Нищий Старик С Мальчиком

(две сестры)», «Трагедия», потрясающие глубиной человеческого горя, но меня поразила картина «Нищий старик с мальчиком».

Нищий старик с мальчиком (1903)

Позже Пикассо говорил: "Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв". Мальчик ест яблоко, наверное, единственное подаяние за день. В это время Пикассо увлекается натюрмортами и наделяет их глубоким философским значением. Все свидетельствует о бедной и несчастной жизни. Оно словно является откликом на стихотворение Бодлера: «Я воспеваю грязного пса пса-комедианта». В этот период умер близкий друг Пабло, покончил жизнь самоубийством. Эти образы сами по себе являются протестом против безжалостной агрессии.

Пикассо очень умело передал каждую линию тела старика. Он видит весь ужас их положения. Пикассо сознательно вытягивает пропорции фигур, подчёркивая их худобу и измождённость. Эти образы страданий и безысходности создавались молодым художником в Барселоне под впечатлением от трагического ухода из жизни его друга Карлоса Касахемаса (1880 – 1901) и слепоты, настигшей его отца. Он видит весь ужас их положения. Людьми, появляющимися на его полотнах, были нищие старики, бедные дети, бродячие женщины.

Описание картины 
Пабло Пикассо «Нищий 
старик с мальчиком»

Описание картины Пабло Пикассо «Нищий старик с мальчиком»

В «Авиньонских девушках» Пикассо смело использует резкие деформации и жесткие изломы. Их всего двое на этом свете, не нужных никому людей и только взаимная любовь помогает им выжить. Полотно «Нищий старик с мальчиком» относится к голубому периоду художника. Чёткие линии напоминают скульптурное изображение.

Отсутствие деталей только подчеркивает это. Женщины в этот период изображаются как устрашающие механизмы, составленные из гладко выточенных деталей. Натюрморты этого времени легки и образуют несложную композицию («Горшок, рюмка, книги», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рисунок у Пикассо обретает главенствующее значение.

В 1950–1960-е годы мастер продолжал активно работать. Так возникает атмосфера уютной, наполненной светом комнаты. Ранняя форма кубизма (1908–1912) называется аналитической. Старик и мальчик, поддерживающие друг друга, несут в себе этот дар любви.

Видны костяшки пальцев на ногах, кожа почти прозрачна, хрупкие плечи, впалые ключицы. Так, осенью 1901 года Пикассо исполнил два знаменитых полотна — «Арлекин и его подружка» и «Любительница абсента».

Сравнительный анализ 
картин Пабло Пикассо 
Свидание (Две Сестры)

Сравнительный анализ картин Пабло Пикассо Свидание (Две Сестры) и Нищий старик с мальчиком

Произведение входит в группу показательных работ «синего» (или «голубого») периода Пикассо, к тому же оно граничит с другими картинами той же стилистики: под красочным слоем полотна находятся наброски композиций «Трапеза слепого» (музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Старый гитарист» (Художественный институт, Чикаго). Мальчик ест яблоко, наверное, единственное подаяние за день. Из-под порванных брюк видны исхудалые до предела ноги нищего.

В самом деле современники считали подобные произведения некими «черными иконами», которые, хотя и составлялись из обычных хозяйственных предметов, но существовали исключительно для потребности художника в самовыражении. Пишет Пикассо и свои излюбленные натюрморты с гипсовыми античными слепками, которые кажутся героями классических драм в модернизированных постановках («Натюрморт с античной головой», 1925, Национальный музей современного искусства, Париж «Мастерская с гипсовой головой», 1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк). К тринадцати годам он уже освоил академическую программу. В 1906 году лирический «Розовый период» сменяется монументальностью и обобщенностью мощных форм. Он подходил к холсту или листу бумаги и немедленно начинал на нем импровизировать. Таковы «Сидящая купальщица» (1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Фигуры на берегу моря» (1931, Музей Пикассо, Париж). Мальчик, прижавшийся к нему, также кажется слепым, так неподвижны и мертвы его глаза. Особое значение для Пикассо имела тема слепоты: старик-слепец становится воплощением истинной духовности и вместе с тем нравственной нищеты окружающего мира. Ни одна лишняя деталь не отвлекает от этой выразительной группы.

Мир балета не мог не оказать влияния на дальнейшее творчество художника. Ярким доказательством является старик, сидящий рядом.

Но он не отбирает у мальчика последний кусок хлеба. Его живописные портреты начала 1920-х годов изящны и напоминают о графичности Энгра.

