно гиперболичен. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа.

Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. В Третьяковской галерее имеются две одноименные картины — 1915 года и вариант 1921 года.

С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными. Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги.

Истинно русская женщина. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Вариант 1918 года находится в Тульском музее изобразительных искусств. Кустодиев увидел ее в своей душе, привязал к середине XIX века, к какому-то незнакомому городу (чтобы не обвинили в придумывании) и заставил современников и потомков влюбиться в этот образ, полный здоровой силы, стати и грации. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455.

Народный идеал приобрел в произведениях Кустодиева особую монументальность, его купчихи – своеобразные богини, олицетворяющие народные представления о счастье, сытости и достатке. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Затащил мужика с базара — и писал при народе. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. Автор изобразил его безмятежным и лукавым. В картине каждая деталь – метафора, все служит иллюстрацией народных представлений о женской красоте – пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком». Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

  1. Об авторах Рекомендуем Все статьи
  2. Молодая купчиха вклетчатом платочке, 1919
  3. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  4. Общееколичествопросмотровстраницы
  5. Работа сайта временно приостановлена

«Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Девушка совершенно спокойно взирает на то, как воспринимает её зритель. В красавице нет никакого резкого декадентского излома, несмотря на неестественно согнутую в локте руку, которой она опирается на перину наоборот, в несколько неуклюжей позе красавицы, слегка откинувшейся назад, в сочетании с крохотными ступнями, которыми она ступает на мягкий пуфик, можно увидеть странную грацию и неповторимую прелесть целомудренной чистоты. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества.

Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина.

ПЫШНОТЕЛЫЕ РУССКИЕ 
КРАСАВИЦЫ БОРИСА 
КУСТОДИЕВА

Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения.

Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215.

Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Эстеты усмехаются: Ну разве же это красота. Работал в плакате и в книжной графике. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию.

Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов). А композиция картины, ее организация открытого пространства напоминают знаменитое произведение Охотники на снегу нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, чье творчество особенно ценил Кустодиев. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз. » Мы отказываемся и ее уговариваем не распускаться. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.

Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность.

ничем не подчеркивает грубой телесности. В действительности красота бывает разной. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Примерка будет продолжаться.

Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Зашел с мороза прямо в шубе. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.

Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Многие героини Кустодиева имеют загадочное и слегка странноватое выражение лица.

Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Кустодиев неоднократно повторял сюжет картины, считая её, по-видимому, своего рода программной работой и итогом исканий своего стиля в творчестве.

Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Учился в Высшем. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью.

Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

Какова шуба на нем. «Красавица» (1915) по своим художественным принципам очень самобытна. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов).

Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант. А шуба. Столь же дивна сказочно-узорная обстановка, ее окружающая. Он обращается к редкому в истории русского искусства жанру обнаженной натуры.

— заливалась она грудным своим смехом. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Это сон о небывалой России. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской. Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку.

С остановившейся полуулыбкой она смотрит свято и невинно ничем не омраченным взором. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года.

Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы». Все на извозчиках». Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. В искусстве Кустодиева восхищение и ирония тонко балансируют на чашах весов. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».

В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.

На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Однако во многих его жанровых полотнах на тему купечества народный, русский идеал женской красоты приобретал особую монументальность в гиперболизированных формах, сочетавшую в себе одновременно восхищение иронию и гротеск, современность и прошлое, реальность и вымысел453. Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Оглядка на прошлое – в данном случае – мотивировалась и еще двумя вещами.

Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами— красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Несмотря на это, пышнотелая «Красавица» для Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович Русский художник, график и театральный художник. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности.

Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.

Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Фаине картина не понравилась, уж очень толстой показалась она себе самой. Работал в плакате и в книжной графике. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Картина «Красавица» была написана в 1915 году. Однако тяжёлое положение не сломило художника. Силой таланта пестрые краски натуры преображены в новые, чарующие гармонии. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. – вдруг действительно спасет мир.

По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. «Красавица» вскоре была выставлена в Петрограде на выставке «Мир искусства». Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. Художник воспринимает красавицу, как диво-дивное. Гармоничный контекст, образуемый красочным интерьером, однозначно диктуется ее образом (опосредованно действуя и в обратном направлении, уточняя и проясняя некоторые черты характера красавицы). А чем же хуже «кустодиевские женщины».

Она, не стесняясь своих форм, наглядно их демонстрирует. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Еще ценилась толстая, в руку, коса.

На этот раз он пригласил талантливую исполнительницу чеховских пьес, одну из ведущих актрис, приму Московского Художественного театра Фаину Шевченко131012. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Но народной мечте художник придал гиперболизированные формы. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62.

Ничем. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело.

Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. — Пить-есть надо. Кажется, что ничто не может разрушить величавое спокойствие героини картины, рядом с которой художник поместил ласкающегося кота. Пухленькая и мощная женщина только что проснулась и готова вставать с кровати. Купчихи Кустодиева— это своего рода богини, выразители народных представлений о счастье, сытости и достатке. Учился в Высшем. Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенными розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте – цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще-спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда.

«Красавица» — один из любимых персонажей Кустодиева. Работал в плакате и в книжной графике.

Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Искусство требует всей жизни.

Учился в Высшем. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Вот кого рисовать-то. Некий митрополит, увидевший обнажённую русскую красавицу, которую Кустодиев изобразил невероятно реалистично, рассказал, что буквально потерял голову и приписал силу воздействия полотна самому Дьяволу: «Видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою «Кpасавицу» ибо смутил он навек покой мой. Вспоминая П. А. Федотова, малых голландцев, которые его восхищали, он стремился, как и они, увлечь зрителя, заставить его остановить внимание на красноречивых деталях.

21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Впрочем, худеть она и не думала. Чертовски трудно. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.

Но главное действие еще лишь намечается — за фигурой артиста можно разглядеть афиши о его грядущих гастролях. «Девки, — кричит, — идите какао пить с пирожками. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Она смотрит на зрителя с загадочным выражением лица, нисколько не смущаясь своей наготы, с некоторой безмятежностью, но одновременно и сладостным ожиданием кого-то или чего-то. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине.

С 1909 года Кустодиев пользовался инвалидным креслом и на эти же годы и последующие приходится пик его творческой активности. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Все действие развертывается вокруг машины: на ней солдаты с красным знаменем окружены толпой радостно встречающего их народа. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Первая (личная) мотивировка – тяжелейшая болезнь художника, лишившая его внешних впечатлений. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012.

Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Купчихи и красавицы – это ноу-хау Кустодиева. Лицо красавицы таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого «цикла». «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой». Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.

Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие.

Его ярмарки, Масленицы и купчихи с новой силой воссияли так, что оставшуюся часть жизни оставалось лишь регулировать это волшебное сияние новыми повторениями и вариациями. Эстетство всегда отличается узостью. 5 апреля 1893 года в Воронеже). Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.

Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Правда, здесь нет ничего постыдного и кричащего, что могло бы вызвать отвращение. Полнота его красавицы, скорее идеальная, чем материальная.

Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. Красота античных статуй спорит с красотой византийского искусства, а прославление в искусстве готики умерщвленной плоти (сквозь которую ослепительно светит внутренняя красота) противоречит ренессансному культу опоэтизированной чувственности. Да, «кустодиевские женщины» именно такие.

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. У Кустодиева свой идеал. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины».

Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Это своеобразный пассеизм – как в формальной, так и в содержательной области (последнее вообще характерно для идеологии Мира искусства), – но преображенный явным гротеском и непременной иронией (легкая улыбка видится уже в названии этого шедевра – как, к слову и в названии написанной десятилетием спустя Русской Венеры, продолжающей, несомненно, традицию кустодиевских красавиц).

Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Тонко и изысканно написанная картина богата по фактуре, бесконечно интересна для глаза в том, как искусно переданы различные, наполняющие комнату материалы и самая большая драгоценность – тело женщины. Правда, подобных примеров в его творчестве больше не встретить, в последующие годы жизни художник вновь и вновь обращается к тем образам милой старины, с которых и начинался отсчет его творческой деятельности. Восторг перед плотской красотой этой купчихи, ее здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония сплетены здесь в один неразрывный узел. Тонко и изысканно написанная картина богата по фактуре, бесконечно интересна для глаза в том, как искусно переданы различные, наполняющие комнату материалы и самая большая драгоценность – тело женщины. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. Сине-зеленые в малиново-красных цветах обои, розовое атласное одеяло с кружевным пододеяльником, окованный с углов и расписанный яркими букетами сундук – это та фантастическая реальность, вне которой «красавицу» трудно представить.

«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Вся картина – это мечта о красоте, которая – как знать. Они просто иные. Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской.