Лосенко Зевс И Фетида

картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах, упражняется в колерах. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути.

Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Напряженность момента подчеркнута равнодушием воинов, пришедших вместе с князем в терем Рогнеды и скорбью прислужниц княжны.

Он может предвидеть будущее. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Сын купца. Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. Из-за этого впоследствии разразилась Троянская война. Ахилл, славный герой Троянской войны, был сыном Фетиды и Пелея. Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам.

После того как Зевс (римск. В 1811 году Энгр отправил эту работу в Париж, где она была подвергнута критике за поверхностность и искаженные пропорции фигур. Лосенко создает образ совсем иного звучания. Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Его детские годы прошли на Украине, затем в Петербурге, в придворном хоре певчих. Черты лица так индивидуализированы, так неповторимо своеобразны, что можно отыскать эту модель и в других произведениях. Религиозные композиции Рету, который должен был обучать русского ученика тайнам исторической живописи, поражали современников как анахронизм.

До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Он учился у И. П. Аргунова, потом в Академии художеств. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице. Рисунков с этого античного памятника было несколько.

Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. В ответ на мольбы Андромахи остаться в Трое, не покидать ее маленького сына Гектор отвечает ей о завоевании доброй славы в храброй битве для своего отца и себя самого. В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран.

  • Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
  • Описание картины «Зевс и Фетида»
  • Картина Зевс и Фетида Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867)
  • Литературный портфельчик Искуссницы
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • – Самые популярные произведения

Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам). В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Это передано в жестах, выражении лица и взоре князя, обращенном к Рогнеде.

Римский цикл завершает картина Зевс и Фетида (1769, ГРМ), созданная художником втайне от Академии по заказу И. И. Шувалова для графа К. Г. Разумовского. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко. Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию.

Лосенко Антон Павлович 
– великий русский 
художник

Лосенко назначают руководить классом исторической живописи. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них.

Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Они несли с собой арийскую религию. С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства.

Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом. В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769). С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной Владимир и Рогнеда (ГРМ).

По заказу Екатерины Втрой мастер работает над картиной «Прощание Гектора с Андромахой» на сюжет «Илиады». В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Работы Лосенко чередуют собой сюжеты библейские, евангельские и античные. Спас Рогнеду ее маленький сын.

Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством.

Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Каин – одно из самых ясных и лаконичных произведений художника. Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. В конце 1750-х гг. также Брисеида). Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов.

Художник с глубоким почтением относится к своей модели. Исполненная углем и мелом в мягкой живописной манере, композиция подчеркнуто динамична и несколько перегружена. Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Лишенные сюжетной привязки (название, очевидно, лишь повод для изображения великолепной натуры), эти произведения знаменовали большие достижения в творческом развитии Лосенко. Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. Дело ограничилось разговорами. В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора.

Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Картина, воспевавшая служение отечеству и готовность к самопожертвованию во славу отчизны, должна была поддержать слабеющий дух ее создателя, влить в него новые силы для продолжения жизненной схватки и преодоления невзгод. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал.

Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». В ней осуждено преступное злоупотребление властью: князь новгородский (затем — киевский) Владимир, отвергнутый полоцкой княжной Рогнедой, обрушился с дружиной на Полоцк, разгромил город и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно взял ее в жены.

Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. Двадцать три года спустя это произведение изображающее всемогущего бога- властителя, было приобретено государством. Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство.

Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил болыпой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки».

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. У греков Зевс свергнул Кроноса, у хеттов – Тешуба сверг Кумарби, а у славян – Перун (он позднее трансформировался в фольклорного Илью Муромца) стал бороться со Святогором.

Не я один воздыхаю о сделавшейся мне известною судьбе Лосенко. Упавший навзничь человек, с искаженным мукой лицом, прижавший к голове своей руку, разве не Авель, безвинно убитый братом. Пенсионер Академии художеств в Париже (1760-1765 совершенствовался у Ж. Ресту и Ж. М. Вьена) и Риме (1766-69). Гамма красок строже и лаконичнее. Это определяет их идеальную отвлеченность.

К заимствованию чужих сюжетов старые мастера прибегали для активизации творческой энергии и ассимиляции традиций. Она пообещала наградить золотым яблоком самую красивую из присутствующих на торжестве богинь: Афродиту (Венеру), Афину (Минерву) или Геру (Юнону).

Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Гармоничны приглушенные золотисто-коричневые тона ощутимо движение кисти художника (особенно там, где он пишет лицо и руку), выявляющей фактуру телесного и вещного. Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета. В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768).

Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже.

Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко. На ней изображен главный бог античных мифов Зевс (Юпитер), восседающий на троне на небе. В 1760 году молодой художник пишет его портрет (ГРМ), а вслед за тем исполняет портреты поэта и драматурга А. П. Сумарокова (1760, ГРМ), а также актера Я. Д. Шумского (1760, ГРМ).

Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством.

Крайнее прилежание имели и содержали себя в поступках честно. Не менее интересен портрет Сумарокова. Остро схвачен характер и передан своеобразный облик актера.

К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Художник создает произведение на тему из русской истории – Владимир и Рогнеда (1770)., ставший пособием для нескольких поколений художников. Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Она также обратилась к Гефесту (Вулкану), богу огня и покровителю кузнечного ремесла, с просьбой выковать для ее сына волшебные доспехи. В 1770 г. Лосенко написал картину «Владимир и Рогнеда».

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Лосенко Антон Павлович, русский художник, рисовальщик, академик и профессор (с 1770), директор (1772-73) петербургской Академии художеств. Эта картина стала началом русской школы исторической живописи.

Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов. В правой руке он держит скипетр, левой опирается на облако. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Ему повинуются другие боги. В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла.

Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. На их свадьбу пожаловала Эрида, богиня раздора. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи. И не его вина, что помощь опоздала. Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж.

Плачет прислужница. Это был Э. М. Фальконе. Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов».

Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля.

Именно так изобразил Фетиду перед троном Зевса художник французского академизма Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780—1867), точно следуя тексту Илиады Гомера. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. И пусть условны древнерусские костюмы и убранство терема: в театральности Лосенко упрекали даже современники.

Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Арии несли с собой земледельческую культуру, обычаи общественной жизни и общественного устройства. Занятия у Рету не прошли напрасно.

Фетида молит Зевса, обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь. Позднее Рогнеда собиралась отомстить Владимиру, а тот хотел ее казнить. Успехи его были одобрены.

Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели.

Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Зевс равнодушен к мольбам своей любовницы Фетиды, самой красивой из нереид (морских нимф). Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры. И касания ее рук легки и трепетны.

Зевс. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником.

Особенно примечательна последняя работа. Антон Павлович Лосенко (1737 — 1773) происходил из крестьянской семьи. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира.

Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем. По возвращении домой художник пишет картину «Владимир и Рогнеда», за эту работу Лосенко получает звание академика и тут же профессора. Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека». Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице.

Согласно предсказанию оракула их ребенок захватит власть отца. Мальчиком взят в Санкт-Петербург певчим в придворный хор (1744), затем обучался живописи – в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в Академии художеств (1758-60) у Л. Ж. Ле-Лоррена, Ж. Л. Де Велли, Л. Ж. Ф.

Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Зевс — грозная карающая сила иногда его ассоциируют с судьбой иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року.

Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Зато безусловную ценность представляли его портреты. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. Картина мастерски скомпонована.

В эту же школу отдали Лосенко. Результатом упорного труда явились, как их называл Лосенко, академические фигуры в величину натурального человека – Авель (1769, Харьковский художественный музей) и Каин (1768, ГРМ). Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники. Эти работы все еще входят в рамки стилистики бароко. Середина века отмечена напряженной борьбой принципов барочного искусства и зарождающегося неоклассицизма.

Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим.

Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Возглавлял ариев бог грозы и войны – Зевс, он же – Перун, Вотан, Индра, Тешуба. Однако у Лосенко образ Владимира, в отличие от исторической концепции, полон раскаяния. Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами.

В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). В Италии Лосенко пишет «Зевс и Фетида» – чистый образец неоклассики, где ярко видно хорошее изучение художником античного искусства.

Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. На этот раз он не спешил, внимательно осматривая достопримечательности германских городов и после двухмесячного пути въехал в столицу Франции лишь 6 октября.

Бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом). В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.

Этот момент Лосенко сделал сюжетом своей последней картины, написанной по заказу императрицы. Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности. В произведениях Лосенко 1760-х годов усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко («Чудесный улов рыбы», 1762 «Жертвоприношение Авраама», 1765 «Каин», 1768 все в Государственном Русском музее) сочетаются с тенденциями классицизма («Зевс и Фетида», 1769, там же).

«Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. В нем выразились ранние поиски образа героя. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763).

В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. Преподавательская работа и директорская должность отнимали у Лосенко много сил. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Картина должна была воспитывать зрителей в духе «разумности» и уважения к людям она произвела чрезвычайно сильное впечатление на современников. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно.

В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. В Париже он пишет «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. В «Илиаде» Гомера рассказывается о том, что Ахилла оскорбил царь греков Агамемнон и его мать Фетида поднялась из морской пучины на гору Олимп, где обитали боги, чтобы умолить Зевса отомстить за ее сына.

В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины.

Рисунок портретен. Было решено, что рассудит их спор Парис (с.

Слева изображена ревнивая Гера (Юнона), которая настороженно наблюдает за своим мужем и его бывшей любовницей. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Лагрене.