Ломоносов Полтавская Баталия
Главным достижением мозаичной мастерской Михаила Ломоносовастало монументальное полотно «Полтавская баталия». Этот факт знают многие или почти многие люди, кто хоть немного в курсе о чем идет речь в вопросе про известную мозаику от Ломоносова, носящая название "Полтавская баталия". "полтавская баталия" (Фото 7) – последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова.
Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»
Ни для кого ни секрет, что Михаил Ломоносов был разносторонне одаренным человеком: ученым, писателем, поэтом историком и философом. В античной Греции её делали из гальки. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию». Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла известные итальянским мастерам, держались ими в секрете.
Счастливая случайность спасла Ломоносова от такой же печальной участи. Большой знаток творчества последнего, К. В. Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Ломоносова, отмечая, что представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. До того у него было казённое жильё в "Боновом доме" на Васильевском острове (между 1-ой и 2-ой линией), выделенное ему всё той же АН.
«Полтавская баталия» Михаила Ломоносова
Ломоносова, отмечая, что «представления о художественной ценности мозаичных работ (восхищение иллюзорностью имитацией масляной живописи) свидетельствуют, что в данном вопросе Штелин следовал вкусам своей эпохи и не мог быть беспристрастным арбитром. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова– образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова– придворного покровителя Ломоносова. Далее Я Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мезинец».
Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба. Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762г.
Пётр (с картины П. -П. В апреле 1764г. Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны – ". Затем подготавливают бумагу, разрезая ее на мелкие кусочки, каждый цвет отдельно.
Описание картины Ломоносова Полтовская баталия
Рубенса) 2. кусков стекла. Там была собрана "Полтавская баталия". Он совершает последний выезд на поле сражения в момент, когда исход битвы уже предрешен, но обстановка опасна для жизни царя.
Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. Панно является единственным мозаичным портретом Ломоносова, в котором ученый и художник изображен на фоне его знаменитой мозаики «Полтавская баталия». Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов.
В августе 1751 г Ломоносов решился представить императрице пробы мозаичных составов. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. Большой знаток творчества последнего, К. В.
Мозаичная композиция колоссальных размеров (4, 81 х 6, 44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. В то же время именно понимание особенностей мозаики позволяло М. В. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. И они слепили 14 футов длиной и 9 футов высотой ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию (нем.
Ломоносова от создания мозаики по той «жалкой картине», которую представляла собой подготовленная работа с другой стороны, вероятно, он, как и многие другие, в том числе профессиональные художники, не способен был во всей полноте представить ясно видевшееся М. В. В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами». Орлова (1764), св. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно Полтавская баталия, для набора которой нужно было написать картину (картон).
В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Весь камень – отечественный. М. В. Образ был принят ею с «оказанием удовольствия». В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Ленинграде.
Мозаичное полотно «Полтавская баталия»
канцлер привёз из Рима несколько мозаичных картин. 19 в. иностранцы о ней писали как о картине «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии» в 1899 г. ее перемещают в «Общество поощрения художеств», где она простояла до 1925 г., когда советское правительство, наконец, установило ее на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии наук. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных для внутреннего украшения Петропавловского собора.
Эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была нарушена лишь во 2 пол 19 в., когда с развитием национальных рынков художественной промышленности начали появляться частные мозаичные мастерские во Франции и Германии. Но результат оказался грандиозным. со всей энергией взялся за осуществление своих грандиозных замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. На свете не так уж и много таких людей. Ему поручено украсить восемью мозаичными картинами памятник Петру Великому.
- маленький доклад по теме Мозаичная картина Ломоносова, Полтавский бой
- Семь фактов о знаменитой Полтавской битве
- Когда не было разделения на «физиков» и «лириков»
- Возрождая знания Византии на новом уровне
- Первые трудности и первые успехи
- Фабрика и первые мозаики Михаила Ломоносова
Воронцов. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. «Александрова мозаика» – одно из самых известных мозаичных изображений античности – выложена из полутора миллионов кусочков. Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала.
Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй". Вскоре после смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Пётр (с картины П. -П. Был нанят «хороший городской художник Л. З.
Она соглашается. ein abscheulich schn und groes Gemhlde). Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики. В 1864 году, к столетию со дня смерти Ломоносова, Академия художеств решила поставить «Полтавскую баталию» в Портике — каменном здании в саду Академии. Шувалов и М. И. Затем секунд-майор П. И. Челищев в 1791 году побывал на Курострове, записав воспоминания помора Варфоломеева и соседей о юности Ломоносова на его малой родине и даже поставил первый деревянный памятник учёному (не имея на большее средств). Главной задачей Ломоносова на этом этапе было возрождение искусства мозаики.
В апреле 1764г. К сожалению, мозаика сохранилась не полностью. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. «Михайло Ломоносов» – это единственный мозаичный портрет был выполнен в 21 веке мозаичистом Андреем Манджосом.
В то же время, В. К. Макаров находит, что как раз «исполненный Ломоносовым портрет Петра I. набранный крупными, неправильной формы кусками колотой смальты, является драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века и даёт один из самых выразительных, одухотворённых образов Петра». Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. Но, несмотря на многочисленные трудности, в мае1762г.
Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов 8, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики.
Малиновский, объективно характеризует уровень и способность понимания им деятельности М. В. Тревога была не напрасной. Его интерес к наукам не утих. И они «слепили» 14 футов длиной и 9 футов высотой «ужасно красивую и большую картину, которая должна была представлять Полтавскую баталию» (нем. ein abscheulich schn und groes Gemhlde).
Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св. Ломоносов с помощниками приступил к работе над "Полтавской баталией". После смерти Ломоносова мозаичная композиция около двенадцати лет находилась в его усадьбе, а потом была перевезена в сарай, расположенный на задворках Академии наук. с картины «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами: ее длина — 6, 4 м, высота — 4, 8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. В начале 1758г.
Основой для создания монументального мозаичного панно стала картина, по заказу написанная малоизвестным питерским живописцем по фамилии Кристинек с еще менее известными помощниками. И если первый справедливо сопоставляет ломоносовские мозаики с «монументальной мозаичной живописью нового времени», которая берёт своё начало как раз в масштабности и монументальности задуманного и осуществлённого М. В. Этот портрет находится в Русском музее в Ленинграде.
Первый современник-исследователь творчества М. В. В 1900 году «Полтаву» перевезли в музей. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Результатом стало грандионзное (481 644 см) панно изображавшее один из самых напряженных моментов Полтавской битвы. Тогда он обращается к императрице.
Императрица на нём была изображена в рост. Все это усложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». «Западники» 19в. Картина работы Л. Токке, по которому художник Ф. Рокотов изготовил картон под мозаику. Ломоносов, тем не менее, обладал очень ценным для художника даром обобщения и способность к абстрагированию давала ему широту видения условного, монументального – свободу от натуралистического буквализма, тенетами которого обременено было восприятие «художественной правды» его оппонентов по этой части, в том числе и Я. Штелина.
«Полтавскую баталию» постигла та же сиротская участь: по смерти Ломоносова она более двадцати лет оставалась в его мастерской на Мойке, затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств в сер. Чтобы втащить тяжелую мозаику вверх на второй этаж по лестнице, пришлось разрезать ее на девять частей и затем в зале снова собрать. В 1755 г. мозаичные работы были перенесены на территорию Усть-Рудицкой фабрики, где теперь изготовлялись окрашенные стекла.
Мастерская же на Мойке была уже второй. ein abscheulich schцn und groЯes Gemдhlde). Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова.
Далее Я. Штелин сообщает о созданных в 1756 году «погрудном портрете Петра I и его дочери — блаженной памяти герцогини Голштинской», как достоинства он отмечает то, что «в портрете герцогини кружева исполнены из одних только маленьких осколков белого литика и вообще швы набора или промежутки между кусочками смальты не видны более и наполовину так отчётливо, как в первых картинах, где между ними можно было положить почти мизинец». Пётр (с картины П. -П. Кристинек (ученик Фанцельта – копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как харектеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Ломоносову сознавать и отсутствие надобности досконального следования картону в материале, когда многое придёт к единству за счёт этих уникальных пластических свойств модульного набора. Рубенса).
В 1757 году М. В. Ломоносов представпят Сенату программу, в которой намечается сооружение над могилой Петра Великого мозаичного монумента, а всю крепостную церковь— «выложить мозаичными картинами». Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Ломоносов был ближе к нынешнему пониманию живописности картины и, соответственно, мозаики». Искусствовед В. К. Им опубликованы монографии Ломоносов как физикохимик (1904) и Первый русский учёный (1915), сборники Рукописи Ломоносова в Академии наук СССР (1937) и Труды М. В. Ломоносова по физике и химии (1936). Ломоносов рисовать не умел и для этих целей был нанят один из городских живописцев. Для мозаики используют глянцевую, бархатную, настольную и другие виды бумаги.
Правда вскоре Ломоносов отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы. Начинают выполнять мозаику с нанесения контурных линий рисунка на основу. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. Рубенса).
Творчество же Ломоносова неразрывно граничит с научной деятельностью. В 1745г. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, Полтавская баталия, несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: Апостол Пётр (1761), св. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Ломоносов "Полтавская баталия» мозаика, фрагмент.
Позже (с 1751 года) она стала и первой мозаичной мастерской. Именно к этому дому (по другим источникам – во дворе его) в 1748 году было пристроено здание, в котором находилась химическая лаборатория Ломоносова. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских учёных познакомил.
Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени– «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр. А всегда хочется, чтобы их было намного больше. Ломоносов изучил материалы об античных мозаиках, провел многочисленные опыты и получил в результате все необходимые цвета для мозаики, которая ни в чем не уступала римской. Итак, сегодня мы поговорим о великом человеке, о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой. При создании этого произведения было использовано 13650 фрагментов. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело.
Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Рубенса).
Для нас это классический образец русской героики. Он считал мозаику средством увековечить деяния россиян в монументальных произведениях, «который ввек хранят геройских бодрость лиц», то есть с веками не утрачивают живописной яркости – «чрез множество веков себе подобны зрятся// И ветхой древности грызенья не боятся» («Письмо о пользе стекла»1752).
Ломоносов Ломоносов Михаил Васильевич Один из величайших русских ученых и писателей. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской Академии Наук. Однако выкладывал мозаику он уже своими руками вместе с 8 помощниками. Здесь названы известные портреты Петра I и П. И. Шувалова, «Полтавская баталия», несколько других знакомых по различным экспозициям произведений, сохранившихся или упоминаемых исследователями: «Апостол Пётр» (1761), св.
Время подтвердило правоту слов Ломоносова. Мастерски набранный – гораздо более мелким, чем раньше, набором – мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Для создания еще большего эффекта композицию, после ее завершения в конце 1764 года, заключили в чеканную медную раму, покрытую золотом. Мнения о даровании М. В. Воронцов.
Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765-1766), портрет графа Г. Г. Но итальянцы хранили в тайне способы приготовления смальт. В середине 40-х годов внимание учёного привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике.
Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Пётр (с картины П. -П. Но особенно нас заинтересовала одна, на которой изображен великий ученый. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому.
Ломоносов предложил преобразить Петропавловский собор в своеобразный мемориал Петра. М. В. Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон). В феврале 1758 г императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова.
Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создает радостное, торжествующее настроение. В 1899 году мозаику установили в «Обществе поощрения художеств». Александр Невский (1757-1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758-1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758-1760), портрет графа М. И. Высоты и суша – уральская яшма, водные акватории – лазурит, низменности – амазонит. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны (Фото 3), Петра I (Фото 2), Анны Петровны (Фото 4), Екатерины II (Фото 5). Ушёл Ломоносов — и уникальная композиция не получила достойного резонанса.
Линии должны быть тонкими, еле заметными. Ломоносова даёт исчерпывающий каталог его наследия в мозаичном искусстве – ни одна другая посвящённая этому работа уже не содержит такой полноты документальных сведений о сделанном им. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории. Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной.
Но, к сожалению, стала единственной законченной работой. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)», которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. назовут ПетраI «первым проявлением личности в русской истории», как в 20в. Но, как говорится, что дозволено Юпитеру.
Труды П. С. Билярского, А. А. Куника, А. Рубенса).
М. В. Вскоре после смерти Ломоносова проект убранства Петропавловского собора был отвергнут. Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. Через некоторое время под мозаикой прогнил пол и она много лет продолжала стоять, врезавшие одним углом глубоко в землю. 1735 год памятен в жизни Ломоносова тем, что в этом году он написал одну из своих замечательных работ: «Слово о явлении воздушных, от электрической силы происходящих».
Петр I изображен на ней в латах и порфире. Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. и др.
Да это и неудивительно, учитывая, что случилось с Помпеями. «Полтавская баталия» — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова. Иностранцы о ней писали как о картине, «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, так как она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии».
Грандиозное мозаичное панно (313 582 см) изображает Александра Македонского, атакующего персидского царя Дария III. Во время опытов соратника Ломоносова, Рихмана 26 июля 1753 года убило молнией. кусков стекла. И только спустя 150 лет с момента создания – в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет. В 1761 году Сенат поручил ему исполнение этого прекрасного, по словам того же Я. Штелина, проекта, уплатив несколько тысяч рублей «заранее или на подряд». Для создания масштабного полотна «Полтавская баталия» сначала была нарисована картина на картоне. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И.
Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. Пётр (с картины П. -П. По другим данным усадьбу на Мойке Ломоносов получил в 1757 году уже будучи канцлером (вице-президентом по нынешним рангам) Академии Наук и владельцем завода в Ораниенбаумском уезде. М. В.
Обладатель живого пытливого ума и незаурядных способностей, он, конечно, не мог обойти стороной художественное творчество. Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. На ее изготовление пошло около 900 тыс. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762г. Тревога была не напрасной.
Александр Невский (1757—1758), погрудный профиль Екатерины II (1763), портрет великого князя Петра Фёдоровича (1758—1759), портрет великой княгини Елизаветы Петровны (1758—1760), портрет графа М. И. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Ломоносова и его мастерской, не упоминаемые никакими другими источниками: портрет великого князя Павла Петровича, два пейзажа (1765—1766), портрет графа Г. Г. Орлова (1764), св. Когда мозаику подняли, то угол, бывший в земле, оказался без смальт. Воронцова (1765) но Якоб Штелин упоминает ряд произведений самого М. В. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. Россия славится многими выдающимися людьми. Однако на изображении по-прежнему можно рассмотреть облачение Александра. Был нанят «хороший городской художник Л. З. Кристинек (ученик Фанцельта— копииста Грота)» 9, которому в помощь даны были «жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений», как характеризует «членов исполнительской группы» Я. Штелин. Качество ломоносовских мозаик было очень высоким.
Но так как Ломоносова прежде всего интересовала практическая сторона и конечная полезность любого вида деятельности, то выбор его пал на мозаику. В церкви св. Был нанят хороший городской художникЛ. После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств. Учёный продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов. Оставляя небольшие просветы. Две крупнейшие из картин «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» следовало разместить по северной и южной стенам собора в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени: «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа».
З. Кристинек (ученик Фанцельта — копииста Грота), которому в помощь даны были жалкие новички из академической живописной школы и подобная же пара бедняг из Канцелярии от строений, как характеризует членов исполнительской группы Я. Штелин. В особом рапорте, представленном по сему случаю академической канцелярии, Ломоносов сообщал, что для выполнения этой небольшой мозаичной картины (размер ее 2 фута на 19 дюймов) «всех составных кусков поставлено больше 4000, все его руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». Ломоносов со всей энергией взялся за осуществление своих, хоть и «урезанных», но грандиозных для возрождения мозаики, замыслов, он начинает подготовку к созданию монументального панно «Полтавская баталия», для набора которой нужно было написать картину (картон)., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло».