Михаил Врубель Жемчужина

Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).

Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Кушает хорошо— и в своё время. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским.

Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как». Не пропустим, как делал Врубель «Жемчужину». В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.

  1. Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины
  2. Врубель Михаил Александрович "Жемчужина" 1904
  3. История гениального художника Михаила Врубеля
  4. Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»

Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.

На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Под их взглядом зритель начинает чувствовать себя неуютно. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

  • Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  • «Ухо мира» — в день памяти Михаила Врубеля
  • Михаил Врубель "Жемчужина", 1904
  • Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина

Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Врубель красиво говорит о природе полутон березовой рощи с рефлексами белых стволов тень кружев и шелка женских уборов фейерверк бабочек мерцанье аквариума, характер паутины кружев, про все это нужно послушать Врубеля художникам.

Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Произведение удалось. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

  • Врубель Михаил Александрович Жемчужина 1904
  • Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»» Готовые Домашние Задания
  • Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»
  • Михаил Врубель «Жемчужина» 1904 Государственная Третьяковская Галерея
  • «Действительный студент» Михаил Врубель

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.

Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Нам нужны такие художники» (Н. К. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления.

  • «Дивная патетическая симфония» Врубеля

Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Сразу выражение его лица изменилось. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Это уже восхищает и поражает.

По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Врубель делает множество набросков раковины углем и карандашом, прежде чем взяться за кисть.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Во многих его стихах (я часто в разных работах обращалась к его поэзии) – стремление к самопознанию без надлома.

Михаил Врубель. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.

В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Кирилле», «Св. «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский», — говорил Врубель юному Судейкину. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.

А свет также дает о себе знать. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую.

Жемчужина, Михаил 
Врубель, 1904 – 
описание картины

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Представители рода Врубелей (от польск.

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь». Нет, не стоит писать. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».

В этой работе ищет он природу. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Спасибо за интересный комментарий.

Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Кирилле», «Св. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».

Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Тонкость, подробность, деталь — ключевые слова и понятия во врубелевских характеристиках собственного способа «вести беседу с натурой». Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.

Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Афанасий» и «Христос Спаситель». Согласно русским поверьям, жемчуг приносит счастье, радость, благотворно влияет на человека.

А. Врубелю». Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Врубель идет ею. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины.

Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. Цинковые доски для икон Врубелю доставили из Киева, но художнику долго не удавалось отработать технологию и краска не держалась на металле. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны.

В таком слове звучит коренное умение пользоваться природой. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.

По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. А при перемене освещения играет совсем по-другому. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Не пропустим, как делал Врубель «Жемчужину». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами, которые воспел композитор. Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую.

В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.

Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Однако самостоятельные работы Врубеля были отвергнуты А. В. Праховым, который прекрасно понимал их значение. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.

Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».

В эти годы он вновь писал демонов. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. И свою картину художник сначала назвал Сатир. А свет также дает о себе знать.

Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Сон как будто бы стал продолжительнее. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.

Подобно тому, как, согласно известной метафоре, в капле воды отражается весь мир, так во врубелевской «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить ее к уху, слышатся шум, гул и звуки океанической бездны. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям— классическим и современным. Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.

Сквозь безумие проглянул гений». Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Возникает ощущение присутствия чего-то непознаваемого. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения.

Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.

Ведь это именно так, как нужно: так, как мало кто теперь делает. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.

Эта большая дорога полна спусков и всходов. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Этой заманчивости полна и «Жемчужина». Здесь изобразительная тема тождественна самому методу наблюдения природы и способу организации творческого процесса у Врубеля: «утопать в созерцании тонкостей», видеть мир как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Через несколько дней он полностью ослеп155. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Берите все оттуда». В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.

В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. В его сборнике «Фейные сказки» – вообще легкая импрессионистичность и умиротворенность. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Рерих). Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156.

Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.

Этой заманчивости полна и «Жемчужина». Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство.

Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Это был сценический образ его жены и на картине отражен блестящий момент перевоплощения белоснежной птицы в пленительную красавицу.

Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.

Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В его даровании раскрылись универсальные возможности. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Однако, несмотря на все испытания судьбы, живопись М. Врубеля пережила свой большой расцвет и связано это с его женой – Надеждой Ивановной Забела-Врубель.

Савву похоронили на Байковой горе. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию).

Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани».

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Работа не привела к улучшению. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). 3 апреля состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря161 в Санкт-Петербурге. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.

Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Через несколько дней он полностью ослеп155. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.

Прошение было удовлетворено157. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. У Бальмонта, на мой взгляд, его «Я – внезапный излом» – скорее, декларация, чем внутренняя сущность. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.

В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Не поражающее, а завлекающее есть в работах Врубеля — верный признак их жизнеспособности на долгое время. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Работа не привела к улучшению. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

Это уже восхищает и поражает. Первое впечатление: сумасшедший. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.

Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Сама по себе раковина уже есть морским чудом.

В них есть желание понять метафизическую сторону жизни. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140.

Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. В «Жемчужине» феерическая фантазия мастера почти претворяется в беспредметное искусство — в узорах раковины, выражающих космическую пульсацию природы. «Жемчужина» — это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь, как в жерло колодца. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.

Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Свадебное торжество проходило в Женеве. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.

Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства«Если хотя одну часть вещи сделать с натуры, это должно освежить всю работу, поднять ее уровень, приблизить к гармонии природы».

Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Сильное, грозное произведение. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте.

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Только на этот раз она была еще сложнее. В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств— учениками П. П. Чистякова. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.

wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.

Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Более того иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича и в 1889 году он отстранил художника от работы. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В кружевной пене на поверхности волн игре преломленных лучей в прозрачных льдинах, переплете ветвей, бесконечных конфигурациях в мире цветов и в узорах морозного стекла природа кристаллизует орнаментальные фигуры, в одной из которых предзнаменуется облик человеческого существа, подобно тому, как в неорганических кристаллизациях инея на зимнем окне возникают образы органической природы, пышные леса и оранжереи растительного царства — такова философия врубелевской «Жемчужины» 1904 года, но еще раньше — киевских цветочных этюдов (1886—1887) и, например, таких работ, как панно «Богатырь» 1898 года и «Раковины». Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. В них нет того, что чувствуется у Врубеля – внутренней борьбы мятущегося духа. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.

Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.

Отличаясь завидной работоспособностью и наблюдательностью, он стремился добиться максимальной скрупулезности в передаче формы, одновременно доводя ее до состояния высокой степени абстракции. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.

Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. ВойтиLiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил ВрубельГоды жизни: 17 марта 1856 — 14 апреля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник, ПерсоныМихаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Взгляд скользит в центр картины, подчиняясь линии и ритму работы. Например, циклы: «Индийские травы» «Четверогласие стихий» «Мировое кольцо» «Цветные ткани». Такое поразительное сочетание взаимодополняющих друг друга противоположностей позволяло Михаилу Александровичу создавать удивительно сильные по своему выразительному воздействию художественные образы, которые были совершенно нетипичны для современной ему российской живописи. Будучи наполнены очень мощным логико-философским началом, картины художникав то же время несли в себе особую эстетическую утонченность изящество уникального авторского стиля. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. И свою картину художник сначала назвал Сатир.

В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). mw-parser-output. Размер заказа— 100 квадратных метров— и срок исполнения— три месяца— обескураживали, но Михаил Александрович согласился99. Ведь это именно так, как нужно: так, как мало кто теперь делает.

Здесь кстати заметить, что изображение морской раковины в картине 1904 года, если поставить ее вертикально, абсолютно точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины — метафора столь же гениально-простая, сколь и восхитительно-смелая, как знаменитое «ухо мира» в стихотворении Баратынского «Осень». По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.

На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Акт первый— 1880-е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.

Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. В частности, Врубель пишет картину «Царевна Лебедь».

Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. В письмах родным речь шла уже о тетралогии.

В этой работе ищет он природу. «Декоративно все и только декоративно». В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Савву похоронили на Байковой горе.

Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору.