Преображение Господне Рафаэль Санти

Картина Рафаэля Санти Преображение Господне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Санти использовал знаменитую историю из библии. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал».

Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II, сыном Карла V. Филипп II был известным коллекционером живописи и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. Преображение Господне: фрески и картины
  3. Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины
  4. Преображение Господне в искусстве и живописи
  5. Преображение Господне Рафаэль Санти

Этот бесноватый мир, этот мальчик — страшное пророчество земле, оставшейся без Бога земля без Творца – она воистину есть ад страшна земля без Него, но Он жаждет полета, он задыхается тут В этом противоречие Явления и вечная грусть Христа о мире, который Он возлюбил и сейчас Иисус вернется к ним и излечит мальчика, однако вскоре это противоречие станет роковым и тогда эти же люди распнут Христа. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля.

Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Сам центральный персонаж – не столько Сын Божий, сколько человек, готовящий себя к смертельному испытанию. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся.

В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены.

  • Преображение Господне (фрагмент)
  • Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
  • Рафаэль «Преображение Господне»
  • Преображение Господне – картины иконы и фрески
  • Картина Преображение Господне Рафаэля Санти

Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание.

Н. В. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик.

  1. Преображение Господне в иконографии и в живописи
  2. Преображение Господне глазами художников
  3. Рафаэль Санти Преображение: описание
  4. Записки переводчика с Андреем Десницким

Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления.

Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. На знаменитой картине Джованни Беллини (см. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.

  1. Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь"
  2. Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
  3. Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
  4. Зимние пейзажи выдающихся художников
  5. 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
  6. Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов.

Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью».

Я описываю одно произведение — вы угадываете название. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале.

На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Иероним со львом, его главным признаком. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия.

Христос появляется в вихре белого света. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». На тот момент Рафаэлю был 31 год. Св. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении.

  1. Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
  2. Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
  3. Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
  4. Вася Ложкин – самый известный художник Рунета

В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф.

1:27-28). У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. 9:1). С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.

  • 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
  • Самые красивые города в вечернем освещении
  • Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
  • Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
  • Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
  • Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской

«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Рафаэль умер в Риме в Страстную пятницу 6 апреля 1520 года, в день своего рождения, после внезапной трёхдневной болезни.

Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. VI век. На датируемой серединой VI века мозаике апсиды церкви Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне изображены Рука Божия, вытянутая из облака, в небесах два пророка Моисей и Илия, Крест с оплечным образом Христа, сам Иисус изображение которого подписано «Salus Mundi» — «Спаситель мира», а вот апостолы показаны в виде агнцов, причем в нижнем ряду из двенадцать, но еще три – по числу учеников, лицезревших Преображение изображены отдельно. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.

И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. 17:2). Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.

Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). Неизвестный автор.

17:5). Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.

  1. : музыка, которую можно увидеть
  2. Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
  3. Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
  4. Рафаэль Санти Преображение Христово
  5. Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»

Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Художественный язык религии – это образы святых.

Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». 9:37). Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни.

В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события.

  • Прихожанин – Преображение Господне глазами художников
  • Преображенские истории владыки Саввы
  • Яблочный Спас в 2012 году – 19 августа
  • Преображение Господне 19 августа в 2012 году: ничто доброе в человеке не пропадет
  • Напишите отзыв о статье Преображение (Рафаэль)
  • Отрывок, характеризующий Преображение (Рафаэль)

Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.

На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.

Его назначали архиепископом Нарбоннским и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. И театра далеко не в последнюю очередь. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.

  1. Указывать местоположение в твитах
  2. Другие картины художника – Рафаэль Санти
  3. Филиал Лувра открывается в Абу-Даби
  4. Альбертина — самый посещаемый музей Вены
  5. ТОП 10 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО в Испании
  6. Собор Святого Якова в Сантьяго-де-Компостела

Возможность изучить картину получили многие известные художники. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. И театра далеко не в последнюю очередь. А после его смерти она боялась умереть». При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.

Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.

Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.

7:15). Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». Мозаика апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл.

Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Художественный язык религии – это образы святых. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк.

Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников. Шумно потому, что многолюдно. У художника и гора Фавор превратилась в небольшой холм и появились дополнительные бытовые зарисовки типа крестьянина с быком. Рафаэль похоронен в Пантеоне. «Преображение» -это два контрастных мира. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.

Св. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.

Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Рафаэль похоронен в Пантеоне. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. 9:37).

Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.

Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов.

Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием исходящим от фигуры Христа. Справа от Богоматери – Св. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.

Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля.

Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. XXI, 16, 17).

К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне». Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий.

Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Ученики удивлены тем, что видят и слышат и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего.

А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.

Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».

Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Один из трех великих художников Высокого Возрождения, он не отличался ни трагизмом Микеланджело, ни многочисленными увлеченными научными изысканиями Леонардо, – его искусство было мягким и приятным для глаз, оно искало гармоничный идеал человека. Композиция строго симметрична.

Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления.

Христос появляется в вихре белого света. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Итак, сыграем в «угадайку». Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.

Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).

И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Они вместе пошли на высокую гору, где Господь трансформировался, представ в образе, облаченном светом, вокруг которого был ореол. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. 17:5). Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева.

Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.

В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).

Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.

За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба.

Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).

чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени.

Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен.

Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Преображение Господне. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен.

Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл.

Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Ученики удивлены тем, что видят и слышат и даже немного испуганы, пытаются отстраниться, отгородиться от происходящего. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Завершал картину Джулио Романо.

Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.

У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне».

В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни.

Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени.

Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. придать ей еще большей убедительности. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.

Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».

Иероним со львом, его главным признаком. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.

Это пророки Моисей и Илия. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. XVII, 15), сцену с бесноватым отроком. Если сверху покой и возвышенность чувств, то внизу-сущее безумие со всеми земными бедами и безверием. Как пишет Вазари, это была последняя вспышка гения Рафаэля при написании прекрасного лика Христа. Закончив работу, он отложил кисть в сторону, словно понимая, что ничего лучшего создать больше не сможет, да и чувствовал себя неважно. Однако до того, как он серьёзно заболел и слёг, у него созрел общий замысел нижней половины картины и он оставил эскизы почти для каждой фигуры.