Старик и мальчик прижимаются друг к другу, как бы образуя единое существо. Руки героини и, возможно, чересчур длинные хрупкие пальцы не нарушают гармонии облика. Он свободно меняет пропорции и ракурсы, в результате чего большие фигуры оказываются расчлененными на отдельные фрагменты («Женщины, бегущие по пляжу», 1922 «Флейта Пана», 1923, обе — Музей Пикассо, Париж). Забота друг о друге и составляет то, что даёт им силы жить. Помимо «Старого еврея с мальчиком» в его коллекцию входили загадочные «Две сестры», меланхолические «Портрет Солера» и «Голова женщины» примыкали к ним по настроению и колориту, а также более ранний «Портрет Сабартеса» и более поздняя «Испанка с острова Майорка». Русские искусствоведы – современники Щукина стремились понять картину в тесной связи с испанской культурой: «этот иссохший нищий старик Образы героев картины слиты в единое целое. Это на самом деле поразительно.

Задумчиво и безрадостно ест он кусок хлеба, который отдал ему старик. Цветовая гамма в основном серая, зеленая, охристая. Вся горечь и несправедливость мира выражены на этом холсте.

Напишите отзыв о 
статье Старый еврей 
с мальчиком

Напишите отзыв о статье Старый еврей с мальчиком

Это — каминная полка, где расположена сама компотница и визитная карточка художника. Теме корриды был близок образ чудовищного Минотавра, в котором Пикассо видел воплощение подсознательных инстинктов человека и стихийных разрушительных природных сил (офорт «Минотавромахия», 1935, Музей Пикассо, Париж рисунки и гуаши с изображением Минотавра (1935–1936). Пикассо изображает истощённого слепого старика. Он заключает в себе эмоциональную сущность происходящего, усиливая настроение скорби и безысходности, выраженное в лицах героев.

Интересны импровизации художника на темы старых мастеров и картин, ставших классикой мирового изобразительного искусства: «Алжирские женщины» (по Делакруа, 1954–1955), «Менины» (по Веласкесу, 1957), «Завтрак на траве» (по Мане, 1959–1961), «Похищение сабинянок» (по Давиду, 1961–1962), «Турецкая баня» (по Энгру, 1968). Он уже знает, что такие люди никому не нужны. Ни одна лишняя деталь не отвлекает от этой выразительной группы. В это время самыми крупными его работами являются «Мастерская в Калифорнии» (1956, Музей Пикассо, Париж), «Весна» (1956, Национальный музей современного искусства, Париж), «Бухта в Канне» (1958, Музей Пикассо, Париж), «Утренняя серенада» (1965, Малый дворец, Женева), «Кавалер с трубкой» (1970, Музей Пикассо, Париж).

Глаза мальчика открыты, но в них нет жизни. Художник показывал тот мир, на который многие не обращали внимания. Отсутствие деталей только подчеркивает это. Картина написана в 1903 году.

Отрывок, характеризующий 
Старый еврей с мальчиком

Отрывок, характеризующий Старый еврей с мальчиком

Также конкретны и минимальны художественные средства. К концу 1908 года настроение «скорби последних дней» сменяется ясной созерцательностью. И хотя сейчас мальчик физически выглядит хорошо, художник как будто сравнивает его со стариком, показывая, что ждет этого ребенка в будущем. Яков Тугенхольд так сказал об одном из натюрмортов Пикассо: «Бутылка на столе так же значительна, как религиозная картина».

Классические мотивы претерпевают под кистью художника экспрессивные деформации. Оба уставшие и замученные жизнью. Создавая «Гернику», Пикассо писал множество отдельных мотивов и сюжетов этой композиции в виде небольших рисунков и картин. «Портрет Абруаза Воллара» недаром всегда называли шедевром психологического реализма. Они молчат, но мысленно разговаривают друг с другом. В 1955 году на экраны вышел кинофильм режиссера А. Ж. Клузо, который сумел запечатлеть процесс создания шедевров Пикассо.

Например, каждое из 58 полотен «Менин» (все — Музей Пикассо, Барселона) представляет собой моментальный снимок, остановившийся на миг в непрерывно меняющемся сознании кадр, а также каждый раз новое прочтение художником великого Веласкеса. Они молчат, но мысленно разговаривают друг с другом. Замечательно полотно «Мальчик с собакой» (1905, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Пабло Руис Пикассо Старый еврей с мальчиком (Слепой нищий с мальчиком)

Это «Коррида» (1934, частное собрание), «Коррида. Одинаково показан поворот голов человека и животного, ритмы композиции синхронны. Голодные, холодные, они тихо сидят, прислонившись к стене. Болезненно хрупкие слепой старик и мальчик прижимаются друг к другу, как бы образуя одно существо. Пикассо вслед за Бодлером хочет «воспеть славных псов которых всякий гонит от себя, как заразу, кроме бедняка, цыгана и уличного акробата, которому они сотоварищи и поэта, который смотрит на них взглядом собрата».

