Кто Написал Картину Гибель Помпеи

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Его там просто нет. Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год. Россия торжествовала. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»45. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3641. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины98. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»165.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Его карьера была очень успешной. Судьба у этой картины изначально складывалась не просто. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Последний горячо поддержал идею художника и стал заказчиком этой работы. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.

При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени70 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года71). (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. У них было четыре дочери. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.

Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине.

Описание картины 
Ивана Айвазовского 
«Гибель Помпеи»

Описание картины Ивана Айвазовского «Гибель Помпеи»

Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Кто мог их раскидать. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество.

Это уникальный гороскоп, которого Вы не найдёте нигде больше. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать».

как красиво описать 
картину Гибель Помпеи 
 Айвазовский Иван

как красиво описать картину Гибель Помпеи Айвазовский Иван Константинович

В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Начиная работу над картиной, Карл Брюллов тщательно изучил исторические документы, связанные с извержением Везувия. Картину Брюллова помню с детства, очень переживала за малыша изображенного в центре картины- он остался без мамы, а все вокруг бегут, не замечая его. Анны 3-й степени.

В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Бесценный мрамор изделия золота, серебра и бронзы забирали на продажу. М-7267. Г-176)135. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным.

«Последний день 
Помпеи»: причина, 
почему Брюллов решил

«Последний день Помпеи»: причина, почему Брюллов решил написать картину о гибели итальянского города

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе69.

Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»103. Изначально эта группа выглядела чрезмерно растянутой, так что в окончательном решении художник изменил принцип её построения104.

Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ142 2) графический эскиз из ГРМ133 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)143 4) 1-й графический эскиз из ГТГ144 5) живописный эскиз из ГТГ145 6) графический эскиз из МИХМ146 7) 3-й графический эскиз из ГТГ147 8) живописный эскиз из ГРМ148. Он делает ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур. Художник несколько раз посещал оперу Пачини «Последний день Помпеи» и одевал своих натурщиков в костюмы героев этого спектакля.

Недавно произошло несколько незначительных обвалов в римском Колизее. «Художник, развившийся в Петербурге, — замечает А. И. Герцен под сильнейшим впечатлением картины, — избрал для кисти своей странный образ дикой, неразумной силы, губящей людей в «Помпее» — это вдохновение Петербурга Внутренняя связь эпизода из древней истории с гнетущим бытием современной николаевской России ощущалась слишком очевидно. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле.

Наброски картины 
«Гибель Помпеи»

Наброски картины «Гибель Помпеи»

У Геркулесовых ворот тела погибших лежали чуть ли не вповалку груз домашнего скарба, который они тащили, оказался для них непосильным. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. Критики дружно бранили Брюллова. Но когда же произойдет, если произойдет, конечно, новое извержения Везувия.

Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»154. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»11996.

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Вся опасность становилась ясной лишь постепенно. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». И абсолютно справедливо один из учеников мастера замечает: «Брюллову нужна была только великая идея и большой холст, остальное приложилось само собой». Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась.

Позже картина «Последний день Помпеи» удостоилась оглушительного успеха в Италии и, прежде чем прибыть в Россию, была выставлена в парижском Лувре, получив золотую медаль Салона. В то же время пыль, пепел и смог опадали на землю все активнее. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия.

Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Только к осени 1833 года работа была завершена54. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.

Описание картины 
Карла Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»105108. Неподалеку, в другом доме, события рокового дня прервали поминки.

И когда наконец люди поняли, что им угрожает, было уже слишком поздно. Перед этим в некоторых других домах Помпеи произошли незначительные обвалы и еще два древних «домуса» находятся в состоянии риска». Однако в целом ситуация с культурным наследием Италии остается не простой.

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

На данный момент, раскопаны только две трети Помпеи. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»120. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3696. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)80.

Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря 1799. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ97. И лишь немногим удалось спастись. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном Последний день Помпеи.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями". В этом заключалась философия и эстетика романтизма.

Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Хэмилтон отмечал, что с художественной точки зрения живопись Брюллова была безукоризненной, следы влияния Рафаэля, Пуссена и Давида были искусно смешаны со сценическими эффектами Верне, а своей огненной яркостью красок полотно превзошло произведения поздних представителей Болонской школы161.

Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. 24 августа начинался как самый обычный день в жизни Помпеи. Доминирующий цвет на картине – красный. На город опустились серные пары они заползали во все щели, проникали под повязки и платки, которыми люди прикрывали лица, – дышать становилось все труднее.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

Выйдя за город, мы останавливаемся. Всевластие слепого рока – излюбленная тема искусства романтизма.

Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Это действующий вулкан, расположенный в 15-ти километрах от Неаполя. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико28. Мы уже рассказали о том, как вода проникала в дома богатых горожан.

Гибель Помпеи – 
малоизвестные факты 
о трагедии древнего

Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города

Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»156. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы)— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»152. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. С восхищением о картине отзывались Вальтер Скотт, Александр Иванович Тургенев, Александр Сергеевич Пушкин и другие. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.

Репродукция картины 
Гибель Помпеи Ивана 
Айвазовского

Репродукция картины Гибель Помпеи Ивана Айвазовского

Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»83.

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»50. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»105108. Особое восхищение вызывали его морские пейзажи: Вид на венецианскую лагуну (1841), Неаполитанский залив (1841), Побережье в Амальфи (1841), Хаос. Строки его письма гласят, что тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах.

Так, в эти столетия в Помпеи был возведён огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова34. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа63 и другие.

В 1848 году Иван Константинович женился. В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Вспышки молний освещают лишь передний план. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3696.

Реставрация картины 
Последний день Помпеи

Реставрация картины Последний день Помпеи

Герцен сравнивал неотвратимые силы природы с деспотической российской властью тем самым, он видел в картине иносказание и метафору, которые, возможно и не входили в сознательные цели художника74. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)139140. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание.

Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н. В. Кукольника, 1836 скульптора И. П. Витали, 1837 баснописца И. А. Крылова, 1839 писателя и критика А. Н. Струговщикова, 1840 все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же). Однако позднее и туда проникали серные пары. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»84. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ73.

  1. Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
  2. Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
  3. История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
  4. Картина «Последний день Помпеи»: описание
  5. Последний день Помпеи: хроника событий
  6. Картина "Гибель Помпеи" Брюллова Карла Павловича
  7. Последний день Помпеи – математика и искусство

В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Древний город Помпеи, погибший в результате извержения Везувия в 79 году н. э. Теперь это трагическое происшествие постепенно вырисовывалось все яснее и сообщения о нем античных писателей облекались в плоть и кровь. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. Буквально видишь, как несколько десятков лет назад этот мастер плавно и нежно касался своей кистью поверхности холста, а через мгновение на нем появлялись величественные и эмоциональные образы.

  1. Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
  2. На стыке классицизма иромантизма
  3. Брюллов-театральный постановщик
  4. Памяти Помпеи: произведения искусства
  5. Общееколичествопросмотровстраницы
  6. Видео: Выставка к 195-летию Ивана Айвазовского в Ростове

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Правда, в последнем усилии мужчина, очевидно, сделал еще одну попытку подняться, но, одурманенный ядовитыми парами, медленно опустился на землю, перевернулся на спину и застыл. 3176).

Древнеримская трагедия, 
ставшая триумфом 
Карла Брюллова

15734, также из собрания Остроухова)131132. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»101. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах.

Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой61 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»62. Данное исследования было проведено Джузеппе Мастролоренци и Лючией Паппалардо, учеными из Обсерватории Везувия Национального института геофизики и вулканологии (INGV), а также биологами Пьерпаоло Петроне и Фабио Гуарино из Университета Неаполя «Федерико II».

За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. На картине вам не удастся найти главного героя. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях74. Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его. и А. Паччини, 1832, Третьяковская галерея).

Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». Какие муки должна была испытать эта собака, прежде чем околела. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)141. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Амфитеатры, храмы и театры этого города свидетельствуют о его былом великолепии.

Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках – свитки папируса, в мастерских – инструменты, в банях – стригилы (скребки).

Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»105108109. Ж-5081)136137. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Люди бессильны перед стихией. О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой.

Кто мог их раскидать. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.

Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид — детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)116. На стенах харчевен сохранились любовные стишки и прекрасные фрески.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»136. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»124.

В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. Оказалось это часть городской стены, но находке не придали значения. Но кому именно они молятся. Действующие лица были разбиты на отдельные группы, которые располагались с соблюдением равновесия, соответствуя друг другу по массе.

С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью64. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Извержение Везувия. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи».

Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из античной истории – извержение вулкана Везувий и крушение города Помпеи (II век до н. э. ). Вблизи вулкана слышался страшный грохот и происходили непрерывные подземные толчки, ощущавшиеся и в Мизено (примерно в 30 км от Помпеи), где находилась семья Плиния. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14.

Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Направь свой дух в верную сторону, в сторону знаний, мудрости и доброты к каждому. Здесь же, на полуразрушенных улицах в прошлом шумного города, рождается замысел «Последнего дня Помпеи». Разница между образами сыновей подчёркивает стремление Брюллова наделить каждого из персонажей полотна индивидуальностью. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими.

В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Реставрация заключалась в том, что Венере и Марсу были добавлены недостающие «конечности», что вызвало многочисленные протесты историков и реставраторов. Даже в заказных вещах (вроде портрета "Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини", около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Вместе с жителями на 1800 лет были похоронены их ценности. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.

Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Полотно, которое писатель увидел на выставке в Милане, стало одним из источников его творческого импульса, а христианские мотивы в романе, возможно, были связаны с образом священника изображённого Брюлловым76. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния.

Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас111.

Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове – с одного его конца до другого. Иначе однажды Помпеи действительно могут погибнуть навсегда. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея) в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Люди пытаются унести с собой самое дорогое: языческий жрец – треножник, христианин – кадило, художник – кисти.

По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »58. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4344. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.

С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.

Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)130. Народ неспешно занимался своими делами, обсуждая последние новости. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.

Коктебель 1853 г написанная на фоне заката и легендарной горы Кара-Даг, так как, Айвазовский много путешествовал и часто бывал в Италии покорившей художника своими красотами, одна из работ картина на фоне ясного вечернего неба с низкими кучевыми облаками в безветренную погоду Итальянский пейзаж 1858 г. Очень драматическая картина с кораблекрушением близ горных скал на фоне тучного неба с закатом Кораблекрушение у Афонской горы 1856 г. с более скромной по цвету палитре штормовое море с тонущим судном Буря на северном море 1865 г. И иногда художник обращался к библейским сюжетам, это демонстрирует картина Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям – движущуюся, стремительную, живую. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Именно в этом видна удивительная сущность неподражаемого художника Брюллова. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями.

Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»164. На днях в сицилийском городке Джела рухнул портал церкви XV века. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе.

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»60. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно.

Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины. Мать стремится укрыть детей. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»158.

По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини103, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)121122. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»64. 3175)131.

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»75. В историю русского искусства образ города навсегда вошел благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Но говоря о «Последнем дне Помпеи» как о произведении, стяжавшем художнику самую громкую славу, чаще всего не анализируют при этом путей, которые привели к возникновению этой картины.

Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя.

Казалось, что город скрылся с лица земли. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы.

Скульптор Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»4849. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года40: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Брюллов написал почти всё не так как полагалось. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.

Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня — Юлия Самойлова34. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»35 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины36. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Там коллекция была разграблена оккупантами, причем архив музея утрачен бесследно. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники85. Также здесь трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, которая часто позировала для художника.

Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»59. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины.

Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Новаторство Брюллова выражалось в смелости, с которой он взялся за сложнейшую задачу, состоявшую в передаче двойного освещения — от пламени вулкана и от вспышки молнии101. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными и он назвал картину "светлым воскресением живописи.

К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. О ней пишутся десятки статей, одна восторженней другой.

Например, разрушения Содома или египетские казни. За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ».

Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»150151. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. У него совсем не такая толпа, как на улице.

В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Яркое солнце заливало улицы города. Почему. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Пепел, плывущий по воздуху, при попадании в легкие превращался в цемент. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

После смерти Айвазовского «Гибель Помпеи» поступила в Феодосийскую картинную галерею вместе с другими работами, завещанными живописцем родному городу. В собрании Третьяковской галереи хранится эскиз исполненный маслом и итальянским карандашом на холсте, разграфлённом на квадраты (58 76см, 1827—1828 инв. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»111.

Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». Галерею решено было разместить в ее новом доме, который так и не построили. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников).

Что пережили эти люди – закованные, беспомощные, в те часы, когда кругом все гибло. Полотно предназначалось в подарок галерее сестры живописца. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа. Я твоя свободная воля.

1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)91. (1799—1852), русский художник. Под ударами заступа открывались картины гибели семей, ужасающие людские драмы. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»126. Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»166.

Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. У него совсем не такая толпа, как на улице. Те помпеяне, которые пытались спастись под крышей усыпальницы, пытаются выбраться обратно испуганные видом того, как рушатся от ударов стихии здания на противоположной стороне улицы.

ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

А в 1930 году между Феодосийской галереей и Ростовским музеем состоялся обмен: в Ростов переехала «Гибель Помпеи», а в Феодосию отправилась ранняя картина Айвазовского «Неаполитанский залив ночью». Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»46. Неподалёку от них стоит христианский священник. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»125. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Закрыт на реставрацию на длительное время дворец императора Нерона «Domus Aurea», где произошли уже серьезные обвалы. Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно.

Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Нет, не вообще их не было – не было в 79 г., во время извержения. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Тела погибших жителей города, закованные в окаменевший пепел, напоминают скорбные статуи. Итальянскими учеными было проведено исследование, согласно которому большинство жителей Помпеи, погибших при извержении вулкана Везувий от удушья из-за дыма и вулканического пепла, на самом деле сгорели заживо от высоких температур (300 градусов по Цельсию). Не менее восторженный прием встречает «Последний день Помпеи» и в России.

На каждом его полотне видна точная экспрессия, страсть, пылающая красота и нежность. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »57. Хотя последующие поколения художников связывали обычно брюлловское полотно исключительно с искусством Академии первой половины XIX века и многим оно представлялось высшим проявлением проповедовавшихся последней принципов, свести к этому значение «Последнего дня Помпеи» невозможно и неверно. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»120. А где, как ни в Италии этим заниматься. Жених уносит бесчувственную невесту. В то же время Айвазовский, как это часто бывает, оставляет своим персонажам надежду на спасение. В «Гибели Помпеи» это проявляется в образе отъезжающих с места страшной гибели кораблей.

При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »153. Он несет на голове самое дорогое – ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Он (К.

Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Обделяли их также и в материальных вопросах, касающихся прав на государственные земли. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Мы знакомы с этой историей в основном благодаря ее живописному воплощению на полотнах Карла Брюллова. Художник изобразил людей запертыми в городе, которые стремятся во что бы то ни стало спастись. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.

Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Возможно именно эта легкость и одухотворенность так подкупает очередного зрителя. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. Был найден скелет человека поистине геркулесовского сложения он также оказался не в силах защитить жену и четырнадцатилетнюю дочь, которые бежали впереди него: все трое так и остались лежать на дороге. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. И все же они не могут оставить друг друга. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв.

Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. «Гибель Помпеи» уцелела, но вернулась в музей сильно поврежденной. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского — об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»64. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»53. Большинству горожан удалось избежать смерти и покинуть город. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Более того, данный эффект укрепил «положение», в котором оказались жертвы в момент смерти.

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»10596.

Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. «Обрушение «домуса», где происходили тренировки гладиаторов и хранилось оружие, последовало в результате протечек из-за сильных дождей, – заявила на встрече с журналистами консультант ассоциации «Наша Италия» Мария Пия Гуэрманди. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»31. Художник стал собирать необходимые материалы, прежде чем приступить к написанию картины.

К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует». Например, разрушения Содома или египетские казни. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»155. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. За обильным пеплопадом полностью скрылось солнце и наступила кромешная тьма.

Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма.

Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. В одной из комнат были найдены скелеты женщины и собаки. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Девушка рядом несет светильник.

В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.

Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Работа над огромным (456х651 см) полотном заняла три года (1830-33). В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.

В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»114. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Итальянский полдень» великолепного художника.

Они заглушают его своею красотою»150. Эта картина не была памятником уходящему и отжившему художественному методу.

В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Слава художника росла, его картину сравнивали с творениями Рафаэля, Микеланджело и Тициана16. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. С другой стороны, характер подготовленности художника, стремление к решению общечеловеческой и отмеченной большим внутренним наполнением темы обусловили то, что едва ли не аналогичное посещению мертвого города впечатление производит на него постановка оперы современного итальянского композитора Д. Паччини «Последний день Помпеи», пользовавшаяся большим успехом у зрителей. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2930. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач».

В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.

24 августа, около 2 часов пополудни над Везувием начало быстро подниматься гигантское облако белого цвета с бурыми пятнами. Объединяющим началом этой группы, по мнению Раковой, является широкий и плавный жест матери, охватывающей дочерей своими крепкими руками. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью. В 1840 году отправился в Рим. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. В 1889 году он пишет полотно практически с аналогичным названием – «Гибель Помпеи».

«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. За Брюлловым утверждается, по выражению современника, слава «общеизвестного, торжествующего гения, всеми признанного и оцененного». При возможности его всегда можно посетить, дабы увидеть воочию «Гибель Помпеи» и некоторые другие шедевры Айвазовского.

Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень72. Погибшая женщина везла драгоценности, которые, никому не нужные, валяются теперь на мостовой. В художественном воздействии на зрителя оно от этого только выиграло. С утра ни что не предвещало о надвигающейся трагедии. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Посещал Неаполитанский музей, где находились поразительно живые отпечатки тел людей, засыпанных горячим пеплом.

Хотя первую прописку «Последнего дня Помпеи» в два тона Брюллов закончил в две недели, работа над картиной заняла в общей сложности целых десять лет, с 1824 по 1833 год. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Может быть их растащила собака, в которой под влиянием голода проснулась волчья природа.

В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »7980. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».

Путешествуй, открывай новые горизонты и сливайся с эхом планеты. Другого живописца — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.

По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»104. Результатом становится величественная картина-катастрофа (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского8687.

По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»51. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году.

Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»477. За век до этого древние зодчие Помпеи построили Большой театр на пять тысяч зрителей.

Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. В начале января 1836 года77 (по другим данным, в конце декабря 1835 года78) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев.

Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно6614. Особенно интересны картины Брюллова портретного содержания. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.

Весь город стекался дивиться ей»9. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Жених уносит бесчувственную невесту.

Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Но кому именно они молятся. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножия горы.

Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью. В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Внимательное исследование позволило восстановить разыгравшуюся здесь трагедию. Художник значительно повышает эффект присутствия, рассыпав по картине черные точки пепла, который оседает в воду. Хранится картина в Ростовском областном музее изобразительных искусств.

В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Самостоятельно научился играть на скрипке.

Пока не наступил последний день Помпеи жизнь в городе била кличем. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»5556. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Города Помпеи не стало всего за два дня — в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом.

Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину.