Лунная Ночь Над Днепром

Куинджи был греком, но он рисовал лунную ночь над Днепром.

11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

За минувшие годы стоимость дома Куинджи выросла в десять раз. В этот момент, на пороге и наступила смерть. Побывал во многих обителях, но, когда решил стать иноком, выбрал Валаам. И было лишь началом.

Но Романов просил оставить картину за ним. – Ведь вы всё равно не купите – она дорогая». В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Видно Исаакия, далеко видно ещё – и дома и церкви, – и всё теряется вдали.

Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Талантливый пейзажист в нём боролся с прогрессивным художником, с «мотивами гражданской скорби». Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра.

По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Обошлось это в сто тысяч рублей. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Линия горизонта сильно опущена вниз, за счёт чего большую площадь картины занимает небо.

Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Просто дьявольщина какая-то»15.

Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. Их любви уже много лет и большую часть влюблённые провели в разлуке. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта.

«Лунная ночь на 
Днепре»: мистическая 
сила и трагическая

«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

«Если не за Архипа, то только в монастырь», – отвечала девушка. Эффект был ошеломительный. 4. В качестве нехитрой платы за постель и еду велено было покрасить забор.

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины». Он совсем не ожидал, что тот согласится. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии.

По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг». За полгода Домиант, ставший в иночестве Дамаскином, навёл порядок и упросил отпустить его в пустыню. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы».

«Лунная ночь на 
Днепре» картина 
Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи

У чёрного цвета, который применялся при написании неба и равнины, практически невозможно найти одинаковые оттенки точно так же нет их и у зелёного использованного для передачи лунного света. Отца Архипа, небогатого сапожника, все звали Еменджи – с турецкого это переводится как «трудовой человек». Это есть выражение моих личных мыслей». Под его началом было много всего построено и перестроено, но особое внимание обратим на возведённую отцом Дамаскином гостиницу для гостей. Осенью семья возвращалась обратно в Петербург. По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического.

В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ). Заговорили о возрождении романтизма. Ж-4191). Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует». После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».

В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом». Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов». Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками.

Трагическая судьба 
"Лунной ночи на 
Днепре"

Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"

Смеялись они и над его живописными опытами – мощными, яркими мазками. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. 15129). Там достойно исполнял все послушания, лишь на одном споткнулся. Некоторые утверждали использование химических составов на основе фосфора.

Такого паломничества, как при нём, на Валааме ещё не было. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54.

История одного шедевра: 
«Лунная ночь на 
Днепре» Куинджи

История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи

Размер — 105 146см (по другим данным, 105 144см). Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Просто дьявольщина какая-то».

Но в этом сходстве с самого начала таилась и опасность будущего разрыва. Никаких грандиозных событий не изображено, ничего бьющего по нервам. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Зеленоватая лента реки пересекает равнину, которая у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядами лёгких облаков. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Кроме того, художник побеждал всех в различении малейших изменений цветовых и световых соотношений (например, даже при опытах с особым прибором, которые производились Д. И. Менделеевым и др. ).

Описание картины 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Описание картины «Лунная ночь на Днепре»

В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Получив известие о том, что император Александр III удовлетворил его просьбу об увольнении с флотской службы, к середине 1882 года Константин Константинович вернулся в Россию48. Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».

Вот таким образом на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны Мистерия продолжается Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». – «Тысяч пять». Здесь, впрочем, дело было ещё и в том, что картина сильно пострадала от морского воздуха.

Картина «Лунная 
ночь на Днепре», 
Куинджи, 1880

Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880

Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Однако это не совсем верно. Никто не мог понять, что происходит. И я с независимым (и, должно быть, глупым) видом направилась к выходу.

В основе уникальных художественных эффектов, особенно в передаче освещения – отраженного фосфорического сияния, озарившего реку, лежат поиски абсолютно новых средств выразительности цвета, эксперименты в области составления и смешения красок. Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский.

«Лунная ночь на 
Днепре» Архипа Куинджи

«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи

Куинджи окрестили «Чародеем света». Колористические приемы художника стали для современников откровением. Вот названия самых известных его работ: «Заключённый», «Студент», «Курсистка», «Старое и молодое». На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5. Ему благословлено было возглавить скит Всех Святых.

