Микеланджело Брут

Во времена же Микеланджело, когда Возрождение во многом подражало искусству Древнего Рима и к Бруту и к его истории относились гораздо серьезнее. «брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538гг. Более того, поступок Брута рассматривался, как борьба с тиранией и был заказан Микеланджело человеком, который искренне восхищался этим. «брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538 гг.

«брут» – мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537 – 1538 гг. «брут» — мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538 гг. «брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537 — 1538 гг.

Мраморный бюст «Брут» — незавершенная работа Микеланджело по заказу Донато Джанотти, который был убежденным республиканцем, считая Брута истинным тираноборцем. «брут»— мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537—1538 гг.

Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Илл.

Хитон и плащ Марии, ложащиеся красивыми складками, оттеняют наготу беспомощного, хрупкого, тонкого тела Христа. 119, 111. Илл. Ценой огромного напряжения Микеланджело удалось закончить фрески в 1550 году. Его искусство учило многому. Только чрезвычайные художественные качества произведения спасли его от уничтожения. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.

174. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному.

В числе дел, которыми он занялся немедленно после вступления на престол, был приказ о том, чтобы найти, где бы то ни было и предать смерти Лоренцино, убийцу Алессандро. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Но какой ценой.

  • Самые известные работы Микеланджело
  • Микеланджело Буонарроти: произведения
  • Варварская галерея / Микеланджело (1475-1564)
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  • Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике

146-148.

Триболо имел успеха не больше, чем Лоттини, но Козимо не складывал оружия. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.

  1. Зимние пейзажи выдающихся художников
  2. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  3. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
  4. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  5. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  6. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»

Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Только чрезвычайные художественные качества произведения спасли его от уничтожения.

Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Данное творение показывает, как далеко зашло изучение и усвоение достижений древнеримской скульптуры в Италии на новом этапе. Он действует только словом.

  1. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
  2. 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  3. Самые красивые города в вечернем освещении
  4. Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии

И он верил в безграничные возможности человека, которого он рассматривал как венец творения. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. 135, 139. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.

Илл. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.

  1. Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  2. Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  3. Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
  4. : музыка, которую можно увидеть
  5. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  6. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  7. Напишите отзыв о статье Брут (Микеланджело)
  8. Отрывок, характеризующий Брут (Микеланджело)

Это не портрет конкретного человека, это обобщенный образ, олицетворяющий собой определенную идею. 151.

Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Бюст Козимо после бюста Брута. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.

В момент, пишет Ромен Роллан, когда победитель должен нанести удар, он останавливается, отворачивает в сторону свое грустное лицо и свой нерешительный взор. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). 170. 160. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Этот жест символизирует молчание.

  1. Пьета «Оплакивание Христа» (1499)
  2. Мучения Святого Антония (1487 – 1489)
  3. Скульптура Лоренцо Медичи (1526 — 1534)
  4. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  5. Примечания для Брут (Микеланджело)

Но этим роль античного наследия не была исчерпана. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными.

Илл. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.

Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Тот самый Аретино, который в письме к Микеланджело так восторгался его творчеством, заявлил, что автора такой бесстыдной картины «следовало бы причислить к сторонникам Лютера», «ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других». Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. В 1489 году Микеланджело переходит в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным в саду Казино Медичео.

Он должен думать о смерти. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.

В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.

Рассказывает историк Наталия Басовская. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Это два составных звена единой архитектурной концепции. К сожалению, при всех достоинствах этих необычных фресок их духовная насыщенность не получила должной оценки: их приняли лишь как «всего-навсего произведения старого человека».

Позднее, когда уже другой папа, признав непристойными некоторые фигуры «Страшного суда», решил, что их следует задрапировать, Микеланджело излил свое негодование в такой колкости: «Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Поначалу борьба со строптивым отцом.

Илл. И в ней мастер смело порывает с традицией. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.

  • Брут (Микеланджело) Информацию О
  • Барджелло – Микеланджело – Флоренция – Аудиогид –
  • Скульптуры братьев делла Роббиа 2 ВИДЕО
  • Танкред Сицилийский (рассказывает историк Наталия Басовская)
  • Козимо Медичи (рассказывает историк Наталия Басовская)

150. Жестокого единоличного правителя Алессандро Медичи (именно от него бежал в Рим Микеланджело) убил в 1537 другой Медичи — Лоренцо. Одной из лучших работ этого времени является деревянное распятие, сделанное Микеланджело по заказу приора монастыря Санто-Спирито (сакристия Санто-Спирито, Флоренция). Илл.

Илл. 75-78. Сходство, во всяком случае, только внешнее. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Отсюда проявление воли, убежденности, благородства и ума.

Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.

  1. Актёр Озвучания для Анимационных Персонажей (Мультяшные Голоса/ )
  2. Перикл (рассказывает историк Наталия Басовская)
  3. Одоакр и падение Западной Римской империи (рассказывает историк Наталия Басовская)
  4. Копия видео Скульптуры братьев делла Роббиа 2 ВИДЕО
  5. Помпей Великий – римский полководец (рассказывает историк Наталия Басовская)

Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Талант Микеланджело был замечен и юношу пригласили жить в Палаццо Медичи (с 1490 до апреля 1492 годов), где он познакомился с А. Полициано, М. Фичино, Дж. 48-55. Пейзаж пустынен и гол. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.

Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Но Брут отличается от них.

  • Архангельскому вернут исторический облик
  • Венсан Перес: Таких режиссёров, как Звягинцев, нужно поддерживать
  • Лев Аннинский: Моя надежда на людей, готовых спасать других
  • Мультипликаторы со всего мира прокололи черноту неба
  • Выставка-исследование творчества Микеланджело открылась ввикторианском кабинете Эрмитажа
  • В омской колонии 6 начался бунт
  • В Санкт-Петербурге в Эрмитаже открывается выставка «Изучая Микеланджело»

Он сам писал: Но когда план целиком меняет свою форму, то не только дозволено, но и необходимо изменять, по сравнению со сказанным выше, также и украшения и равным образом те, которые им отвечают. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.

Илл. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Жизнь Микеланджело была трудной. При этом движение лишено всякой скованности. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно.

  • Мединский: аэропортам не надо присваивать имена политиков последних 100 лет
  • Пермяк создал коллекцию ярких поз Камасутры из макарон: фото
  • В Санкт-Петербурге в Эрмитаже пройдет выставка «Изучая Микеланджело»
  • Лариса Гузеева борется зажизнь матери
  • Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Брут»

Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Илл. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Илл.

На мощном торсе, задрапированном в римскую тогу, сидит гордая, суровая, прекрасная голова. Спокойно и решительно Пётр смотрит на зрителя, зная, что он – «камень», один из тех, на которых Христос воздвигнет свою Церковь.

  1. Поиск значения / толкования слов

Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Его рука сгибается к плечу. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. 46.

Илл. Непосредственное знакомство с позднеантичной (древне-римской) скульптурой оказало влияние на формирование классического стиля Микеланджело: оно обогатило его представления о человеческой фигуре и научило приёмам художественного обобщения. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).

Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. 130. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Илл. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Богатейшая его пластика сохранила следы энергичной рубки шпунтом по мрамору.

Перикл поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и прочие). Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.

Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). 166, 167. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.

Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.

Этот принцип цикличности, новый для ренессансного искусства, уже намечен в фигурах рабов в статуях гробниц он получает дальнейшее развитие. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. 158, 159. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю.

Самые известные 
работы Микеланджело

Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше).

Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Зато вид группы справа мало удачен. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).

Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Илл.

Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. И здесь его постигает страшный удар.

Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. После распада триумвирата (53 г. до н. э. ) воевал против Цезаря.

Петра. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).

Илл. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Намного ближе к истине Ромен Роллан, тонко подметивший в статуе один нюанс, существенный для ее верного понимания.

В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Сила образа, решительность и активность его подчеркнуты своеобразным поворотом головы, горделивым и стремительным.

Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.

Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Но свободолюбивые мечты быстро разлетелись в прах. Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть.

Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Эту постыдную работу продолжали и позднее.

Илл.

109-112, 116-119. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. Он стал уже высекать статую св. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.

На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. 134. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).

Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Она повернута влево. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. 36. «Брут» Микеланджело так и остался единственным образцом республиканских настроений художника в эпоху формирования абсолютизма как типа имперской власти на территории Западной Европы в 16 веке. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.

17, 18, 19, 20. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Фигура погружается в сон. 99, 101, 102. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.

Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело.

Внезапно раздался крик: мы пропали. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. 39. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Но как раз этого не произошло. С 66 года до н. э.

Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Козимо было всего восемнадцать лет в 1537 году.

Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Этот портрет Брута – портрет-идея.

С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Перикл (около 494—429 г. до н. э. ) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец. Мучение Св.

Петра. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Действительность не оправдала их надежд.

Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы. 185, 186. Здесь все дышит спокойствием, здесь все приглашает к неторопливому, сосредоточенному раздумью. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.

Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. 32. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Пьетро подарил «Пленников» Франциску, зная, что тот жаждал иметь какое-нибудь произведение Микельанджело.

Илл. В возвышавшемся в глубине площади дворце Сенаторов он, наоборот, мобилизовал все средства, чтобы выявить центральную ось. Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Карниз Микеланджело трактует не как прикрывающую здание крышку, а как органическую составную часть стены. Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.

Папа Павел III умер годом раньше, но успел оценить мастерство художника. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.

«Брут» Микеланджело — дань республиканским идеалам. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. экспрессией.

Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Первые навыки работы со скульптурой получил под руководством скульптора Бертольдо ди Джованни (в 1489-1490 годах) в «Садах Медичи» (художественная школа, основанная Лоренцо Медичи Великолепным в садах Сан-Марко), где имел возможность увидеть коллекцию антиков.

С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). А когда я знаю, что это эмигранты, я и совсем им не отвечаю. Чтобы подчеркнуть гигантское усилие скованного раба, Микеладжело выбрал тот момент, который как раз предшествует освобождению. Наступили новые времена, к власти пришли совсем новые люди, по своему образу мышления глубоко враждебные светской культуре Возрождения. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).

38. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.

Илл. К годам пребывания Микеланджело в Палаццо Медичи относятся его ранние скульптурные произведения: рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров с лапифами» (оба – Каса-Буонарроти, Флоренция). Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. 5, 6. Как и его друзья, Микеланджело ненавидел Козимо, но одновременно и боялся его, поскольку брат и племянник художника жили во Флоренции, так что герцог мог в любой момент использовать их как заложников. Илл.

Сначала была написана фреска «Обращение апостола Павла», для которой Микеланджело выбрал драматический момент явления Господа Савлу – жестокому гонителю христиан, после которого Савл, абсолютно преобразившись, стал ревностным проповедником Христа и христианства даже за пределами Иудеи. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом.

Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Действие, происходящее на земле, развернуто по контрасту, в трехмерном пространстве, на фоне пустынного, безмолвного пейзажа. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.

С тех самых пор имя Брута ассоциируется с предательством, но во имя свободы всего народа. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. К числу таких рисунков относятся Распятие в Лондоне, Пьета в Музее Гарднер в Бостоне, Святое семейство в собрании герцога Портландского, картон Богоявление в Лондоне. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Илл.

Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Илл. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. На бюстах Каракалли лежит печать официальной прикрасы.

Этот отпрыск боковой ветви семьи, как его называли — Лоренцино, а затем Лорензаччо («Плохой Лоренцо», большинство жителей Флоренции осуждали его), в раннем возрасте написал трагедию «Брут». Петра, но Челлини не унимался и стал перечислять соблазнительные обещания герцога. Илл. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.

Таков, несомненно, был его основной замысел. Массивная фигура Святого Петра находится в центре композиции. По-прежнему он изображает мощные фигуры, с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями.

Арсенал его технических приемов был безмерно богат. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью.

Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.

В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Илл. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).

Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.

Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.

Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Нередко следы от зубьев троянки перекрещиваются и тогда фактура камня очень напоминает перовые рисунки Микеланджело. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).

Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Бюст был заказан в 1537 – 1538 гг. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.

Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Статуя Моисея была предназначена для второго этажа гробницы, где она должна была быть размещена над правой нижней нишей. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Во-вторых, образ Брута сложнее, противоречивее по своей характеристике, чем, например образ Давида. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.

Лишь несколько произведений мастера можно назвать гражданственными. 155. Строго говоря этой работы он никогда не прерывал и обязательства по первому договору от 1505 года сохраняли свою силу.

Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Это полное отсутствие сервилизма, высоко развитое чувство собственного достоинства и прирожденный демократизм, восходящий к лучшим пополанским традициям Флоренции. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Илл. Илл.

Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Илл. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.

173. вы можете запросить все в системе с коробкой. Эти дворцы Консерваторов Микеланджело поставил не под прямым, а под косым углом по отношению к дворцу Сенаторов, так что площадь имеет в плане форму трапеции. А после второй болезни в 1546 году, во время которой он тоже находился у Риччо в палаццо Строцци, он послал Роберто в благодарность за гостеприимство обоих «Пленников», предназначавшихся для первого варианта надгробия Юлия II и оставшихся у него вследствие изменения масштабов надгробия. В действительности оно так и получилось.

Это, конечно, не так. Микеланджело всегда глубок и многогранен. Темы фресок: «Обращение Савла» и «Распятие св. Илл. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.

Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Они называли Микеланджело divino (божественным). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности.

Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Петра. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Например, деревянная модель собора св. 171. Илл.

Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Недаром его любимым материалом была бронза.

Илл. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба.

Илл. Илл. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Участвовал в подавлении восстания Спартака.

Ева послушно следует слову творца. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Илл. Микеланджело выбрал редкий для Италии тип «Пьеты», восходящий к немцким деревянным статуям Марии с мёртвым Христом на коленях.

Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. 174. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Я всегда один, мало хожу по городу, не разговариваю пи с кем, особенно с флорентийцами. Уже современникам Микеланджело было ясно, что выдвинутые им архитектурные идеи открывают новую главу в истории итальянского зодчества.

81-84. Илл. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. Илл. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.

92, 93, 94. «Это были последние живописные работы и, как он мне сам говорил, с большим напряжением ибо по прошествии определённого возраста живопись и в особенности фресковая, становится искусством не для стариков».

Аналогичным образом трактует Микеланджело и обрамление центрального окна второго этажа, которое, к сожалению, не было выполнено по его проекту, зафиксированному в гравюре все тем же Дюпераком. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Илл.

победил его при Диррахии (Эпир), но затем был сам разбит Цезарем при Фарсале (Фессалия). Илл. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов.

Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Здесь он участвовал в украшении раки святого Доминика в церкви Сан-Доменико, для которой выполнил три статуи (святого Прокла, святого Петрония и канделябр в виде коленопреклонённого ангела), свидетельствующие о внимательном изучении болонских работ близкого ему по духу Якопо делла Кверчи. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.

80. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели.

Первый из них выполнен в технике живописного рельефа и отмечен влиянием Донателло, во втором Микеланджело использует приёмы проторенессансной пластики (Никколо Пизано), в свою очередь, восходящие к позднеантичным саркофагам. И, что абсолютно не характерно для художника, это единственная обнажённая фигура. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II.

Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. 110, 112. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Илл.

Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Помпей Великий (Pompeius Magnus) Гней (106-48 до н. э. ), римский полководец. Илл. Илл.

25, 26. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными.

И результаты были самыми плачевными. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Художник делал вид, что ничего не замечает. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.

Илл. е. уважением классической традиции).

Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. На уступку мраморов художник согласился, но бюст делать отказался. Если для маньеристов контрапост становится голым формальным приемом, то для Микеланджело он был логическим следствием того, что чувствовал и переживал изображаемый им человек.

Илл. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.

Илл. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.

Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. На самом же деле между ними лежала бездна. 164.

Илл. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Героизм его обусловлен осознанной исторической миссией. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.

Илл. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. 16. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Их он терпеть не мог и не щадил.

Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.

Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Илл. Картина получила широкое признание от пэров.

Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Этот конфликт между заполнением и обрамлением, эта перенасыщенность стены декором сознательно используются мастером для того, чтобы вызвать у вступившего в вестибюль чувство сдавленности. Апостол Пётр попросил распять себя головой вниз, так как считал себя недостойным принять ту же смерть, что и Иисус.

С его рекомендательным письмом и по приглашению кардинала Раффаэле Риарио уехал в Рим (июнь 1496 года), пробыв там до конца 1499 года. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. «Брут» -- образ народного трибуна. И вообще просили переехать во Флоренцию.

Этому его научила скульптура. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги выражают не только физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Папский двор впервые становится крупнейшим культурным очагом Возрождения, где античное наследие не противопоставляется христианству, а, наоборот, широко им усваивается. Илл.

Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. В начале карьеры сторонник Суллы. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.

Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.

В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Теперь у него спрашивали, как делать лестницу в Лауренциане. Вопрос о переезде во Флоренцию больше не поднимался.

Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Илл. И здесь бог изображен в активном действии.

С ближайшей сцены изображающей Грехопадение и Изгнание из рая, начинается ряд наиболее совершенных по своему композиционному решению фресок. Подобно тому как он сумел противостоять в выборе профессии воле своего отца, а позднее отказаться от следования по стопам своего первого учителя Доменико Гирландайо, так и в своих взаимоотношениях с Бертольдо он пошел собственным путем.

Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Петра. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.

Петра, с чем папа был полностью согласен. Илл. Он избегает детализированной характеристики места. 114, 115. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.

Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Илл. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Илл. Старик отвечал, что он занят постройкой св.

В устранении тирана скульптор видел надежду на восстановление республики. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Его мировоззрение приобретает трагический характер. Илл.

По-видимому, это была статуя Вакха. Бюст Брута не был закончен. Илл. Одновременно он запрашивал Микельанджело, не возьмется ли он сделать его бюст.

175, 176. Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. И здесь мрамор, местами грубо обработанный, а местами и совсем сырой, обладает такой благородной фактурой, что незаконченность статуи невольно воспринимается как сознательный прием великого скульптора, умевшего ценить красоту дикого камня. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.

вошел в соглашение с Крассом и Цезарем (1-й триумвират). Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.

Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. 47. Моисей восседает в торжественной позе. Таким представил его и Микеланджело.

Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Илл. Трудность своего характера осознавал и сам художник.

Он победил. В статуях появилась совсем чуждая Микеланджело академическая приглаженность – результат работы бездарных учеников.

Но все усилия напрасны. В этот период Перикл расширял сферу афинского влияния и готовился к войне со Спартой. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.

Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Недаром они украшали пилястры. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Донато считает, что поэт заблуждался, поскольку эти герои спасли отечество от тирана.

А воля художника была поистине безмерна. В этом кругу обсуждали, правильно ли сделал Данте в своей Божественной комедии, поместив Брута и Кассия в ад (напомню, кстати, что Брут и Кассий мучаются самой страшной мукой вместе с Иудой). 79, 142.

По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Илл.

С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. 136. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Илл.

169. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка.

Его бюст Брута (Флоренция, Национальный музей) – тираноборца, убившего римского императора Цезаря, с лицом исполненным отваги, сознания своей правоты и презрения к собственной участи, был, возможно, откликом на убийство нового флорентийского деспота, -- герцога Алессандро Медичи в 1536 г. от кинжала его родственника Лоренцино, в котором тогда многие видели нового Брута. Хотя голова и правая рука первой фигуры остались назаконченными, статуя производит сильнейшее впечатление. Он побежден.

Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Его гений искал более широкого поля деятельности.

И мраморное тондо в Барджелло может как раз служить ярким примером такого свободного обращения с материалом. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Слева мы видим райский сад.

Когда проект был утвержден, то Микеланджело заявил своим согражданам, что если они претворят его в жизнь, то храмом своим они превзойдут и греков и римлян. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Однако и здесь царит дух отчужденности. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны.

Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.

И это приводит к трагической разобщенности образов. Бюст, без всякого преувеличения, принадлежит к лучшему, что было создано Микельанджело. В плане Браманте отдельные пространственные ячейки более или менее равноценны, причем каждая из них обладает известной замкнутостью и обособленностью.

Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).

Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Илл. То, что я во время болезни лежал в доме Строцци, я вовсе не считаю пребыванием в их доме.

21, 22. Ведь ничего не было легче, как напугать его.

Возможно, что Микеланджело вложил в нее горечь разочарования, порожденного трагедией гробницы. «Брут» Микеланджело так и остался единственным образцом республиканских настроений художника в эпоху формирования абсолютизма как типа имперской власти на территории Западной Европы в 16 веке.

Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Илл. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.

На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. Последняя была предназначена для хора старого собора св.

1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Художник охотно принял это предложение. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. 3, 4. Особенно выразительна правая фигура.

Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Илл. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены.

162. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. «Брут» Микеланджело так и остался единственным образцом республиканских настроений художника в эпоху формирования абсолютизма как типа имперской власти на территории Западной Европы в 16 веке. 1519 г. – вдоль боковых стен и парная гробница внуков Козимо-Лоренцо и Джулиано – около входной стены).

Рассказывает историк-медиевист Наталия Ивановна Басовская. 23, 24. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.

Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. В XIV-XV веках образ пьяного Ноя обычно трактовался как символ греха, а надругательство Хама теологи рассматривали как ветхозаветный прототип надругательства над Христом. После его смерти ноги моей не было в том доме. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.

И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Все это придает его архитектуре величественный характер.

Савонаролы, память о которых он сохранил на всю жизнь. Да кроме того у меня столько других дум в голове, что мне просто тяжко жить». Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Это помогало ему сохранять чувство целого.

Старик пришел в большое волнение. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.

И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. 161. Их подкупала динамика его художественных образов, а в архитектуре – пластичность формы, пронизанная движением масса, рельефность членений, монументальный размах. Илл.

Столь же статуарны и фигуры юношей на втором плане, навеянные Микеланджело известным тондо Синьорелли в Уффици. Она напоминает мощную лавину. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. В 50-е годы к нему обратились проживавшие в Риме члены флорентийской колонии, чтобы он помог им построить церковь Сан Джованни деи Фьорентини.

Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Все остальные архитектурные работы Микеланджело, отличающиеся наибольшей зрелостью, связаны уже с Римом. Они исходят из предпосылки, будто Микеланджело иллюстрировал своим творением какие-то развернутые идеологические программы, либо конкретные литературные произведения. Илл. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).

Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Петра со стороны апсид.

Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. 131, 132.

В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Илл. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Это человек действия (vir activus).

По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). 159. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. И, как уже сказал, впредь буду очень остерегаться. Около 1485 года семья Микеланджело переехала во Флоренцию, где он был определён отцом в латинскую школу Франческо да Урбино, которую оставил ради занятий живописью в мастерской Д. Гирландайо (1488-1489 годы).

Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Упорно шлифуя свое мастерство, Микеланджело, как все большие художники, широко черпал творческие импульсы из тех источников, которые были ему близки и которые облегчали решение новых задач. Илл. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни.

В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Илл. 10, 11, 12. Отсюда рождается трагизм образа и тот глубокий внутренний конфликт, который невольно вызывает в памяти героев Еврипида. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).

Илл. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Выше: что вы искали.

В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. После смерти Лоренцо Великолепного для его сына Пьеро Микеланджело выполнил мраморного «Геркулеса» (не сохранился). 184. Статуя осталась незаконченной.

33, 34. 116-119. 97, 98. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.

86-88. 145. Для этого он вводит дополнительную среднюю зону, которой нет в старой сакристии, суживает кверху обрамление окон в люнетах третьей зоны, чтобы подчеркнуть устремленность движения вверх, наконец, дает кессоны купола в перспективном сокращении, усиливая тем самым его глубину. Никто не знает, понял или нет Козимо мотивы отказа Микельанджело.

155, 156. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Большое впечатление на молодого Микеланджело произвели проповеди Дж.

И тогда полностью раскрываются ее красоты. Петра (Музео Петриано). Около некоторых фигур размещены тяжелые гирлянды из дубовых листьев и желудей – эмблема герба папы Юлия II. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.

7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Этот бюст стал последним гражданственным произведением Микеланджело и последним, основанным на традициях античности: прототипом, вероятно, послужили скульптурные портреты римского императора Каракаллы.

Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. 13, 14, 15.

Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.

Здесь все построено на контрастах. Мне кажется, эти слова мастера помогают довольно точно понять созданный им образ Брута. Только тогда можно по достоинству оценить своеобразие этой неповторимой по своей индивидуальности архитектуры.

С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела.

37. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.

Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.

В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Подлинных поэтических высот Микеланджело достигает в своих поздних стихотворениях, в которых полностью раскрываются благородство его души и чисто философская глубина мысли. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки.

Еще бы. Но роспись обладает и другим аспектом.

Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.

Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). 7, 8. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.

2. Вряд ли можно сомневаться в том, что столь необычный автопортрет имел глубокий символический смысл. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). 179-181.

Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia. Вазари утверждает, будто Микеланджело многие годы не был во Флоренции только вследствие ее климата. Он непрерывно изменял свои наброски до того последнего момента, когда каменотес был готов приступить к выполнению детали. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Тогда Микельанджело пристально на него взглянул и спросил с усмешкой: «А вы сами им довольны. » Эта явная ирония озадачила даже Бенвенуто, который вынужден был отступить, ничего не добившись.

И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Это было в 1557 году. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями.

И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. 109, 111. 89-91. 183. И это понимает только один человек – апостол Петр.

Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. И этому оно учит и нас.

Они утратили волю. Закон этот стал известен под названием «la Polverina» по имени Якопо Польверини, писавшего текст закона. Они содержат то здоровое плебейское ядро, которое делает все творчество Микеланджело таким сильным и земным.

Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Уже на склоне дней борьба с Антонио да Сангалло и его приверженцами при работе над проектом собора св. 167. Их ритм нетороплив их словарный фонд не так уж богат их рифмы далеко не всегда безупречны.

Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. Микеланджело блестяще решил эту проблему – он показал Петра перед воздвижением креста.

Невольно вспоминаются слова самого Микеланджело: Я так стар, что смерть часто хватает меня за плащ и зовет за собою настанет день и я упаду, как этот светильник и погаснет свет жизни.

Он даже не дотрагивается до нее. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам.

В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Илл. Антония – первая из известных картин Микеланджело. Холодный, расчетливый политик и жестокий деспот, Козимо проводил чисто абсолютистскую политику, враждебную буржуазии, зато целиком отвечавшую интересам крупных землевладельцев. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.

Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. В те времена это было очень грозное обвинение. Когда после первой болезни художника Луиджи дель Риччо писал во Францию Роберто Строцци о его выздоровлении, он от имени своего друга прибавил следующие строки: «Если король Франции вернет Флоренции свободу, Микельанджело готов сделать его бронзовую конную статую на свой счет и поставить ее на Пиацце своего родного города».

Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Тут столкнулись два сильных характера. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.

В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). 163. В 48 г. до н. э. В действительности же смерть Алессандро Медичи не привела ни к каким общественным сдвигам. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.

И этой же цели служит цвет. Илл. При поддержке банкира и коллекционера антиков Якопо Галли Микеланджело получил первый ответственный заказ на скульптурную группу «Пьетa» («Оплакивание») для капеллы французских кардиналов в старом соборе Святого Петра (1497-1501 годы, собор Святого Петра, Рим смотрите иллюстрации к статье Ватикан).

Илл. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Причиной заказа послужило убийство флорентийского тирана Алессандро Медичи 6 января 1537 года его родственником Лоренцино де Медичи.

Илл. Подобно тому как в своих статуях рабов Микеланджело использовал принцип цикличности, дополняя одну статую другой и таким путем преодолевая вневременность пластического образа, так и в архитектуре он попытался дать своеобразный временной поток, в котором вестибюль немыслим без завершающего его читального зала и читальный зал без предваряющего его вестибюля. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. В них он ставил себе задачей запечатлеть грядущие эффекты света и тени, уточнить свое понимание динамической формы и физической силы того или иного архитектурного элемента.

Произведение несёт и интересную композицию и новую идейную нагрузку, далекую от декоративности. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Микеланджело полностью подчиняет его форме. С каждой из этих точек зрения она неожиданно раскрывает новые аспекты, поразительные по своему пластическому богатству и выразительности.

В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.

106, 113. Тем самым ей отводится центральное место.

140, 141. 126. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.

Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Мастер страдал от старческой бессонницы и, чтобы как-то себя развлечь брал посреди ночи молоти резец и принимался за работу при свете свечи, укрепленной на сделанном из картона головном шлеме. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Илл. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).

Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл. мудрые слова, не правда ли.

Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие.

Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. 41. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.

Часто он бросал начатое стихотворение, полагая, что его мысль достаточно хорошо выражена в фрагментарной форме. Илл. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. 182, 187, 188, 189. С помощью сильных, энергичных линий, то идущих параллельно, то перекрещивающихся, художник строит форму так, что она кажется высеченной из камня. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.

На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника.

Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Вазари, верный клеврет Козимо, целиком от него зависевший и всячески добивавшийся герцогского благоволения, поставил себе задачей завуалировать конфликт между Козимо и Микеланджело, для чего в жизнеописании художника он прибег к явной фальсификации. Микеланджело написал две фрески. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.

Отцы и матери чаще всего даны в застылых позах, с грустными, отягощенными заботами лицами, с неподвижным, устремленным в пустоту взором. Афины при Перикле достигли высшей степени экономического и культурного развития (Периклов век).

В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Илл. И здесь ему помог Леонардо, который был великим мастером композиции, построенной по принципу живописного взаимопроникновения составляющих ее частей. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.

С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Восстановить этот метод не так легко ибо художник дважды уничтожал все свои черновые материалы. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.

Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Один из самых значительных представителей культуры и искусства Возрождения. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело.

По заказу кардинала Риарио создал статую «Пьяный Вакх» (1496-1497 годы, Национальный музей Барджелло, Флоренция) искусно повторяющую мотивы античной пластики (не случайно заказчик поставил эту работу в саду своей виллы, в окружении антиков). 177, 178. 107, 108.

Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. 122-125. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Илл.

это сам Микеланджело и символ всей его жизни. 56-71). Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.

Под ним не хватает только знаменитого афоризма Джованни Боккаччо: «Нет жертвы, более угодной богу, чем кровь тирана». И всюду Микеланджело выходил победителем. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87.

В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). В борьбу включился и Микеланджело.

Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.

Рассказывает историк Наталия Басовская. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.

Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Это усыпило его бдительность и в 1539 году кинжалы убийц настигли его в Венеции.

Как обычно у Микеланджело, пейзажные элементы сведены до минимума, пространство строится главным образом с помощью фигур, перед которыми как бы отступает разбушевавшаяся водная стихия, против которых бессильны разверзшиеся хляби небесные. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Илл. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.

А та деятельность, которую Козимо вскоре стал развивать во Флоренции, по-видимому и совсем отбила у него желание вернуться в медичейское верноподданство. 149. Он сейчас же написал об этом дяде.

Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Илл. 86-91. Бюст Брута — воплощение образа, выношенного в свободолюбивой душе художника-патриота.

Кроме Микеланджело. В результате третий этаж выглядит гораздо более нарядным и богатым, чем первый и второй этажи, скованные классической доктриной. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.

Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Вазари прямо пишет:. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.

Эти три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.

Это были тяжелые годы. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.

Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.

В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.