Репин Картина Протодьякон

Описание картины Репина «Протодиакон»

В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

Восхищение характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Эта сочная живописная манера, с любовью как к звучности цвета, так и к материальной телесности, характеризуется большой экспрессивностью выражения эмоций, передачи действия, тяготением к преимущественно чувственному выявлению духовной жизни изображаемых персонажей. Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону.

Сочиненин по картине 
Репина Протодиакон

Сочиненин по картине Репина Протодиакон

Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Да ведь это целая огнедышащая гора. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Это превратилось в школу угодничества. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Здоровье шло на убыль.

Репродукция картины 
"Протодиакон"

Репродукция картины "Протодиакон"

В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Герарда», «Портрет С. Ю. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Мастером в изображении рук проявляет себя Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».

В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Слухи носятся, у него есть в мастерской изумительная полуоконченная картина «Крестный ход». В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами.

Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Среди его учеников, . Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.

В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. К ней он создал множество эскизов.

И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Репин встречал их по средам. Через ряд лет, готовя свою персональную выставку, Репин писал Третьякову 24 ноября 1891 года, что «Крестный ход» цензура вычеркнула из каталога, следовательно, не разрешила экспонировать и к тому же запретила помещать репродукцию этой картины в периодической прессе. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В Нижнем Тагиле хранится рисунок карандашом с акварелью И. Е. Репина.

Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Религиозная тема 
в творчестве Репина: 
картины, описание

Религиозная тема в творчестве Репина: картины, описание

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Среди его учеников, . Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался.

«Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А.

Среди его учеников, . Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. Настоящая «симфония смеха», гимн свободолюбию, находчивости, братству запорожцев –историческое полотно 1891 г. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (ГРМ).

Описание картины 
Ильи Репина «Протодиакон»

Описание картины Ильи Репина «Протодиакон»

Во втором произведении – некоторый натурализм и нагнетание ужаса в трактовке сцены, увлечение передачей состояния аффекта. При всех достоинствах нельзя не признать определенного «педалирования», чрезмерного «пафоса обличения» в этом произведении. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. А тип преинтересный. «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно.

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. – писал он в одном из них.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте.

ну и народец же. Одежда на нем богатая и дорогая. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.

  1. Портрет Протодиакона, Репин, 1877
  2. Религиозная тема в творчестве Репина
  3. Илья Репин — Портрет протодиакона, 1877
  4. Умер художник Илья Ефимович Репин
  5. артлегенда Иван Репин — мастер русской реалистичной живописи века
  6. Портрет Модеста Мусоргского (1881)

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Интересно привести отзыв реакционной прессы.

Холст, масло. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. С. 126). Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина.

  • Рейтинг альбомов : отхудшего клучшему
  • Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: черно-белая репродукция
  • Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии»: цветнаярепродукция
  • Описание фото Портрет протодиакона
  • Фото, похожие на Портрет протодиакона
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Илья Ефимович Репин, потомок кантонистов

«Как же можно сказать, – писала суворинская газета «Новое время», – что эта картина есть не пристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Вот таким образом сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни».

Портрет Протодиакона, 
Репин, 1877

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.

Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. 1872 – 1873Холст, масло, 131, 5281 смГосударственный Русский музей».

«Рассказать» о них – в этом Репин видел гражданский долг художника. Открывается персональная выставка произведений художника. Целый ряд картин Репина конца 70–80-х годов написан на историко-революционную тему. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.

Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Все заняты. Он идет прямо к матери.

Среди его учеников, . Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Местные богатеи с важным, серьезным видом несут огромный пустой киот иконы. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). В этой манере пишутся такие картины, как «» и «», такие портреты, как «», «», «». Вокруг него смех «расходится волнами»: от заразительно хохочущего седоусого казака до улыбающегося молодого красавца. Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).

Репин забыл о конкурсе, об Академии. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Не доносчик ли. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Создавая ее, Репин ездил на Волгу искал модели исполнял этюды. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".

О чем это может свидетельствовать. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. до того еще не писал так широко и сочно.

Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В его дом каждую среду съезжались гости. Среди его учеников, .

Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Бруни отзывался о ней как о «величайшей профанации искусства». Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины, стоит вспомнить только образ дьякона Ивана Уланова из родного села Чугуево, которого мастер, обесмертил в своем «Протодьяконе» (1877, ГТГ) и о котором писал: «ничего духовного –весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » (И. Е. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло.

Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Вероятно, его владелец весьма неравнодушен к хмельным напиткам.

Но первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870–-1873, ГРМ). Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). и в других портретах. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Комната небогатой интеллигентной семьи.

Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. «Протодиакон» — первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа. отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем.

Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной искаженной социальными условиями жизненной силы.

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вот таким образом сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». Народ «осмотрительно» отделен в этой толпе от «чистой публики» становыми, урядниками и пр. Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею»: такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей.

В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». «Всегда переусердствуют, – писал Репин.

Но не это главное. Третьякову. К концу 70-х –к 80-м годам относятся и основные произведения Репина исторического жанра: «Царевна Софья» (1879, ГТГ), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Среди его учеников, . Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. «Мы с удовольствием входили в кленовый густой лес.

В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими.

В отличие от самой картины, на эскизе и священник и узник повернуты лицом к зрителю. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского.

Портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова первоначально был задуман как этюд для образа дьякона в картине «Крестный ход в дубовом лесу». Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. «Нет, родимый, где нам в рай.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Каждый персонаж несет свою смысловую и пластическую нагрузку. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.

В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Здесь читали свои произведения Л. Андреев, М. Горький, В. Короленко, пел Ф. Шаляпин, приезжали В. Бехтерев и И. Павлов. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). Основное место, где он живёт и работает, – Франция, Париж. Недаром отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности.

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Перед нами было Убиение Грозным сына. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Прошлогодний «Диакон» (Стасов говорит о картине Репина «Протодиакон».

Работа является одним из эскизов к известной картине «Отказ от исповеди», хранящейся в Третьяковской галерее. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. Работал весь день, не замечая времени.

Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Герой, вероятно, отсутствовал несколько лет, о чем свидетельствует реакция детей на его появление: они, кажется, не помнят отца. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. С неприкрытой иронией рисует художник привилегированную часть общества, с серьезностью делающих столь «важное» дело и с большой теплотой, с глубокой любовью показывает толпу бедняков. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей.

По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883). Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884). Совсем на время картину закрыл». 12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы. Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений –«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), – исполненном Репиным с помощью его учеников Б. М. Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов.

Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883). В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. Это и есть выражение репинского демократизма.

Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. «В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями. Казалось, она спит. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники. отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела».

И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. В Москве и вокруг Москвы он находит «удивительные бытовые куски». Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. Много учился на написании портретов близких и друзей.

Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. «Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода а в частности. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ).

И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника.

В поисках более типического Репин заменил женскую фигуру мужской. Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. Среди его учеников, . За окном летний день.

Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. «Дьякон заслуженный, – рассказывает Репин Крамскому о своей модели, – весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан и манера и жест руки и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством.

Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. Куликова. В. А. Репина с детьми идет по меже. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью.

Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина. Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». Весь спектр, все многообразие красок, умелое использование тонов и полутонов, мастерство в передаче «вещественности» и лиц и одежды и предметов, так, что кажется можно руками схватить, – это все то, что в немногих словах охарактеризовал Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, но не декоративно – так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки». Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885).

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Великолепный горбун изображенный на переднем плане, весь в порыве, в стремительном движении, с одухотворенным лицом, олицетворяет крестьянскую силу, которая сегодня находится еще под спудом, еще не разбужена, а завтра – распрямит спины бедняцкого люда, размахнется он и смоет с лица чудесной русской земли всех эксплуататоров, всех богачей. Убийство свершилось. Композиционный центр картины – кошевой атаман Иван Серко. Представить отношение Репина к духовенству нетрудно, для этого достаточно вспомнить такие его картины, как «Протодиакон», «Крестный ход в Курской губернии».

К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни. Композиционное решение – фигура заполняет собой весь холст – способствует монументализации образа. В атмосфере общего подъёма, студенческих волнений происходило формирование интересов, взглядов, позиций юного Репина.

