Мстислав Добужинский Кукла Описание Картины

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Наибольшее внимание уделено станционному смотрителю. И потому так много мы можем ждать от него в области чисто литературной иллюстрации. В 1905 году в журнале «Жупел» появился его рисунок «Октябрьская идиллия». Уже неоднократно говорилось о том, что Добужинский прежде всего — изобразитель города. Эскизы декораций к «Месяцу в деревне» могли бы быть с большим успехом помещены среди текста пьесы, понимание которой они бы существенно дополнили. Правда, у Пушкина сказано, что Лиза училась грамоте по буквам, рисуемым на бумаге.

Таким образом, огромное значение приобретают «характерные детали», столь выразительные не нагромождением их, а удачным сопоставлением. загадочных приключений «Ночного принца». Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Более близок художнику был «Станционный смотритель» Пушкина, к которому еще раньше, в 1905-1906 годах, были выполнены им шесть рисунков сепией, подправленных пером.

Учился в Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе и у Ш. Холлоши (Мюнхен, 1899—1901). Только два рисунка вдвинуты в текст (заглавная виньетка и концовка), три остальных помещены на отдельных страницах. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Принцесса изображена жеманной отцветающей девушкой. Первый рисунок играет роль фронтисписа.

Важное место в творчестве Добужинского занимала урбанистическая тема. В этих рисунках есть что-то жуткое, но нет опять-таки действия, драматического напряжения. Словно перед нами какая-то «конденсированная» иллюстрация к сочинениям этого писателя, прекрасно выполняющая свое назначение быть школьным пособием. Остальные четыре рисунка воспроизводят основные моменты истории Лизы и Эраста.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. Многие живописные работы Б. М.

Мстислав добужинский 
картина кукла содержание

Мстислав добужинский картина кукла содержание

Эпизоду с подаренной табакеркой — сама табакерка, очаровательной формы и с силуэтом на крышке (как сказано у Кузмина: охотник целится в утку, а из воды вылезает купальщица) из которой выпадают ожерелье и футлярчик с банковыми билетами. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. С тех пор прошло более двадцати лет напряженного и все время совершенствующегося труда. Характерно для вкусов того времени, что в конце 1906 г. журнал «Золотое Руно» объявил конкурс для поэтов, прозаиков и художников на тему «Дьявол».

Это как-то сразу делает его более близким духу современности и отличает от других ленинградских «ретроспективных мечтателей». Долгое время его домом был Петербург. Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Добужинский предпочел ограничиться книжными украшениями этого небольшого, в 16-ю долю листа изящного томика. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала.

Но драматическое напряжение пушкинской трагедии, ее монументальные и в то же время такие человечные образы остались невоплощенными, несмотря на всю «содержательность» иллюстраций. Внимательный «читатель» и опытный «рассказчик», он умеет остановиться на самых существенных моментах повествования, наиболее ярких образах, выразительных «мелочах», столь любовно им подмечаемых. Но вот нарастает конфликт: король увидел свою дочь, целующую свинопаса. Систематически это сделано в графике 1918 г. к «Жизни графа Калиостро» М. Кузмина. И таким он действительно был на языке оригинала.

Сочинение-описание 
картины Добужинского 
«Кукла»

Сочинение-описание картины Добужинского «Кукла»

много путешествует, бывает в Каунасе, Берлине, Париже, Амстердаме, Копенгагене. В октябре 1918 г. его избирают учёным хранителем Эрмитажа. Перелистываем страницу, — перед нами слева большое изображение тронного зала. Живёт в Нью-Йорке. Его принцесса — совсем немецкая мещаночка, поет «Augustin» и очень интересуется, что у соседей на ужин. Впрочем, в самом характере своих восприятие и способе их передачи он остается верным «мир-искусником». Конечно, в тексте нет ни слова, да и не могло быть, о каких-либо деталях жанра.

Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Но как не простить это отступление от текста, тем более, что оно вполне в духе повести.

Как и всякая интерпретация, она принадлежит к наиболее «смертным» видам художественного творчества. Мстислав Валерианович Добужинский принадлежит по возрасту к младшим членам группы художников «Мир Искусства». Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. Фигуры героя и героини сравнительно мало заметны. И потому так много прелести и подлинной детскости в его изображениях приключений двух озорников — куклы Нолли и паяца Пшика (к рассказу Саши Черного в сборнике «Жар-Птица», 1911 г). Но это не вся правда о его творчестве. Кое-какие из них разбросаны по разным изданиям, кое-что осталось не опубликованным (рисунки 1913 г. к стихотворениям Лермонтова).

Быть может, это не совсем уместно там, где на передний план сильно выдвинуты какие-либо предметы (решетки канала, фигуры), от которых видна лишь верхняя часть. Но в других случаях достигнуты необычайные эффекты, например в изображении светлеющего неба (утро четвертой ночи) или водной глади (вторая ночь — Екатерининский канал у церкви Николы Мокрого). Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. Но и сказка Андерсена далеко не вполне для детей. Раскрываем книжку и сразу воочию видим все то, о чем повествуется в первых же строках.

Мстислав добужинский 
картина "кукла" 
содержание

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

С 1939 года жил в США. После рождения сына родители разошлись и мать, артистка, певица и либералка уехала. Занимался также офортом и литографией, пробовал свои силы и в живописи маслом. Были иллюстрированы и кой-какие из басен Крылова (для хрестоматий «Живое слово» и «Цветничок») и при этом с большой обдуманностью и тщательностью.

В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год — для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Читатель любовно всматривается во все «мелочи», что так просто и четко изображены внутри небольших квадратов, являющихся фоном для буквы, вместе с тем внимательней воспринимает самый текст книги. Его отец служил в петербургском Михайловском артиллерийском училище и вышел в отставку в звании генерал-майора. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Что же касается «Казначейши», выпущенной Кружком любителей изящных изданий в 1914 г. (подготовлена в 1913 г. ), то и здесь Добужинский преимущественно декоратор этой прекрасно «сделанной» книги. Но лишь восемь лет спустя после своей первой большой удачи в области иллюстрации («Ночной принц»), во всеоружии накопленного опыта в деле интерпретации чужих замыслов (декорации к пьесам драматургов разных времен и народов) и много поработав для искусства книги, он принялся за акварели к «Свинопасу». Кустодиева «Японская кукла».

Кажется, что здесь ко всякой мелочи можно подыскать у Гоголя соответствующую цитату. Не все в графике к «Белым ночам» одинаково удачно. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию. Пожалуй, содержательнее всего маленькие концовки.

В Париже проходят его персональные выставки. Четыре больших рисунка воспроизводят основные моменты этого «рассказа на могиле», повествующего о трагической судьбе крепостной актрисы и ее возлюбленного. Наивно-элегический тон выдержан здесь до конца с исключительной последовательностью. Замечательны сами приемы графики. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Восстанавливает ли Добужинский, следуя общему увлечению прошлым, захудалый русский городишко 30-х годов ХIХ в. или грезит о гигантских постройках будущего, где на фоне бесконечных стен сплетаются щупальцы чудовищных машин. Самое удачное в «Тупейном художнике» — это заглавные буквы.

Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Что здесь иллюстрировать. На переднем плане — огромные причудливые синие вазы с подарками. И опять-таки городу посвящен альбом литографий «Петербург в 1921 г. ». Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку». На стене висит листовка с текстом манифеста 17 октября, поверх которого наклеен приказ генерал-губернатора Д. Ф. Трепова: «Патронов не жалеть». Кустодиева наполнены особым импрессионистическим началом.

Особенно изысканны тончайшие белые силуэты на черном фоне, рисующие даже целые пейзажи. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Иногда книга орнаментируется рисунками, воспроизводящими лишь характерные детали («Жизнь Калиостро»). На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. В 1923–1924 гг.

Лишь квартиру Дуни художник показал во всей прелести «ампира», но и здесь он следовал тексту, указывающему на особо пышную обстановку. у Добужинского начинают вырабатываться новые приемы. Перед нами мелькают маски, плети и цепи, пистолеты и червонцы, а то и целые сценки. И как не пожалеть, что после мало удавшейся сказки Ремизова ему не пришлось долгие годы серьезно работать в этой области.

Первый директор Витебского художественного училища (1919). Многого в рисунке, предназначенного для столь миниатюрного издания, не воспроизведешь. Таким его знали на русском и на других языках. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. На шмуцтитуле и заглавном листе надписи и их орнаментации вычерчены «под готику». Здесь Добужинский дает образец столь распространенного тогда условно-символического рисунка определенно иллюстративного задания. Прежде всего любование бытом 20-х годов XIX в., когда и развертывается описанное событие.

Под ней — сердце между белых крыльев. Небольшой альбомчик в украшенной нехитрым узором папке. После заключительной фразы пушкинской «Барышни-крестьянки»: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» — нарисовано, как оба отца благословляют Лизу и Алексея. Но было бы несправедливо не упомянуть об этом альбоме.

Конечно, здесь немало привлекательной казалась задача воссоздания внешнего быта начала XIX в. Но Добужинский, обдуманно и любовно воспроизводя ряд характерных мелочей (типичная карета, верстовой столб, дамская шляпка корзинкой, овальные портреты на стенах и т. п. ), не выдвигает их на первый план, как то бывало у иных чрезмерно увлеченных стариной ретроспективистов и не затемняет ими существенного. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Конечно, не всегда в своей основной теме «Город» Добужинский повествует. Участвует в выставках с 1902. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии».

Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие. Впрочем, художник не ограничивается одними «эмблемами» иногда он не может удержаться от того, чтобы не показать нам того или другого героя, а то и изобразить целую сцену. Здесь использован старый прием, уже знакомый нам по «Калиостро», — воспроизведения каких-нибудь деталей повествования. Внизу — песочные часы и черные крылья.

Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. Но не только как обстоятельный «рассказчик» Добужинский близок маленьким читателям, его роднит с ними простота восприятия, острая наблюдательность соединенная с изобретательностью, редкая памятливость на мелочи и трогательная любовь к вещам, словно к живым существам. Отец забрал сына на воспитание и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого.

Мстислав Добужинский родился 2 (14) августа 1875 г. в Новгороде. Иллюстрации здесь просто украшают самую книгу. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Зато уже налицо вполне выработавшаяся графическая манера, соответствующая фантастическому характеру самой повести.

Сочинение по картине: 
Добужинский — «Кукла»

Сочинение по картине: Добужинский — «Кукла»

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Но уже примерно с 1916-1917 гг.

Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Работы, как правило, выполнены в стилесимволизмаилимодерна. Большие рисунки даны в характерном архитектурном обрамлении. Удивительно подходит «чувствительной» повести Карамзина быть изданной в виде небольшого томика в плотной зеленой обертке с наклейкой, на которой наивно-узорчатыми буквами выведено заглавие. Таким видел Добужинский современный ему Петербург. Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса.

Репродукция картины Кукла Константина Маковского

Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. С 1929 году Добужинский — ведущий художник литовского Государственного театра (Каунас). Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Точно так же и некоторые эскизы к постановке «Николая Ставрогина» воспринимаются определенно как иллюстрации к «Бесам».

К форме силуэта Добужинский обращается снова год спустя, в 1919 г., работая над «Барышней-крестьянкой». Так всегда. В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ. Каунас). В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь».

Сочинения по картинам 
известных художников

Сочинения по картинам известных художников

Перед нами действительно «книжка с картинками», честь создания которой в равной мере принадлежит и художнику и писателю. Тут художник, видимо, не совладал с соблазном показать жизнь тогдашней Москвы. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу.

Удачны контрасты белого, черного, серого (дан штриховкой). При этом в иллюстрациях отражены все характерные черты рассказа Ауслендера. Видимо, это не в средствах Добужинского, тяготеющего обычно к изображению статических моментов. Именно в них всегда особенно проявлялись вся зоркость и изобретательность Добужинского.

И этот мотив использован в очаровательном рисунке, замыкающем первую главу. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. В этом рисуночке — вся поэма Лермонтова. Еще в 1909 г. Александр Бенуа не в хулу, а лишь свидетельствуя наличное направление творческих сил, отметил, что «в нем гораздо больше «рассказчика», нежели «художника формы».

Вопрос: мстислав 
добужинский картина 
"кукла" содержание

Вопрос: мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Местами кое-где введены небольшие пятна черного. И прежде всего это хочется сделать по отношению к М. В. Добужинскому. На второй — та же хижина, уже разрушенная, под облачным небом.

К тому же ему не всегда дается хорошо изобразить человеческую фигуру, особенно в движении. Несчастная принцесса осталась одна в заключительной виньетке мы видим ее плачущей под деревом. Ничто не упущено, скорее даже можно признать излишним изображение Дуни с ребенком, едущих в карете, так как эпизод возвращения дочери смотрителя достаточно отражен в другом рисунке. А. Сидоров метко определил его как «одного из лучших читателей среди художников Петербурга».

  • Добужинский Мстислав Валерианович (1875 – 1957)
  • Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)
  • Добужинский Мстислав Валерьянович
  • Добужинский, Мстислав Валерианович
  • Добужинский Мстислав Валерианович Добужинский Мстислав Валерианович Русский художник (1875- 1957) – презентация
  • Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)

Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Сказка иллюстрирована вся, в буквальном смысле — от начала до конца. Иллюстрации же рисует редко. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. В этой новой манере сделаны весьма примечательные иллюстрации 1917 г. к «Свинопасу» Андерсена. Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  • Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского

Имеются еще два рисунка в тексте из которых второй играет роль концовки и, повторяя тему предпоследней строфы (гусар уносит казначейшу среди предутренней тишины провинциального города), выразительно завершает текст. Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Рисунки раскрашены, вернее, слегка подкрашены.

Иллюстрациями же только к ненаписанной поэме, воспевающей некий коллектив промышленного города, мнятся рисунки «Будни» и «Праздник» 1906 г. И совсем как рассказы-гротески нами «прочитываются» «Гримасы города», появившиеся на страницах «Сатирикона» в 1908-1911 гг. Гимназию окончил в Вильне. Всюду здания, машины, люди, животные, мельчайшие подробности быта воспринимаются как органическое целое, как единство не их внешних форм, а тек ассоциаций, которые возникают по поводу их. Долгое время его домом былПетербург. Мы видим типичные арки желтого Гостиного двора, купцов с картузами, зазывающих покупателей, огромную лужу, спящего алебардщика, чешущуюся о столб свинью, рожицу, нарисованную мелом на этом столбе и т. д. и т. д. и переносимся, действительно, в «Город николаевскик времен».

Обычно в заключительном рисунке повторяется тот образ, которым выразительно завершается какой-либо отрывок или все повествование (в «Тупейном художнике», в «Западне» и во втором акте «Скупого рыцаря»). Иногда в виньетках даются лишь вольные парафразы на мотивы текста («Месяц в деревне»). Родился 2 (14)августа1875 в Новгороде. Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» 536 (Великая Ложа Франции).

Добужинский Мстислав 
Валерианович (1875 
– 1957)

В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию. Оформляет спектакли и для «Метрополитен-опера», других театров Америки и Европы, работает для кинематографа. Но вот художник берется за работу над «Белыми ночами» Достоевского.

В 1901 году Добужинский стал членом художественного объединения «Мир искусства». Во всей манере рисунка какая-то особая чистота, свежесть, простота, быть может, несколько деланая, но вполне соответствующая «духу» жеманного сентиментализма. Член объединения «Мир искусства».

Картина создана в 1908 году и представляет собой одно из ранних полотен автора. Первой книжкой иллюстрированной Добужинским, была сказка Алексея Ремизова Морщинка». Кое-что было сделано для «Детского альманаха».

Несколько особняком среди работ для «Жупела» стоит «1905-1906 гг. ». Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Типичные приемы графики, обнаруживающие немецкие влияния. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Впрочем Добужинский, оставаясь верен себе, конечно, не только «декорирует». Господствует линия, строго вычерченная, замкнутая.

На обложке принцесса и свинопас, между ними — волшебный котелок. В 1938 году он получает приглашение от М. А. Чехова участвовать в постановке спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы», над которым работает в Англии весной 1939 г. В июле того же года для продолжения работы в Театре-студии М. А. Чехова Добужинский уезжает в США. Это как бы иллюстрация к лирическому вступлению ко всей повести. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай.

Вот и все самое характерное из известного нам об его первоначальном развитии. Различны и системы иллюстрирования. Несмотря на подписи, столь старательно выведенные, мы в изображениях отдельных сцен преимущественно любуемся рядом деталей, в обилии нагроможденных помимо указаний текста (например обстановка комнаты Лизы) или красотой силуэта. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. И так много о снисходительном любовании «ретроспективного мечтателя» прошлым говорит обложка, на которой две гирлянды вокруг надписи сплетаются в форме сердца.

В своих работах для театра он в сущности так же — это заметил уже цитированный нами Н. Н. Врангель — «иллюстрирует» замыслы писателя. Скупой рыцарь» усердно украшен. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Однажды художник просто договорил то, на что лишь намекнул писатель. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург.

Добужинский по характеру своего творчества обещал стать прекрасным «детским художником». Все равно где: на родине в Вильно, на месте ли постоянного его пребывания — в Ленинграде, в других ли русских городах (Витебск, Псков, Москва) или во время его многочисленных путешествий по чужим странам. Но особенно характерны две виньетки, окаймляющие все повествование.

В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Линия здесь законченная, четкая, определенная, очерчивающая контуры целиком. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Образ города, враждебного человеку, предстает в композициях «Двор» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Домик в Петербурге» (1905, Третьяковская галерея, Москва). (Кстати и в приемах раскраски обнаруживаются скорее искания новой акварельной техники, чем забота о возможно лучшем воспроизведении рисунка при помощи печатного станка. ) Все герои сказочные, но трактованы иронически, подчас карикатурно. И так очаровательна буква «А», сложенная из прутиков, в руках Алексея.

Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. На сегодняшний день «Японская кукла» хранится в одном из лучших музеев страны в Третьяковской галерее в Москве. Ведь и в повести его душевная драма — главная тема.

Дело еще в том, что эти рисунки и силуэты выполнены в старой «классической» графической манере. На первой (начальной) изображена при лучах солнца перед Симоновым монастырем хижина из трубы которой весело подымается дым. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Главные свои силы за это время художник отдает декорационной живописи.

Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». На обложке — сплошной узор из шлемов, стрел, гербов и скрещенных под черепами мечей. Контрастов черного и белого нет. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885—1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899—1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия).

Одной из таких произведений можно назвать картину Б. М. Оформляет книги: «Поэмы» М. Ю. Лермонтова (1941, не издана), «Левша» («The Steel Flea») Н. С. Лескова (1943), «Граф Нулин» А. С. Пушкина (1943, не издана), «Ночной трактир» И. А. Бунина (1946), «Слово о полку Игореве» (1950). Порой концовка воспроизводит какую-либо случайную, но характерную деталь. С искусством гравюры молодой художник познакомился в студии В. В. Матэ.

Добужинский вне конкурса дал своего «Дьявола», помещенного в 1 «Золотого Руна» за 1907 г. Это — идеальная сюжетная символико-аллегорическая композиция. Характерно, что очень много внимания уделено пейзажу, как это и у самого Карамзина. Оставался членом ложи по 1938 год. Значителен лишь второй, дающий образ безумца-скупца среди его сокровищ.

Какой-то немецкой кажется вся книжка. Создаёт цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). Обычные «кривизна» линий и эскизность очертаний утратили некоторую прежнюю нарочитость. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве.

Добужинский как будто хотел это передать и в самой манере графики (только можно ли здесь говорить о книжной графике. ) : линией капризной, гротескной, кривой формами шаржированными, упрощенными раскраской простодушно-яркой и вместе с тем нежной. В «Октябрьской идиллии» ощущается, скорее, не протест, а скорбное чувство, горькая авторская ирония. Необходимо отметить еще значение концовок. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, вот таким образом так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Пожалуй, эта ирония неуместна в книге для детей. После «Ночного принца» в области иллюстрации Добужинский долгие годы, вплоть до 1917 года, не создавал ничего подобного не только в смысле удачности, но и в отношении значительности задания.

Иллюстрация тесно связана с той эпохой, в которую она возникла и с той общественной группой, для которой предназначалась. Остановимся хотя бы на рисунке «Крестьянин и Смерть» 1908 г. Невольно при этом вспоминается силуэт Нарбута исполненный три года спустя к той же басне и повторяющий ту же композицию, но повернутую наоборот и с некоторыми изменениями (смерть иначе держит косу и левую руку песочные часы с крыльями нетопыря помещены отдельно внизу). Умер Добужинский в Нью-Йорке 20. 11. 1957. Плоскость листа строго блюдется.

Неподдельной жутью веет от этого листа, от одного сопоставления серых и темных пятен. А Добужинский, видимо, в своих иллюстрациях стремился не дополнить конкретными зрительными образами то, что дано у Пушкина, а интерпретировать все, что есть в повести, сохраняя то же соотношение отдельных элементов (психологического и описательного) и закрепляя в шести рисунках все самые существенные моменты повествования.