Мальчик, прижавшийся к нему, также кажется слепым, так неподвижны и мертвы его глаза. Типичным образцом подобных композиций можно назвать полотна «Ольга Хохлова» (1917, Музей Пикассо, Париж), «Сидящий Арлекин» (1923, Национальный музей современного искусства, Париж). Художника привлекает женская нагота, простая, как само понятие «женщина». На синем фоне выделяются только лица героев и ноги старика.

Обратите внимание 
на следующие картины

Обратите внимание на следующие картины

В этом произведении сочетается аскетизм Сурбарана и условность византийской иконописи.

Нечёсаная борода, старым платком повязанные волосы, впалые щеки — всё свидетельствует о бедности и долгом недоедании. На синем фоне выделяются только лица героев и ноги старика. Вся горечь и несправедливость мира выражены на этом холсте. Пикассо изображает истощённого слепого старика. Это произведение «Голубого периода» передает испытываемое человеком острое одиночество во враждебном мире, где на искреннюю любовь способны только матери, дети и животные. Абсолютно другим художник предстает после написания «Авиньонских девушек» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Таковы картины «Две обнаженные» (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Сидящая обнаженная» (1906, Национальная галерея, Прага), «Гертруда Стайн» (1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Из-под порванных брюк видны исхудалые до предела ноги нищего. Кажется, будто об этой картине Аполлинер писал в одной из своих поэм: «Маленький дух без признаков плоти — каждый подумал». Смерть тореро» (1933, Музей Пикассо, Париж).

Чёткие линии напоминают скульптурное изображение. Пикассо использует колорит, основанный на теплых, почти солнечных оттенках. Сюжет картины прост и незатейлив. Мужчина знает, что пришел его час и совершенно нет смысла хвататься за соломинку. Замечателен натюрморт Пикассо «Букет цветов в сером кувшине и рюмка с ложкой», где пышный букет напоминает о полотнах Руссо Таможенника: такая же вызывающая экзотичность и таинственность.

Персонажи картины общаются не взглядом, а касанием рук, в изображении которых деформация формы доходит до предела: костлявые руки старика кажутся почти «готическими». Размышляя о судьбе беспомощной мудрости старика, он наделяет старика духовной зрячестью, житейской мудростью и добротой, а всевидящего мальчика – поводыря показывает замкнутым и погружённым в грустное раздумье, невидящим окружающую, сложную для его понимания действительность. Для художника интерпретация Эль Греко стала опытом самоидентификации в рамках национального культурного наследия. Впечатленный работами Пикассо, Сергей Щукин, несомненно, помимо кубистических полотен особо отмечал для себя и произведения «синего периода». Персонажи этих полотен изображены за столиком в кафе.

Их челюсти злобно оскалены, а острые конечности угрожающе вскинуты вверх. Все в этих композициях символично. Интересны композиции «Три музыканта» (1921, Музей современного искусства, Филадельфия) и «Танец» (1925, Галерея Тейт, Лондон), где накладываются одна на другую цветные плоскости. Мальчик доедает последний кусок хлеба.

Художник никогда не имел заранее намеченного плана. И старик и мальчик одеты в лохмотья, они закутаны в старое одеяло. Рядом с ним сидит маленький мальчик, у которого тоже нет никого, кроме старика. Пикассо погрузился в мир нищеты и одиночества.

Все видео по запросу: 
старик и мальчик

Все видео по запросу: старик и мальчик

Вершиной аналитического кубизма считается «Портрет Амбруаза Воллара» (1909–1910, ГМИИ, Москва). Не оставлял художник и манеры кубизма. Такова «Компотница с виноградной гроздью и грушей» (1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Ради постижения внутренней идеи произведения Пикассо как бы прорывает оболочку видимого. На картине изображены старик и мальчик.

Особое значение для художника имела тема слепоты. Одним из центральных произведений голубого периода является написанная в 1903 году в Барселоне картина «Старый еврей с мальчиком».

Синий цвет картины – это не реальный цвет мира. В этом году словно произошло перерождение Пикассо.

И старик и мальчик одеты в лохмотья, они закутаны в старое одеяло. Могущество линии подчеркивается монохромностью картины. Старик не пытается согреться под одеялом, его ногам уже не страшен никакой холод. Мальчик чувствует в старике единственную поддержку и надежду.

Мальчик чувствует в старике единственную поддержку и надежду. Синий цвет – это не реальный цвет предметного мира. Его назвали так из-за оттенков используемых при написании картин. Изможденное, худое лицо пугает своим видом. Подобные приемы уже говорят о переходе художника к кубизму.

Пикассо, как и прежде, предпочитал работать сериями: «Жаклин в профиль» (1959), «Художник и модель» (1963–1965), «Художник» (1964), «Мушкетер с трубкой» (1968).