Натюрморт Хеда

Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности) в других его картинах предметы нередко имеют также иносказательный смысл. Любимые коричневые тона Хеда придают всему натюрморту своеобразную теплоту. Один из талантливых художников голландского натюрморта Виллем Клас Хеда1593-1682гг. Он был мастером традиционного натюрморта, который называлиontbijtjes, что обозначает лёгкий завтрак или лёгкая закуска.

Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас – самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Интересно, что Хеда – творец изумительных картин с натюрмортами, сначала пробовал себя в написании портретов и сюжетов на религиозные темы. Хеда, а также оказавший на него влияниеПитер Клас— самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме.

Натюрморты Хеда можно читать, как записки. Картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты вЭрмитаже, Санкт-Петербург). После 1640 г. картины Хеды стали больше по размерам, богаче и красочнее по колориту (например, натюрморты в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Как смотреть голландский натюрморт

Эмблема, выполненная из разноцветных кусочков мрамора с добавлением смальты, показывает атрибуты Геракла — палицу, чашу для вина и маску героя, сделанную из темных камешков. Вспомним, что здесь сформировался стиль Адриана Брувера. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого. 1631.

Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой.

Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. В этом городе он жил и работал до самой смерти. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Голландские художники утверждают эстетическую ценность вещей, а натюрморт как бы косвенно воспевает и тот быт, с которым неразрывно связано их существование. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса).

Голландские мастера 
натюрмортаХудожники 
Клас, Хеда, Кальф

Голландские мастера натюрмортаХудожники Клас, Хеда, Кальф и Бейерен

Хеда «Завтрак». На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Предметы кажутся расположенными в беспорядке, свободно и естественно. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета.

Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души и знаки бренности внезапно оказываются символами спасения. С 40-х годов художник предпочитает более спокойные сцены – сюжеты лишились «агрессивного» характера, гротеск сменился юмором, правда в облике крестьян Остаде по-прежнему подчеркивает и утрирует ущербные черты. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая принято отмечать 6 декабря.

Голландский натюрморт 
 века (45 фото)

Голландский натюрморт века (45 фото)

Подлинность того, что увидел и изобразил художник, вызывает восхищение. Он превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Справа в глубине изображена таверна. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631).

Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Жанр натюрморта получил большое распространение в Голландии в XVII веке. Видно, что это завтрак состоятельного человека. у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. Эрмитаж, Санкт-Петербург Завтрак с ежевичным пирогом. Очень популярны были морские виды.

писалась уже абсолютно смятой. Он их зорко подмечает как человек со стороны, но уже без издевки, а, скорее, с добродушной насмешливостью («Крестьянское общество», Берлин-Далем, Картинная галерея). Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Хеда первым начал работать в стиле «монохромного» натюрморта, получившем большое развитие.

Хеда, Виллем Клас 
– Банкетный натюрморт 
с пирогом

Хеда, Виллем Клас – Банкетный натюрморт с пирогом

В. К. Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. Изящная ручка ножа пробивает плоскость холста, аппетитная оливка и булочка буквально просятся в рот.

Со временем «завтраки» Класа и Хеды уступают место «десертам» Абрахама ван Бейерена (1620/21—1690) и Виллема Кальфа (1622— 1693). Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами.

Голландский художник Виллем Клас Хеда родился в Харлеме. Другие символы спасения – это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу.

Эрмитаж, Санкт-Петербург Завтрак. Теперь обратим внимание на задний план. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.

1680). Жанр крестьянских сцен получил в развитие в харлемской школе, в круг Франса Хальса. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.

Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. Этот натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды (Государственный Эрмитаж) написанный в 1648 году, в полной мере отражает восприятие Дома, Гостеприимства — всего того, о чем говорит Генри Уоттон. Художник применяет нейтральный фон, серебристосерые и зеленоватокоричневые оттенки («Завтрак», 1629, Маурицхёйс, Гаага «Завтрак с ежевичным пирогом», 1631, Картинная галерея, Дрезден «Десерт», 1637, Лувр, Париж). Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Вот таким образом его можно рассматривать как одно из художественных воплощений важной темы голландского искусства – темы жизни частного человека.

Картинная галерея, Дрезден Ветчина и серебряная посуда. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Каждый из голландских пейзажистов специализировался на своей теме. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг. Отказ от них – один из способов спасти душу. Подобные картины, героями которых были менялы и сборщики податей, широко распространены и в творчестве последователей Массейса.

Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Близок Гойену по выбору мотивов и по мягкой созерцательности пейзажного образа Саломон ван Рёйсдаль – «Переправа» (Амстердам, Рейксмузеум) «Речной пейзаж» (Москва, ГМИИ им. Одним из его создателей стал Виллем Клас Хеда. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. В композиции показан маленький босоногий мальчик, олицетворявший в Древнем Риме этот летний месяц.

В «Завтраке с омаром» В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. 1652. Художник очень точно передает материал из которого сделан каждый предмет. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, однако излюбленный жанр натюрмортов Хеды – т. н. "завтраки": накрытые столы со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, организованных в небольшие горизонтальные композиции с единым мягким освещением, нейтральным фоном и тонкими градациями серебристо-серых, коричнево-зеленоватых тонов сдержанная цветовая гамма обусловила их название "монохромные завтраки". На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.

В начале 1630-х гг. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой – раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Объединяющее их название «монохромные завтраки» условно, оно лишь подчеркивает общую сдержанную живописную тональность.

В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Гротескная острота характеристик напоминала Брувера («Драка», Ленинград, Эрмитаж «Крестьюнское общество», Амстердам, Рейксмузеум). 1648.

Галина Дятлева – Мастера натюрморта

Свое главное решение она получила в жанровой картине. Натюрморт голландцы называли «stilleven», что означает «тихая жизнь» и это слово несравненно точнее выражает тот смысл, который голландские художники вкладывали в изображение вещей, чем «nature morte» – мертвая натура. Во многих более поздних произведениях мастер вновь обращается к этому мотиву. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Пушкина, Москва.

Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Но дидактический подтекст, присущий главным образом поздним работам мастера, не делает его сцены ни тяжеловесными, ни скучными – мораль преподносится легко и весело, с жизненной активностью и задором («Расстроенное хозяйство», ок. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов.

ГМИИ им. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. Его искусство оказало большое влияние на ученика Хальса Адриана ван Остаде (1610 – 1685).

Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Связующую функцию в построении композиции выполняет свет. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. А. С. 1663, Вена, Музей истории искусств). «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.

Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes – этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные предметы повседневного домашнего быта. Тем самым автор дает понять, как человек может победить бренность бытия. Он обращался к излюбленному в Голландии типу «завтраков» — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.

Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Голландский натюрморт В Голландии художники Виллем Клас Хеда и Питер Клас создали особый тип натюрморта – «завтраки». На передке повозки — три яблока. Эти натюрморты непременно имеют в композиции скатерть с красивыми складками, слегка сдвинутую со стола, «живописный» беспорядок в расположении посуды.

Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, как видно на примере замечательного натюрморта, хранящегося в Государственном музее в Амстердаме. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). Пейзажи с изображением животных писали Пауль Поттер и Альберт Кейп.

В картине заключено размышление о бренности существования человека на Земле, призыв позаботиться не о теле, а о душе. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой.

Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Так же хороши и натюрморты «Ветчина и серебряная посуда» (1649, ГМИИ, Москва), «Завтрак с бокаломнаутилусом» (1649, Художественный музей, Шверин), «Завтрак» (1652, Эрмитаж, СанктПетербург), «Натюрморт с ветчиной» (1656, Музей изобразительных искусств, Будапешт).

Румяный краб, а рядом лимон, который годится и в соус для морских блюд и в лимонад. Один из лучших натюрмортов Хеды – «Завтрак с омаром» (1648, Эрмитаж, СанктПетербург).

Голландский натюрморт 
В Голландии художники 
Виллем Клас Хеда

Голландский натюрморт В Голландии художники Виллем Клас Хеда и Питер

В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке.

Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря.

Виллем Клас Хеда 
 (1594-1680) – кухонные 
натюрморты

Виллем Клас Хеда (1594-1680) – кухонные натюрморты

Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). 1649. Другие известные произведения: Завтрак с омаром. Зрители неизменно замирают перед знаменитым дрезденским «Натюрмортом с ежевичным пирогом» (1631).

1493 — ок. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. Непременный «участник» многих натюрмортов – лимон с особо срезанной спиральной кожурой. Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров нидерландского монохромного натюрморта.

Одна из наиболее ранних работ – «Натюрморт» (1621, собрание Бредиуса, Гаага) – имеет символический смысл. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.

А. С. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала.

  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Натюрморт с оловянной кружкой, Виллем Клас Хеда, 1632
  • Виллем Клас Хеда -мастер завтраков
  • Хеда Виллем Клас – все картины художника
  • Виллем Клас Хеда – Натюрморт – оловянная посуда, серебряные сосуды и краб
  • Вся история музыки в 65 карточках

почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Пушкина).

Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. С помощью определенных предметов художник раскрывает тему vanitas (аллегории бренности земного существования). В Голландии XVII века жанр натюрморта получил большое распространение.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Музыка для души: Джон Дауленд, ренессансная лютня
  • Передачи и шоу / Гармония классики
  • Описание картины Виллема Хеда «Натюрморт»

Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Гойен мастерски пишет небо, его непостоянную изменчивую жизнь. П. Клас «Завтрак с крабом».

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Переходя с одного предмета на другой, он придает изображению теплоту и свежесть.