Менины Диего Веласкес

Итак, Менины (Las Meninas по-испански или Фрейлины) – картина Диего Веласкеса (Diego Velzquez), одно из самых знаменитых полотен мира. «менины (Фрейлины)» (1656) — картина Диего Веласкеса. Писал Диего Веласкес «Менины» в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Картина Диего Веласкеса «Менины» — один из шедевров мадридского музея Прадо. В Институте Сервантеса в Москве открылась художественная выставка, посвященная одной из самых загадочных картин великого испанского художника Диего Веласкеса «Менины».

«менины» (исп. Las Meninas— «фрейлины») или «Семья Филиппа IV»— картина Диего Веласкеса, написанная в 1656 году.

Ему 57 лет. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Но вот зеркало В черном зеркале отражается одна свеча.

У Веласкеса всё тихо, как и положено в королевских покоях, всё размеренно и степенно. А в зеркале надо бы дать смазанное изображение, как у Веласкеса. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16.

  1. «Менины», Диего Веласкес — описание картины
  2. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  3. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  5. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  6. Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»

Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Таким образом, получается, что королевская пара находится непосредственно перед картиной – там, куда смотрят придворные и сам Веласкес. Дело в том, что Филипп женился на своей 15-летней племяннице, которая к тому же была невестой его внезапно умершего сына. Тот факт, что инфанта есть, что она здорова, вызывает надежду о будущем наследнике.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году. Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес.

Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Под эту какофонию, условно говоря и спускается в ад знаменитый Ночной дозор. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины».

был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Но художник испугался своей смелости. Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ.

  1. Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней
  2. Менины (картина, Веласкес, 1656)
  3. Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»
  4. Загадки картины Веласкеса Менины 1656
  5. «Менины» Веласкеса: картина о картине

Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.

Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. А с другой – сам бросает вызов богам. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Спрашивается, зачем художнику вообще понадобилось зеркало. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

  1. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  2. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  5. «Мы не зрители, мы участники действия»
  6. Словари и энциклопедии на Академике

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Находится в музее Прадо в Мадриде. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека.

Как же не до зеркала при такой-то позе. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Вдали виднеется фигура гофмаршала.

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции. Так, мы узнаём, что у короля – это второй брак. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. У Филиппа имелось собственное кресло в ателье, в котором он часто наблюдал за работой Веласкеса. В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин».

На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Но, может быть, это «Менины». Она вызвала на состязание Афину. В результате получилось (не нарочно, конечно) фатально-отрешенное выражение лица, придающее картине неуместно философский смысл: мол, не до зеркала мне.

Так нет же – автор полез в портретисты. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства).

Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55. У героини – руки в боки (левая рука, по крайней мере, точно), а в зеркале как.

«Менины», Диего 
Веласкес — описание 
картины

Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу.

Справедливости ради признаем, что к этому моменту уже сложилась традиция рисования Венеры с зеркалом. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.

Если хотите, то в этой картине заключён реквием по никогда не случившемуся детству. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин».

На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. На редкость курьезна картина «Женщина перед зеркалом» (1670) малоизвестного голландца Франса Миериса. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43.

Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля.

Но не это главное в полотне. Короля и королевы не видно. Загадка заключается в другом. Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности.

Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.

Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Ей всего пять лет.

Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы.

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Она словно была на долгие годы заточена в золотой клетке королевской резиденции. Итак, время действия – 1656 год. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении.

Но что он рисует. На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Пикассо не менял расстановку персонажей, но проявил недюжинную фантазию в экспериментировании над сценой.

Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Рубенс только собирался писать свою Венеру, а юный Веласкес и помыслить такого не мог, у Строцци же налицо усталость от всех этих «венерических» красавиц с их зеркалами Обратите внимание, как зеркало облагораживает глуповатое лицо служанки с пером, скрывая ее улыбку за прической старухи. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Верхняя свободна, более воздушна и легка. Взгляд девочки, как впрочем и почти всех находящихся в ателье прикован к королевской чете, сидящей перед картиной.

Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. Рядом степенно выступает уродливая карлица. Неслучайно, творчество художника было открыто лишь в 1940-х гг.

Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.

Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха. Живопись, в отличие от поэзии и музыки, считалась ремеслом, а не искусством4, однако Веласкесу удалось сделать удачную карьеру при дворе Филиппа IV. Так это их изображает Веласкес. Король Филипп на 30 лет старше своей второй жены и приходится ей дядей.

Можно без конца наблюдать это интереснейшее ветвление образа, переплетение условного и безусловного, гениальную игру ума и зрения. Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ). Мы знаем, что проживёт инфанта очень недолго. Он видит маленькую девочку, которую зашнуровали в жёсткий корсет и фижмы.

Инфанту лишили детства и именно вот таким образом она так похожа на старую карлицу. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Он занят работой – пишет портрет королевской четы изображение которой можно заметить, если приглядеться и заглянуть в зеркало, висящее над головой инфанты. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом. Может быть, мы тоже попали туда каким-то чудом.

Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. А почему в мастерской находится инфанта. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

Здесь этот оксюморон вполне уместен. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Можно догадаться, как обыграли бы подобную ситуацию фламандцы. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все. Ограничиваясь только самим процессом писания картины, Веласкес, в сущности, не показывает ни оригинала, ни изображения.

Выпуклое фламандское зеркало неожиданно «всплывает» на полотне Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» (1598). Считается, что здесь оно выступает символом тщеславия держащей его Марфы. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Но смотрит и художник. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. И творчество побеждает. А, может быть, художник лишь изучает саму инфанту и ему нет никакого дела до нас. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. Всё правильно. За пределами холста или внутри него.

Но что всё-таки на этом самом загадочном холсте изображено. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Загадок оно не загадывает. Кажется, что взоры участников этой композиции устремлены к нам.

Но мы уже знаем, что никакого двойного королевского портрета никогда не существовало. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель— свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье. Да, мы еще не коснулись тех, чьи лица, затмеваемые блеском первого плана, мерцают неясным отражением в зеркале на дальней стене интерьера, тех, на кого устремлены все взгляды. Полотно Жоржа де Ла Тура «Кающаяся Магдалина со свечой» (1635) – прорыв в иную «зеркальную» реальность, реальность XIX – XX вв.

Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Но это спокойствие весьма обманчиво. А между тем, с позой-то полный конфуз вышел. Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8.

Это привело к инцесту внутри семьи. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Скорее всего это портрет королевской четы. Это ребёнок, лишённый детства. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34.

Они позируют все, включая и старую шутиху, но лиц их Веласкес явно не видит. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре». В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. А как все начиналось. В «Венере с зеркалом» (ок.

– женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.

В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Известно, что во время работы над этой картиной в мастерскую нередко приходили король и королева, увлечённые процессом. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза.

Фигура карлицы. Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Раскрывая смысл происходящего, он соблюдает нормы этикета и вместе с тем прибегает к иносказанию, к средствам эзопова языка.

Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам. По своему воздействию на зрителя полотно производит эффект тихо разорвавшейся бомбы. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Я ни в коей мере не претендую на исчерпывающее толкование символики этой чудесной картины.

Именно тихо. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов.

Ещё одним важным испытанием для этого шедевра стала его изолированность. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.

Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Это Веласкес. Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще.

Это они отражены в далеком зеркале, к ним почтительно обращены взоры придворных им предназначен не лишенный детского кокетства взгляд маленькой инфанты, в них отступив от полотна, вглядывается художник. И вот вырвалась наружу. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.

В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Разумеется, нет. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10.

" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).

Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Инфанта, напротив, ярко освещена.

Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

«Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным. Она наверняка уже знает, что испанский король или испанская королева никогда не смеются в обществе. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо.

Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Так, может быть, зеркальное отражение королевской четы на заднем плане картины – это всего лишь рефлексия самого художника, вспышка его сознания как память о своих высоких покровителях и вместе с тем сентиментальное движение души по поводу родителей маленькой девочки, буквально излучающей свет в самом центре этой непростой композиции. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.

На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Здесь великолепно выбран интерьер и детали – туфли, кресло, грустная собачка. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. В отличие от полотен Рембрандта, например его «Ночного дозора», (напомним, кстати, что эти художники были современниками и оба написали великие групповые портреты), в картине Веласкеса звук отсутствует. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Но здесь возникают новые вопросы. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

На это указывает отражение в зеркале. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51.

Это сцены из жизни простых людей. Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Например, полотно Петера Пауля Рубенса «Венера перед зеркалом» (1615). Насколько итальянский Ренессанс опережал время, демонстрирует картина Бернардо Строцци «Старая кокетка» (1615).