Портрет Саскии

Таковыми являются, например, Портрет Саскии-невесты (1633), Саския с жемчужным убором в волосах (1634), Четыре наброска Саскии (1635), Саския в образе святой Екатерины (1638). Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Он любил рисовать портреты именно Саскии, причем он радовал её этим как до свадьбы, так и после.

По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Портреты Саскии не отличаются полным внешним сходством.

«Автопортрет с Саскией» картина Рембрандта

Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Рембрандт гордо и радостно смеялся. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин).

В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.

Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Тематика его офортов очень широка. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ).

Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. После смерти любимой художник страдал, рисование утешало. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.

Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Второй самый известный из портретов Саскии в образе Флоры Рембрандтом ван Рейном был написан в 1634 году, уже после их свадьбы. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Вещие слова сказаны. За всю его сложную жизнь, менявшуюся от достатка к нищете и забвению, он напишет около шестисот картин, сделает около двух тысяч (. ) рисунков и триста офортов.

Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.

И Рембрандт ван Рейн, плоть от плоти и кровь от крови своего народа, писал эту картину как изображение общего, всех равняющего, глубокого горя. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. ВБерлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии всоломенной шляпе» (онже«Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом снаконечником изчистого серебра назагрунтованном пергаменте. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.

Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией.

Рембрандт предпочёл получить художественное образование (Латинская школа). И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6.

Кто-то утверждает, что на данном полотне в образе Флоры изображена Хендрикье Стоффелс. Холст, масло. В 1630—1640-е гг.

Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. По этой причине картина распространена и под другим названием – Саския с красным цветком. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.

По-видимому, там и познакомились Рембрандт и Саския. Его фигура кажется монументальной в том смысле, что ее отлили в форме металлического монумента и она так и застыла ясно, что этот Христос, находящийся в непонятном равновесии, создан из мертвого материала. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.

Быстрота работы Рембранда была почти баснословной.

Если муж художник, 
или 5 самых известных 
портретов жен

Если муж художник или 5 самых известных портретов жен

Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Кассель. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.

В нескольких десятках метров от нас в полутемном помещении, справа от светлого окна, сидит, лицом к нам, седобородый старик в тускло-красном длинном одеянии и ярко-красной круглой шапочке. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1).

И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.

XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.

Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Обнаженный по пояс Самсон только что упал навзничь из глубины сцены направо, головою к зрителю. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.

Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.

Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Другая странная фигура – одна из сестер воскресшего, ближе остальных к нам изображенная силуэтом в нижнем правом углу, на первом плане – она подгибает колени, как бы приседая к ногам оживающего брата и в то же время не простирает к нему руки, но в страхе отводит их прочь. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.

Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после Урока анатомии другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого Ночного дозора, то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.

Однако эта гипотеза явно неудачна. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев.

А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.

Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Основой композиционного приема офорта является резкое и очевидное противопоставление света, прямо-таки бьющего нам в лицо из глубины пространства слева вверху и тьмы, словно откатывающейся направо и вниз. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым.

Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Его влекло к военному делу. «Ее черты прочерчены легкими, но необычайно точными линиями, словно художник обвел их кончиками пальцев, – пишет Саймон Шама в бестселлере Глаза Рембрандта, – Он быстро подметил ряд сокровенных деталей с пристальным вниманием любовника, тщательно запоминающего череду маленьких сокровищ: вот прядь волос, прильнувшая к ее правой щеке, вот детские складочки на шее, охваченной жемчужным ожерельем, вот чуть приподнятый кончик вздернутого носа, вот сборки на полотняной блузе, там, где ее грудь возлежит на правой руке, вот изящный, сужающийся к концу пальчик, слегка прижатый к левой щеке, вот видимая изнанка большого пальца, на который она опирается подбородком. Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта».

Флора (портрет Саскии 
в виде Флоры)

Флора (портрет Саскии в виде Флоры)

Наконец у супругов был дом и долгожданный ребенок, однако организм Саскии, надломленный переживаниями и тяжело перенесенной последней беременностью, был окончательно сломлен подхваченной инфекцией туберкулеза. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.

Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.

Флора (портрет Саскии 
в виде Флоры) Рембрандт 
Хармес ван Рейн

Флора (портрет Саскии в виде Флоры) Рембрандт Хармес ван Рейн

Оно было далеким от классических норм. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.

Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Большее, что мог предложить художник любимой жене, – портрет. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Волосы Саскии красиво распущены, взгляд рассеян, на лице блуждает нежная улыбка.

Рембрандт«Автопортрете 
с Саскией»

Рембрандт«Автопортрете с Саскией»

Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.

Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Картинная галерея. Но для нас важно другое. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. также картину в Метрополитен музее).

Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину Солдат и его девка. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях.

Художник Рембрандт, 
автопортреты: описание 
история и интересные

Художник Рембрандт, автопортреты: описание история и интересные факты

Крамской, как утверждают его биографы, был примерным семьянином. Саския – с ударением на первом слоге.

Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Сегодня никого не удивит, что жена художника выполняет роль менеджера, ведет финансовые дела Так, например имя Эмилии Леках, жены, а также казначея и промоутера Ильи Кабакова, с 1990 года фигурирует даже в подписи работ наравне с мужем – «Илья и Эмилия Кабаковы». Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Царственно протянутая к нам правая рука оказывается в темной, но прозрачной тени на ярко освещенный, зеленоватый шелк юбки падает четкая, как бы колышущаяся тень от цветов, которые она держит в левой руке.

Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное упоение всеми благами бытия – вот те чувства, которыми напоена картина. Рембрандт много писал Саскию, в том числе и обнаженной, несмотря на то, что в протестантско-кальвинистских кругах Голландии о таком нельзя было даже помыслить. Это произошло в 1606 году (голландский город Лейден), 15 июля. Пикассо переживал разные творческие периоды. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.

  1. Портрет Саскии ван Эйленбюрх, Рембрандт, 1633
  2. Три музы Рембрандта – Саския, Гертье, Хендрикье
  3. Рембрандт Харменс ван Рейн и Саския ван Эйленбург Портрет Саскии (Молодая Саския)
  4. Саския и Рембрандт: мистическая история любви
  5. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  6. Мистические истории шедевров мировой живописи

Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. За окном, слева от его лица, видны далекие-далекие горы, у подножия которых протекает река. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.

Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Это все термины самого Леонардо. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. В 1630—1640-е гг.

  1. Рембрандт: Портрет жены художника
  2. Саския ван Эйленбюрх: биография
  3. Эскизы и наброски с изображением Саскии
  4. Портрет Саскии в аркадийском костюме
  5. Литературный портфельчик Искуссницы

Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.

Нидерланды (Голландия). Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»).

С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Неоднократно менялось и название картины. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Здесь Рембрандт разрешает сложнейшую задачу светотеневой организации листа, распределения на нем света и теней, направления и ширины черных штриховых линий и белых фрагментов между ними. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Софья Крамская, супруга автора таких полотен, как «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884), «Русалки» (1871), помогала мужу в «Артели художников», была первым критиком его работ и человеком, благословлявшим его на труд.

В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.

«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Размеры картины: 161х131. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. «Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече»
  3. Из Википедии — свободной энциклопедии
  4. Напишите отзыв о статье Эйленбюрх, Саския ван
  5. Отрывок, характеризующий Эйленбюрх, Саския ван
  6. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
  7. Последние комментарии (всего 24)

Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. В центре картины, на втором плане, художник дал драматический образ обернувшейся к нам и своей жертве ярко освещенной, видимой во весь рост, торжествующей Далилы в длинном голубом одеянии, с большими ножницами в правой и отрезанными волосами Самсона в левой руке, со смешанным выражением триумфа и ужаса на затененном лице. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином — признак достатка.

Портрет Саскии ван 
Эйленбюрх, Рембрандт, 
1633

«Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Так, стремясь найти соответствие тому потрясающему психическому волнению, которое, по его мысли, овладело живыми существами и сообщилось чуть ли не всей природе, Рембрандт всячески преувеличивает элементы движения.

Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – Воскрешение Лазаря, 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.

Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.

Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. В двенадцать лет лишилась матери, ещё через пять лет— отца. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.

Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги. Пожалуй, наиболее характерен из них лист Благовестие пастухам (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.

Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Теперь она своей лиричностью и теплым золотистым колоритом вновь радует посетителей. Взоры учеников, жесты их рук направлены к Христу и это еще больше приковывает внимание к его фигуре. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже восточные одежды натурщиков. 175, 5 x 210, 5 см.

Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и абсолютной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. Оно было далеким от классических норм.

Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Авторы американского каталога картин Рембрандта считают, что в процессе работы над картиной из Эрмитажа художник оставил первоначальный замысел и решил изобразить именно богиню Флору. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.

Среди тех, что толпятся в глубине, у выхода справа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и плотный человек в рабочей одежде и поварском колпаке, широко и нелепо раскинувший руки с растопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространства офорта. А что же случилось с Гертье Диркс. К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо.

Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».

Изобразительная поверхность гравюры, как тонкая прозрачная пленка, перегораживает дорогу к высокому выходу в нескольких метрах от нас, в глубине справа. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.

Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Третий портрет изображающий жену Рембрандта в образе Флоры, был написан в 1641 году, вскоре после родов их единственного выжившего ребенка – сына Титуса.

И вот таким образом все видимые нами предметы – деревья, люди, животные, трава, земля, река – принимая свет, оказываются освещенными абсолютно по-разному или вообще почти не освещенными. Фон черноват паркет – серый.

Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Это все термины самого Леонардо. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной.

В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.

Путешествуя вместе с художником по окраинам города, мы попадаем на какую-то загородную, может быть, деревенскую улочку, уходящую в глубину к стареньким, полуразвалившимся одноэтажным строениям. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Это уже настоящее признание. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.

Здесь большую роль играет пейзаж. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.

Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).

Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Так что это не был брак по расчету. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.

Этот эстамп теперь известен под названием Трех дерев. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, Автопортрет в шлеме, Саския в виде Флоры и др. ).

Однако «Голова женщины» – это работа, наполненная нежностью и утонченностью как выражение чувств художника к его второй жене Жаклин Рок. Часть коллекции художник продал, однако мало помогло. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши.

Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ.

В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. В европейском искусстве она заняла то же место, что и Форнарина Рафаэля, Елена Фоурмен Рубенса, возлюбленная Тициана и певица Забела-Врубель – муза Врубеля. Он перебирал тяжелые кованые золотые цепи и не раз царапал пальцы об острия серебряных булавок. Наверное, оттого и портрет жены «За чтением» получился наполненным умиротворением, тишиной и гармонией.

Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил».

Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.

Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана».

В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. "Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.

Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. До написания портрета Пикассо и Рок были вместе уже более двух лет. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.

Девушка стала любовницей художника. Здесь упор, похоже, делается на успехе. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»).

Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно. Еще бы.

Композиция картины по-шекспировски динамична. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Свои средства она завещала сыну Титусу, оговорив, что муж будет получать с них проценты до женитьбы или абсолютнолетия Титуса. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.

Задумка потерпела крах, материальное положение ухудшалось. также картину в Метрополитен музее)1. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Её дергали повестками еще и еще.

Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Творец некоторое время жил в доме, который уже не являлся собственностью. Богоматерь одета как голландская крестьянка в группе, что ближе к подножию креста, также виднеется голландский головной убор. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.

Многие считают картину пророческой. «Голова женщины», как и большинство работ Пикассо, не осталась забытой. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Неоднократно менялось и название картины.

Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.

Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Один раз любовь к женщине погубила Самсона. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.

Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.

Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.

Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.

А в XIX веке все было несколько иначе. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.

В темнице его волосы отросли. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Но зритель, скользя взглядом по лестнице снизу вверх, проходя через участок перегиба, словно насыщается мыслью и восходит к скрытому до того умозрению. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»).

Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.

Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – Ослепление Самсона (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.

Это ступени одного и того же скорбного пути. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.

Появилась няня — Гертье Диркс. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. И вообще, догадаться о том, что на картине именно Флора, можно лишь по названию. Интересным фактом является один из пунктов завещания Саскии, который гласил: «В случае повторной женитьбы вдовца ван Рейна, огромное состояние его покойной супруги, завещанное сыну Титусу, переходит в распоряжение одной из сестер ван Эйленбюрх».

Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. «Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Он был в моде. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер.

Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.

Стол накрыт. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Но в Автопортрете с Саскией (или в Похождениях блудного сына) основная идея – гимн человеческому счастью. Но сначала был сделан карандашный эскиз, совершенно не похожий на законченную работу. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.

Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.

Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Барокко.

Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Он был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал офорт с его портретом. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631).

В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.

В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года Неверие апостола Фомы, выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.