Крестьянин С Уздечкой Крамской

Портрет Крестьянин с уздечкой является продолжением ряда картин Ивана Крамского, в которых художник изображает представителей простого народа. Картина Мина Моисеев, написанная И. Н. Крамским в 1882 году, являлась наброском к более масштабному полотну Крестьянин с уздечкой. Крамской изображает крестьянина с уздечкой по колена.

Картине Крестьянин с уздечкой из Киевского музея русского искусства свойственна та монументальность, которой отмечены лучшие из портретов Крамского.

«Крестьянин с уздечкой», Крамской — описание картины

Сильное впечатление производят натруженные могучие руки, опирающиеся на палку. Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова. Незабываем образ крестьянина с уздечкой. «Фомушка-сыч» В. Г. Перова может быть поставлен рядом с бессмертными образами мудреца Хоря и поэта Калиныча И. С. Тургенева.

Художник создает полный внутреннего достоинства образ русского мужика. В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Сочинение по картине И. Н. Крамского Крестьянин с уздечкой. И. Его коренастая фигура излучает здоровье и силу. Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц.

В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения.

Крестьянин с уздечкой 
 (Портрет Мины Моисеева)

Крестьянин с уздечкой (Портрет Мины Моисеева)

Картина Крамского буквально пронизана светом любви и нежности к русскому народу. Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр. Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора. Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876). Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты. Темный задний фон позволяет сконцентрировать внимание зрителя на персонаже портрета.

Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года). Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. Летний зной застал обитателей за обыденными занятиями: бабы несут воду или стирают белье, дети играют у сарая, мужики спят на солнце, представляя собой такой же элемент пейзажа, как повалившаяся на бок пятнистая свинья, брошенная прямо в траву борона или воткнутый у непросыхающей лужи плуг. Видно, что крестьянин знает множество сказок, притч, народных прибауток, даже в тяжелые моменты жизни он старается не унывать.

Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов. Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883). Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка. Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены. Рот его полуоткрыт, кажется, что веселый рассказчик замер на полуслове.

Описание картины 
«Крестьянин с уздечкой 
 (Портрет Мины Моисеева)»

Описание картины «Крестьянин с уздечкой (Портрет Мины Моисеева)»

Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам. Доброта скоро совсем исчезнет с планеты, так как люди разучились с добро относиться друг к другу. Первым в ряду этих портретов был портрет Полесовщика. Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации.

Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский. На одной висит уздечка, отчего рука еще больше напряглась и, кажется жилистее и сильнее. Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства. Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии.

Передвижники идругие: 
крестьяне врусской 
живописи

Передвижники идругие: крестьяне врусской живописи

Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества. Воздаянием за него служило согласие с установленными от века законами естественного бытия, которого лишены обитатели городов.

Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью. На темном фоне очень отчетливо и точно можно разглядеть все его черты. Они очень сильные и крепкие.

Видно, что крестьянин знает множество сказок, притч, народных прибауток, даже в тяжелые моменты жизни он старается не унывать. Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе. В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни.

Для нас он становится родным человеком, которого мы часто видим, выходя в магазин. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского. Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884).

Описание картины 
Крамского «Крестьянин 
с уздечкой»

Описание картины Крамского «Крестьянин с уздечкой»

В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела». В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин).

«Народный портрет», начало которому было положено еще в отечественной живописи XVIII века, в веке XIX получил такое распространение, что образовал особый жанр в портретном роде живописи. Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку).

Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему. Вот он стоит, этот «лесной человек», загорелый, сильный за спиной у него дубинка, глаза настороженные. В течение столетий изображение человека из народа в европейском и русском искусстве предполагало дистанцию между персонажем и зрителем, который неизменно сохранял свое привилегированное положение. Крепок и осанист старик, ни перед кем он не хочет гнуть спину. И неважно богат ты или беден, можно уважать и ценить бедного и ненавидеть богатого.

Но здесь важно, что Венецианов увековечивает своих тружеников в краткий момент отдыха, таким образом даруя им в глазах зрителя привилегию свободного человека – досуг. Эта дробно вспыхивающая, переливающаяся по форме глаза «бликоватость» оставляет впечатление неприятной пристальности и вместе с тем неуловимости ускользающего взора. Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864).

Сочинение по картине Крамского Крестьянин с уздечкой

Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии. Иногда эту работу называют по-иному – «Мужик с дубиной» или «Мужик в простреленной шапке». Лицо уже покрыто множеством морщин. Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. Крамской изображает крестьянина с уздечкой по колена.

Но если центральный образ картины – агитатор, привязанный к столбу и потому вызывающий ассоциации с бичуемым Христом, – оставался композиционно практически неизменным, то персонажи, виновные в его поимке, коренным образом трансформировались. Мудрость, благородство, спокойствие светятся в голубых, по-детски чистых глазах. В светлых и чистых, как у ребенка, глазах светится доброта, мудрость и спокойствие.

Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой. На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. Этот человек не просит сострадания, ему важно, что его ценят и любят.

Сочиненин по картине 
Крамского Крестьянин 
с уздечкой

Сочиненин по картине Крамского Крестьянин с уздечкой

Такой себе старичок-лесовичок. Глубоко посаженные глаза излучают жизненную мудрость, в них отсутствует робость. Крепок и осанист старик, ни перед кем он не хочет гнуть спину.

Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва. Руками он сжимает палку.

Другие картины Ивана 
Николаевича Крамского

Другие картины Ивана Николаевича Крамского

Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане. Первая оформилась в Венеции в XVI веке. Он сочувствует и сопереживает людям, на чью долю выпало немало страданий, но они сохранили свою силу и гордость, пройдя через множество испытаний. «Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин.

Рот его полуоткрыт, кажется, что веселый рассказчик замер на полуслове. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Однако бедность одежды не может смутить крестьянина – он привык и не к такому. Такой себе старичок-лесовичок.

Сочинение: Крестьянин-труженик 
— главный герой 
народного эпос

Сочинение: Крестьянин-труженик — главный герой народного эпос

Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации. И хотя со времен русского Просвещения, своеобразие которого определила антикрепостническая направленность, народный образ всегда нес в себе черты высокого идеала, в живописи 1870 – 1880-х годов появляется существенно новое качество, оно граничит с попыткой воспринять человека из народа «на равных», прямо и непредвзято. «Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом.

В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. И неважно богат ты или беден, можно уважать и ценить бедного и ненавидеть богатого.

Незабываем образ крестьянина с уздечкой. Однако бедность одежды не может смутить крестьянина – он привык и не к такому. Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Но тем самым мы видим, насколько еще он силен и духом и своими возможностями. Мудрость, благородство, спокойствие светятся в голубых, по-детски чистых глазах.

Уже в работах А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина личность человека из низших слоев общества становится мерилом этической и эстетической ценности, носителем по-новому понятого идеала труженика, «кормильца», воплощением вечного смысла бытия. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Русскому музею вернули 
Голову крестьянина

Русскому музею вернули Голову крестьянина

Картина Крамского буквально пронизана светом любви и нежности к русскому народу. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы. Художник изобразил крестьянина с приоткрытым ртом. Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев».

Лукаво поглядывают на нас из-под седых косматых бровей добрые глаза крестьянина. Художник изобразил крестьянина с приоткрытым ртом.

Этот человек не просит сострадания, ему важно, что его ценят и любят. Зритель смотрит на него словно немного снизу. Портрет показывает нам пожилого и измученного работой мужчину. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них.

Иван Крамской: последние 
новости

Иван Крамской: последние новости

Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. Глубокие морщины, словно борозды, пересекли его лицо. Лукаво поглядывают на нас из-под седых косматых бровей добрые глаза крестьянина. В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями).

Он уже старый человек, но тяжелый труд, нелегкая жизнь, бедность и голод не сломили его духа. Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Для нас он становится родным человеком, которого мы часто видим, выходя в магазин.

.