Портрет Эзопа Веласкес

Существует легенда (ее поддерживает Плутарх), что Эзоп жил в Сардах и служил советником у царя Крёза – легендарного правителя Лидии. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. В 1617 получил звание мастера.

Сначала он был рабом, а теперь он нищенствующий бродяга. Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года). 1632, Картинная галерея, Дрезден) итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок.

Эта важная подробность подчеркивает, что в «Менинах» Веласкес изобразил себя пишущим именно данную картину-«Менины». -- время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Спросил он: «Что умеете делать. » Первый сказал: «Все. », второй сказал: «Все. », а Эзоп сказал: «Ничего. » – «Как так. » – «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». В 1636г.

  • Описание картины Диего Веласкеса «Эзоп»
  • Известные картины Диего Веласкеса
  • Менипп и Эзоп Веласкеса в Эрмитаже
  • Энциклопедический словарь (2009) ВЕЛАСКЕС ДИЕГО (ЖИВОПИСЕЦ)
  • Диего Веласкес: жизнь и творчество художника

И почти невероятным. К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.

Один из живописцев, современников Веласкеса, рассказывает, «что художник разных наций сошлись во мнении, что рядом с ним все прочие картины кажутся живописью, и лишь он один самой истиной». Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. А о его жизни и смерти дал жителям СССР яркое представление артист Калягин в фильме «Эзоп», снятого по пьесе бразильца Г. Фигейредо в 1981 году, когда фальшь советской идеологии достигла критической массы. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.

  • "МЕНИПП" И "ЭЗОП" ВЕЛАСКЕСА ИЗ МУЗЕЯ ПРАДО
  • В Эрмитаж везут двух Веласкесов
  • Владимир Миронов – Древняя Греция
  • Описание картины Диего Веласкеса «Эзоп» Картины художников
  • «Менипп» и «Эзоп» Веласкеса из музея Прадо в Эрмитаже
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Программа просмотра веб-материалов ( 286)

Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. 1620, Национальная галерея, Лондон). До этого времени басня бытовала в устной традиции. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям.

В последующие годы на него возлагаются обязанности казначеяи инспектора, т. е. Ему подбросили золотую чашу, обвинили в воровстве и сбросили со скалы жрецы Аполлона. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Гордо вскинув голову, с чувством собственного достоинства смотрит он на зрителя. В марте 1617 года, после завершения обучения, Веласкес получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа, в котором подтверждалось, что он выдержал экзамен и может «самостоятельно работать как художник- художник по собственным мотивам». Во всяком случае пребывание у Эрреры было непродолжительным и своё дальнейшее образование Веласкес получает в мастерской Пачеко.

  • Женщины в Греции: их положение и нравы

Об этом красноречиво говорит большой холст на его мольберте, натянутый на подрамаку столь большого размера, который вовсе не требуется для парадного портрета двух человек, но который вполне оправдан для многофигурной картины «Менины». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. До 1623 работал в Севилье.

Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины». Однако его трактовка мифологического сюжета не имеет ничего общего с картинами фламандского мастера, который в своих чувственно-опьяняющих вакханалиях прославлял античных богов. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Наиболее подробно рассказывает об этом Аристофан в комедии «Осы» и Геродот.

Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке дон. э. В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями. 1621). Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.

Слева сидит древний, сгорбленный временем и заботами, бородатый старец. Сплошные аллегории жизни. Бант главного королевского казначея на груди и перекинутая через плечо золотая цепь образуют цветовые акценты. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618.

По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Такие люди не принадлежат обществу, а находятся вне его, даже над ним и его законами. Завтрак написан в пору учебы у Франсиско Пачеко, в 1617 году. в следующим году Пачеко отдаёт Веласкесу в жёны свою дочь Хуану.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Эзоп»

Здесь он начинает работать у Веласкеса. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). и включает в себя около 200-т текстов. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.

Образ бога войны явно снижен. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Всадник и лошадь представлены почти в профиль на фоне пейзажа.

Карл Юсти, «Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков.

У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Возможно, так смотрит сам бог, который наблюдает за человечеством, постоянно куролесившим. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний.

Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Картина «Марс», как и изображения греческих философов Мениппа и Эзопа, были написаны Веласкесом специально для Торре де ла Парада. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.

Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты.

Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. Наряду с двенадцатью крупными историческими полотнами «Зал королевств» в Буэн Ретиро украшают многочисленные изображения подвигов Геракла, работы Сурбарана и конные портреты родственников королевского дома. Песаде образует исходную позицию для фигуры»леваде», часто изображаемой на барочных конных портретах, когда лошадь ещё ниже опускается на задние ноги, чтобы как можно дольше пребывать в этом положении, А также является подготовительной позицией для ещё более сложной фигуры-«курбета».

Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Сплошные аллегории жизни. В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык. Здесь у него родятся две дочери, младшая из которых вскоре умрёт.

Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».

Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Филосов-киник Менипп, чья язвительная насмешка не щадит даже богов, предстает в образе потрепанного мастерового. А виртуозность художника живописца входит как составная часть в само содержание этой картины.

Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Эти последние – Менипп и Эзоп – и приезжают в рамках проекта Шедевры музеев мира в Эрмитаже. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.

Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

Освободившись от привычного виденья, художник сумел настолько непосредственно запечатлеть природу, как к этому стремились и достигли импрессионисты в 19-ом столетии. Это картина-бодегон (bodega – трактир по-испански в широком смысле бодегон означает натюрморт), где в персонажах можно увидеть как веселых посетителей кабачка, так и аллегорию трех возрастов человека с соответствующими каждому возрасту натюрмортными символами начала, середины и конца жизненного пути. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Другими словами, Эрмитажу есть ради чего дружить с Прадо. Несколько лет спустя он создает картину «Миф об Арахне»- произведение, принадлежавшие сегодня к вершинам достижения в мировой живописи.

Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. 1617-18, «Старая кухарка», ок.

Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии -- так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).

до н. э. ). Эпизод изображенный в «Менинах», происходит в одной из дворцовых комнат Алькасара, где было устроено ателье Веласкеса. Ему подбросили золотую чашу, обвинили в воровстве и сбросили со скалы жрецы Аполлона. Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Она также смотрит в сторону короля и королевы, придерживая рукой какое-то украшение на золотой ленте, которым её, по-видимому, наградили. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). Перед нами на мрачных бордовых стенах две темные фигуры в полный рост (размер холстов 179 на 94 см).

Отныне Веласкес прочно обосновывается в родном городе. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Для Торре де ла Парада были написаны также портреты придворных шутов и карликов.

Рядом с ним любимая карлица инфанты Маргариты немка Мария Борбола. Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке дон. э.

Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Веласкес изображает легендарного баснописца Эзопа. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Более того, в комедии Платона (жил в конце V в. ) «Эзоп» можно прочитать о том, что Эзоп стоял во главе Семи мудрецов.

Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Лежащий на коленях огромный Фолиант не оставляет ни какого сомнения насчёт роста карлика. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.

Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". В 1617 получил звание мастера. Образ бога войны явно снижен. При этом автопортретное изображение Веласкеса (он ведь мог исполнить только при помощи зеркала) и инфанты с окружающей её свитой, которою он мог писать прямо с натуры, трактованы единым «подчерком», так что в живописно пластической манере нет никакого разнобоя. Однако косвенные доказательства все же существуют.

Хуан де Пареха родился в 1610 году в Севильи и был потомков мавров. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне). Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков.

Уверено, как заправский наездник, держится в шестилетний инфант. Необычно его широкое лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазницами. Несмотря на многочисленные обязанности на службе испанского короля Веласкес не бездействует и во время второй поездки по Италии. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях. Эзоп был рождён в рабстве, но хозяин оценил его талант и подарил желанную свободу.

Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи. «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину.

В цветовой взаимосвязи фигур друг с другом большую роль играют рефлексы. От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой. Великого баснописца древности Эзопа мы наилучшим образом знаем благодаря басням «дедушки Крылова», на русском языке популяризировавшем и развившем творчество древнегреческого предшественника.

Происходил из небогатой дворянской семьи. Автопортрет Веласкеса –единственное бесспорное изображение художника, принадлежащие его кисти. Веласкес как бы взялся доказать это положение самим качеством живописи данного произведения. У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Одной из таких картин был портрет придворного карлика Себостьяна де Морра.

Только в третьей картине предстает зрелый Веласкес и то это скромный погрудный портрет министра двора графа-герцога де Оливареса (около 1638). Рубенс, этот «князь живописи и дворянин», бывший на дружеской ноге с сильными мира сего, принимаемый во всех европейских дворах с великими почестями, наиболее ярко воплощали собой тип художника, сложившийся в Италии в эпоху Возрождения. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство».

Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Его спутник с дружеским участием положил ему руку на плечо. Ответить на этот вопрос непроста, так как в «Менинах», этом как будто бы групповом портрете, по существу, сопоставляются две абсолютно разные концепции портретного искусства. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.

Гербы испанского королевства и провинций украшают свод зала, который был назван «Зал королевств». Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Подивился Ксанф и купил Эзопа., by Francis BarlowУстроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете. » Пришли гости – Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые.

Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Он как будто судья, выслушивающий оправдания обвиняемого в преступлении. Луки и общества виртуозов Пантеона. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.

На ней изображена группа из трёх человек за столом в трактире. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.

Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Оно проявляется во многих его работах. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо, ), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Великого баснописца древности Эзопа мы наилучшим образом знаем благодаря басням «дедушки Крылова», на русском языке популяризировавшем и развившем творчество древнегреческого предшественника. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.

Непременным атрибутом двора Филиппа IV-как, впрочем и любого королевского двора средневековой Европы – были шуты и карлики, которых держали здесь ради забавы. В некоторых случаях данная схема варьируется в сторону упрощения композиции или, наоборот, ее усложнения. Персонажами басен Эзопа являются животные и растения (более 80 их разновидностей), люди различных профессий (их исследователи насчитали около 30), также боги и мифологические фигуры. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Вот таким образом картина «Менины» включает в себя коренной вопрос об отношении искусства к жизни и, как законное целое, представляет зрителю не только результат художественного творчества, но вместе с тем показывает и самый творческий процесс.

Впоследствии оно только увеличивалось. Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти).

Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Позвали Ксанфа истолковать знамение.

Не исключено, что имелись в виду обе идеи. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.

Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. Филипп Ivприказал надстроить второй этаж.

Со времён Карла V, вблизи Мадрида, в диком лесопарке в Пардо, стояла охотнячья башня, служившая приютом во время охоты. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. В качестве приданного он передает молодоженам в пользование несколько домов в Севильи. 1648, галерея Уоллес, Лондон). Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка. » – «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете. » Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит. » – «А разве язык не самое худшее на свете. К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок.

К ним относятся «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и журавль», «Волк и ягненок», «Жук и муравей», «Лошадь и осел» и др. «Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня. » Освободил народ Эзопа Эзоп говорит: «Орел – птица царская не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Многие сюжеты «Эзоповых басен» читателю отлично знакомы по обработкам, сделанным Ж. Лафонтеном, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым и др. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители.

По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. Это тот слой пространства, в котором находятся и зрители «Менин». Подобное толкование картины противоречит, однако, тому факту, что в действительности не существует не одного парного портрета Филипа IV и его второй жены Марианы, который принадлежал бы кисти Веласкеса и никаких указаний на его существование в источниках мы не находим. Вот таким образом более правдоподобной представляется интерпретация, согласно которой Веласкесу моделью для картины служит сама инфанта в окружении придворной четы, а художник изображает на большом холсте тот же самый сюжет и тех же самых персонажей, что мы видим перед собой. Менипп, всю жизнь работавший ростовщиком, «тщету» свою возит на колёсиках, а у Эзопа она подкинута и прикрыта барахлишком. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Между обоими художниками установились дружеские отношение.

Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес неоднакрктно портретировал графа-герцога. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Самые популярные персонажи – это лиса, волк, змея, лев, осел, собака, крестьянин и т. п. Все они, впрочем, являются фигурами условными, носителями конкретных функций. Многие сюжеты «Эзоповых басен» читателю отлично знакомы по обработкам, сделанным Ж. Лафонтеном, И. И. Дмитриевым, И. А. Крыловым и др. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50 Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах.

Лицо его немного одутловато, а одежда абсолютно поношена. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста.

Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл.

Одной из таких картин был портрет придворного карлика Себостьяна де Морра. Конная группа производит впечатление монументальности, что достигается изображением лошади в позе «песаде», той фигуры высшей школы верховой езды, когда она, оторвав передние копыто от земли, на короткое время застывает в воздухе. И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени.

1644, «Хуан Австрийский», начало 1650-х гг. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старуха, жарящая яйца» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. – «Да ты-то ведь не птица, а урод».

В этих текстах редко встретишь диалог, разве что прямая реплика обозначит собой развязку. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Первый же известный сборник басен Эзопа датируется рубежом IV-III в. до н. э. Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии -- так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.

Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. 1637-39 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок. картину «Сдача Бреды», обратившись к событиям десятилетний давности из истории испанско-нидерландской войны. На задней стене комнаты висят две картины.

Ксанф, по своему обычаю, гвоорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». К периоду учебы относится также небольшой этюдного характера Мужской портрет в профиль.

Безобразность внешности папы настолько бросалась в глаза, что Папстве раздавались голоса о его свержении с трона Веласкес не пытался сгладить это впечатление. Властно-демоническая личность портретируемого привлекает живописца, не соблюдая требований условности и положения, предписывающих схему портрета, он доверяет своей интуиции воспричти модели. Марс в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. С 1622 года он возглавил правительство.

Со злобной ухмылкой смотрит он через плечо на зрителя. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школыКараваджо, господствуют полные естественного достоинствазапоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. 1620, «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Более того, в комедии Платона (жил в конце V в. ) «Эзоп» можно прочитать о том, что Эзоп стоял во главе Семи мудрецов.

Менипп на картине саркастично усмехается. Ответственность за оформление Торре де ла Парада была возложена на Веласкеса. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. 1650-е гг. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Это картина-бодегон (bodega – трактир по-испански в широком смысле бодегон означает натюрморт), где в персонажах можно увидеть как веселых посетителей кабачка, так и аллегорию трех возрастов человека с соответствующими каждому возрасту натюрмортными символами начала, середины и конца жизненного пути.

Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Филипп Ivприказал надстроить второй этаж. Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Великого баснописца древности Эзопа мы наилучшим образом знаем благодаря басням «дедушки Крылова», на русском языке популяризировавшем и развившем творчество древнегреческого предшественника. -- все Прадо). «Миф об Арахне» является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса. Недуг даровал здоровье художника, занятого исполнением служебных обязанностей, связанных с должностью королевского гофмаршала.

Диего Веласкес (1599-1660) в течение 40 лет был придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, а музей Прадо вырос из собрания испанского королевского дома, так что неудивительно, что там хранится лучшая в мире коллекция живописи Веласкеса – почти полсотни вещей или более трети всего наследия, великого мастера. В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле.

Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. -- время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. ») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании в Риме его без конца копировали. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику. Возможно, Веласкес этими чашами- кувшинами хотел создать аллегорию тщеты земных стараний.

Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. А Гераклид Понтийский утверждает: Эзоп родился во Фракии и его первым хозяином был Ксанф. И прекрасно. Купи меня в советники, тогда и спрашивай».

В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык. Карл Юсти, «Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В портретах королевских карликов и шутов Веласкес с непредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38 «Эль Бобо дель Кориа», ок. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.

На замечательном подгрудном портрете Парехи изображен в пол-оборота. Менипп отрицал ученые знания. Египетский биограф Эзопа в 1 в. н. э. Не исключено, что имелись в виду обе идеи. С неё было сразу же сделано несколько копий. Вся эта гамма на их одеждах подготовляет главный живописный аккорд, который вносит фигурка Маргариты и в её платье, кремово- бело- серебряной «Гвардаинфанте»- самой светлой по тону во всей картине.

По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»9. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). пишет: Эзоп жил в рабстве на острове Самос, а впоследствии, получив свободу, отправился в Вавилон. ЭЗОП (ок.

Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. – «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Если в портрете инфанта художник использует яркие краски, то в конных портретах королевской четы он в большей степени придерживается требований придворной репрезентативности.

Веласкес был избран членом римской Академии св. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице.

Но самое важное, его взгляд похож на взгляд самого бога. Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо». Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. С этой целью они украли из храма золотую чашу и подбросили ее в котомку Эзопа. 1620, Национальная галерея, Лондон).

Тот человек, который был в самом низу общества, стал практически на высоте самого бога. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. Как известно, он погиб, став жертвой своего злословия и критики человеческих пороков. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.

и о наличии вакансии на это место. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии7. Одна из них Мария Сармиенто, преклонив колено, подаёт ей на серебрянном подносе маленький кувшинчик из красной ароматической глины- «букаро», наполненный водой. строился в близи Мадрида и получил название «Буэн Ретиро» («Дворец прекрасного уединения»). Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс».

Другая- это концепция парадного портрета членов королевской фамилии изгоняющая всякую непосредственность и требующая торжественной выправки портретируемых и почти обязательной алой портьеры, пышно драпирующий фон и верхний угол холста. Но в «Менинах» Веласкес не просто сопоставил эти две концепции портрета, он не скрывает, которой из них он сам отдаёт предпочтение. Филипп IV предпочел кандидатуру Веласкеса другим претендентам и в 1652 году он получает назначение. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Современник Платона – Лисипп – также поддерживает это мнение. Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.

Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Сам художник написал в 163435гг. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.

А Гераклид Понтийский утверждает: Эзоп родился во Фракии и его первым хозяином был Ксанф. 1643-44 «Мальчик из Вальескаса», ок. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку.

В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Как два контрастных произведения задуманы портреты философов полный рост, которые некогда украшали же зал охотничьего замка, что и картины Рубенса «Смеющийся Демокрит» и «Плачущий Гераклит».

Кстати, за право считаться родиной Эзопа до сих пор спорят Сарды, Месембрия, Самос и Котиэй (Фригия). Образ бога войны явно снижен. На Оливаресе темный камзол и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии.

На своей картине Веласкес изобразил Эзопа в очень поношенной одежде. А о его жизни и смерти дал жителям СССР яркое представление артист Калягин в фильме «Эзоп», снятого по пьесе бразильца Г. Фигейредо в 1981 году, когда фальшь советской идеологии достигла критической массы. Только в третьей картине предстает зрелый Веласкес и то это скромный погрудный портрет министра двора графа-герцога де Оливареса (около 1638). Его одежда проста и не имела никаких украшений.

Из высказываний Эзопа больше всего мы помним: «Выпей море, Ксанф. », очень актуальное сегодня, когда то или иное «море» то и дело пытаются выпить жадные олигархи и инвесторы. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.

Веласкес был избран членом римской Академии св. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы.

Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Именно в этот период создаются наиболее зрелые работы, глубокие по содержанию и эстетическому воздействию, среди них: «Семья Филипа IV известная позднее под названием «Менины». Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Падение ненавистного народу министра в 1643 году означало полный крах проводимой политики. Однако уже тогда Веласкес не ограничивался простым изображением жанровых сцен на близкие севильским гражданам темы.

В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Наконец, в глубине комнаты, на фоне освещенного проёма двери виден ещё один придворный, который издали наблюдает всю сцену, это дон Хосе Ньето де Веласкес (вероятно, родственник художника)- «апосентадор» или гофмаршал королевы.

Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Но все меняется, если обратить внимание на взгляд Эзопа. Диего Веласкес (1599-1660) в течение 40 лет был придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, а музей Прадо вырос из собрания испанского королевского дома, так что неудивительно, что там хранится лучшая в мире коллекция живописи Веласкеса – почти полсотни вещей или более трети всего наследия, великого мастера. Литература по воспитанию принца и соответствующие правила предписывали правила верховой езде, так как считалось, если принц научится управлять конём, то в будущем он сможет умело править и своим народом. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку. Филипп IV неоднократно и настоятельно требует возвращения придворного художника домой.

Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». 1632, Картинная галерея, Дрезден) итальянский кардинал Камило Асталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок.

Он сидит на постели, в задумчивости, почти полностью обнаженный, но в шлеме, оружие брошено у ног. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Здесь, якобы, баснописец принял участие в пире Семи мудрецов. Наиболее часто Эзопа изображали некрасивым и невзрачным горбуном маленького роста. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).

Портрет римского папы Иннокентия X (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. ») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании в Риме его без конца копировали. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». В качестве наиболее впечатляющего примера можно привести его картину «Продавец воды», созданную художником в возрасте двадцати лет. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере.

Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. К периоду учебы относится также небольшой этюдного характера Мужской портрет в профиль.

до н. э. ). В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами.

Большую часть живописных работ представил Рубенс, который за сравнительно короткий срок написал значительное количество этюдов маслом, темой для которых служили «Метаморфозы» Овидия. Персонажами басен Эзопа являются животные и растения (более 80 их разновидностей), люди различных профессий (их исследователи насчитали около 30), также боги и мифологические фигуры. Веласкес скончался в возрасте 61 года. – «Ты всегда такой разговорчивый. » – «За говорящих птиц дороже платят».

После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность.

Попавшее в полутень и чуть «смазанное» лицо маленького Николасито, толкающего собаку, подчеркивает динамику его движения и ещё более усиливает неподвижность приземистой фигуры мужеподобной карлицы Марии Барболы и уродливость её массивного лица. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. По-своему пышному великолепию, заново отстроенный дворец и перестроенные помещения отвечали барочному восприятия жизни господствующей феодальной верхушки.

А пальцы инфанты окрашиваются оранжево-красным отсветом от кувшинчика, стоящего на этом подносе. Рядом с работами фламандских художников «Марс» Веласкеса буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.

Здесь взгляд зрителя тотчас задерживается на юно офицере в светло-кремовом камзоле. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Мы видим бродягу, который раньше был рабом. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Здесь же находится его картина «Марс», портреты греческих философов –«Эзоп» и «Менипп».

Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни. Вторую руку он показывает, но его жест, направленный на зрителя, слегка напоминает широкую козу. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной.

В портретах королевских карликов и шутов Веласкес с непредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636-38 «Эль Бобо дель Кориа», ок. Несколько лет назад, в качестве награды за картину «Изгнание морисков» он назначается «хранителей королевских дверей». В 1634 году ему пожалована более почётная должность-«хранителя королевского гардероба», означающая ступень для получения высших чинов в придворной иерархии. Работал над ним Деметрий Фалерский, он же назвал сборник «Эзоповы басни».

В некоторых случаях данная схема варьируется в сторону упрощения композиции или, наоборот, ее усложнения. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. – «Хочешь, я куплю тебя. » – «А тебе не все равно, чего я хочу.

В «Поклонении волхвов»В фигурах персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что можно предположить, что в качестве моделей он использовал людей из своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой.

1621). Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).

Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644-50 Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римских художественных кругах. 1643-44 «Мальчик из Вальескаса», ок.

На это первый указ К Юсти, написав о «Менинах»: «Это картина создания картины». В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Как сообщила «НИ» Людмила Каганэ, готовя выставку, она обратила внимание на еще одно полотно Веласкеса, написанное в той же манере, что и его двое мудрецов, – «Марс». Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). «Когда мы говорим о Веласкесе и его влиянии на мировую живопись, мы в первую очередь обращаем внимание на роскошную гамму коричневых и черных цветов, которыми в совершенстве владел этот мастер», – рассказывает куратор выставки, доктор искусствоведения Людмила Каганэ. Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты.

Для поколения людей, заставших перестройку, Эзоп- это такой ясноглазый лысый человек с родинкой на пол лица, наподобие той, что была у Горбачёва, это такой раб с вечной петлёй на шее, который мучительно рвётся всеми силами к свободе, а когда свободу эту получает, то тут же гибнет. 1637-39 «Эль Примо», 1644 «Себастьяно дель Морра», ок. Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне).

«Что это значит. » – «А разве язык не самое лучшее на свете. По законам того времени за святотатство он был забит камнями. А ещё, может быть, он похож на учителя, который хочет отчитать своего непутёвого ученика.

Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с 1615 года камер-юнкером инфанта, будущего короля Филиппа IV. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. Луки и общества виртуозов Пантеона.

В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. Как два контрастных произведения задуманы портреты философов полный рост, которые некогда украшали же зал охотничьего замка, что и картины Рубенса «Смеющийся Демокрит» и «Плачущий Гераклит».

Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Из высказываний Эзопа больше всего мы помним: «Выпей море, Ксанф. », очень актуальное сегодня, когда то или иное «море» то и дело пытаются выпить жадные олигархи и инвесторы.

Здесь всего три работы из них две совсем ранние. Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51) сопутствовал традиционный успех. Это дало повод исследователям предполагать, что Веласкес писал не только себя, но все остальные фигуры «Менин» не прямо позирукюшими с натуры, а отраженными в большом зеркале. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.

«Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника. У Марии Барболы тёмное голубовато-зелёное платье, обшитое серебряными галунами, у обеих менин платья светло-серебристые, а юбки тёмно-серые (у Исавель – голубоватого, у Агостины- зеленоватого тона), расшитые серебрито-сервми лентами.