После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Терещенко присматривался к этой картине, когда она была ещё в мастерской Куинджи некоторое время сомневался, но всё же приобрёл её после обсуждения с Крамским66. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Эта картина обрела поистине легендарную славу.

По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои». Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Свой поступок объяснял так: «. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. «Украинскую ночь» он взял с собой в морской поход из Петербурга в Средиземное море.

Описание картины 
Архипа Куинджи «Лунная 
ночь на Днепре»

Описание картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве».

Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Крамской, П. П. Чистяков. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». По выражению писателя Короленко, это «человек, – именно человек, – сильный, мускулистый, с крепким загаром».

«Лунная ночь на 
Днепре» (1880) – 
одна из самых известных

«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи

По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади». Они стали бы сенсацией, продолжай он выставляться. Он произошёл, когда обострились споры вокруг Академии, которую Ярошенко ненавидел всеми силами души, полагая, что «дело Товарищества живое, полезное имеющее несомненную будущность, тогда как Академия художеств в своём настоящем виде – мёртвый и разлагающийся организм». Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. «никто не желал узнать Христа в этом тощем облике с бледным лицом, укоряющим взглядом и особенно с трёпаными волосами», – иронически вспоминал Илья Репин. Решающую роль в создании впечатления играет необычное цветовое построение полотна.

Но дед был ювелиром – Куинджи или, как это ещё произносилось, Куюнджи, то есть «золотых дел мастер». Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Но зрители хлынули бесконечным потоком. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». Картина или действительность. ».

Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года. Вот картина «Осенняя распутица» : свет, льющийся из тумана, окутывает сиянием застрявшую в грязи телегу и избы впереди – к ним идёт мать с ребёнком и ей предстоит миновать дерево, почти лишённое листьев Всё предполагает, что автор хотел сказать что-то очень печальное. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им». На этом заканчивается его юность.

Лунная ночь на Днепре: 
мистическая сила 
и трагическая судьба

Лунная ночь на Днепре: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи

На этот раз все картины были показаны при дневном освещении. Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. Иногда одного-двух победных мазков мастера было довольно, чтобы картина обрела душу. Армян отправили на Дон.

Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. ». В книге для гостей они представлялись каждый на свой лад. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».

Сочинение по картине 
Куинджи Лунная ночь 
на Днепре

Сочинение по картине Куинджи Лунная ночь на Днепре

Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Но самым замечательным стало паломничество на остров художников, которых привлёк отец Дамаскин, создавая им все условия. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре».

Что легко даётся, то дёшево стоит, не проникает в сердце до сокровенных глубин. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Вы, вероятно, уже слышали.

Трагическая судьба 
Лунной ночи на Днепре

Трагическая судьба Лунной ночи на Днепре

Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Правда известно, что эксперименты все-таки были.

Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Открыл входную дверь. Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха». Никто не ждал, что Архип Иванович сумеет подняться и отправится на её поиски. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом». Дружба с Ярошенко значила для Куинджи много.

Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Гоголь. Картина или действительность.

Картина Куинджи 
«Лунная ночь на 
Днепре»

Картина Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи, крупнейшим творческим достижением художника и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея». Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.

Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Что это такое. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории.

Всё я сидел, смотрел и думал. У Поленова, написавшего «Христос и грешница», мы видим волевого, умного мужчину. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский». 10. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту.

Описание Картины 
Куинджи Лунная ночь

Описание Картины Куинджи Лунная ночь

Со временем новый игумен всё устроил наилучшим образом. Так до А. И. Куинджи пел о природе только великий Н. В. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Как-то в гостях у Менделеевых Николай Александрович вдруг вспомнил, что должен пойти на собрание передвижников.

Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. По причинам не вполне понятным она решила очистить полуостров от христиан. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.

По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких, как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Ничего общего, невозможно догадаться, что они вышли из одной мастерской. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года.

Описание настроения 
картины Лунная ночь 
на Днепре

Описание настроения картины Лунная ночь на Днепре

Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции». С Куинджи они сблизились, так как оба любили природу. Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18.

Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу. Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную».

  • ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ Архип Куинджи
  • КАРТИНА КУИНДЖИ «ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Последние комментарии (всего 0)
  • Коллекция Государственного Русского музея

А потом картина была выставлена в Петербурге. Что это такое. Разумеется, никто ничего не подсвечивал. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21.

Картина или действительность. ». Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре».

Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением». Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора.

Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Луна. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16.

Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это надо сделать, как площадку. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Ж-191) — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени. Ведь всё равно не купите: она дорогая». Когда на улице начинало темнеть, казалось, свет льётся из картины.

И куда ни глянешь – не оторвать глаз. Создавая это полотно, А. И. Куинджи применил сложный живописный прием. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей.

Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. – спросил Архип Иванович, улыбнувшись. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». От этого пострадал не один Куинджи, а почти все пейзажисты того времени. Писательница Ольга Воронова рассказывает, что в Обществе поощрения художеств, где проводилось собрание, Куинджи уже начал снимать шубу, когда услышал: «Да куда же вы, Архип Иванович, разве вы не знаете, что товарищи решили не пускать на свои собрания никого из посторонних. » – «Ну да ведь не меня же. » – спокойно улыбнулся Куинджи.

ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ 
Архип Куинджи

Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». 15129). Куинджи, обладая сильным умом, вообще имел склонность к науке, Крамской называл его «глубокомысленным греком».

Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё». Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. Он хотел испробовать прибор для измерения чувствительности глаза.

И. С. На 8-й выставке передвижников, открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1880 года, а в мае переехавшей в Москву25, работ Куинджи представлено не было. В октябре — ноябре 1880 года в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина.

Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Его избранницей стала юная гречанка Вера Кетчерджи. Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24.

Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Но решение было принято. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.

По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61.

Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен.

В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. О том, что произошло, говорили разное. Куинджи умел побеждать. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.

Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Тургенев писал, что французов оно потрясло. Его успели удержать. Или не Христос, т. е. я не знаю, кто это. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки.

Как ни пытался Дамаскин убежать от людей, они его нагоняли. И. С. Учащиеся в ответ объявили «забастовку», требуя от ректора извинений. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море. Морской офицер Вагнер, решивший стать художником играл на балалайке.

Грек-учитель, сам читавший по слогам, выучил его за медные гроши эллинской грамоте. Только закрыла за собой дверь, как в неё ударился стул, брошенный мне вдогонку Репиным». Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит.

На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Получив известие о том, что император Александр III удовлетворил его просьбу об увольнении с флотской службы, к середине 1882 года Константин Константинович вернулся в Россию. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. «Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся тёмные волосы, лёгкие тёмные брови» – так описал её один из биографов Куинджи.

Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Это был последний раз, когда картину видели неповреждённой. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи». В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». Наконец выход был найден: он отправился в Петербург, чтобы стать великим художником.

вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Например: «Их Императорского Величества Лейб-Гвардии гренадерского полка отставной сержант Ермил Тихонов прибыл на Валаам замаливать грехи тяжёлого запоя». Как-то раз Вера Леонтьевна вышла по делам. 2. И спустя десятилетия свидетели этого триумфа продолжали вспоминать о том потрясении, которое испытывали зрители, «достоявшиеся» до картины. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука.

Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. Лишь изучив человека, Куинджи начинал что-то предлагать.

Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях. Как следствие, поступив в городскую школу, Куинджи не блистал, «отдавая все силы рисованию». Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное». Недосмотрели родители младенца в деревне Репенки Тверской губернии.

В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. У Николая Ге, на картине «Что есть истина. », Сын Божий измучен и мрачен. Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Но офицер ответил: «Хорошо. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением».

Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Начиналось всё нехорошо. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58. Это стала первая в России выставка одной картины. Краска потрескалась и поблекла.

А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. Наконец состоялась выставка, весьма необычная, так как на ней было представлено лишь одно полотно. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Там его увидел фельдшер, попытавшийся вернуть художника в постель.

И ждала. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Куинджи интенсивно применял битумные краски, но фосфором не пользовался. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков.

Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». В октябре — ноябре того же года «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина. По пути согласился ненадолго выставить полотно в Париже.

А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Первые две попытки оказались неудачными. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность. Он упал, повредив позвоночник и остался хромым на всю жизнь. Полонский, И. Н.

Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Эта картина считается самым прославленным произведением Куинджи и она рассматривается как крупнейшее творческое достижение художника. По словам Суворина, в этом произведении «луна — это действительная луна, она действительно светит река — это настоящая река, она действительно светится и блестит вы видите эту рябь, вы почти угадываете, куда, в какую сторону несёт свои воды Днепр тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать». С Куинджи поехали 12 человек. Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. Гоголь. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы.

В частности, он использовал краски с содержанием битума (или, как их ещё называли, «асфальтовые краски»), которые, как выяснилось впоследствии, разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре». В двадцать с небольшим он отправился в путь.

Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — шедевром среди произведений живописи, основанных на световых эффектах. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр».

В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей. Чудесный световой эффект повторился, а потемневшие от времени краски просветлели и, подобно древним иконам, получили второе рождение. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16.

На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России. Именно «достоявшиеся» – в выставочные дни Большая Морская была плотно забита каретами, а к дверям в здание выстраивалась длиннейшая очередь и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Перед «Берёзовой рощей» люди стояли часами. Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание.

Несмотря на то, что выставка состояла всего из одного полотна, выстраивались целые очереди из желающих увидеть новую работу великого художника, которая оказывает удивительное по силе воздействие. Картина или действительность. Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием.

Умирал Куинджи тяжело, страдал в течение двух месяцев. Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло.

По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина».

Оставляю за собой». Картина была выставлена на Большой Морской в Санкт-Петербурге, в зале Общества поощрения художников. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. – «Хорошо, я её оставляю за собой». Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь. Аналогичные переходы применяются при использовании зелёного цвета, меняющегося в отблесках лунного сияния22. Куинджи захотел его сопровождать.

Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Хозяевам нравилось. Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». И. С. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника.

Оборвалось его преподавание в Академии внезапно – удар был страшный и незаслуженный. Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Здесь нужно понимать, как рисовали Спасителя в ту эпоху, накануне крушения России. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен. Длинные очереди выстраивались на улице и люди часами ждали, чтобы увидеть картину. Снова привёл скит в божеский вид и опять отпросился отшельничать.

Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Это была первая в России выставка одной картины.

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Не дай Бог исказить его индивидуальность, навязав свои приёмы и манеру. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины. Имелись ещё мандолина, скрипка, гитара, под которые хором пели.

Город погружён в сладкую дремоту. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Там, у подножий Казбека и Эльбруса, Куинджи создал множество замечательных работ.

По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Скромный по размеру пейзаж.

С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года). Они по-прежнему выставлены в музеях, но цвета уже не те, а с ними ушла и душа. На картине изображена летняя ночь. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. Он любил его и не знал, как будет обходиться без своей крыши, найдут ли его птицы в новом жилище. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами.

Родился он в Мариуполе – городе, посвящённом Пресвятой Богородице. Картина или действительность. Именно Ярошенко открыл для Архипа Ивановича горы, пригласив пожить на Кавказе. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». 8. В то, что ему это удастся, Елевферий не верил, но все попытки уговорить дочь найти себя другого избранника были тщетны.

Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом. Чтобы создать иллюзию глубины, Куинджи воспользовался тем, что более тёплые тона кажутся приближенными к глазу зрителя, а более холодные — отдалёнными от него. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

105 144 см. Всё можно было бы решить миром, но шантаж, отказ учиться возмутили очень многих. Очередь длинной вереницей стояла на лестнице, ведущей в зал Общества поощрения художеств на Большой Морской, а далее продолжалась на улице.

По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности». Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.

И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Менделеев, Я. П. Но далее началось сплошное расстройство. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи. Но её не было.

Русской педагог не знал. Событие стало настоящей сенсацией. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Гнать его Айвазовский не стал, предложив для ночёвок место под навесом.

Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу». Жилет поверх рубахи дополнял образ юного грека.

В совершенной темноте на картину также был направлен электрический луч. Этакий молодец — прелесть». Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена в Петербурге. По вечерам начиналось веселье. Это был Великий князь Константин Константинович, впоследствии прославившийся как поэт К. Р.

По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoинв. «Да зачем вам. Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров». Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. По поводу «Лунной ночи на Днепре» такие предчувствия были у художника Ивана Крамского, высказавшего свои опасения в письме к издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник. Для создания ощущения вибрации и загадочного мерцания художник использовал очень мелкие, почти штриховые тёмные мазки, нанося их на серебристые тона лунного сияния в небе и его отражения на поверхности реки.

Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Однажды в мастерской Куинджи появились два флотских офицера, попросив разрешения взглянуть на «Украинскую ночь». Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства. Вместо фамилий у них были прозвища. Так продолжалось восемь лет.

дальше просто не помню. Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было». Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Эти люди не выносили масок. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Хотя малороссийские сюжеты удавались Архипу Ивановичу особенно хорошо, не забывал он и русскую природу, выставив в 1879-м «После дождя» (одну из трёх картин с этим названием), «Берёзовую рощу» и ещё одну из валаамских работ – «Север».

Спустя какое-то время Архип Иванович вернулся, потрясённый, несчастный, едва не плача. Оставляю за собой». Картина Куинджи заинтересовала Менделеева, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом. Куинджи она обещала ждать столько, сколько потребуется.

Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. О судьбе жены Куинджи известно не так много. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам». Вы, вероятно, уже слышали.

Когда посетитель повторил свой вопрос, художник назвал очень большую, фантастическую по тем временам цену — пять тысяч рублей и с удивлением услышал в ответ: «Хорошо. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света.

Днепр. При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.

Ректор разозлился, наорал, велел сторожу вытолкать провинившегося из помещения. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Но А. И. Куинджи умел побеждать. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 1882, поступил из коллекции Гучкова) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е).

На картине изображена летняя ночь. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью.

Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море». О невероятном эффекте картины ходили легенды. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре». Студенты Академии иной раз приезжали целыми курсами.

«Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи (1842—1910), написанный в 1880 году. Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14.

А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Болезнь сердца сопровождалась удушьем. И с этими задачами он справился блестяще. Это усиливало эффект лунного сияния. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». Страхов отмечал, что, «как ни ярки луна, облака и освещённая река, всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».

Работа экспонировалась в отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща». В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию картины Куинджи за пять тысяч рублей3335. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг». Ещё одним человеком, с которым сблизился Куинджи, стал Николай Александрович Ярошенко.

По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Греков – на другую сторону Азова. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44.

Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Академия помогала в этом немногим избранным. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть.

Это была первая в России выставка одной картины. – Смотрю – и точно: весь город как на ладони. Архип Иванович наводил порядок, устанавливал очередь. Этакий молодец — прелесть»42.

Набивалось до 200 человек. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое». В поисках эффектных сочетаний цветов Куинджи смело экспериментировал с красочными пигментами. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна.

По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство явлется чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре». Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Через год был возвращён обратно.

Греки оказались в нём по воле императрицы Екатерины, выселившей их из Крыма. Изображение от этого еще более «углублялось», а лунный свет становился просто-таки ослепительным. Художник и сам не вполне понимал, кого нарисовал, вопрошая: «Христос ли это.

Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. Год за годом Куинджи вздыхал и думал, как быть. В народе говорят: «Добрые люди трудно помирают». «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года.

По небу плывёт прозрачная дымка облаков. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом». В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46. Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным». Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.

«Ну, однако. » – продолжал допытываться военный. Под этой фамилией и записал Архипа неизвестный канцелярист. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину «истинным чудом», как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины». При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы. После этого картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а «сама природа, перенесенная на полотно в миниатюре».

Оставляю за собой». Зал при этом не освещался, лишь на картину падал яркий электрический луч. Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое».

А разве не так нас учит Господь. Насколько это правда не знаю до сей поры информация была от служителя музея, но до сих пор помню свои покрасневшие уши. Да так забылся, что, вижу, уже солнце село». Ведь всё равно не купите: она дорогая».

С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Как-то раз у Репина на маскараде лишь они двое оказались без костюмов. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный.

Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. Увидев её, офицер помоложе уточнил, не продаётся ли. На 8-й выставке передвижников, открывшейся в Санкт-Петербурге в марте 1880 года, а в мае переехавшей в Москву, работ Куинджи представлено не было.

Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени. Или: «Петербургский мещанин Авим Петров прибыл на Валаам дать обет не бить жены даже по праздникам».

Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие». В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Картина или действительность. ». После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры, а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920.

Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Случилось это незадолго до восшествия на престол императора Павла, а звали мальчика Домиант Кононов. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного». Нет, понимаю.