Лунная Ночь На Днепре Описание Картины

Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

О невероятном эффекте картины ходили легенды. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»42. На картине изображена летняя ночь.

В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Куинджи работал над новой картиной. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.

Сочинение по картине 
Куинджи Лунная ночь 
на Днепре

Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре

В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Оставляю за собой». Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»72. По небу плывёт прозрачная дымка облаков.

А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».

11 фактов о картине 
Архипа Куинджи «Лунная 
ночь на Днепре»

11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Картина проста по содержанию. Свой поступок объяснял так: «.

Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»74.

Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.

А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»45. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Что это такое. Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см)234.

Сочинение по картине 
Куинджи Лунная ночь 
на Днепре (описание)

Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре (описание)

Таинственно течет могучий, полноводный Днепр и блещет, как рыбья чешуя. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».

10. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»77. Ее безбрежная гладь почти сливается у горизонта с ночным небом с рябью невесомых облаков. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом71. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Солдатенков.

Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».

«Лунная ночь на 
Днепре»: мистическая 
сила и трагическая

«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. Полонский, И. Н.

И. С. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.

Экспозиция вызвала огромный интерес: чтобы увидеть полотно, зрителям приходилось подолгу ждать в очереди15. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Вы, вероятно, уже слышали. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен.

Но душа Архипа бредила рисованием: он хотел стать художником. В мастерскую А. И. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна.

Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении52. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников.

Заинтересовавшись, Константин Константинович решил навестить Куинджи в его мастерской — было известно, что художник каждое воскресенье на два часа открывал двери для посетителей. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Он совсем не ожидал, что тот согласится. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.

Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Легкие облака чуть раздвинулись, освободив окошко для луны. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»53. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.

Трагическая судьба 
"Лунной ночи на 
Днепре"

Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"

Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Что это такое.

После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». Картина или действительность. ». Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. Зеленоватая лента Днепра пересекает равнину.

Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Ведь всё равно не купите: она дорогая». Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна.

Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Многие критики отмечали схожие черты в работах Айвазовского и морских пейзажах Куинджи. 2.

Изображение от этого еще более "углублялось", а лунный свет становился просто-таки ослепительным. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность». Просто дьявольщина какая-то»15. 15129).

Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы луминизма80, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Но офицер ответил: «Хорошо. В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг.

Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188260, поступил из коллекции Гучкова61) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)59. Самой айвазовской картиной Куинджи считают полотно «Лунная ночь на Днепре». Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.

История одного шедевра: 
«Лунная ночь на 
Днепре» Куинджи

История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи

Тургенев надеялся, что ему удастся уговорить его оставить картину на выставке в галерее Зедельмейера, но уговорить князя не удалось. Влажный, пропитанный солью морской воздух, конечно, отрицательно повлиял на состав красок и пейзаж стал темнеть. Но её не было. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей.

Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях43. Город погружён в сладкую дремоту. Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14.

Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен81.

Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4015. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. Менделеевым и др. ). Посетителей привлекала необычная реалистичность света на картине, многие высказывали предположения о необычных красках использованных художником, а некоторые даже заглядывали за картину, пытаясь выяснить, не написана ли она на стекле и нет ли с обратной стороны какого-нибудь источника света39.

В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.

Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. Кто-то из зрителей предлагал: «Интересно хорошенько рассмотреть в лупу: из каких красок составлен этот свет кажется и красок таких-то нет. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю.

Картина «Лунная 
ночь на Днепре», 
Куинджи, 1880

Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880

Город погружён в сладкую дремоту. 4. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». Ж-191)593606263 — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко.

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».

«Лунная ночь на 
Днепре» картина 
Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи

И. С. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И. С. Тургенев, Д. И. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Искусствовед Владимир Андреев подробно объясняет, в чём, по его мнению, состоит ошибочность подобного домысла.

Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Но А. И. Известный художник Архип Куинджи родился в бедной семье: его отец был сапожником. Число искренних почитателей таланта А. И. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915).

Крамской, П. П. Чистяков. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического78. Так до А. И. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»59. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли».

Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24. Вода будто бы появляется из ниоткуда и течет далеко-далеко, сливаясь воедино у горизонта с темным ночным небом. Куинджи с такой силой, что, глядя на картину даже сейчас, зрители немедленно подпадают под власть вечного и Божественного. О пагубном влиянии морского путешествия на состояние картины беспокоился не только её автор.

Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре 8 класс

Оставляю за собой». И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». дальше просто не помню. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9.

Спустя много лет уже в своем творчестве он часто опирался на усвоенные уроки. И с этими задачами он справился блестяще. Поэт Я. Полонский, друг А. И. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.

В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4822. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Куинджи умел побеждать.

Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»70. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16.

Сочинение по картине 
«Лунная ночь на 
Днепре» Куинджи

Сочинение по картине «Лунная ночь на Днепре» Куинджи

Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. Куинджи приходили И. С. На вопрос Константина Константиновича о цене художник, всё ещё думая, что перед ним был обычный морской офицер, ответил: «Да зачем вам. Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок.

Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. Картина или действительность. ». Картина или действительность. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской.

Краска потрескалась и поблекла. Мир забылся в спокойном сне. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Это была первая в России выставка одной картины. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Слухи о тайне художественного метода А. И.

Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим.

Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.

8. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи.

Событие стало настоящей сенсацией. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»57. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи54. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7576.

Картина или действительность. ». В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».

художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. До революции оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой (родителей известного математика А. А. Ляпунова)58 и было приобретено Третьяковской галереей в 1930 году у Е. В. Ляпуновой. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12.

Описание картины 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Описание картины «Лунная ночь на Днепре»

У чёрного цвета, который применялся при написании неба и равнины, практически невозможно найти одинаковые оттенки точно так же нет их и у зелёного использованного для передачи лунного света. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. С батарей магнитным порошком пытаются отпечатки пальчиков снимать. На картине изображена ночь, которая погрузила все окрестности во мрак. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».

В вышине они чуть разошлись и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хаты. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е.

В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»43. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. 105 144 см. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Гоголь. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту495051. В поисках эффектных сочетаний цветов Куинджи смело экспериментировал с красочными пигментами. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12.

Менделеев, Я. П. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него. Этакий молодец — прелесть»41. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. В Киевском музее русского искусства есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв.

Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало.

Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»79. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».