Михаил Врубель Картины

Если ничего не знать о Михаиле Врубеле, кроме его картин, можно вообразить его похожим на Демона. Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Михаил Врубель картины: «Азраил», «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графический автопортрет, были написаны во время обострения болезни в 1905 году. Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций.

Михаил Александрович Врубель картины которого занимают особое место в истории русского искусства XIX—XX века.

Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Как было его сохранить. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.

Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате.

Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.

Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Надежда играла роль сестры Гретель.

Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Тем не менее, он властен и величав.

Краткая биография 
Михаила Врубеля, 
картины

Краткая биография Михаила Врубеля, картины

В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве.

Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя.

Михаил Александрович 
Врубель и его фантастические 
картины

Михаил Александрович Врубель и его фантастические картины

Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. 17 марта 1856. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Брюсова. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Михаил Врубель – 
биография, картины

Михаил Врубель – биография, картины

Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Его Демон остался верен своей натуре. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника.

ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Интерес к личности поэта не оставлял Врубеля всю жизнь. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.

Михаил Александрович 
Врубель: картины 
и биография

Михаил Александрович Врубель: картины и биография

Он видел натуру как драгоценную мозаику частиц. Излюбленный сюжет – маки, лилии ирисы, лебеди извивающиеся змеи, мотив волны. Но теперь Кирилловский храм вошел в историю еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля.

Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал.

Больно, горько до слез. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Тех миров, которые видели они, мы не видим.

Михаил Врубель: 
картины с названиями

Михаил Врубель: картины с названиями

Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Именно здесь, по словам одного из историков искусства «его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие переливающийся игру драгоценных камней». Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.

И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Цветовая гамма – преимущественно холодных, блеклых тонов. Предметы представали в необычном для обыденного зрения виде. Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо». Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Богоматерь с младенцем»

Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»

Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. Кирилле», «Св.

Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.

Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.

Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных. Врубель во многом был новатором для своего времени. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.

Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». В Венецию Врубеля командировали в обществе Самуила Гайдука— молодого украинского художника, который проявил себя исполняя росписи по эскизам Михаила Александровича.

Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Сильное, грозное произведение. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Модерн (от фр, новейший, современный) по замыслу его идеологов Ницше, Бергенсона, стиль должен был дать человеку цельную, эстетически насыщенную среду. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Врубель провел в Венеции около полугода. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Демон сидящий»

Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»

мне было все это видеть. Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.

Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». «. Работу над «Демоном поверженным» Врубель продолжал прямо на выставке.

Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». Кушает хорошо— и в своё время. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».

Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Теперь же на фоне кирилловских холмов и колоссального купола синевы киевского неба появление этой контрастной, с светлыми волосами, одетой в черный бархат фигуры было более чем непонятным анахронизмом. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.

Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Сон как будто бы стал продолжительнее.

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213.

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Но и не только это. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).

Омск. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Врубель предваряет новое требование к прочтению источника, выдвинутое позже художниками Мира искусства и сформулированное Дягилевым. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. форма, которая создана природой вовек. ».

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Пан»

Описание картины Михаила Врубеля «Пан»

Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. А глаза были материнские – карие. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником). Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). Годы ученичества Врубель вспоминал как самые светлые в своей жизни. Тщательно будущий художник изучал натуру. сказок и опер Н. А. Эта большая акварель поразительна.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Снегурочка»

Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. продолжение. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Любовь и смерть— любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».

Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века.

Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Царевна Лебедь»

Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»

Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Врубель писал картины на темы pyc.

Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.

Самые известные 
картины Михаила 
Врубеля

Самые известные картины Михаила Врубеля

Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.

В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Это один из его несомненных шедевров. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Прошение было удовлетворено157.

«Врубель оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

  1. История гениального художника Михаила Врубеля
  2. Врубель Михаил АлександровичКартины и биография
  3. Михаил Врубель: от иконы до демона история нового стиля
  4. Врубель Михаил Александрович: биография
  5. Картины Врубеля Михаила Александровича
  6. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  7. Картины — Врубель, Михаил Александрович

Так, в невменяемом состоянии и в полном мраке прошли последние годы жизни художника. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве).

В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Врубель следовал схеме довольно близко, пользуясь, по-видимому, миниатюрами старинных евангелий.

  • Врубель Михаил Александрович (1856-1910) (207 работ)
  • Михаил Александрович Врубель ( )
  • «Действительный студент» Михаил Врубель
  • «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  • Самое интересное в виде мозаики

Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.

Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.

«Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.

  1. Годы жизни Врубеля Михаила Александровича
  2. Картины Михаила Врубеля с названиями
  3. Все Картины Михаила Врубеля по алфавиту
  4. Картины с описанием и названиями
  5. Декоративные панно и другие работы
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».

  • Начало художественного развития
  • Проблемы с психическим здоровьем
  • Известные высказывания Михаила Врубеля
  • Михаил Александрович Врубель: биография
  • Врубель Михаил Александрович (1856-1910)
  • Словари и энциклопедии на Академике

Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза в них щемящая тоска одиночества. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Она не окончена, но в неоконченности как будто и кроется её очарование, — в том, что одни части завершены в объёмном и светотеневом решении и кажутся тяжёлыми рядом с другими, которые намечены лёгкими тонкими линиями и выглядят бесплотными. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). всегда свой. ». «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

Род. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

История гениального 
художника Михаила 
Врубеля

Она поражает разнообразием этнического состава. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.

Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий. » имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Лермонтовского Демона он воспринимал как духа, соединяющего мужские и женские облики. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Через несколько дней он полностью ослеп155. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Это был Петербург 1896 года. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.

Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства» и много рисовал. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.

Если бы не литература и искусство – тянулись бы дни полковой жизни монотонно. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

Это находит отражение и в станковом характере рисунков. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Одной из его последних работ стал портрет мэтра русского символизма – Валерия Брюсова. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Учился вместе с Серовым, хотя последний был младше на девять лет. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В эти годы он вновь писал демонов. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).

Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. В 5 лет Михаил начал рисовать. В 1896-м году состоялась первая персональная выставка художника. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.

Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. «Демона сидящего» московская публика увидела в 1890-м году.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Произведение удалось. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Искусствовед Н. М. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Так началась его душевная болезнь.

Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Из рассеянного и легкомысленного студента он превратился в фанатика своей работы. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Она подлинно монументальна. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.

Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. Сразу выражение его лица изменилось. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.

В его даровании раскрылись универсальные возможности. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».

По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Этот дух не столько зол, сколько глубоко несчастен, он скорбит и страдает.

Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы. Пан подобен лукавому лешему.

С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Прогрессирующая душевная болезнь помешала завершить труд.

И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Здесь культивировался интерес к формам и образам народного искусства и фольклора, что и выражалось в былинно-сказочной тематике ряда произведений Врубеля 1890-х и в подражании народным ремеслам, как первородной стихии всякого формотворчества (картина-панно «Богатырь», 1899), декорации и костюмы для спектаклей Мамонтовской частной оперы в Москве – «Снегурочка», «Сказка о царе Слатане».

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Учился в Академии Художеств.

Представители рода Врубелей (от польск. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича.

Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.

Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Художник с такой постановкой времени должен был стать поэтом ночи. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.

Его супругой стала оперная певица Надежда Забела. У его апостолов были живые прототипы. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». В 1906 художник ослеп. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.

Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

Мучившие художника головные боли усиливаются. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Сквозь безумие проглянул гений».

Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов». В нем поднимался богоборческий бунт. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. Свадебное торжество проходило в Женеве.

Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Это вот, эти копны сена. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.

Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.

Афанасий» и «Христос Спаситель». Его вид совсем не вызывает страха. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.

Теперь молчание и тайна— полноправные персонажи в изобразительном искусстве. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии).

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) родился в семье офицера участника Крымской кампании. В 1874 г. после окончания гимназии юноша поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1879 г. оканчивает его с золотой медалью. В 1880 г. Михаил Врубель зачисляется вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. В 1884 г. его приглашают в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви (церкви Святых Кирилла и Афанасия Александрийских). Чтобы выполнить это поручение, Врубель отправился в Венецию для изучения средневековой христианской живописи. Экспрессивно-драматичны и портреты (К.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.

Нет, не стоит писать. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». В архитектурной литературе подчёркивается исключительная роль Врубеля в формировании художественного облика произведений московского модерна. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти).

Да ведь до них несколько верст. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. Однако рождение и смерть сына Саввы сильно ударило по психике Врубеля. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.

Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Может быть, в закладе.

Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.

Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне».

Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Он чувствовал в себе какое-то болезненное влечение к личности Лермонтова и его гениальным созданиям, особенно поэме «Демон», героя которой Врубель изобразил несколько раз. (ГАМЛЕТ И ОФЕЛИЯ (1888), ПАН (1898), К НОЧИ (1900), СИРЕНЬ (1901), ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ (1900), ЛЕБЕДЬ (1901). Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.

Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.

Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.

Врубель винит в беде себя. В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей.

Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Форма продолжает дифференцироваться за пределами, предустановленными нормами дневного зрения. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Рождается ощущение первозданности. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Вскоре после ее окончания художник обрел семейное счастье.

Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.

Демон низринут в ущелье среди скал. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.

Учениками П. П. Чистякова были очень разные художники: И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов и В. А. Серов. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.

Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.

Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Это произошло накануне пятидесятилетия со дня гибели Лермонтова. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129.

Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Все его интересы были за университетскими стенами. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды.

Реакция была самой разноречивой – от восторгов до негодования и страха. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Работа не привела к улучшению. Невзирая на десятилетнюю разницу в возрасте их связывало многое, в том числе на самом глубинном уровне25.

В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.

Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.

Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Познакомился и сблизился с Валентином Серовым. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). (1906), необычайно выразительный. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.

Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

В 1890 году художник переехал в Москву. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.

В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника.

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план.

Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890). В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.

Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В московский период Врубель создает известные картины ДЕМОН СИДЯЩИЙ (1890), ИСПАНИЯ (1894), ГАДАЛКА (1895), ПАН (1899), ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них ВЕНЕЦИЯ, 1893 МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ для Всероссийской Нижегородской выставки и ПРИНЦЕССА ГРЕЗА, панно на темы ФАУСТА, (1896) БОГАТЫРЬ, (1898), занимается скульптурой и декоративной керамикой. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.

И все же он нетерпеливо ждал возвращения. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Меня и Серова поражало это. ». К этому же времени относятся интересные автопортреты. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Удивительна наследственность Врубеля.

Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер. Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.

В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Один из ведущих российских художников и энтузиаст декоративного движения в стиле модерн приобрел еще большую известность и авторитет благодаря иллюстрациям к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Стиль Врубеля основан на господстве пластического скульптурного, объемного рисунка. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Савву похоронили на Байковой горе. Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Как из рога изобилия лились декоративно-изобразительные мотивы — птицы-сирины, русалки, морские дивы, рыцари, эльфы, цветы, стрекозы и все делалось стильно, с пониманием особенностей материала и окружения. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Первое впечатление: сумасшедший. музей русского искусства, Киев). В колорите картины – контрасты. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским.

Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке.

В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность.

Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Выбор тематики Врубель сделал еще в юношеские годы. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.

Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм)— достаточно посмотреть на его первые акварели— «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).