Мунк Эдвард Больной Ребенок

Купить картину или постер "Больной ребенок", художника Эдварда Мунка вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Эдвард Мунк «Больной ребенок (Больная девочка)»

Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Мунк предпочитает слушать не новости и не музыку, а голоса. В целом всякое творчество автобиографично.

Эта смерть сильно на него подействовала. В 1895 году он пытался разобраться в себе и перед нами попытка самоанализа. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши2.

Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Между 1885 и 1886 Мунк нарисовал, вычищаемый и перекрасил изображение, прежде наконец достигнуть изображения, которым он был удовлетворен. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». Акцент на verticals дает работам туманное чувство и добавляет к их эмоциональной власти, эффект искусствовед Мишель Фако, описанный как то, чтобы предоставлять зрителю со «сценой испытанной вблизи, но туманно, как будто рассматриваемый через слезы или завесу памяти». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.

Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Но Мунк перенес жестокий розыгрыш крайне болезненно. Ему нужен был ровный и громкий гул голосов. Мунк вырос в столице Норвегии Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).

Описание картины 
«Больной ребенок 
»

Описание картины «Больной ребенок »

Безразлично, что они говорили и на каком языке. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Некоторые критики заметили, что пожилая женщина более обеспокоена, чем ребенок в словах критика Патрисии Донахью, «Это почти, как будто ребенок, зная, что ничто больше не может быть сделано, успокаивает человека, который достиг конца ее выносливости». ДОЛЛАРОВ, УПЛАЧЕННАЯ ВЕСНОЙ 2012 ГОДА ЗА ПАСТЕЛЬНУЮ ВЕРСИЮ ЭТОЙ КАРТИНЫ. Мунк много путешествует, подолгу живя в центрах искусства того времени – Париже и Берлине.

СЛАВА «КРИКА» ПРЕВЗОШЛА СЛАВУ ЕЕ АВТОРА, ХОТЯ НА БОЛЬШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВКАХ, ГДЕ ПУБЛИКА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО ЗНАКОМА С ТВОРЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ МУНКА, ПОДОБНОГО РАЗРЫВА, ПО-ВИДИМОМУ, НЕ ВОЗНИКАЕТ. В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения.

– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех» 18. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

Он стратег, видящий и прогнозирующий далекое будущее, намного опережающий свое время. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.

В то же время, для Мунка она имела особое, личное значение: смерть сестры, «сгоревшей» от скоротечной чахотки буквально за считанные недели, стала одним из сильнейших впечатлений в его жизни, во многом повлияв на формирование его мрачного мироощущения. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования».

Они заявили, что его пассия застрелилась и показали ему ее «труп». Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».

Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского23. Создана картина в Берлине. В психиатрии такой симптом называется амбивалентностью.

Еще более странные отношения складывались у Эдварда с женщинами. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику.

Старший из сыновей, он после смерти Софи стал вообще старшим ребенком. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Художника упрекали в отсутствии техники, пессимизме, натурализме.

Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».

Картина Больной 
ребенок – Мунк Эдвард

Картина Больной ребенок – Мунк Эдвард

Его творчество пронизано мотивами смерти, угасания, одиночества. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895 «Комната умирающего», 1895 «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр. ) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр4.

Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Вытащить Мунка из тени обессмертившего его «Крика» – иконы экспрессионизма – и попытались авторы концепции выставки. Стакан может быть замечен вправо на неопределенно описанном столе.

  1. Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
  2. Экзистенциальный ужас Эдварда Мунка
  3. 14 первых картин известных художников
  4. Как смотреть картины Эдварда Мунка
  5. Эдвард Мунк: история одного «Крика»
  6. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)

Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Созданию полотна предшествовала серьезная подготовка: сохранилось множество зарисовок и эскизов, более ранних вариантов. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.

За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Видимо, оно не так важно. Мунк.

  • Эдвард Мунк: Взгляд, направленный в себя
  • Женщины в жизни и творчестве Эдварда Мунка
  • Эдвард Мунк – норвежский художник
  • Эдвард Мунк времен пост-«Крика»
  • Вся история музыки в 65 карточках

Поза расслабленнее (а для чего люди курят. ), но и во взгляде и в цветовой палитре куда больше напряжения, тревожности. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).

В молодости он много путешествовал. Критиками и публикой картина была принята негативно. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает» – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Комната погружена в полумрак, но лицо девушки ярко освещено: как отмечают многие исследователи, оно словно растворяется в потоке света или само излучает свет23. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать. Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»)2. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».

  • 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Женщины, под чьим влиянием он сформировался

Скорее наоборот, «Больной ребенок» был принят в штыки и не получил на родине ни единой положительной оценки. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.

С этой целью он специально не настраивал как следует радиоприемник на определенную волну. В декабре из Норвегии приходит известие— умер после инсульта отец семейства, Кристиан Мунк. В него входили «Звездная ночь», «Голос», «Вампир», «Мадонна», «Крик», «Страх». «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. СЕГОДНЯ ЕГО «КРИК» ПРЕВРАТИЛСЯ В ОДИН ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ОБРАЗОВ – ЭТО ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОДНОВРЕМЕННО ИРОНИЧЕСКАЯ «АПРОПРИАЦИЯ» ПОСТМОДЕРНИЗМА.

От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».

Страх смерти и жажда 
жизни: 5 картин 
Эдварда Мунка

Пыль лежала повсюду толстым слоем и беспорядок царил невероятный. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Больная девочка – ранняя картина Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. МНОГИМ ОБЯЗАННЫЙ В ТВОРЧЕСКОМ ПЛАНЕ ВИНСЕНТУ ВАН ГОГУ И ПОЛЮ ГОГЕНУ, МУНК (1863-1944) СТРЕМИЛСЯ К НОВОМУ, ГЛУБОКОМУ И ПОДЛИННОМУ ИСКУССТВУ.

Две кровати, стол и несколько плохих стульев. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». Сначала по настоянию отца Эдвард поступил в Высшую техническую школу, но уже в 1881 году перешел в Академию искусств в Кристиании (так до 1924 года назывался Осло). Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.

Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Всякому известно, что у Паульсена много денег. «Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой и молодой Тулой Ларсен.

В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету» 22. Достоевского «Преступление и наказание».

М., 2007. «Djaevlene» – датское издание «Бесов» – лежало на его прикроватном столике в момент смерти21. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка15. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.

Апокалиптический, кроваво-красный закат, напряженные и жесткие, словно вихревые линии дороги и береговой полосы и странная фигура с отверстым ртом и прижатыми к ушам руками Создается впечатление, что человек глохнет от собственного крика. Эти сверхценные идеи, граничащие с бредовыми расстройствами, отличались изменчивостью, некоторые из них имели возрастную окраску. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. Был судовым врачом. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Ранение и вся эта история основательно поколебали его и без того неустойчивую психику.

Эдвард этому не поверил. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов19 Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот») 20.

В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника.

Место и время действия – НьюЙорк, аукционный дом Sothbys, торги «Искусство импрессионистов и модернистов», 2 мая 2012 года. Особенная продуктивность наблюдалась у него в графике. В этом цикле он синтезировал все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Она покрыта тяжелым темным одеялом. Но и такая крепость не спасала от чьего-то, как ему казалось, «парализующего влияния» (психиатры называют это «бредом воздействия»).

С деньгами в доме доктора Мунка было туго. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом»4. Шесть покрашенных работ были выполнены больше 40 лет используя много различных моделей.

Словосочетание «Современный взгляд» в названии выставки – ключевое. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством (термин впервые использовал Адриан Хилл в 1938 году), которая успешно применяется как один из методов психотерапии по настоящее время. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Эдвард Мунк очень к ней привязался. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах9.

Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Позднее Мунк создал несколько литографий на ту же тему. Он позже написал, что 1885–86 живописи была такой трудной борьбой, что ее завершение отметило главный «прорыв» в его искусстве.

Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Он не мог понять, как это отец, будучи доктором, не сумел ее спасти.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Позже стал военным врачом и в конце концов поселился в Осло — в Грюнерлёккене. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Многие интерпретаторы видели деформированный пейзаж на заднем плане как результат крика, который распространяется на природу, но мы можем его понять и в противоположном направлении: как пейзаж, который исчезает в воронке черной дыры рта, будто крик засасывает задний фон в отверстие, суживает его вместо того, чтобы расширяться в нем. Художник не заботился об уюте и красоте дома. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет). В защиту Мунк сказал, что «Я не рисую то, что я вижу, но что я видел».

Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Девушка была влюблена в художника, настаивала на свадьбе и даже угрожала самоубийством. Другие публикации («Моргенпостен» от 18 октября 1886, «Федреланнет» от 30 октября 1886) были более доброжелательны, отмечая «своеобразие» и «трогательность» работы, но также упрекали художника в небрежности и нежелании совершенствовать технику1. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки.

Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о). Эдварду исполнилось тринадцать лет, когда умерла Софи. Ингер спросила, — не думают ли они, что она лжет. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом».

Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу. В преддверии 150-летнего юбилея мастера, который будет широко отмечаться на его родине и во всем мире, концептуальная выставка «Эдвард Мунк – современный взгляд» курсирует по музеям Европы. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.

3) посвящена сестре Софии. Этот шедевр Мунка пугает и завораживает ощущением близкой и неминуемой катастрофы. Вот только собеседник – это сам художник в зеркале. Как мастер линий, Мунк производит неизгладимое впечатление на зрителя, он один из тех живописцев, которые проложили так много путей в живописи и создали поражающие духовным содержанием и красотой картины.

Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Он часто упоминал работы в своих журналах и публикациях и это показывает в большой степени в его «Происхождение Бордюра Жизни» (Живой Friesens tilblivelse). После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства» под похожими предлогами сейчас он находится в Галерее Тейт в Лондоне.

Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Картина-рекордсмен – «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка, родившегося 149 лет назад. Первый перерыв с импрессионизмом был Больным Ребенком — я искал выражение (экспрессионизм)». Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.

На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая в кровати, а за руку ее, склонившись, держит женщина в черном платье. «КРИК» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Позировала для полотна одиннадцатилетняя Бетси Нильсен (Мунк также написал её портрет)42. Скорее то, что хотел видеть. Четыре версии «Крика» были написаны в промежутке между 1893 и 1910 годами.

Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Тематически картина перекликается с изображениями больных детей, встречающимися у многих художников того периода — в частности, у покровительствовавшего молодому Мунку Кристиана Крога («Больная девочка») и у Ханса Хейердала («Умирающее дитя»). Одна из важнейших картин этого периода – «Больной ребенок» (1886), (илл. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Спустя пять лет Эдвард Мунк создает первую большую картину – «Больной ребенок».

Длительная болезнь Софи их особенно сблизила. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу». Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913).

Отец Эдварда Мунка — Кристиан Мунк был врачом. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель. Первая версия приняла год, чтобы закончить.

Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Именно здесь были созданы произведения, впоследствии прославившие его имя. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.

Символизм с его романтикой и тайной, декоративная текучесть модерна, колористические всплески фовизма и, наконец, захлебывающийся эмоциями, «вопящий» надрыв экспрессионизма проходят через творчество Мунка ищущего адекватный язык своим видениям и образам. Бутылка положена на туалетный столик или шкафчик налево. Будучи натурой мечтательной, он любил читать и выдумывать сказки.

«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Картину «Больной ребенок» он писал шесть раз, «Девушек на мосту» – семь, «Зрелость» – четыре, «Поцелуй» – одиннадцать раз, «Вампира» – десятки.

Это же скандал. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Приняв эти картины, жюри оказало ему плохую услугу»3. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу5.

В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 14. Последнее обстоятельство отнюдь не ускорило течение четырехлетнего романа. В совсем непарадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.

Другие его работы – «Смерть в комнате больного», «Больной ребенок», «На следующий день», «Переходный возраст». Обстановка была не просто бедной, а поистине ужасной. Весь отчет за момент до смерти его старшей сестры Джохэйнн Софи (1862–1877) от туберкулеза в 15. Несколькими годами позднее он напишет ещё одно крупное полотно, навеянное воспоминаниями о болезни сестры, но выдержанное в более светлых, оптимистичных тонах («Весна», 1889), а мотив «комнаты умирающего» появится в его творчестве ещё много раз («У смертного ложа (Агония)», 1895 «Комната умирающего», 1895 «Девочка у постели умершей матери», 1897—1899 и пр. ) «Больная девочка» также существует в нескольких вариантах, включая шесть живописных полотен (1886, 1896, 1907, 1907, 1925, 1927) и ряд рисунков и гравюр.

Осенью он едет в Париж. Увлекшись фотографией (в 1902 году художник приобрел небольшой фотоаппарат Kodak Bulls Eye), он бесконечно снимает одну и ту же модель – Эдварда Мунка: в саду, на кровати в лечебнице, где он лечился от нервного срыва, у дома, в мастерской, в галерее, в окружении своих работ. Из-за этого затенено ее лицо и зритель может только видеть вершину ее головы. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Между друзьями произошла ссора.

Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки. Не мог понять, что не помогли такие горячие молитвы. Однажды друзья художника, чтобы помочь Туле Ларсен, решили разыграть Эдварда.

Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Ее звали Лаура Катрине Бьёльстад.

«Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этому полотну», – утверждал Мунк. Более тридцати лет Эдвард Мунк работал над «Фризом жизни». Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим» 17. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.

В дни его молодости Норвегия была «медвежьим углом» художественной жизни Европы и многие скандинавские художники отправлялись сначала в Копенгаген, а затем в Германию и Францию, где бурлил котел новых идей и интеллектуальной мысли. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше.

В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Кстати, созданные художником графические версии работ (Мунк много работал в технике офорта, гравюры на дереве, черной и цветной литографии) часто цельнее и глубже живописных прототипов. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. В вероятности женщина – тетя Софи Карен. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).

Это же скандал. Шестью годами ранее, в 1889 году, Мунк уже начинал разрабатывать этот сюжет, но незавершенную картину уничтожил.

По хитроумному замыслу, вряд ли пришедшему в очень трезвые головы, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Он купил дом, построил вокруг него забор 4-метровой высоты. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Больной Ребенок (норвежский язык: сарай Зике Det), название, данное шести картинам и многим литографиям, drypoints и гравюрам, законченным норвежским художником Эдвардом Мунком (1863–1944), между 1885 и 1926. Помимо руки и лица, всё остальное кажется незаконченным.

Когда 1885–86 оригинальных версий были сначала показаны в приложении Осени 1886 года в Христиании, это было осмеяно зрителями и потянуло «истинный шторм протеста и негодования» от критиков, встревоженных его использованием импрессионистских методов, его кажущимся отказом от линии и фактом, что живопись, казалось, была не закончена. Мунк был невероятно наивен и вспыльчив: однажды, обратив внимание на месяц на небе, спросил собеседника, куда же делась луна. Некоторые исследователи У. Бишофф. ЭТА КАРТИНА – ЖИВОПИСНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХРУПКОСТИ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Такой человек жаждет новых открытий, постоянно находится в процессе творчества, он свободен от штампов и существует «вне времени».

В старости Эдвард Мунк с горечью вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни». В основе картины лежат воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры, Юханны Софии «Софи» Мунк, умершей в 1877году от туберкулёза (девятью годами ранее от того же заболевания скончалась мать семейства, Лаура Мунк). Впрочем, знаменитый «Крик» в нынешней экспозиции отсутствует.

Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года. Всего он провёл там более полугода. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Картины Мунка, особенно раннего периода, могли бы с успехом послужить иллюстрациями к романам и повестям Достоевского, в которых изображались страдания детей («Неточка Незванова», «Униженные и оскорбленные»). Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.

С матерью будущего художника – Лаурой Катриной Бьельстад они поженились, когда ему было 44 года. 29-летняя Карен Бьёльстад была хорошей хозяйкой и добра к детям. Стенерсен пишет, что свои произведения художник воспринимал как собственных детей: рассердившись, он их наказывал. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. НАИБОЛЕЕ ГРАНДИОЗНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ МУНКА СОСТОЯЛАСЬ ЛЕТОМ 2013 ГОДА В ОСЛО ПО СЛУЧАЮ 150-Й ГОДОВЩИНЫ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА. Одна из самых повторяемых тем в творчестве Мунка – он сам. «Больная девочка», одно из первых крупных полотен Мунка, впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 года.

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Совсем юная (Софи было всего пятнадцать лет) рыжеволосая девушка с изможденным лицом полулежит в постели, откинувшись на высоко поднятую подушку рядом с ней, опустив в отчаянии голову и сжав руки, сидит немолодая женщина в тёмном платье — это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад, взявшая на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков после смерти Лауры.

«Это абсолютный мировой рекорд среди произведений искусства, проданных на публичных торгах», звенящим от гордости голосом провозгласил аукционист Тобиас Мейер, опустив молоток на цифре 119, 9 миллиона долларов. Незадолго до помещения в больницу он подходил на улице к незнакомым людям, которые, как ему казалось, обсуждали и осуждали его и наносил им удары. Во всяком случае на рубеже XIX-XX веков господствовали такие убеждения, хотя и Ван Дейка и Рубенса и многих других художников вплоть до Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса, Джорджа Ромни, Томаса Лоуренса эти соображения не смущали и они охотно рисовали портреты заказчиков.

В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мунк, законченный шесть картин, назвал Больного Ребенка. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Три находятся теперь в Осло (1885–86, 1925, 1927), другие в Гетеборге (1896), Стокгольм (1907) и Лондон (1907). «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел», – утверждал Мунк.

Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».