Портрет Стасова Репин

Портрет Стасова (с портрета Репина)

Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. По бокам ее следовало бы «поместить четыре-пять маленьких где сцену каторги, где сцену Сибири и тундры, где сцену тюрьмы и крепости (Шлиссельбургской, Петропавловской), где сцену пропаганды, то среди интеллигентного общества, то среди рабочих, то среди народа» (IV, 107). Но что же такого важного выигрывалось от того, что зала — круглая. Сходны и композиционные решения. С полным основанием В. Д. Комарова, близко знавшая Владимира Васильевича со времени своего детства (с конца 1860-х гг. ) и написавшая его биографию, считала, что воспоминания Репина изображают Стасова по существу чрезвычайно ярко, верно и точно.

Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. — Нет, этого я не думаю. Конечно, ограничиваться такого рода редакторской работой здесь никак нельзя было. Он великодушно согласился позировать.

  1. Портрет Владимира Васильевича Стасова
  2. Художник: Репин Илья ЕфимовичПортрет Владимира Васильевича Стасова
  3. Русский музей Дополненная реальность
  4. Сочинение по картине Репина Портрет критика Стасова

В своих воспоминаниях он отзывается о нем, как о человеке «рожденном для искусств», называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова». Репина и Стасова связывала многолетняя дружба. Вдруг пройти молчанием такого слона. Это совсем ново, — записал Толстой 8 января 1900 г. в своем дневнике. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. В своих воспоминаниях Репин говорит, что Стасова боялись многие критики.

В статьях и речах он горячо отстаивал их искусство. Оставил большое эпистолярное наследие. Картину «Освобождающаяся Русь» Стасов разумел как «великолепный pendant» произведению «Заседание Государственного совета», как «собрание антигенералов, людей в сюртуках, рогожах и поддевках, без самомалейших знаков постыдного отличия, но зато благодетелей ныне, присно и во веки веков своего отечества, драгоценных яхонтов и сапфиров рода человеческого — значит, вместе с тем и мучеников своего времени» (IV, 124, 125). На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы). Но это не мешает художнику, создавая портрет Стасова, основные акценты расставить на такие черты характера, которые создают репутацию «идейного вождя» русского реализма, бескомпромиссного противника «искусства для искусства». Если где-нибудь она и была, то всячески — это необыкновенная редкость и исключительность.

Воспоминания о Стасове, написанные Репиным в 1933 г., отнюдь не затерялись. изобразил в нем Стасова уже в пожилом возрасте (59 лет), умудренным житейским опытом мыслителем. В одном из своих писем Владимир Васильевич описал это событие: «.

Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. Оставил большое эпистолярное наследие. «Имею ли я (или кто бы то ни было) писать публично про эту вашу вещь. »— запрашивал Стасов Репина 25 октября 1903 года. «Искусство», 1946, стр.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Охотно и много Репин пишет о пылком темпераменте и возвышенной душе Стасова. И опять пестрота красок, как он с нею сладит.

Известны пять живописных портретов Стасова, не считая многих рисунков. Репин и Стасов — благодарная тема, ожидающая своего исследователя. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20статей. Там, у знаменитых прежних живописцев, уже на сцене торжество и ликование, победа и радость у нас же (в картинах нынешнего живого Репина) еще никакого ликования покуда нет все только лапти и бедные зипуны иногда лохмотья и отрепья иногда лишь сюртуки и кафтаны, все только труд и труд, подчиненность и зависимость иногда предрассудки иногда искусство («Славянские музыканты»), — но все-таки в общем все главное состоит и у него в народе, все идет от него и к нему. Это сущая галерея портретов, но вместе и типов.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Таким образом, показ выразительного контура ограничен лишь головой и плечами. Он это чудно и выполнил.

Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. И голос у него был богатырский – громовый. Басина, Ф. А. Конечно, Россия XIX и XX века совсем не то, что Голландия XVII, все здесь иное.

Это было нечто вроде строящегося громадного дома, которого все пространства покрыты еще лесами, лестницами, стремянками, перекрещивающимися балками, досками и бревнами, но где глаз уже различает грандиозные и изящные размеры и чувствует будущий ослепительный свет, начинающий уже и теперь вырываться потоками из незагроможден-ных более там и здесь окон. Известны пять живописных портретов Стасова, не считая многих рисунков. Для исполнения разных подробностей и аксессуаров картины (кресел, столов, архитектуры залы, ковров, люстр и т. д. ) Репин взял себе на помощь двух из числа значительнейших своих учеников, гг. Крамского, в Академии художеств у П. В.

Портрет Владимира 
Васильевича Стасова

А именно, что его натура по преимуществу клонит его к изображению сюжетов хоровых, т. е. Из них наиболее содержательными по характеристике, наиболее «портретными» в собственном смысле слова являются самый ранний (1873) изображающий критика сидящим с закинутой несколько вверх головой в профиль и портрет 1883 года, так называемый «дрезденский».

Репина и Стасова связывала многолетняя дружба. Весной 1883 года они вместе отправились в путешествие по Европе. В картине Репина Стасов увидел коллективный портрет «завзятых негодяев, подлецов, насильников и злодеев или же идиотов послушных и дураков покорных», — так, по его мнению, художнику удалось выразить в своем произведении отношение к изображаемому явлению — «приговор» (письмо Стасова Репину от 7 июня 1903 года, IV, 52). В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Появление его на выставках всегда сопровождалось шепотом в устах присутствующих. Скрябина, Ф. И. Шаляпина.

По мысли Стасова, в этой картине должны были «явиться русские великие деятели и освободители, начиная с Радищева» (IV, 103). И. Суриков. Высокий, широкоплечий, с задорно встрепанной бородой, он был похож на могучего сказочного богатыря. Но, так называемый, «дрезденский портрет», по мнению искусствоведов, считается превосходным и точно передающим характер этого выдающегося человека.

Вот таким образом она оказалась среди разного хлама в разрозненной части архива. Кустодиева и Куликова и, конечно, это немало способствовало ускорению окончания работы. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ.

Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Вместе они боролись против академизма и оторванности искусства от реальной жизни. На гербе Стасовых нарисованы рука в латах и якорь – знаки верности и надежды.

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Подобными потоками света из окон являлись уже некоторые портреты. Сюда относятся, например, очень прославленные при их появлении картины француза Жерве: «Основатели парижской газеты La Republique Franaise, жюри парижской художественной выставки», «Шарко в больнице» или датчанина Кройера: «Заседание парижского комитета французского отдела выставки в Копенгагене», «Заседание копенгагенской Академии наук» и т. д. Их рукопись сохранялась у В. Д. Комаровой.

Это словно бесконечные нечаянные вариации все на одну и ту же тему. Неточности хронологические в этих воспоминаниях особенно часты.

Едва не каждый день появлялся на Первой передвижной известный критик Владимир Васильевич Стасов. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).

Как хотелось бы изобразить это. Чувство любви и благодарности к другу и идейному руководителю вдохновляло Репина. Погода была превосходная и Вл. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Его образ исполнен большого благородства, внутренней силы и вдохновения. Например, о картине «крестный ход», Стасов писал: «все сами добровольно идут и жарятся на солнце, так как они великое, душевное дело справляют, несут чудотворную икону.

1881Холст, масло, 69 х 57Государственная Третьяковская галерея, продолжая то, что было в нем найдено. И тут же пояснял: «Смерть хочется, смерть руки чешутся. » (IV, 55). Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму и вместе с тем легкими «струящимися» мазками в превосходно сгармонированной серебристой гамме. Успешное завершение картины «Заседание Государственного совета» дало Стасову повод предложить Репину тему иного коллективного портрета — «Освобождающаяся Русь». Что вы везде тут увидите.

В своих воспоминаниях он отзывается о нем, как о человеке «рожденном для искусств», называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова». Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. «Бурлаки», «Славянские музыканты», два «Крестных хода», «Запорожцы», «Собрание волостных старшин», наконец, нынешнее «Заседание Государственного совета»— все эти высокозамечательные его картины всего более и сильнее выразили потребность, наклонность и способность Репина с великим дарованием создавать такие картины, где на сцене изображено много разнородных личностей.

Как явствует из приведенных нами выше писем Репина, свои воспоминания он сперва предполагал посвятить лишь путешествию, которое проделал в 1883 г. вместе со Стасовым по Западной Европе. Такая тема, кажется, не представлялась до сих пор ни одному живописцу. изображены все только горожане, мещане, купцы, доктора, регенты (управляющие) больниц и богаделен, директоры разных приютов, стрелковых обществ. Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму и вместе с тем легкими «струящимися» мазками в превосходно сгармонированной серебристой гамме. Как трудно, как трудно. Как, что.

Его образ исполнен большого благородства, внутренней силы и вдохновения. На гербе Стасовых нарисованы рука в латах и якорь – знаки верности и надежды. Это очень нужно, очень важно. Позже участники этого кружка — Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи — создали художественное объединение композиторов «Могучая кучка», название которому дал Стасов.

Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Впрочем, на время. В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. Работа над новонайденной рукописью требовала большой осторожности. Вас знаете, какой был ангел доброты и самопожертвования ни слова упрека по моему адресу и я зарабатывался до расстройства нервов – ну, то есть легкой усталости.

Талантливо он видел, талантливо он и воспроизводил. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Под репинским пером Стасов встает как живой. Язык этого стариковского произведения Репина во многих местах в значительной степени отклоняется от обычных грамматических норм в ущерб содержанию текста. Стасов поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, A. H.

Среди его учеников, . Е. Репин и В. В. Стасов.

– 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Так, три года спустя заседание Государственного совета изображенное Репиным, Стасов вновь характеризует как «собрание подлецов — генералов, мерзавцев, злодеев, членовредителей отечества, бесстыдных изобретателей мерзости и преступлений, торжествующего зла и безумия» (IV, 123). А чем этот человек был так доволен. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Вся страстность его натуры, весь его душевный пыл, настойчивость и непримиримость, все то, что делало его критиком-публицистом, критиком-бойцом, выражено не во внешних жестах, а именно как внутренние духовные качества.

Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Рукопись репинских воспоминаний не имела подписи автора и состояла из отдельных листков. В повороте головы, в прямом взгляде, в полуоткрытых губах отчетливо прослеживается образ критика, который смотрит на произведение искусства.

Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Репине, И. H. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Стасов восхищен замечательной композиционной стройностью этой «галереи портретов, но вместе с тем и типов», в которых «правда и реальность» отражены настолько, что по лицам портретируемых можно читать «историю и летопись». При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ.

Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). Хронологию же всех событий и фактов, о которых повествует мемуарист, пришлось наново устанавливать автору настоящей статьи (ему же принадлежат комментарии к тексту воспоминаний). Естественно, что такой порядок работы отнюдь не способствовал композиционной стройности воспоминаний. В конце 1856 года директор Публичной библиотеки в Петербурге М. А. Корф предложил Стасову работу в качестве своего помощника, а именно— для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I. Стасов активно поддерживал движение Передвижников и выступал против безальтернативного господства академического искусства. С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника.

Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Долгие годы Репин был в тесной дружбе со Стасовым. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.

Владимир Васильевич был для художников-передвижников верный и надежный друг. Я видел тут несколько и других подобных же chefs doeuvreов. Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Среди его учеников, . Высоко оценил в недавние дни значение Стасова для развития прогрессивного русского искусства А. А. Жданов. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ).

Из них наиболее содержательными по характеристике, наиболее «портретными» в собственном смысле слова являются самый ранний (1873) изображающий критика сидящим с закинутой несколько вверх головой в профиль и портрет 1883 года, так называемый «дрезденский». Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Я вместе и боялся и надеялся. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Произведение Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его утверждения»— реалистическая изумительная по силе художественной выразительности картина. Данное определение существа образов картины остается неизменным.

«Никогда я не забуду, как я был поражен Государственным советом, этой гигантской штукой, решившей сто задач соединения вместе бесконечно сложного материала и с каким чудным успехом и удачей, — писал Стасов даже три года спустя после появления этой картины. — Да, не забуду» (IV, 124). Многие прятались в такие моменты, в надежде, что взгляд Стасова не остановится на нем. Однако этим источником до самого последнего времени исследователи почти не пользовались.

Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). И тут же монотонность, бесконечные повторения — как он их избежит, как их победит.

Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей русской общественной мысли, науки и культуры. В конце одного из своих «Севастопольских рассказов» Лев Толстой говорит: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен — правда». Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. Глинки Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.

Репин сразу же заявил критику:. Почти весь XVII век голландской живописи был наполнен картинами, где изображены «сообщества» не высших, аристократических, а средних и низших демократических классов голландского народа, соединившихся или собравшихся вместе для какой-нибудь общей, специальной цели. всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим. Бруни и Т. А. 154–155). Не понимаю — это страшно меня взорвало («И.

Большую помощь в исправлении всех этих и многих других неточностей в рукописи Репина оказали нам подлинные письма Стасова к друзьям и родным, до сих пор неизвестные в печати. Среди его учеников, . В результате Репину и Стасову пришлось остановиться в одной из местных гостиниц.

Бруни и Т. А. Некоторые же неправильные даты заменены нами в тексте публикуемых воспоминаний уже исправленными (новые даты заключены в угловые скобки). Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.

Стасов ставил перед собой трудную задачу. Что-то дадут в своей сложности, спрашивал я себя, все эти краски и цвета, все эти головы и физиономии, все эти молодые и старые черепа, все эти мундиры и звезды, все эти золотые и серебряные узоры шитья и эполеты, все эти голубые и красные ленты, столько раз и так близко повторяющиеся одна подле другой. Этого Стасов в значительной мере достигает сопоставлением картины «Государственный совет» с произведениями западноевропейских художников, с теми портретами («папы и кардиналы», «короли и министры», «наемные генералы-звери», «инквизиторы и штатские разношерстные палачи»), в которых выражены «все таинства горячих симпатий и холодных варварств» портретируемых. Образцовый тип ума.

Стасов происходил из старинного рода. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Правда, материал этот в своей значительной части до сих пор не только не издан, но и не учтен.

А он так весело шутил и веселил меня». Появление его на выставках всегда сопровождалось шепотом в устах присутствующих. Неффа (1864-1871). А художники придумали для Стасова новый герб – нарисовали шпору и зажигательное стекло.