В «Крестном ходе» как нигде проявилось мастерство Репина-живописца. Взгляд изучающий и грозный. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. После реформы Академии он становится ее профессором. Интересно высказывание Репина, связанное с ответом на критические замечания Н. И. Мурашко по «Крестному ходу». Так ли это – судить зрителям. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Репин писал: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде.

А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Горемыкина и Н. Н. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. 1879Абрамцево.

В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. Затем в 1863 г. поступил в Петербургскую Академию и в 1872 г. завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.

Мне минутами становилось страшно». В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, ГТГ). Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина.

– Вот какая мужицкая участь». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883).

Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. 5Государственная Третьяковская галерея». Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.

7 x 53. В первом в упрек Репину можно поставить чрезмерное увлечение костюмами, антуражем, хотя образ самой Софьи, «тигрицы в клетке», неукротимой, как и ее державный брат, очень выразителен. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть предержащую.

Сам художник говорил, что написал картину под впечатлением событий 1881 г. («Кровавая полоса прошла через этот год» – Репин подразумевал казнь народовольцев, а не цареубийство). Однако подлинно русский художник должен был бы не только бичевать социальные язвы, но и глубже понимать их духовную природу, средства их излечения и ответственность за них того социального круга, к которому принадлежал сам Илья Ефимович. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. «Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Конца не предвижу: туго идет.

Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Таков правдивый, ничего не утаивающий, написанный с большим уважением к изображенному человеку и сознанием его огромной заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.

Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. Глубокое проникновение большого художника в народную жизнь, критическое восприятие действительности характерны для этого произведения. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер.

Здесь Репин выступает как едкий, страстный сатирик, сравнимый даже не с Гоголем, а с Салтыковым-Щедриным. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. «Протодиакон» – первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887).

Крестный ход — против болезней. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. Действие происходит в тюремной камере. Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее.

Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Крамской.

Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Да ведь это целая огнедышащая гора. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Репин пишет этюды для «Крестного хода» и в Москве и в Звенигороде и в Троице-Сергиевском и Саввинском монастырях, в Абрамцеве и в Хотькове, много ездит и ходит пешком, один или в компании с друзьями-художниками Поленовым, Левицким и Васнецовым.

Однако сил оставалось все меньше. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти.

Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Кажется, что Репин, создавая его, руководствовался только непосредственным впечатлением от натуры, как она предстояла ему в данный момент и при данных обстоятельствах.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Именно это восхитило В. В. Стасова, когда он впервые увидел картину в мастерской Репина. Репин и И. Н. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".

Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов». И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.

Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Через конкретный образ Репин стремится создать типическое, не впадая в схему, но сохраняя всю остроту индивидуального облика. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Его, «язычника» именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове.

А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью.

Типический образ здесь либо отыскивается художником непосредственно в натуре, либо мыслится как реальная натура. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. А тип преинтересный. В итоге получилась картина, в которой мы находим самые разные характеры и типы: в первой четверке –расстрига Канин, послуживший главной моделью Репину, сильный, умный, похожий на «народного философа» в следующей группе – юноша Ларька (выделенный красным пятном рубахи), пытающийся бунтовать, сорвать лямку, как писал о нем Стасов, – воплощение протеста «могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарства геркулесов, шагающих вокруг него, впереди и позади».

Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Работа над «Запорожцами» была начата еще в 1880 г., когда Репин в первый раз совершил поездку в Запорожье, после которой писал Стасову: «. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».

Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. Автор этой статьи, сам того не желая, дал исключительно верную трактовку картины. Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа.

Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. биографии Лескова, Ключевского. ). Но детские впечатления были, только красочными, зрелищными. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего. » (Письмо И. Е. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств.

Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина. «Судья теперь – мужик, а потому надо воспроизводить его интересы. », – писал он Стасову.

Этюды к «Государственному Совету» открывают новый метод портретирования, они написаны очень общо, эскизно, в них выделена лишь одна, но самая характерная черта модели, позволяющая создать острый, почти гротескный образ. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Это прежде всего «Арест пропагандиста». Это та сочная широкая и цветная живописная манера, в которой будет затем долго работать. «Что вам сказать о пресловутом Риме. Композиционная подача фигуры в целом и здесь служит раскрытию содержания образа, его психологии, которые в данном портрете противоречивее и сложнее. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении.

Нестеров. Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М.

до того еще не писал так широко и сочно. «Это все устарелые, самоделковые теории и шаблоны. 1877Холст, масло, 113 x 86Государственная Третьяковская галерея», «ПироговПортрет хирурга Н. И. Пирогова. Мне минутами становилось страшно».

Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом.

Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Крестный ход — против болезней. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Среди его учеников, .

Вероятно, его владелец весьма неравнодушен к хмельным напиткам. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). И Стасов, еще не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», писал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам еще одно абсолютное создание, вроде «Бурлаков».

Чем же может быть вызвано это затруднение, художник предоставил решить зрителю. Стасов присылает ему все, что он просит. Этюд получился превосходный. примут ли. » Он указал вверх.

а в частности. Портрет был сделан всего за четыре сеанса. Это черта, которая не могла не увлечь особенно такого художника, как. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.

Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. И это его богатство тем более раскрывается, развертывается, чем более художник увлекается своей натурой, вдохновляется ею. – Мы платим деньги, как все, а нас толкают, куда ни сунемся.

В июле 1878 года Репин пишет Стасову, что картину «Крестный ход» он продолжает писать, делает этюды к картине, «интересный субъект попался», «при квартире у меня довольно большой садик и я пишу в нем этюды на солнце и на воздухе». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Перед нами было Убиение Грозным сына. Мастером в изображении рук проявляет себя и в других портретах. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться».

Отец ударил своего сына жезлом в висок. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Он писал, что образ царевны «соответствует истории». Работу над «Крестным ходом» Репин продолжает со все возрастающим энтузиазмом. Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.

Современники восхищались его до иллюзии живыми портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.

Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону.

Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Вот она вещь в уровень таланту. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. 1882Холст, масло, 64.

Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. В. А. Репина с детьми идет по меже.

Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров Далёкое близкое.

Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Вегетарианцем стал и сам Репин. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.

По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Был парад и шествие духовенства. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Какая трудная вещь – кончить картину. После реформы Академии он становится ее профессором. Стрепетовой. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.

Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Он восхищается красавицей Москвой-рекой, монастырскими древностями. Какая трудная вещь – кончить картину. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.

А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Во-вторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия. И в репинском «Крестном ходе» священники говорят между собой о чем-то, отнюдь не священном. Колорит раскрывает общее настроение происходящей сцены. «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург.

Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Против всего этого и поднял свой голос великий художник. В 1887 году он расходится с женой.

Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Перова.

В его отношении к их искусству есть и недоверие и сомнение, но русского художника в их живописи подкупает умение выразить естесвенную живую красоту, передать воздух, солнце. И какое счастие, что он не записал их сверху, не закончил, по расчету холодному мастера. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона».

Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего. » (Письмо И. Е. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова.

В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной искаженной социальными условиями жизненной силы. В процессе работы приобрел значение не только самостоятельного портрета, но и картинного образа. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Среди его учеников, . Третьяковская Галерея, Москва, Россия. В 1876 году Репин вернулся из Франции в Россию.

Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Чертовский народ. 1877.

В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово.

будет затем долго работать. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Репин считал сам эту картину красивой. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Открытость лица Мусоргского являлась для Репина не только его внешней отличительной чертой. А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик.

Репин мечтал вернуться на родину. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Яворницкий (Эварницкий), послуживший моделью для писаря, много помог художнику в сборе материала. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину.

– С. И. ) (для непосвященного глаза), напротив, напряжение глубокого творчества не позволяло ему холодно заканчивать детали (подчеркнуто нами. Здесь в высшей степени выразилось режиссерское мастерство художника. Впрочем, так ли. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).

1882Холст, масло, 64. 7 x 53. 5Государственная Третьяковская галерея». Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.

Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. М., Л., 1949. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картину купил П. М. Среди черт его лица можно обратить внимание на довольно крупный покрасневший нос. Автор книги мемуаров Далёкое близкое.

Репин писал Стрепетову дважды. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Среди черт его лица можно обратить внимание на довольно крупный покрасневший нос. Однако портрет не удовлетворил автора и в 1882 году он сделал новую попытку изобразить актрису. — Только зимой народ живет свободно всеми интересами, городскими, политическими и семейными Да и сам Чугуев – это чистый клад Выпал чудесный снег, укаталась дорога блестящая У меня овчинный тулуп, шуба, захватила метель, дорога исчезла, ехали по признакам Ах, Вы не испытали этого наслаждения»В Чугуеве, наряду с другими выдающимися картинами, он пишет картину «Протодиакон».

К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос.

– Ведь он мне совсем не нравится. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ).

1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. О чем это может свидетельствовать. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). Среди его учеников, . Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе.

Взятый живым из жизни, он вместе с тем богаче и многограннее, чем первичная идея, замысел художника, как мы это видели уже в «». Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии.

Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). изображал революционера, еще окруженного единомышленниками. – Знаю я, как им дорого православие». Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых.

я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз. » Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». ».

И вот уже перед нами не царь, а отец. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. Перегруженность сказалась даже в названии произведения: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали».

125, 5 x 97, 5. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Среди его учеников, .

Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью.

(Заметим, что первый вариант композиции 1880г. Первый замысел картины относится к 1878 году. Его, «язычника» именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. Как нас там. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. и поспевали до начала благовеста. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876).

И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.

Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Особенно же остро оно проявилось в Отказе от исповеди.

Репин Илья Ефимович – великий русский художник. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. А тип преинтересный. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица.

Жил в Италии и Франции (1873–1876). Берег Волги. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.

В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2).

Репина И. Н. Крамскому от 13 января 1878года). Только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину и только в такие моменты Вы почувствуете, что выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею и дробить ее, да еще умышленно, по каким-то кабинетным теориям плохих художников и ограниченных ученых – просто профанация и святотатство». «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов.

Сюжет картины был подсказан стихотворной поэмой «Отказ от исповеди», прочитанной Репиным в 1879 году в нелегальной «Народной воле» (впоследствии, когда картина была уже написана, Репин узнал, что автором поэмы был Н. М. Виленкин – литературный псевдоним Н. Миленский – и подарил эту картину ему, а позднее ее приобрел у Виленкина П. М. Третьяков). В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. «Конечно – прямо в рай», – говорю я ему. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем.

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Ведь об освобождении узников родных оповещали. В дальнейшей своей работе над картиной он стремится к воплощению острого и непримиримого духовного поединка. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). Витте», 1903). а глаза Варлаамища так и следят за зрителем.

Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере. Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Среди его учеников, . В отличие от портретов-типов крестьян портрет протодиакона воплотился в монументальном образе. По грязной дороге.

Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

По грязной дороге». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.

Крестьянство не пошло за народниками. Среди его учеников, . Картина теперь писалась легко, вдохновенно.

Вот, по-моему, точка зрения художника. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная (чего нельзя сказать о «Бурлаках»), но неуловимо меняющаяся в зависимости от портретируемой модели. Да ведь это целая огнедышащая гора. Автор книги мемуаров Далёкое близкое. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии.

В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность.

Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. ». Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. Вокруг нас и возле все шумело.

Изменив композицию, Репин выразил смену настроения, отражающую общие процессы народнического движения 70-х и 90-х годов. ) Затем «Отказ от исповеди» (1879–1885) и, наконец, знаменитая картина «Не ждали» (1884–1888, все – ГТГ). Сам Репин очень любопытно охарактеризовал свой живописный персонаж: «А тип преинтересный.

Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Так ли это – судить зрителям. Витте», 1903). В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.

К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877). На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. В 1875 г. В. В. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). Переписка.

Кустодиева и Н. С. Пленэрные уроки для него не прошли даром. – С. И. ) был только одним из этюдов для этой картины.

Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям». Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни.

Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности».