Портрет Н А Римского Корсакова

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

Оно определило многие стилевые, жанровые, драматургические особенности произведений. Народное искусство имело огромное значение для Р. -К. В лирически-проникновенной ариетте Снегурочки «Слыхала я, слыхала» ласково-нежным и хрупким вокальным фразам вторит выразительная мелодия гобоя. В последующие годы появляются оперы Млада (1889-90), Ночь перед Рождеством (1895), Садко (1896), пролог к Псковитянки – одноактная Боярыня Вера Шелога и Царская невеста (обе – 1898). Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижеров, музыковедов, среди которых – А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, А. В. Оссовский, В. И. Малишевский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. Спендиаров. Т. о. Таким был Н. А. Римский-Корсаков, своим искусством и всей своей жизнью служивший обществу.

Работа над портретом завершилась 5 мая. Создал 15 опер, разнообразных по жанрам и стилистике, среди которых наиболее прославившиеся оперы-сказки «Снегурочка» (1881) и «Садко» (1896).

Музыка оркестрового вступления ко второму акту имитирует светлый перезвон колоколов. Опера занимает центральное место в творческом наследии Римского-Корсакова. В 1883 – 94 исполнял обязанности помощника керивничого Придворной певческой капеллой. По окончании Морского кадетского корпуса в чине гардемарина (младшего морского офицера) он совершил трёхлетнее кругосветное путешествие. Хоровая пляска «Яр-хмель» («Как за реченькой») близка к русским плясовым песням.

Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в Летописи моей музыкальной жизни) писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. В 70-е годы музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась. Что уж поделать, была у Милия Алексеевича страсть к воспитанию молодых композиторов.

На протяжении большей части своей жизни, Р. -К. В 1900-е гг создаются Сказка о царе Салтане (1900), Сервилия (1901), Пан воевода (1903), Легенда о невидимом граде Китеже (1904) и Золотой петушок (1907). Оставив службу во флоте, занял должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873–1884), совмещая ее с профессорскими обязанностями в консерватории. Композитор расширил и обогатил колористические возможности этих жанров, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой – сложные лады (в частности характерный звукоряд – гамма Римского-Корсакова), оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью.

Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике»12. В арии Снегурочки «Великий царь» вновь звучит, на этот раз тепло и взволнованно, мелодия ее ариетты «Слыхала я» (из пролога). Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. В поисках новой вокально-мелодической выразительности он создал свыше 40 романсов (1897—98), в том числе вокальные циклы Весной, Поэту, У моря. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей — «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина.

-1814), Владимир (. Тот, насколько вы можете помнить, был вообще довольно характерной личностью.

Важную драматургийну роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например. Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф. А. Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов – «Пятерки» или «Могучей кучки».

Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского город Веденец — Венеция) гостя. Обучался в Морском кадетском корпусе в Петербурге (1856–1862). Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Ведущим жанром этого периода становится опера.

разрабатывал стиль крестьянского песенного творчества (влияние балакиревского кружка). Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Мстислав Ростропович писал в предисловии к последнему переизданию в России корсаковской «Летописи моей музыкальной жизни» (2004 г. ): «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Под руководством и непосредственным влиянием Балакирева создавались 1-я симфония es-moll (1861—1865), Увертюра на темы трёх русских песен (1866), Сербская фантазия (1867), некоторые ранние романсы. Римский-Корсаков (Александр Михайлович, 1753 – 1840), сын государственного канцлера Михаила Андреевича – генерал от инфантерии.

Р. -К. В 1793 году состоял при графе дАртуа, затем был волонтером в австрийской армии принца Кобургского, действовавшей против Франции в 1796 году участвовал в походе Зубова в Персию. Римский-Корсаков развивал традиции народно-жанрового симфонизма Глинки и Балакирева.

Римский-Корсаков 
Николай Андреевич

Римский-Корсаков Николай Андреевич

В самом искусстве он видел одно из проявлений духовной мощи народа. Исполнителем первой редакции Первой симфонии стал сам Балакирев.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Совершил трехлетнее кругосветное путешествие на клипере «Алмаз» (1862–1865). Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. в основном представлено симфоническими произведениями: «Сказка» (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря» и др. ) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги. – 1829) и Михаил (.

Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере Моцарт и Сальери (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжского, 1897), в одноактной опере Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянки, 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет Царская невеста (1898). Дуэт Грязного и Любаши, ариозо Любаши «Ведь я одна тебя люблю» и ее заключительное ариозо создают единое драматическое нарастание, ведущее от печали к бурному смятению конца акта. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки— «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены.

1882). Позже он передал эти знания своим студентам. Однако, какое бы сочинение Римского-Корсакова ни рассматривать, всегда в нем выступает великий русский художник-гражданин, борец за справедливость.

По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу Псковитянка (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Композитор вводит уменьшенный, увеличенный и другие, более сложные лады. Римский-Корсаков – автор красочных симфонических произведений среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888). Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома. Новые тенденции отчётливо проявились в опере Сказка о царе Салтане (1899—1900), осенней сказочке Кащей бессмертный (1901—1902), в которых сказочная тематика приобретает условную, символистско-аллегорическую трактовку. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов.

С точки зрения драматургии две темы являются основными в оперном наследии композитора.

Презентация на тему: 
Николай Андреевич 
Римский-Корсаков

Презентация на тему: Николай Андреевич Римский-Корсаков

Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Отсюда преимущество таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. Творчество Римского-Корсакова 80-х годов связано главным образом с симфоническими жанрами. Творческий путь Римского-Корсакова завершает опера Золотой петушок (небылица в лицах, 1906—07), в которой дана острая, беспощадная сатира на царское самодержавие, лишь слегка завуалированная формой условной оперы-сказки и приёмами старинного театра масок. Любителям музыки хорошо знаком портрет Н. А. Римского-Корсакова работы художника В. А. Серова.

В терцете Грязного, Бомелия и Любаши преобладают чувства скорбной взволнованности. Своеобразными вершинами оперного творчества композитора можно назвать такие произведения как «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок», хотя и другие оперы имеют немало страниц вдохновенной, пленительной музыки. Нежно-ласкающий любовный дуэт Снегурочки и Мизгиря «Душа полна моя не страхом» льется свободно и легко. Впоследствии деятельность Римского-Корсакова расширяется. Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор.

Портрет композитора 
Николая Андреевича 
Римского-Корсакова

Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

В 1830 году был назначен членом Государственного совета. плохо выдерживая ритм. Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова).

Отец композитора – Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862) происходил из дворянского рода, некоторое время служил новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать – Софья Васильевна – дочь крепостной и богатого помещика Скарятина, была достаточно образованной женщиной. Тогдаже Римский-Корсаков познакомился сМилием Балакиревым ивошел вего музыкальный кружок («Могучую кучку»). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева.

170 лет со дня рождения 
русского композитора 
Николая Андреевича

170 лет со дня рождения русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова

В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. новая редакция и оркестровка «Бориса Годунова». Стремясь освоить новые для себя темы и сюжеты, Римский-Корсаков в те же годы создаёт оперы Сервилия (на сюжет из истории Древнего Рима, 1900—01) и Пан воевода (из польской жизни, посвящённую памяти Ф. Шопена, 1901—03). Творческую индивидуальность Римского-Корсакова выявляют прежде всего программные произведения этих лет — симфоническая музыкальная картина Садко (1867) и 2-я симфония Антар (1868). проникают элементы городской песенности («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»). В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. С Берлиозом его роднит стремление к сюжетности, театральности с Листом – принцип монотематизма.

Автор «Основ оркестровки», «Практического учебника гармонии», «Летописи моей музыкальной жизни», статей и заметок по различным вопросам музыкального искусства. Виктор Ястребцев, близкий друг композитора, стал свидетелем создания портрета, начатого углем 6 марта 1898. Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Это определяется разносторонностью интересов и богатством видов и форм русской симфонической музыки 2-ой половины 19 в. Это программные и непрограммные циклы Симфониэтта, симфонические картины, увертюры, фантазия инструментальный концерт, музыка к драме («Псковитянка»).

В 80-е годы Римский-Корсаков возглавил Беляевский кружок, активно участвовал в издательском деле М. П. Беляева и в организованных им Русских симфонических концертах, Одновременно он был помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), вёл большую работу по редактированию, подготовке к изданию и исполнению произведений своих умерших товарищей – членов Могучей кучки. В девически нежной арии Марфы «Как теперь гляжу» и квартете господствует счастливое умиротворение. Три чуда (Сказка о царе Салтане), Битва при Керженце (Сказание о невидимом граде Китеж. ). Последняя опера композитора – небылица в лицах Золотой петушок (по Пушкину, 1907) – беспощадная сатира на царское самодержавие. Римский-Корсаков умел любить и ненавидеть.

В1862 году после смерти отца семья переехала вПетербург. Одна из наиболее ярких и оригинальных сторон музыкального языка Р. -К. Участвовал во второй турецкой войне. Вообще, много смеялись».

Гармония. Симфоническое творчество отличается жанровым разнообразием. В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в Испанском каприччио) и ориентализм (в Шехерезаде). В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.

Наследие Римского-Корсакова, художника уникального по «глубине связей с древнейшими пластами народного миросозерцания», «национальному своеобразию не только языка и стиля, но и всей художественно-философской концепции» заслуживает пристального внимания. Имел трех сыновей Николей (. В 1862 году умер отец и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В. А. Римского-Корсакова, весьма просвещенного и одаренного человека. Участвовал в подготовке нового издания оперных партитур Глинки вместе с Балакиревым и Лядовым инструментовал «Каменного гостя» Даргомыжского, завершил и оркестровал партитуру «Хованщины», создал собственную редакцию партитуры фантазии «Ночь на лысой горе», отредактировал и другие произведения Мусоргского. С 1889 года Римский-Корсаков сосредоточивается на оперном творчестве. Часто исполняются также Вторая симфония – Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений). Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева— неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. В тот же период написаны 3 кантаты — Свитезянка (на текст баллады А. Мицкевича, 1897), Песнь о вещем Олеге (на текст А. С. Пушкина, 1899) и позднее — прелюдия-кантата Из Гомера (фрагмент неосуществлённой оперы Навзикая, 1901).

Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе – Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). Хрупкая нежность образа Снегурочки оттеняется величественным, лучезарным звучанием заключительного хорового гимна «Свет и сила, бог Ярило». Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции Могучей кучки. Другая – мир сказки и эпоса, вырастающийиз образов народного искусства.

Творческие портреты композиторов РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Из всего огромного наследия композитора на концертной эстраде по-настоящему часто (даже в России. ) звучит лишь симфоническая сюита «Шехеразада», а из опер востребованы прежде всего «Царская невеста» (в основном в России) и «Золотой петушок» (имеет значительную постановочную практику в Европе и Америке). Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Сто русских народных песен, 1877 : гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, –. В первом акте оперы взволнованный речитатив и ария («Куда ты, удаль прежняя, девалась. ») Грязного служит завязкой драмы. Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее – программное.

Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок. «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские. » (Р-К. ). Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик участник «Могучей кучки».

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в городе Тихвине. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Частичным обобщением педагогического опыта были его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом является автобиографическая книга Летопись моей музыкальной жизни (1906). Выдающиеся произведения Римского-Корсакова для оркестра – Испанское каприччио (1887) и симфоническая сюита Шехерезада (1888). Николай ему сразу же пришелся по нраву и он решил его взять в свой кружок. Плодотворной была содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским. – новизна, красочность ладо-гармонических средств.

В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран— Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. С середины 90-х годов вновь начался интенсивный подъём творчества.

Николай Андреевич 
Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Творчество композитора 80-х гг. Возможно, национальное своеобразие, отсутствие универсалистских приемов, в определенной степени до сих пор мешают адекватному восприятию и пониманию многих произведений композитора на Западе. происходит расширение интонационных связей (в контексте новых веяний) В музыку Р. -К.

Скорбные народные напевы напоминает песня Любаши «Снаряжай скорей, матушка родимая» исполняемая без сопровождения. Вместе с Глазуновым окончил «Князя Игоря». Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл беспечно, безалаберно.

В начале 90-х годов в творческой деятельности Римского-Корсакова наступил перерыв, вызванный, с одной стороны, тяжёлыми переживаниями (смерть матери и двоих детей), с другой — стремлением осмыслить новые тенденции в искусстве конца XIX века и наметить дальнейшие пути своего творчества.

Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Более того, в 1865- году Первую симфонию Римского-Корсакова впервые исполняют. В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле.

Мечты народа о свободе, счастье и красоте композитор воплотил в ряде идеальных, сказочно-иллюзорных образов (берендеево царство в «Снегурочке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен. Очень популярен ряд фрагментов из этих опер – например, «Песня индийского гостя» из Садко или оркестровый «Полет шмеля» из Салтана.

Биография Римского-Корсакова 
Николая Андреевича

Биография Римского-Корсакова Николая Андреевича

Особенность гармонического мышления Р. -К. Поисками новых оркестровых красок и звучаний отмечена волшебная опера-балет Млада (1889—90), в которой близкие творчеству Римского-Корсакова ритуально-обрядовые элементы, широко развитые народные сцены и фантастические эпизоды соединяются с обилием внешне декоративных эффектов, рассчитанных на феерически пышную постановку. Чувством глубокой печали проникнута ария Любаши «Господь тебя осудит». широко использовал различные виды древнейших обрядовых песен. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь.

Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению. Лишь после предоставления консерватории частичной автономии и смены руководства (директором стал А. К. Глазунов) Римский-Корсаков смог вернуться в консерваторию. На практике мы видим к сожалению совсем иное. Римским-Корсаковым были созданы быль-колядка Ночь перед Рождеством (1894—95), эпическая опера-былина Садко (1893—96), камерная опера Моцарт и Сальери (посвящена памяти А. С. Даргомыжского, 1897), одноактная опера Боярыня Вера Шелога (музыкально-драматический пролог к Псковитянке, 1898), драма на историко-бытовой сюжет Царская невеста (1898).

В ряде произведений действуют народные герои, славные не ратными подвигами, а своей художественной одаренностью, они одновременно являются носителями патриотических чувств и нравственных идеалов (Садко, Лель). В 1861 познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, M. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее – с А. П. Бородиным, стал членом Балакиревского кружка (Могучей кучки), под воздействием которого сформировались его эстетические взгляды, определились национальная основа и направленность творчества, круг тем, образов и жанров. Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. не только как источник сюжетов, тем и образов. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт.

Безмятежно звучит начальный хор, прерываемый зловещим хором опричников. Начиная с Моцарта и Сальери внимание Римского-Корсакова сосредоточивается главным образом на проблемах внутреннего мира человека, на лирико-психологическом и драматическом образах. Римский-Корсаков Николай Андреевич (18 марта 1844 г. – 21 июня 1908 г. ) – русский композитор, член Могучей кучки. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками. В 1910 на музыку его симфонической сюиты «Шехеразада» (1883) был поставлен знаменитый балет Русских сезонов в Париже. В хоре «Сбирались птицы» (игровая народная песня) оркестр имитирует голоса птиц. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов.

И вообще для Запада Римский-Корсаков прежде всего – симфонист, автор немногочисленных до ныне популярных, ярко-красочных произведений (та же «Шехеразада», Испанское каприччио и др. ). (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония Океан А. Г. Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе. ) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил.

Среди самых известных его произведений конца 1870-х – 1880-х годов – Сказка (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), Испанское каприччио (1887), Шехеразада (1888), а также оперы Майская ночь (1879) и Снегурочка (1881). Он составил сборники 100 русских народных песен (1875—76), 40 песен (гармонизовал песни, собранные Т. И. Филипповым, 1875—82). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., Отразились в опере Сказка о царе Салтане (по Пушкиным, 1900) с ее подчеркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в осенней сказочке Кащей Бессмертный (1902), в которой сказочная тематика трактуется аллегорически. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву.

Основой всех опер композитора, включая даже «Псковитянку», в которой он в наибольшей степени следовал принципам кучкизма с его восхвалением речитативно-декламационного метода, являются мелодия и пение. Он был настоящим мастером оркестровки. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция— 1866) и «Сербская фантазия» (1867). «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё»— вспоминал он позднее.

Серов Валентин Александрович 
 (художник)

Серов Валентин Александрович (художник)

В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. В своем творчестве Римский-Корсаков исключительно оригинален, неожидан и неповторим. Он стал профессором Петербургской консерватории (1871 год, классы практического сочинения инструментовки, оркестровый) инспектором Музыкантских хоров (духовых оркестров) Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874) и позднее — оперных спектаклей, участвовал (совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым) в подготовке к изданию оперных партитур М. И. Глинки.

Это Садко (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и Шехерезада. Приобрела репутацию классической выполненная Р. -К. 1879), Снегурочка (по А. Н. Островскому, 1881) – любимый музыкальное произведение Римского-Корсакова, который он считал своим лучшим, Млада (1890), Ночь перед Рождеством (по Н. В. Гоголю, 1895). Однако, начиная с 90-х гг. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка изумляла его, проводил много времени с Мусоргским.

Высокие морально-философские проблемы подняты в опере-легенде Сказание о невидимом граде Китеж и деве Февронии (1904). Лядовым, оперные партитуры Глинки. составляет его «цветной» гармонический слух (синестезия), в связи с этим применение музыкальных средств в целях колористики.

Добавить комментарий 
Отменить ответ

Добавить комментарий Отменить ответ

Творческим откликом композитора на революционные события было создание в 1905 году симфонической обработки песни Дубинушка, а также замысел оперы-песни Стенька Разин (не осуществлён). Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».

Учился у композитора Милия Балакирева. Оттенок настороженности и затаенной тревоги вносит оркестровое интермеццо перед появлением Любаши оно основано на мелодии ее скорбной песни из первого акта. В операх Р-К. Учась в Морском корпусе, Римский-Корсаков, однако, не теряет интереса к музыке.

Четвертый акт передает нарастание лирических чувств героини. Симфонический стиль композитора сформировался также под влиянием мастеров западноевропейской симфонической школы – Берлиоза и Листа. В 1799 году Р. командовал русским отрядом в Швейцарии, но неудачно Массена нанес ему поражение при Цюрихе.

Николай Римский-Корсаков: 
последние новости

Николай Римский-Корсаков: последние новости

А кругом — на массивном письменном столе и этажерке — книги и рукописи. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, 9 среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Макар Екмалян, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг10. Он видел прекрасное в жизни, в людях, в природе, воспевал его в своем творчестве.

Кроме различных фольклорных жанров (протяжных, хороводных, плясовых и т. п. ) Р. -К. – 1882). Крупнейшей работой Римского-Корсакова в этот период явилась опера Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1902—04). Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Ранний период творчества завершает опера Псковитянка (1868—72). 40 народных песен. В эти годы созданы Сказка для оркестра (1879—80), ряд сочинений на подлинные русские народные темы, в том числе концерт для фортепиано с оркестром (1882—83), симфониетта (1884—85), фантазия для скрипки с оркестром (1886), а также вершинные творения Римского-Корсакова в области симфонической музыки — Испанское каприччио (1887) и Шехеразада (1888).