Покорение Сибири Ермаком Описание Картины

Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Картина Василия Сурикова Покорение Сибири Ермаком: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком

Суриков использовал его ля одной из тем своего творчества. Казаки, видимо, его не ожидали. Ему удалось покорить неприступную Сибирь. Вдалеке виднеется город именно туда наверно держит путь Ермак со своим войском. Вслед за казаками был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов.

В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку. – Я написал много этюдов все лица характерные. Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика1. Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой. Он с ними наравне, в центре событий.

Собирая материал для «Покорения Сибири», художник садился в седло и ехал сотни вёрст, шёл пешком по нехоженым местам, плыл в лодке там, где когда-то плыло казацкое войско. Давит серое небо на уже бегущих всадников. Работа велась на Оби и в Хакассии. А он не давал положительных результатов.

Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным. Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки. У каждого героя свое выражение лица, которое передает определенные эмоции. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу».

Описание картины 
Сурикова «Покорение 
Сибири Ермаком»

Описание картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Деревушка — несколько изб. На пароходе, тарантасе, верхом на лошади и пешком, среди татар и вагулов, остяков и эвенков он искал типичные лица, характерные сцены, яркие детали. Писем было три. Лист подклеен с трех сторон.

Автор портретов и пейзажей., – еще не служил, а ездит хорошо». После смерти Елизаветы Августовны Ольга стала опорой отцу. Быкадорова мы добыли фотографию Ковалёва.

Сочинение по картине 
Покорение Сибири 
Ермаком Сурикова

Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Сухарева. Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков. Между тем, всё это время мы не забывали об акварельном портрете атамана. Через некоторое время получили ответ из музея. Это не обычное сражение, какие часто изображали художники-баталисты XIX столетия, ограничивая себя задачами иллюстрации истории и воссоздавая только интересный эпизод из прошлого, случай из биографии знаменитого полководца — и только. Не очень мне нравится её лицо. На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар.

Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме. Такой ли она была на самом деле. Двоюродный брат деда – Александр Степанович Суриков (1794 – 1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Нужны были, как говорил он сам, «лица старых казаков». Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Сурикове 1933 года издания.

Казацкий отряд во главе с Ермаком теснит полка Кучума. В фигурах этих казаков, в очертаниях лиц чувствуются поэтические былинные представления о мужественной красоте русского воина. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. А он не давал положительных результатов. На общем фоне то здесь, то там «мерцают» яркие контрастные оттенки: блестят ружейные стволы, розовым облачком проступают вспышки выстрелов, алеет кровавое пятно на кафтане одного из казаковГлядя на картину «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, зритель не просто видит кровопролитную битву, а ощущает, что перед ним разворачивается событие, определяющее весь ход дальнейшей русской истории.

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в казачьей семье. Казаки передвигались по реке Чусовой до Уральских гор.

Покорение Сибири 
Ермаком – История 
картины

Покорение Сибири Ермаком – История картины

Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска. Художник сумел все описать так, что зрителю понятен исход сражения, хотя битва только началась. Как всплеснет она руками. Лица его людей полны решимости и смелости.

Работа велась на Оби и в Хакассии. «Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают, но меня это уже не интересует.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Покорение Сибири

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. Из сообщения Тузова мы узнали, что до революции в станичном правлении долгое время висела репродукция картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Суриков увидел его в Оружейной палате. В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой., со свойственной ему скромностью, сообщал брату об этом в осторожных выражениях: «Картина помаленьку подвигается». «Боярыня, говорит, Морозова. Написал порядочное количество. Теперь уже вписываю их. ».

Татарские лучники оказали упорное сопротивление. Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю. Они проживали в то время в городе Ростове, теперь уже и их нет в живых.

Сочинение-описание 
картины Сурикова 
«Покорение Сибири

Сочинение-описание картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

«. Бударина его портрет работы Сурикова находился до 1934 года. Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2.

Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. По их выражению видно, что они ни за что не сдадутся и будут идти до победного конца. Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Но друзья и соратники художника по кружку Мир искусства всегда его поддерживали.

Анализ легенды о 
покорении Сибири 
Ермаком

Анализ легенды о покорении Сибири Ермаком

Ковалёва, с которого впоследствии была изготовлена фотокарточка, выполнен кистью талантливого художника имеет большое сходство с образом Ермака на картине Сурикова. Нашел тип для «Ермака», – делится он радостью с братом. На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве.

Но художник изобразил своё видение истории. Нашел тип для Ермака». Спать не пришлось: проговорили мы до утра. Стучусь к ней. Эти картины принесли Сурикову широкую известность.

Описание настроения 
картины Покорение 
Сибири Ермаком

Описание настроения картины Покорение Сибири Ермаком

Композиция вытянута по диагонали. Оно определило дальнейший путь развития страны, расширило ее территорию и её богатства. «Боярыня, говорит, Морозова. В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой.

На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу. Оно было написано из Москвы 6 августа. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. На реке Немире Суриков рисовал старого шамана— рука шамана с палочкой, которой тот бьёт в бубен, на лист не поместилась и художник нарисовал её отдельно.

Описание картины 
Сурикова Покорение 
Сибири Ермаком 8

Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком 8 класс

Стучу в дощатую дверь. — «Войдите». Ежовым и известным донским художником Е. Чарским – мы пришли к следующему выводу: акварельный портрет А. И. Если внимательно вглядеться, то будет явно виден треугольник, созданный из отряда Ермака, который острым клином врезается в кишащую массу войск хана.

Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Утром подошел пароход. Слева мы видим казачий авангард, который является центром композиции и доминирует в картине. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. Установление родственников Ковалёва большой трудности не представляло.

Итак, Макар Агарков. Третье письмо подводит итог пребывания художника на Дону. Все костюмы и образы прорисованы до мельчайших деталей. Слезы глаза застилают. В толпе терялось». В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех.

Люди Ермака стреляют из огнестрельного оружия, вот таким образом они окутаны клубами дыма. И так до рукопашного боя, который, кстати и происходит на заднем плане. Автор долго искал нужную цветовую гамму— на ранних набросках преобладают голубые и желтовато-пепельные тона, а когда на картине появляется обрывистый берег, его расцвечивают зелёные пятна. Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Понял и я ее и тоже вначале молчал.

Описание картины 
Сурикова Покорение 
Сибири Ермаком

Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком

Адресованы они в Красноярск матери художника – Прасковье Федоровне и брату Александру. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит. На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет.

Суриков увидел его в Оружейной палате. И Суриков очень тонко живописными средствами показал это. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином.

Суриков уже заканчивал «Покорение Сибири», к нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский с сыном Петром, который увлеченно занимался живописью. Весной они сплавились по реке Тагил. «Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете». Две стихии встречаются – так определил суть картины сам автор.

«Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Я пригласил его на занятия секции. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. В целом эта картина прекрасно отражает боевую схватку за будущее России. Кондратий Рылеев посвятил Ермаку своё стихотворение – На диком бреге Иртыша, которое стало народной песней. Но фанатичность специально вырисована на лице боярыни художником Суриковым.

Покорение Сибири 
Ермаком картина 
Сурикова

Покорение Сибири Ермаком картина Сурикова

Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби. Поход Ермака был тяжелым. Однако для картины одного сибирского материала было недостаточно. Он с ними наравне, в центре событий.

В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Ими оказались Быкадоров Дмитрий Васильевич и Сухарев Василий Карпович. Всё лицо мелко было. Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: Получил вчера твое скорбное письмо. Великий историк Карамзин назвал этот отряд «малочисленной шайкой бродяг». На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2.

  • Картина Покорение Сибири Ермаком, Суриков, 1895
  • Картина Покорение Сибири Ермаком Сурикова
  • Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
  • Описание Картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком
  • Покорение Сибири Ермаком — Василий Суриков

Исходя из общего сразу же верно найденного замысла – показа казаков в момент решительного наступления, художник ищет для группы казаков предельной динамичности, объединяет их единым целеустремленным движением, придает их лицам и фигурам единообразный профильный поворот (среди первоначальных эскизов нередко встречаются, например, у заряжающего ружье в передней лодке, лица в фас). И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины. Из сообщения Тузова мы узнали, что до революции в станичном правлении долгое время висела репродукция картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Их-то и собирался написать Василий Иванович на Дону. О них Суриков не забывал никогда.

И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины. Набросок головы Ермака, который Суриков сделал сепией в сентябре 1891 года (Третьяковская галлерея), получил теперь реальное воплощение. Адресованы они в Красноярск матери художника – Прасковье Федоровне и брату Александру.

  • Работа над этюдами и композицией
  • Картина Покорение Сибири Ермаком (1891-1895)
  • Заказ паспарту в багетной мастерской
  • Заказ стекла в багетной мастерской
  • Заказ подрамников в багетной мастерской
  • Пластиковые рамки для фотографий

Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно. Родившийся в Сибири, Суриков всегда проявлял страстный интерес к ее прошлому. Теперь художник думал о группе Ермака.

Крупской, после смерти И. В. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным.

  • Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Гибель Ермака и окончание похода

Меня казаки очень хорошо приняли. В то время как Ермак сдержан и спокоен, весь облик есаула Кольцо выражает страстное нетерпение. Это был очерк о В. И. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2. Единственный путь, на который мы могли рассчитывать, – это опрос пожилых людей.

Картина Покорение 
Сибири Ермаком, 
Суриков, 1895

Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Разговорившись с ним, я узнал, что ему известны некоторые подробности создания картины «Покорение Сибири Ермаком». Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая.

Кончаловские были в восторге от картины. Вот таким образом людям пришлось нести струги по склону вверх.

Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. На Тагильском перевале бойцы сами прорубали дорогу топором. Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков.

Татары оказывали яростное сопротивление. Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой. Боярыня Морозова. Одно из них написано из Москвы 23 мая 1893 года. Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства.

Ермак в 1582 отправил послов к царю во главе с доверенным лицом (И. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. За два часа Суриков написал этюд, который всех победил. Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. Над головами русских реют христианские знамена с изображением на них Нерукотворного Спаса. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали.

Оказывается простые, на первый взгляд, вопросы решить было нелегко. Оказывается простые, на первый взгляд, вопросы решить было нелегко. Георгию на казачьей хоругви. Его люди мужественны и отважны, как и он сам. Для Кучумова войска было сделано множество карандашных набросков, акварельных зарисовок и небольших этюдов маслом.

Он сделан на бумаге карандашом и акварелью. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая.

Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут». Такая же фотокарточка, но увеличенная имеется у В. К. Толпа народу изображённая на картине.

Но есть и завистники. Был он силы непомерной. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Во второй половине 1581 Ермак сформировал отряд в 540 воинов. Вот некоторые выдержки из него: «Мы возвратились из поездки по Дону. В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление.

Сердюков) и расположенном по ул. Одним из эпических полотен художника было полотно Покорение Сибири Ермаком. Это был очерк о В. И. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Ольга Сурикова уже тогда выделила Петра среди трех братьев Кончаловских. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». Он называл ее Олечка-душа.

В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели. Автором очерка являлся И. В. Нашел для Ермака и его есаулов натуру для картины.

Холодно, сыро. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели.

Долгое время превалировало мнение, что идеологами похода были Строгановы, но сейчас более склоняются к тому, что это идея самого Ермака, а купцы только финансировали этот поход. У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай. Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу». Родившийся в Сибири, Суриков всегда проявлял страстный интерес к ее прошлому. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут».

У историков вызывает сомнения, что поход организовывался с одобрения центральных властей. Живу за тысячи верст от центров, от жизни». На общем фоне то здесь, то там «мерцают» яркие контрастные оттенки: блестят ружейные стволы, розовым облачком проступают вспышки выстрелов, алеет кровавое пятно на кафтане одного из казаковГлядя на картину «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, зритель не просто видит кровопролитную битву, а ощущает, что перед ним разворачивается событие, определяющее весь ход дальнейшей русской истории. Кольцо).

Евдокимов – один из первых биографов великого художника. Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар. В истории русского государства одно из важнейших событий – присоединение Сибири. Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул.

Читали на занятиях. Это совсем другой характер и темперамент.

Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума». Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. Учился в петербургской Академии художеств. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по берегу убегают всадники.

Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани». И не мне всё-таки судить Морозову, её веру, её право отстаивать свои убеждения с таким лицом, какое есть. По речке Тавде казаки отправились в землю вогуличей, распространив власть царя до речки Сосвы.

Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо. Победа казакам досталась вовсе не так, как это рисовали авторы многочисленных лубочных повестей об Ермаке, отнюдь не легко.

Толпа народу изображённая на картине. Всю обстановку нагнетает мрачный пейзаж. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». Конечно его много критиковали – мало у кого были способности изобраэить на одной картине такое количество персонажей, дать широкое полотно происходящих событий. Но друзья и соратники художника по кружку Мир искусства всегда его поддерживали. Одним из эпических полотен художника было полотно Покорение Сибири Ермаком. Татары защищаются щитами и стреляют из луков, может быть, вот таким образом они и проигрывают.

Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. Сражение в самом разгаре, однако результат предрешен. Увидеть полотно полностью было невозможно, мешали стены. Оболенской, граф Комаровский – начальник Оружейной палаты и еще некоторые ученые, московские художники, Забелин – историк, Семидалов – доктор – брат судьи и еще некоторые военные и все они признают, что «Ермак» у меня удался, не говоря уже о других фигурах». Только благодаря бесстрашию и умению вести бой, Ермак побеждает в этой битве.

Вот как выглядел первоначально пустынный берег. Вступив в пределы Сибирского ханства, он встретил жестокое сопротивление. Установление родственников Ковалёва большой трудности не представляло. У Д. В. Мы приступили к их изучению.

К большому сожалению, фотокарточка Антона Тузова у его родственников не сохранилась. Я написал много этюдов: все лица характерные. И все они парадоксальным образом ей сочувствуют.

На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник В. И. В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе.

Вскоре представился новый счастливый случай. Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Над дружиной Ермака — изображение Спаса Нерукотворного — покровителя русского войска.

Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя. Помог, как часто бывает, счастливый случай. Давит серое небо на уже бегущих всадников. Знамена едва намечены.

Неудивительно, что В. И. Целью было разведать, какие земли лежат на Востоке, подружиться с местным населением и по возможности победить хана и присоединить земли под дланью царя Ивана IV.

Приходилось закатывать высохшие края в трубку. «Ишь, – говорят, – еще не служил, а ездит хорошо. ». «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Цель посла была рассказать государю о полном разгроме хана.

Подчиняясь жесту Ермака, казаки в едином порыве устремляются вперёд. В выражении их лиц, повернутых к врагу, чувствуется ожесточение, порожденное сопротивлением врага. В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. Вместе с тем отрадно, что на местах, связанных с пребыванием великого Сурикова в год его 140-летия и выдающегося пролетарского писателя Серафимовича, в год его 125-летия намечается открытие мемориальных досок в станице Раздорской.

Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника. На вершине перевала казаки построили Кокуй-город и перезимовали там. В этом же году художник отправился на север Сибири— снова делать зарисовки остяков в 1894 году состоялась новая поездка в Тобольск и по Иртышу3. Теперь художник думал о группе Ермака.

Всех подряд здесь расположил: нищебродов, бояр, крестьянских детей, приказчиков, холопов.