Осада Троице Сергиевой Лавры Картина

Одно из них изображено на картине Василия Верещагина "Осада Троице-Сергиевой Лавры".

помогите найти описание картины верещагина осада троицы сергиевой лавры

Огненное пламя осветило подходившие войска. Это перевоплощение одного государства в другое бесследно никогда, ни у одного народа не проходило, о чем говорят, например, такие имена (и связанные с ними события в истории), как Кир и Даврий I, Цинь-Шихуанди и Лю Бан, Сулла и Цезарь, Моде и так далее. ст. ) Сапега подошел к Троице. Кончилось тем, что несчастный Девочкин, тяжко болевший и весь изъеденный червями, скончался, а архимандрит Иоасаф в свойственной ему мягкой манере погасил конфликт.

Зарыдал и твердо настоял на оказании помощи нуждающимся за счет средств монастыря. Среди них был и окольничий Лжедмитрия I князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща. Данные о числе этих войск расходятся (по одним источникам – около 15 тысяч человек, по другим данным – до 30 тысяч человек).

в верещагин осада 
троице сергиевой 
лавры

в верещагин осада троице сергиевой лавры

Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. Митрополит Ростовский Филарет (в миру Федор Никитич Романов) взят был в плен и отправлен в подмосковный лагерь, где самозванец принял его как дорогого гостя и возвел в достоинство патриарха.

В начале зимы убитых и пленных они насчитали более 300 человек. 4 ноября «была вылазка к Подольному монастырю. Из-за пыток гонцы выдали все, что они знали. Гетманом был Ян Пётр Сапега, прославившийся в битве со шведами при Кирхгольме.

Литовских людей многих побили и языки поймали». В то же время в РПЦ не вполне осознали величие архимандрита. Лисовский приказал их (вместе с ранее захваченными гонцами) казнить на глазах осажденных.

Описание картины 
«Осада Троице-Сергиевой 
лавры»

Описание картины «Осада Троице-Сергиевой лавры»

Кому война, а кому мать родна Креативные хлеборезы стали «потрошить» хлеб (вырезать из него мякиш), а порции рыбы выдавали два раза в неделю по одному разу в день, в отчетах же писали 4 раза в неделю по 2 раза в день. В ответ на это Долгорукий-Роща велел привести и изрубить всех пленных, находившихся в храме (это более 50 человек, многие из них наемники, а также казаки-тушинцы). 29 октября 1609 годаисточник не указан 951 день и 1 (11)января1610 года2 обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Иоасафа наполовину прикрыла тень Авраамия Палицыиа. В монастыре имелось около ста артиллерийских орудий. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.

боеспособных. Копии грамот, на которых было данное послание, распространили по всей Руси. Осаждённых могло спасти только чудо и оно состоялось.

Сегодня первый день 
героической обороны 
Троице-Сергиевой

Сегодня первый день героической обороны Троице-Сергиевой лавры

Все это была полная чепуха: как показал архив Сапеги, никто из монахов изменником не был. Но иногда, как это часто бывает и без войны, совместные пьянки кончались и убийствами. В «Дневнике» Яна Сапеги о приступе записано: «За три часа до рассвета начался приступ.

Троицкие иноки Александр Пересвет и Родион Ослабя участвовали в Куликовской битве. На другой день пятьсот казаков с атаманом Пантелеймоном Матёрым снялись и ушли на Дон. Вышло иначе. Литовские роты и Русские изменники.

Некоторые войска отправили сражаться с отрядами Сапеги. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. На сегодняшние деньги это будет примерно 30 миллионов рублей.

Даже сорок убитых за поход в лес по дрова немало и так продолжалось всю зиму. Мифология Троицкой осады.

Мало того, Авраамий не захотел платить два рубля в казну за грамоту на эту землю и подал просьбу, чтобы государь не велел с него пошлины брать. Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Немедленно после этого из земли забил источник. Но воины выносили хлеб силой и торговали им.

В ночь на 1 (11)ноября1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Истории о подземных ходах есть у любого монастыря или замка. Пленный ротмистр под пыткой показал, что ведут подкопы под городскую стену и башни. Но проехать в монастырь было непросто — Сапега блокировал все пути.

Сергий Радонежский 
и Троице-Сергиева 
лавра в русской

Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи

В темноте порядки штурмующих смешались. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. В 2001 г. он ещё раз вернулся к теме. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Это привело к тому, что в руководстве обороны образовалось две противоборствующие партии.

С середины мая страшная эпидемия пошла на спад но люди ещё умирали. На северной стороне — надпись о значении Лавры в Смутное время: «. Запасы пороха превышали 600 пудов. Осаду Троице-Сергиевого монастыря мы до сих пор познаём через произведение троицкого келаря, старца Авраамия (в миру Аверкия Палицына). трех своих учеников: Михея, Варфоломея и Наума – в третьем часу ночи.

О начале героической 
обороны Троице-Сергиевой 
лавры в эти дни

О начале героической обороны Троице-Сергиевой лавры в эти дни

Им удалось предотвратить эпидемии, но цинга свирепствовала. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. После смерти в 1344 году Митрофана игуменом монастыря стал Сергий. Но защитники много и потеряли. Стена была невысокая — 5, 5—6 м, но толстая — 3, 5—4 м, с двумя боевыми ярусами. Тем временем в монастыре копали вал и строили тарасы против Пятницкой башни на случай ее подрыва. Стали искать его устье (вход).

Все это привело к тому, что воины взбунтовались и хотели убить Лисовского, но его спас Сапега. Авраамий добавляет, что вылазку делали ночью и шли к Нагорному пруду, где литва копала ров. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм. Став на колени, преподобный Сергий долго молился, а после освятил эту лужицу. Осада Троице-Сергиева монастыря (Троицкая осада) польско-литовскими войсками Лжедмитрия II продолжалась почти шестнадцать месяцев — с 3 октября (23 сентября по старому стилю) 1608 г. по 22 января (12. 01 по старому стилю) 1610 г. После провала попытки Лжедмитрия II с ходу захватить Москву его войска попытались полностью ее блокировать. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке).

Троицкие сидельцы не знали об этом, зато помнили слова патриарха Гермогена: «Если будет взята обитель преподобного Сергия, то погибнет весь предел российский до Окияна-моря и царствующему граду настанет конечная теснота». Сведения об осаде он собрал уже после её снятия. В Мишутинском овраге русские разведчики добыли языка литовского ротмистра Брушевского. До начала осады в Троице было 320 монахов, 800 дворян, 110 стрельцов и 90 казаков. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. На другой день защитники сделали новую вылазку.

Расспрашивали пленных, но они не знали о месте подкопа. В темноте порядки штурмующих смешались. Но, к сожалению, в рядах осажденных число воинов сократилось до двухсот человек. Взбешенные поляки и казаки хотели убить Лисовского и Сапега с трудом спас ему жизнь.

Он был крещен в этом монастыре и назван Иваном, в будущем известный под прозвищем Грозный. Командующие монастырским гарнизоном вели активную оборону.

В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь. Поляки рубили бегущих несколько верст. И от огня стали хорошо видны.

На памятном знаке у этого водопада написано: «Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников». 7 сентября воеводы Скопина Семён Головин и Давид Жеребцов заняли Переславль. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Казаки потеряли лишь четверых, захваченных в плен. Царь Василий «для осадного времени» его челобитную пожаловал. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. От изменения целей вылазок потерь меньше не стало.

Начало осады Троице-Сергиева 
монастыря

Начало осады Троице-Сергиева монастыря

По существу, несогласованность атакующих стала переломным моментом в борьбе за монастырь. Численность перебитых друг другом составила сотни человек. 8 ноября поляки усиленно обстреливали монастырь. Историки XIX в., кроме Н. М.

При Шуйском Троицкий монастырь стал пользоваться особым вниманием. Архимандрит не только духовно окормлял монастырских сидельцев и делился с ними чудесными откровениями, снисходившими на него «в тонком сне», но участвовал в обсуждении дел, связанных с обороной монастыря — от воинских вылазок до питания и предотвращения болезней. В результате в ночь на 26 февраля 1609 года обоз попал в одну из засад, охранявшие обоз казаки вступили в неравный бой. Князь оскорбился и подал жалобу в суд по делам местничества. Как видим, погибли 88 монахов, 87 дворян, 82 стрельцов и 56 казаков.

  1. Картина Осада Троице-ергиевой Лавры Василия Верещагина
  2. Варварская галерея / Верещагин Василий Петрович (1835-1909)
  3. Осада Троице-Сергиева монастыря
  4. Тщательно забытые факты Смутного времени
  5. Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия : даты, противники итог

Не мешкая, Долгорукий и Голохвостов выработали контрметры. Но в 1605 году жители Курска восстали против Годунова и заставили воеводу присягнуть на верность «природному» царю Лжедмитрию. Заслушав шум боя, осажденные послали подмогу и помогли казакам попасть в монастырь. 15 (25) февраля 1609 года – в ночь на 16 февраля в монастырь приходит отряд Сухана Останкова с 66 казаками и 20 монастырскими служками с запасом пороха. Пошли до рассвета в 4 утра. Нижний ярус имел орудийные бойницы, верхний — навесные бойницы и щелевидные стрельницы. Тут Лисовский, «как змей засвистав со своими аспидами», с конными и пешими напал на троицких людей: те смешались и отошли к монастырю. Там он постоянно пил и не занимался обороной города, за что его и казнили в сентябре 1612 года (город был захвачен шайкой казаков ими и был казнен воевода). 6 ноября «высылали на подкоп перекопывати» (Выпись вылазкам).

Недовольны были и монастырские слуги (из детей боярских), считавшие, что монахи их обделяют. Кроме сапежинцев, в приступе участвовали полки других панов. Пан Лисовский со своим войском ушел от монастыря и вернулся только в феврале 1609 года. Удивительно, но для некоторых богословов, пишущих на исторические темы, видение событий Троицкой осады соответствует представлениям если не Палицына, то Карамзина.

  • Записи с меткой Михаил Нестеров
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Объекты на территории монастыря

Убито более 200 московитян и взято в плен несколько стрельцов. Как пишет Палицын, он еле умолил Шуйского (и то после вмешательства Гермогена) послать подмогу.

Картина Осада Троице-ергиевой 
Лавры Василия Верещагина

И. О. 11 октября 1608 года тушинцы взяли приступом Ростов. Ещё одно ядро пробило образ Николы Чудотворца. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Захватили и лошадей: так многие наёмники перед походом лишились боевых коней. Но у него есть интересные подробности.

Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. 20 поляков зарубили на стене в виду войска Сапсги и 19 изменников — в виду лисовчиков. Забрав пленных, Валуев возвратился к князю Михаилу. 29 октября 1609 года и 1 (11)января1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). По месту расположения этой «армии» Лжедмитрий II и получил прозвище Тушинский вор. Вот таким образом Сапега сразу же стал готовить третий штурм.

Он же гасил возникшие раздоры и обвинения в изменах и установил в монастыре мир. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина.

В войске осаждавших произошёл раскол. До того как к стенам Москвы подошел Лжедмитрий II, охраной монастыря занимались казаки. Очень тяжелым было положение у тех, кто защищал монастырь.

Приступ этот ещё раз показал троицким сидельцам, что на их стороне Бог. В темноте порядки штурмующих смешались. В 1891 г. В. П. Окруженный оврагами, он был защищен с запада и юга речкой Кончурой и прудами, вдоль восточной стены прорыт глубокий ров.

Архимарит же Иоасаф повеле его. поновив причастити». Монастырь был одним из самых крупных землевладельцев – только в одном Замосковном крае ему принадлежало 196 000 десятин (около 214 000 га) пахотной земли, леса, свыше 7 000 крестьянских дворов. Вдоль стены со стороны востока прорыли глубокий ров. Воистину послал я своих учеников. Спастись осажденные могли, только молясь и надеясь на чудо.

Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Навстречу «вору» царь Василий Шуйский послал рать под командованием своего тщеславного и бездарного брата Дмитрия и столь же спесивого и бесталанного воеводы Василия Голицына. – Что сомневаешься. Тут со стен из пушек и пищалей многих побили, а пожар погасили. Осаждавшие стали резать друг друга. Там их настиг и разбил отряд русских под руководством воеводы Ивана Куракина. Он был предан огню и мечу.

А троицкое воинство, понемногу отходя от литовских людей, скрылось в Косой Глиняный овраг. В гарнизоне монастыря было примерно 2200-2400 человек. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. 29 октября 1609 года и 14 января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). М. В. На самом деле царь Василий сразу выделил небольшой отряд казаков и 20 пудов пороху. До прихода Лжедмитрия I при Борисе Годунове он был воеводой в Курске. В каждой молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе.

Монастырь окружали 12 башен, соединённых крепостной стеной протяженностью 1250 метров, высотой от 8 до 14 метров, толщиной 1 метр. Сюда же крестьяне привели остатки своего скота. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. У деревни Ляпино находится водопад Гремячий.

Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Враги же, боясь засады, начали отбегать. Сумма немалая, если учесть, что корова стоила около 1 рубля, а курица 1 копейку. Это оказало серьезное воздействие на сознание русского народа. Здесь Иоасаф явно меркнет в лучах славы, окружающей келаря. Поначалу успех был полный — «литовцев» гнали до батарей, но там троицких встретили пушечным и ружейным огнем.

И, получив у него жалованье, возвращались назад в Москву. Руководство монастыря не препятствовало этому имея надежду выведать от пьяниц какие-либо сведения. В это же время они пытались начать вести переговоры с осажденными. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря.

С этого времени раздоры в лагере осаждавших стали усиливаться. Раздраженным, плохо питавшимся, больным людям везде мерещилась измена. Долгорукий ответил казнью всех захваченных в плен. Отец пойдет за дровами, чтобы пропитать семью и пропадёт дети разведут огонь, а сами говорят: «Вот, это мы своего отца кровь пьём». Михаилу Скопину-Шуйскому и Якобу Делагарди удалось снять осаду с помощью своих войск. Несколько сотен человек в этой суматохе и панике было перебито.

Сапега начал копать ров к Красным (Святым) воротам и вести подкоп под Пятницкую башню, но из-за холодов работы затянулись до середины ноября. Несколько нападавших смогли ворваться в храм. Андрея Рублева в 20 клейме изображены явления преподобного Сергия архимандриту Иоасафу. 22 сентября (2 октября) 1608 года оба войска встретились на поле около деревни Рахманцово (современное село Рахманово Пушкинского района Московской обл. ). Нищий богомолец, видимо, очень влиятельный человек ибо Сапега «царским словом» приглашал «архимадрита» Авраамия приехать из Москвы в свой стан под Троицу — «чтобы земля умирити и кровь крестьянскую утолити».

Художественная убедительность «Сказания» имела и отрицательные сторону. Историк не видит противоречия в том, что Палицын не был архимандритом. На него говорили, что он посылал письма Вору, желая сдать монастырь. Для осады было направлено войско (около 15 тысяч человек). Штурм был назначен на 7 августа 1609 года.

Секретарями Сапеги было замечено, что прибыв к Троице, он два раза отправлял людей для ведения переговоров в храм, предлагая им признать поражение. Из-за темноты порядок нападавших перемешался. Ещё меньше пишет о воеводах — князе Г. Б. Долгоруком-Роще и А. И. Он сумел добиться намеченной цели, т. е. смог вызвать доверие. Палицын описал вылазку (перепутав дату) как крупное сражение.

Под монастырские башни стали строить подкопы. Враг ушел. Троица уже два с лишним века являлась «царской обителью» и получала богатые пожертвования. У защитников погибла лишь женщина на стене.

Они забросали их камнями и бревнами. Если пожар не возникнет, то должен был быть второй выстрел. «Тогда же взяша жива рохмистра Мартьяшя, славнаго ратоборца и иных панов».

Стр. Но Сапегу в конце ожидало поражение – Иоасаф, архимандрит монастыря, послал ему в ответ письмо, где во главу угла поставил не выполнение присяги царю Шуйскому, а необходимость защищать православие и обязанность быть преданным государю. Но.

Настоятелем Троице-Сергиева монастыря был архимандрит Иоасаф. Сначала было знамение: пономарю Иринарху привиделся сон, что в келью его вошел чудотворец Сергий и сказал: «Скажи, брате, воеводам и ратным людем се к пивному двору приступ будет зело тяжек, они же бы не ослабевали, но с надежею дерзали». Любопытно, что, по крайней мере, железные пушки и затынные (крупнокалиберные крепостные) пищали изготавливались и в самой Троице, в специальной мастерской. Примером служит мнение С. М. Случился разлад среди осаждавших. во время осады Троицы ему было около 60 лет.

Шуйский принимал таких «переметчиков» милостиво, поскольку раскаявшийся изменник был для него дорог ибо подобным действом он показывал другим невыгодность службы у тушинского царя. «Сказание» Авраамия Соловьёв тщательно проверяет и доказывает, что обвинения Девочкина в измене доверия не заслуживают. В одном из передовых отрядов сражались немецкие наемники, которые услышав позади себя русскую речь (это были тушинцы) решили, что их окружают защитники монастыря и вступили с ними в бой. «И втопташя их в Сопегины табары и станищя их около табар зажгошя.

Вот таким образом отказ русского гарнизона сдать Троице-Сергиев монастырь без сопротивления поставил их в трудное положение. Установилось «странное» премирие, доходившее до того, что пьяные тушинцы приходили в монастырь просить опохмелиться или обменять свое вино на монастырский мед, который они ценили больше.

Гарнизон состоял из дворян, стрельцов, монастырских слуг, монахов и крестьян. Запутанная система сигнала к штурму сыграла свою роковую роль: одни отряды бросились на штурм после первого выстрела, другие— после последующих. В 1345 г. Сергий Радонежский основал в 71 км к северо-востоку от Москвы Троицкий монастырь. Беременные женщины были вынуждены рожать младенцев перед чужими людьми.

Самый большой приступ был на стене, защищаемой князем Долгоруким и сыном его Иваном. Некоторые стали переходить на сторону неприятеля. Остальные были женщины, дети и старики, неизбежные спутники средневековой осады. Он же в роспросе и с пытки сказал, что подлинно подкопы поспевают, а на Михайлов день хотят подставливати под стены и под башни зелие. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Озверевшие сапежинцы убили всех, находившихся в соборе: «Литовские ж люди внидоша в церковь и начата сещи игумена и братью.

Из-за тесноты люди жили на открытом воздухе. И устрашил Бог беззаконных (хоть плохих, но православных), побежал Лисовский, гонимый Божьей силою, со своим воинством под гору, в Терентьевскую рощу. Из-за Девочкина схлестнулись воеводы: князь Долгорукий его обвинял (и послал на дыбу), а Голохвастов защищал. это был человек очень ловкий, деловой, уклончивый, начитанный, по тогдашним понятиям красноречивый, одним словом, настоящий келарь».

Сапега принимает решение прекратить атаковать храм. Я послал от себя в Москву в дом Пречистой Богородицы и ко всем московским чудотворцам. В житийной иконе Сергия Радонежского конца XVII — XVIII в. из музея им. Известие окрылило осадных сидельцев — звонили колокола, шли благодарственные молебны. Поскольку в монастыре уже был размещен военный гарнизон, то мест для них в помещениях не было и люди были вынуждены жить под открытым небом, включая женщин, детей и стариков.

Пафнутия Боровского. Тот поведал под пыткой тайну Сапеги: поляки готовят подкопы. Не секрет, что любой автор, даже летописец (а Палицын им не был), описывая события их искажает. В 4 года у него умирает отец, а в 8 лет и мама. Любопытное письмо из архива Яна Сапеги приводит С. Ф. Особенно большие потери несли заготовщики дров. Вместе с людьми Жеребцова и троицкими сидельцами они напали на отряды Сапеги. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян.

«Тогда же емше казака Дедиловскаго ранена. В «Сказании» много искажений, но в деталях, а не в передаче духа Троицкой обороны.

Защитников Троицы оставалось всего 200 человек. Забелин делит исторические персонажи Смутного времени на «прямых» и «кривых» и келарь Авраамий являет у него пример «кривого». Если и в этом случае пожар не возникнет, то следовало пойти в атаку по третьему выстрелу. Троицкая обитель избавилась от прямой угрозы, но появились новые, поначалу не явные. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку.

Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Также несколько человек перешли на сторону врага. Тюменцев изучивший движение Лжедмитрия II, пишет о Боровской осаде: «Иоасаф, как прежде в Троице-Сергиевом монастыре, убедил братию, дворян и стрельцов сесть в осаду и дать отпор врагу».

Много тогда погибло, но больше «полку еретическаго». В середине января 1610 года литовско-польские отряды ушли от храма к Дмитрову. Он отдал приказ весь порох унести на стены, но шансов на успешный поединок почти не было. В войске осаждавших произошёл раскол. Сведения о подкопе встревожили.

Сергию. Но не было там ему удачи. В августе 1530 года (по старому стилю) молодой княжной Еленой Глинской, которая относилась к роду темника Мамая, поверженного в Куликовской битве, являвшейся второй женой Василия III, был рожден наследник. В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова.

В храм им был отправлен порох. Кроме того, выражаясь современным языком, они «не сработались» и много сил тратили на взаимные интриги. Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Он был канонизирован как святой преподобномученик Иоасаф Боровский (XIX в. ) в конце XX в. имя священномученика Иоасафа Боровского было внесено в лик Собора Радонежских святых, в состав святых иноков Троицкой обители. Еще разногласия стали происходить между монахами и стрельцами в монастырском гарнизоне. Враги ворвались в монастырь и начали избивать монахов и мирян.

Описания обстрелов и штурмов в начале осады Палицын заимствовал из «Повести о взятии Царьграда турками» и «Повести о прихождении Стефана Батория на град Псков». Авраамий Палицын рассказывает о своем «Сказании», что Сергий Радонежский явился пономарю монастыря, говоря: Скажи всей братии и всем ратным людям: почему скорбят из-за того, что нельзя послать в Москву вести. Руководители гарнизона монастыря придерживались тактики активной обороны. В «Дневнике Сапеги» от 28 декабря 1608 г. записано: «Московитяне сделали вылазку, стараясь запастись дровами.

Больше всех страдали крестьяне — самые бедные и бесправные из осадных сидельцев. Почти все конники, которые смогли войти в храм, были уничтожены крестьянами и паломниками. Первая попытка сорвалась. 29 июля (7 августа) 1609 года (дата по дневнику Сапеги) – ночной штурм Троице-Сергиева монастыря. В темноте порядки штурмующих смешались.

Также стали истощаться немногочисленные запасы пороха. Об осаде Троицкого монастыря обычно рассказывают по «Сказанию Авраамия Палицына» — произведению в первую очередь художественному. Чувствующий угрозу Сапега принял решение нанести по Скопину-Шуйскому упреждающий удар. Тогда же решили разрушить подкоп до того, как его взорвут.

При подходе к Троице-Сергиевому монастырю отряд попал в засаду и были захвачены 4 казака. Для воинских целей годились и около 1000 крестьян и посадских окрестных селений. Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. А под какое место ведут подкопы, того не ведает. Борис Зубов языка взял с Онанею и его ранили и Фёдора Карцова ранили» (Выпись вылазкам). Имелось 17 орудий, но все они были полевыми, почти бесполезными для ведения осады.

Но перед штурмом в храме появился перебежчик Литвин (православной веры), который рассказал о лазутчике. «. И все же русский царь выслал в помощь осажденным небольшой отряд с вооружением. В бою убили слугу Бориса Рогачёва и многих ранили. В начале 1340-х годов в пустынь стали собираться новые насельники и образовался особножительный (по-гречески -идиоритм – вид монастыря) монастырь.

На сей раз московиты показали себя в поле — обратили в бегство «лисовчиков», отбили гусар, сбили полк гетмана, едва не взяв его в плен, захватили пушки и ломили врага, ведя дело к концу. Так грамоты Сапеги и Лисовского к воеводам и настоятелю с требованием покориться царю Дмитрию и сдать монастырь и пространный ответ воевод заимствованы из «Повести о прихождении Стефана Батория под град Псков». Сходным образом оценивает «Сказание» Н. И.

В одной из вылазок стрельцы зажгли деревянные укрепления лагеря Сапеги. 9 ноября «сделали вылазку зарушивать подкоп того же дни и наряд взяли» (Выпись вылазкам). 22 сентября произошло сражение у деревни Рахманцово.

Шуйский беспокоился о монастыре и послал туда войско для охраны. В «Новинах из Московии», полученных в Вильно, приведен ответ осажденных: «Пусть у нас заберут жон, детей и пожитки, пускай мы пойдем по миру, мы готовы с вами жизни свои положить, а не сдадимся». Полки Ивана Шуйского были разгромлены и побежали. Осаждённых могло спасти только чудо и оно произошло. Надежды крепли. В октябре враги разрушили подземный ход, по которому посылали гонцов.

Мартьяш был схвачен и под пыткой сообщил все известное ему о предстоящем штурме. Идя в бой, Пересвет снял с себя все доспехи, оставшись только в схиме. Зная о скором подходе основного войска Скопина-Шуйского, Сапега приказал спешно снять осаду. Их поддержали стрельбой со стен.

Доподлинно не известно, правда ли то, что от Троице-Сергиевой лавры под землей раньше шли большие туннели к ближайшим скитам и монастырям (говорят о Хотьковском Покровском монастыре, пустыни Святого Духа Параклита, Гефсиманском и Черниговском скитах и др. ). И на самом деле, осажденные так и сделали. И сказал ему великий чудотворец Сергий, – повествует Авраамий Палицын. В связи с наступлением зимы активные действия и с той и с другой стороны прекратились.

Гарнизон состоял из 800 детей боярских, 110 стрельцов и под сотню служилых казаков. Штурм отбили. Ежегодный доход от хозяйственной деятельности монастыря составлял около 1 500 рублей. Многие ополчились на казначея, старца Иосифа Девочкина. Враги потеряли больше, но не полторы тысячи убитых и пятьсот раненых, как пишет Палицын.

В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек. В начале воинов, присланных из Москвы, кормили без учета до сыта, запрещая выносить еду. Вылазки делали часто: 6, 8, 10, 24, 26 и 29 октября.

Поистине здесь случай, когда время остановилось. Всего у Сапеги было 12 тыс. С того времени ссоры в лагере между осаждавшими все усиливались. Основным источником по истории Троицкой осады является Сказание Авраамия Палицына – келаря Троице-Сергиевой лавры, очевидца и участника описываемых им событий. В тот же день неприятель поставил стражу вокруг монастыря: «и не бысть проходу во град и ни из града».

Защитники же его обители готовились всеми силами к отражению врага. Соловьёва: «Архимандритом монастыря был в это время Иоасаф, о характере которого трудно сказать что-нибудь решительное гораздо резче выдавался келарь монастыря Авраамий Палицын, на которого мы должны обратить особенное внимание, как на человека, принимавшего важное участие в событиях и как историка этих событий». Михаил Нестеров изобразил на картине эпизод из истории осады Троице-Сергиевой Лавры. стиля Сапега предпринял новый приступ.

После чего Сапега к Лжедмитрию II обратно привел примерно чуть больше тысячи людей. Сергий Радонежский и ученик его Роман жили на этом месте долгое время. Но. Воеводами Василия Шуйского была совершена попытка поддержки осажденных.

В 1894 г. Д. С. Все сокровища, в нем найденные, – золото, серебро, жемчуг, драгоценные каменья – достались победителям. Короновался Василий 1 (11 нов. ст. ) июня 1606 года.

На вылазку и в подкрепление решили выделять людей особо. Сигналом был выстрел из пушки, который должен был вызвать пожар в монастыре. Литва и русские изменники «восташя изо рвов и из ям, яко демоны, нападошя на градских людей».

Затем они снова стали наступать к Москве. Воины и ополченцы получали в монастыре питание. Осаждавшие на зиму отошли от монастыря, но осаду не сняли.

Началось строительство подкопов под башни монастыря. себе в усердные сподвижники. Надо было добывать языка. 1 ноября «был приступ к Пивному двору, хотели зажечь двор» (Выпись вылазкам). Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.

Но очень своевременно они явились в лавру. )января1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек). Между тем она до конца была подвигом. Вот таким образом все восемь батарей разместили на Красной горе и в Терентьевой роще.

Ему помогал Александр Лисовский — участник рокоша против Сигизмунда. Он был близок к царю и сумел убедить его в необходимости усиления обороны монастыря. Для троицких сидельцев повреждение икон было хуже потерь.

Троице-Сергиев монастырь представлял внушительную по тем временам крепость. Архимандрит Иосиф писал кесарю Авраамию Палицыну письма в Москву, просил о помощи. 504 – 505). Царь подтвердил прежние льготы монастыря, а в ноябре 1607 г. посетил Троицкую обитель.

Кроме вылазки 10 октября, все они прошли успешно в одной даже ранили Лисовского. Автор письма зовет себя «старец архимарит Авраамей», как бы намекая, что он не совсем превратился из старца в архимандрита. Во время боя в плен схватили больше тридцати человек. С приходом зимы положение осадных сидельцев стало меняться в худшую сторону. Атака должна была вестись со всех сторон по условному сигналу.

Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Нестеров написал картину «Всадники. Смерть самозванца освободила его от присяги и он перешел на сторону Василия Шуйского. И изнемогаше от многих ран и начат умирати и во-пияше. Так погиб архимандрит Иоасаф. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга.

Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Кроме того, с военной точки зрения, монастырь контролировал пути на север и северо-восток. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери.

29–30 апреля 1608 года в двухдневном сражении под Болховом царское войско было разбито. И воры и литовцы видели их. Вслед за тушинцами лагерь Сапеги покинули иностранные наёмники. Прося посылать к нему «бережно и негласно» ходока с письмами «для ради царского дела», прося не казать никому эти грамотки, «старец архимадрит» смягчил свой осторожный отказ ценными сведениями о времени и дорогах, какими ходят в Москву «станицы» от Скопина он сообщает также, что из Москвы к Скопину посылают детей боярских «чтобы он шел раньше, а москвичи не хотят долго сидеть в осаде».

Это назначение иллюстрирует происходившие в смутное время крутые повороты истории и судеб людей. 17 (27 нов. ст. ) мая 1606 года князь Василий Шуйский, происходящий из суздальской ветви Рюриковичей, совершил в Москве переворот, в ходе которого был убит Лжедмитрий I и таким образом пришел к власти. Платонов. Здесь они выстроили себе келью и небольшую церковь, освященную в честь Святой Троицы. 23 сентября (ст. Сведения о численности защитников разноречивы (от 2, 5 до 8 тыс. ). Ближайшими помощниками Дионисия во всех его благих делах были преподобный Дорофей и священник села Клементьево Иоанн Наседка. По преданию, первый источник возник как чудо, когда Сергий с монахом из братии пошли к оврагу (речка возле обители мутна и мелка, ее вода почти непригодна для питья) и увидели лужицу дождевой воды в ущелье.

Герои Троицкой осады. Усиленный гарнизон приступил к активным боевым действиям. Воеводы ударили отбой: одни ратные вернулись в крепость, другие ещё дрались с литвой. Бились всю ночь и литовских людей и казаков побили многих.

Место это стало зваться Троицкой пустынью на Маковце. О последствиях ядерных взрывов люди двадцатого в. знают не понаслышке. Начало осады.

Держался лишь полк князя Григория Ромодановского, но его окружили и разбили. 26 октября «была вылазка к Мишутину врагу и Брашевского взяли» (Выпись вылазкам). Мелкие группы «охотников» с двух сторон, видимо, более от безделья, а не по боевому приказу нападали на неосторожных противников. Тогда защитники стали делать вылазки и помогать прорываться гонцам.

Оплату лечения, питание и обслуживание монастырь взял на себя. 29 июля ст. Несметные богатства монастыря, как магнит, притягивали поляков и воровских казаков. Подобное могло быть, если в Тушино его произвели в архимандриты: «Старец Авраамий мог быть в одной иерархии старцем келарем, а в другой старцем архимандритом абсолютно так же, как Филарет был в одной епархии патриархом, а в другой митрополитом».

Части атакующих удалось даже ворваться в монастырь. Осада Троице-Сергиева монастыря была снята. При нем здесь погребли тела царя Бориса, его жены Марии и царевича Феодора. Началось строительство подкопов под башни монастыря. Так в ноябре (но ст.

Раненый, он был изрублен у гробницы св. Сапега начал с того, что осмотрел местность и приказал «копать окопы и делать укрепления». войска — из них 3 тыс. Наиболее критичен к Палицыну и его «Сказанию» был И. Е. Всех беспокоил подкоп, грозивший взорвать стены и башни.

Костомаров. Имели место факты бегства людей к врагу. Много благосклоннее к Палицыну В. О. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших. По сути это была измена, так как вражда воевод служила интересам противника.

Но судебного заседания не было проведено и он был отправлен в Вологду вторым воеводой. Милорадович пишет картину «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Так прошло несколько минут. В «Сказании» не сказано о дальнейшей жизни Иоасафа. В результате Сапега привёл обратно к Лжедмитрию II немногим более 1000 человек.

«лисовчиков». Прошли они налегке, не задержанные дозорами. Палицын создал фундаментальное свидетельство о событиях Смутного времени — «Историю в память предьидущим родом». Сам Авраамий во время осады находился в Москве. Служение и мученический конец Иоасафа не остались забытыми Русской православной церковью. Князь почувствовал себя оскорбленным и отправил жалобу в суд.

Численность перебитых друг другом составила сотни человек. Наши, пропустив их свободно в лес, окружили потом.

Здесь он уговорил брата отправиться в уединенное место и посвятить себя служению Богу. Палицын сообщает: «Воеводы князь Григорей и Алексей. Авраамий в письме отвечал, что в Москве уже все в нужде, «всем щадно, всяким людям» и потому «образ будет Шуйскому скоро». За счет присоединения действовавших в окрестностях отрядов тушинцев, он довёл численность своего войска до 12000 человек. 25 сентября Сапега отправил ещё одного гонца, но ответа не получил.

Царю Василию Шуйскому надоело получать челобитные из осажденного здания и вот таким образом (на основании челобитных) сначала вручил награду Давыду Жеребцову, а потом воеводе Григорию Долгорукому-Роще. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. 16-месячная осада поляками Троице-Сергиева Монастыря окончилась победой. и побита всяких людей в монастыре». Прослышали защитники монастыря и о наступлении Скопина.

На родине ему грозила виселица и он, перебравшись к Вору, сколотил из казаков летучую конницу — «лисовчиков», подвижных и крайне жестоких. Ключевский. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Инии не могуще утечи и возвращающеся вспять и. прихождаху во обитель к чюдотворцу и милости просяще душям своим и поведающе, яко «мнози видешя от нас велики зело два полка гонящя нас, даже и до Дмитрова». Историк приходит к заключению: «.

Он родился в 1550-е — 1560-е гг., т. е. Уже в феврале смертность достигала 15 человек в сутки. У осаждавших первый штурм оказался провальным им был нанесен огромный урон. Неудивительно, что перед осадой в Троице поселились монахини царского рода: бывшая Ливонская королева — Мария Старицкая (племянница Грозного) и инокиня Ольга (Ксения Годунова). Поражение оказало большое деморализующее действие на сторонников царя Василия. Полки выступили из стана.

– 22. 09. 1612). За место, за любое укрытие, за кусок доски или камень возникали ссоры.

За чью кровь. Войска стали вести бои. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. После тушинцев из лагеря Сапеги ушли иностранные наемники.

Там они были настигнуты и разбиты русским отрядом воеводы Ивана Куракина. Голохвастове. Вокруг монастыря осталась покрытая снегом выжженная пустыня. Осадный воевода – князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща (.

Монастырь был хорошо укрепленной крепостью, с артиллерией и боеприпасами. Внутри монастыря – раненые и больные люди, оставшиеся сиротами дети, трупы убитых и умерших, грязь и зловоние И тут милостью Божией иначе это назвать нельзя, архимандритом Троице-Сергиева монастыря назначается Дионисий Радонежский (Давид Федорович Зобниновский), в последствии преподобный. В середине XV в. монастырь окружили кирпичной стеной с 4 воротами и 11 башнями. Вскоре неприятель оправился и был бой великий. 22 января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. По этой причине Сапега стал проводить подготовку к третьей атаке.

Их разбрасывали по дорогам, чтобы навредить лошадям противника. Уже в феврале смертность достигала до 15 человек в сутки. Оборона Троице-Сергиева монастыря сковала значительные силы интервентов, создав благоприятные условия для развертывания народного национально-освободительного движения. крылатых гусар и пятигорцев (панцирной конницы с луками и ружьями) и 7 тыс. Нет единых сведений о количестве указанных воинов (одни источники утверждают, что это примерно пятнадцать тысяч человек, а вторые – приблизительно тридцать тысяч человек). Его сопровождали 20 слуг монастыря и 70 казаков.

Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача — архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». «Кровию дрова куповаху», — пишет Палицын.

Артиллерия осаждённых открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. В ответ осажденные также демонстративно казнили 42 поляка (литовца), а перед лагерем Лисовского – 19 казаков. В апреле этого года отряды Лжедмитрия II подошли к городу Болхову. Многие из русской знати, ранее перешедшие на службу самозванцу, присягнули новому царю.

Впрочем, он обещал выехать, когда будет возможность, «когда будет мой довол». В конце 1608 года – в начале 1609 года благодаря вылазкам у противников забрали сено и скот, разрушили несколько застав, подожгли несколько их сооружений. Тут атаман Сухой Останков решился на отчаянный шаг и малыми силами напал на большой отряд. Псков. Слова Гермогена сидельцы узнали от казаков, прорвавшихся в монастырь. Заметив рвение всего войска, он отдал приказ выступать всем в одно время.

Вохонские крестьяне были более последовательны, как приверженцы Самозванца, несмотря на существовавшую легенду в Павлово-Посадском краеведении о сражении местных крестьян монастыря под руководством полковника Чаплинского, которое якобы произошло на побережье Клязьмы осенью 1609 года. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Верещагин создает картину «Осада Троице-Сергиевой Лавры», где архимандрит Иоасаф окропляет народ святой водой во время крестного хода в осажденном монастыре.

человек из них 2—2, 5 тыс. При третьем всем вдруг броситься на стены. Тюменцев изучивший троицкие «Выписи о вылазках» и «Дневник» Яна Сапеги (составленный секретарями гетмана), утверждает, что первые полтора месяца осады боевые действия вообще не велись. На следующий день по приказу Лисовского (он вернулся к монастырю в это время) этих казаков и несколько гонцов, захваченных ранее, казнили на виду у монастыря.

Копии этого послания в виде грамот широко распространялись по Руси, сыграв значительную роль в росте национального самосознания русского народа. Историк Голубинский отмечал, что они дразнили голодающих, пасли за прудами скот в южной стороне храма, на Клементьевском поле и Красной горе. Кроме ратных людей в крепости укрылось множество местных жителей – женщины, дети, старики. Тогда из Пивного двора выступил старец Нифонт Змиев с ним шли 30 монахов и 200 ратных они рванулись к батареям на Красной горе, но попали под обстрел.

Так как атакующие не могли договориться между собой, наступил перелом в борьбе за храм. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне. 56 из 77 глав «Истории», озаглавленные «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах» или просто «Сказание Авраамия Палицына», широко читали в России в XVII—XIX вв. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения.

Придя в монастырь и увидев весь ужас состояния людей, он зарыдал. Все эти люди имели только то, что смогли принести с собой, включая и продовольствие. По его словам, «. Забелин.

28 июня Сапега предпринял второй штурм монастыря. Однако в последнем вопросе Сапегу ожидала неудача— архимандрит монастыря Иоасаф в ответном послании ему поставил во главу угла не исполнение присяги царю Василию Шуйскому, а защиту православия и обязанность «верно служить государю, который на Москве будет». Бой состоялся ночью. Да и число возможных «изменников» сокращалось: в феврале ежедневно хоронили по 10—20 человек, в марте — по 20—30, в апреле — по 50—100.

Башни, выступавшие вперед на один-три метра, были выше стен на один ярус и имели три боя: подошвенный, средний и верхний. Палицын не разобрался и записал событие как два разных штурма. Люди взбодрились, надежда осветила их суровые лица.

Осажденные стали стрелять по полю сражения из-за чего усилилась суматоха и началась паника. Беречь и защищать в Троице-Сергиевом монастыре было что. Это был последний бой под Троицей. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Войска Лжедмитрия 2 вели осаду этого храма в семнадцатом веке (дата осады Троице-Сергиева монастыря – 23. 09. 1608 – 12. 01. 1610 гг. ) Она длилась 16 месяцев. Благодаря ему слабые выжили. Одно из главных укреплений из дерева было подожжено осаждавшими.

История святых монахов Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябли поистине чудесна. Князь был ранен, сын Алексей — убит. Монастырь был вооружен 110 пушками, обильно снабжен припасами «огненного боя» и прочими средствами отражения неприятеля — от котлов для варки смолы до железного «чеснока» против конницы. С тех пор к нему приходят люди, считая его чудотворным. сделался вдруг вертепом разбойников и душегубцев» (Карамзин. Сапега объехал их и расставил по определенным местам.

Недовольные этим воины и ополченцы просили кормить их наравне с братией (монахами), но получали витиеватые отказы. Ещё поведал, что атаману и казакам было видение старцев — чудотворцев Сергия и Никона и грозили они казакам, что те хотят разорить дом Пресвятой Троицы.