Кустодиев Купчиха За Чаем Описание

Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Купчиха за чаем, 1918, Кустодиев – описание картины

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Да и сам Кустодиев в 1923 году нарисовал еще одну похожую картину – «Купчиха, пьющая чай». Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).

Зашел с мороза прямо в шубе. Летом 1918 года Кустодиев приступил к воплощению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором художнику виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. На этот раз художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Этот мир был уничтожен вихрем революции с приходом к власти большевиков. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.

Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).

Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Впервые публика увидела «Купчиху» 13 апреля 1919 года на первой свободной выставке произведений искусства во Дворце искусств (такое название после революции получил Зимний дворец). Пышная, полная, сытая белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев.

Работ с изображениями заводских рабочих, матросов, бойцов Красной Армии было большинство. И это показательно. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Там тоже есть полная женщина, блюдце с чаем, самовар и арбуз. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы». Художник использует здесь принципы народной картинки – лубка изучая различные виды крестьянского искусства и, творчески переосмысливая их, он создает свой яркий и незабываемый стиль. Устроителем выставки выступил Фёдор Нотгафт, состоявший в 1919—1921 годах секретарём художественного отдела Дома искусств.

«Купчиха за чаем» 
картина Кустодиева

«Купчиха за чаем» картина Кустодиева

Приэтом жизнь самого Бориса Михайловича была далека отсозданного имобраза. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. А последними работами мастера стали иллюстрации к книгам о Ленине. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032.

Чаепитие стало традицией в русской семье с XVIII века. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

На этой картине художник уделил большое внимание мелким деталям: кот, лениво трущийся о плечо женщины, стол с угощением, нарядное переливающееся платье, балкон на заднем плане, где супружеская чета тоже пьёт чай, — всё это создаёт образ спокойной, благоустроенной жизни, прямо противоположной всему тому, что окружало художника в послереволюционные годы. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Вместе с тем, творчество Кустодиева более оптимистично, жизнерадостно и национально. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития. И такие молодцы проглядели революцию. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу.

История одного шедевра: 
«Купчиха за чаем» 
Кустодиева

История одного шедевра: «Купчиха за чаем» Кустодиева

Участвуя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.

Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».

Описание картины 
«Купчиха за чаем»

Описание картины «Купчиха за чаем»

Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». «Купчихой» оказалась баронесса Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани, в ту пору студентка медицинского факультета1021. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева: 
кем на самом деле

Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была Купчиха за чаем

Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. И пользовалась спросом публики. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу. Вместе с тем время и место действия сюжета картины с исторической точностью определить нельзя, но по костюмам героев можно судить, что это, возможно, 1840-е или 1850-е годы, как в Москве, так и в Калуге, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове или Ярославле, то есть в любом российском древнем городе, в котором жили купцы33. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.

Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Я. Билибин, 1901). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов.

Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»

Эта картина сейчас хранится в Нижегородском государственном музее. Учился у П. А.

Но тем живее работало воображение. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Кустодиев использовал всего лишь несколько цветов, все из которых собраны на овальной броши купчихи, как на палитре— фиолетовый, голубой, зелёный, жёлтый, красный. Аждухзахватывает, если представить изображенное наяву.

Савинского, И. Е. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Занимался также скульптурой. А шуба. В этом он находил свое спасение.

Дородная фигура красавицы, написанная плоскостно, в противовес объемной осязаемости сервировки стола, вырастает до символического иконного образа, а композиционный центр картины – пухлая рука с позолоченным блюдечком – уподобляется постаменту или рогу изобилия. Чем же была для Кустодиева данная работа. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйкиного лица26.

Загадка самой известной 
картины Кустодиева 
«Купчиха за чаем»

Загадка самой известной картины Кустодиева «Купчиха за чаем»

Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Но «Купчиха за чаем» занимала центральное место в одном из залов.

В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Всё это тщательно выписано художником, причём не иллюзорно, а необыкновенно вещно и осязаемо и одновременно нарочито упрощённо, в стиле, будто взятом с лавочных вывесок1130152639272831.

Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.

Хотя художнику для этой работы позировала студентка медицинского института Галина Адеркас, героиня представляет собой собирательный образ русской купчихи, символизируя целый пласт общества, безвозвратно ушедшего в прошлое. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Наталья, сестра Мордюковой, впоследствии рассказывала: «Она мне звонила из гримёрной Мосфильма— Ты знаешь Наташка, сделали такой грим Сейчас нас будут фотографировать на пробу.

Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Вот кого рисовать-то. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе.

Какова шуба на нем. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9.

Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром. Конечно, основной темой выставки стала революционная. Именно в ней и жили сюжеты и люди из того, уже ушедшего мира, не утратившего своего терпкого аромата9.

Сочинение по картине 
Кустодиева Купчиха 
за чаем

Сочинение по картине Кустодиева Купчиха за чаем

Но тем живее работало воображение. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.

Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Да вот только вместо широких просторов за спиной – холодная стена. Картина была написана в проблемный для России год. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьикартины вразные времена поворачивали товзащиту купеческого сибаритства, топротив, насамом деле, просто любил жизнь— сочные краски, вкусную еду, дородные формы.

Репина (1896-1903). В этом он находил свое спасение. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале.