Портрет Третьякова Репин Описание

Илья Репин сообщил Павлу Третьякову, что приступил к работе над портретом Ивана Тургенева

Складывалось ощущение, что всю жизнь онпроходил водном итомже драповом пальто иодной фетровой шляпе. Впереди процессии идут певчие и несут огромную, украшенную цветными лентами сень от иконы с позолоченным куполом, в которой мерцает пламя свечей. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. Строгих правил или канона не существовало. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.

Рисованию можно научить так же, как математике, музыке или грамоте. Вся центральная часть написана самим Репиным. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. П. М.

Описание Картины 
Ильи Репина «портрет 
Третьякова»

Описание Картины Ильи Репина «портрет Третьякова»

Возглавляемые Н. Г. Глаза ясные и добрые. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6.

Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Вот таким образом, можно предположить, что художник, когда писал портрет, ориентировался не только на внешнее сходство, но и на значимость некоторых выдающихся черт характера коллекционера. Практически спозднего младенчества онисповедовал принцип: «наживать для того, чтобы нажитое отобщества вернулосьбы также обществу». Островского (1871), В. И. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам.

Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Выдающийся деятель отечественной культуры Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) посвятил свою жизнь одной идее, одной цели — собиранию произведений русской школы живописи, с тем чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в. полезных учреждениях». Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.

  • Портрет Третьякова, Репин, 1883
  • Описание картины Ильи Репина «Портрет Третьякова»
  • Описание картины Репина «Портрет Третьякова»
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  • Сочинение по картине Репина Портрет Третьякова
  • Сочиненин по картине Репина Портрет Третьякова
  • Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи

Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Илья Репин. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Раздосадованный Третьяков писал: «Что заблажь. Он требовал большего. Погодина (1872) и других.

Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Портрет не был исполнен. В последние годы Павел Михайлович часто недомогал.

  • Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  • Описание картины Репина Портрет Павла Михайловича Третьякова
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • О жизни и творчестве выдающихся художников

И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. После демонтажа она сохраняется в Государственной Третьяковской галерее имеет высокую степень сохранности и находится во внутреннем дворе главного здания Третьяковской галереи (прислонена к стене). Глинки12. Дом Третьякова в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой.

Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Когда И. Н. Портрет П. М. Третьякова. Келером-Вилианди в 1870 году.

  1. Секреты пяти самых загадочных полотен Третьяковки Фактрум

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Верещагину, И. П. Погодин, наряду с ним Ф. И.

Даля (1871), Ф. М. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Браз. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Серова исполненного И. П. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Некрасова сатирика М. Е.

Перову, И. Е. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А.

Портрет Третьякова, 
Репин, 1883

«Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). «Портрет А. П. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16.

Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Критические баталии вокруг Пушкина и его наследия завязались с началом выхода в свет в 1855 году собрания сочинений поэта издававшегося П. В. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.

В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса. В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. Пукирев отблагодарил приятеля заидею изобразив его справа заспиной невесты. Крамскому (последние два – отказались). Репину, К. Ф. Серов еще не писал в это время портретов. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».

Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны. Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее. «Портрета В. М.

Погодин, а после его смерти – И. С. Заказы портретов становятся единичными. Это было еще в 1880 году. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии.

По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Любопытно, что Иванов вэтом смысле опередил время, так как позже впохожей манере будут работать импрессионисты. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Однажды, когда Павел Михайлович был заграницей, жена (Третьяков был женат наВере Мамонтовой— двоюродной сестре небезызвестного Саввы Мамонтова) отпустила дочь Любовь погостить ктетке вПариж. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Репин изобразил егоушедшим в себя, поглощенным думой. Фон – стены любимой им галереи картин. Алябьева или А. Л. Первую значимую картину набиблейский сюжет Александр Иванов написал в1834 году. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека.

Художник высоко ценил подвижническую деятельность Третьякова, называя ее"колоссальным, беспримерным подвигом", а самую галерею "чудным памятником". Переписка художника и собирателя, продолжавшаяся двадцать пять лет (18731898), свидетельствует о неизменном уважении и заинтересованности в деятельности другдруга. Гончарова (1869), А. Н. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.

Островского (1871), В. И. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Всю свою жизнь онносил двубортный сюртук сбелым галстуком-бантом (делая исключения для фрака поособо торжественным случаям).

В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. 1883. Холст, масло. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Однако была идругая, куда более веская причина. Были годы чрезвычайно «урожайные».

Они словно противопоставлены друг другу. Сихры и С. Н.

Павел Третьяков жил размеренной испокойной жизнью. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». В его взгляде осуждение и тревога.

Даргомыжского11. Модели изображались в основном сидящими, форма одежды – свободная, лишенная орденов, медалей, всякой официальности. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Об этом достаточно сказано в литературе.

Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах.

Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Таким образом, полотно делится надве смысловые части, какбы олицетворяющие добро изло. Вставал ровно вшесть. Процесс рисования будет разбит на простые задания. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1.

«Портрет А. П. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24.

Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Серова исполненного И. П. Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир. Чехова». Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П.

Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Одним из членов Славянского комитета был М. Н.

Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Гуну, И. Н. Тяжелые багеты висят над его сутулой спиной, примостившейся к мягкойспинке стула. Говорят, что лучше идешевле, аяговорю— платите захудшую вещь дороже дадома». И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887).

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Рассмотрим ближний круг.

Глаза ясные и добрые. Во время сеанса вызывал на разговоры, споры. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. Ровно вшесть ужинал.

Крамскому (последние два – отказались). Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Причем священник оказывается настороне зла.

В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.

Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Впроцессе создания полотна онсделал более 500 этюдов иэскизов. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения.

Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Анненковым.

Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Впоследствии приятель попросил художника убрать его сполотна, чтобы общие знакомые иродственники невспоминали лишний раз эту историю. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.

Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Кроскоши Павел Михайлович был равнодушен. Крамской работал над портретом Л. Н. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Третьяков дальнейший вектор развития галереи.

Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Глинки (1869), И. А.

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Здесь Репин любил читать письма. Знаменитую галерею русского искусства в Москве создал купец Павел Михайлович Третьяков, с 1856 года коллекционировавший произведения отечественных художников.

Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Э. И вот уже перед нами не царь, а отец. Константин Коровин». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.

Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.

Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Тогда Пукирев инаписал себя вместо него. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Другой дочери— Александре— онкак-то писал: «Мне, например, ужасно непонравилось увас желание иметь американский инструмент, хотя янежалел расходов навашу обмеблировку инебуду жалеть, если увас что-нибудь недоделано можно желать иностранную вещь совсем унас непроизводимую, нокогда сотни тысяч богатых людей ездят врусских экипажах икогда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют нарусских инструментах, тоодинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так иамериканские инструменты».

«Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Художник работал над картиной втечение 20 лет вИталии. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Размер портрета обычно приближен к натуре.

Тютчева (1873), А. К. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Об этом достаточно сказано в литературе. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности.

Он создан без вдохновения, без той особой красоты, рождаемой смелыми, легкими, свободными ударами кисти, без изумляющей лепки формы и блеска колорита. На этот факт уже обращали внимание исследователи25. «В 1883 году в Харькове портрет хористки.

Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Рассмотрим "ближний круг". Его облик запечатлен в ряде живописных и скульптурных произведений (С. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. В его глазах читается печаль, тоска.

собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Это портреты А. Н. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Стернина, «довольно специфического состава» 21.

Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. «Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. Превосходно написана рука коллекционера – с красивыми длинными пальцами, лежащими на драпе купеческого сюртука. Современники считали портрет очень удачным и находили не только внешнее, но и глубокое внутреннее сходство. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. 19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». В те времена доля солдатской жены была нелегкой.

Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. 101 x 77.

Репин выбрал суховатую, строгую манеру живописи. Им былиприобретены пятьдесят две живописные работы маслом и восемь рисунков. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Ровно в12 завтракал. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.

Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.

Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«. Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. Волнухин «Портрет П. М. Третьякова»). Пушкину в Москве (открыт в 1880 году).

Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Тут и пришел на помощь Савицкий. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Даргомыжского11. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами.

Онбыл человеком традиции или, если хотите, привычки. Достоевского (1872), А. Н. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Горавскому, В. Г.

Даргомыжского (1869), Ф. И. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя.

Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.

У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Но к сдержанной, крайне скромной натуре Третьякова такая техника непошла бы.

Салтыкова-Щедрина. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. И живопись этого этюда находили непонятной.

К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.

Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Даже домашние непредставляли, сколько таких пальто ишляп пришлось заказать портным. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру.

При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Современники находили, что портрет отличался безусловным глубоким сходством.

Анненковым. Серова (1870), А. С. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности.

Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. А. В.

«Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Портрет не был исполнен.

Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Писемского (1869), М. П. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Заказы портретов становятся единичными. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.

Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди.

Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Третьяков для своей галереи с 1872 по 1886 год. 23 В начале 1880-х собиратель получил резкий отказ И. Е. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Серов еще не писал в это время портретов.

По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.

Погодина (1872) и других. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Внимание художника тяготит их. Толстого (1874), П. А. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М.

Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Эту важную и трудную задачу Третьяков часто брал на себя, поначалу она заметно увлекала собирателя. 1898). Сходство черт лица и выражение поразительны. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула.

Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Фон — любимая им галерея, дело всей егожизни. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И.

Пил кофе. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу.

Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Аксаков. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого.

Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Точной цифры назвать нельзя – можно сосчитать по каталогу Третьяковской галереи 1898 года, над которым собиратель работал в последний год своей жизни, сколько всего портретов было в его собрании, сколько портретов было им заказано, но сказать определенно, какие портреты формировали портретную галерею, а какие приобретались как пример высокого мастерства, сегодня не представляется возможным. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером». Но Кустодиев был не только портретистом. Но не это главное.

Померкам людей его достатка, это был едвали спартанский образ жизни. Иуже через три года, в1837-м, онприступил ксозданию главного произведения своей жизни— эпохального полотна «Явление Христа народу». С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14.

В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Даля (1871), Ф. М. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Майкова (1871), А. Ф. Келеру-Вилианди, А. Г.

Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Д. И. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Он берет на себя ответственность за поиск прижизненных изображений, как художественных, так и литературных портретов, прибегая к воспоминаниям очевидцев. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский.