Рокотов Федор Степанович Портрет Екатерины Ii

Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Федора Степановича Рокотова в области парадного портрета.

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России. У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте. Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х.

В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Для этого портрета характерно сдержанное очарование и немалую роль в этом сыграла едва заметная улыбка, которую сумел уловить мастер, однако ему удалось показать и не слишком открытую и искреннюю натуру будущей императрицы. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк.

При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. Взгляд миндалевидных темных глаз загадочен и неопределенен, он как бы устремляется мимо вас и в то же время в себя. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина).

Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. На губах едва заметная полуулыбка.

Впоследствии и сам автор и другие художники сделали с нее немало копий. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Даже весьма оригинальный портрет императрицы в шугае и кокошнике оставляет не лучшее впечатление: смотрящая на нас пожилая женщина не внушает особой симпатии. Для усиления нужного впечатления мастер использовал яркие цветовые сочетания. В то время Майков был уже известным, вокруг него группировались представители московских художественных кругов.

Федор Степанович 
Рокотов парадный 
портрет Екатерины

Федор Степанович Рокотов парадный портрет Екатерины

С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Земная судьба А. П. Потом он жил в Ревеле. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой.

В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Другое дело, что далеко не всем она шла. Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям.

Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Художник почти не обращает внимания на детали одежды. Рокотов показал румяного красавца в одежде бравого офицера, намекая на небогатый внутренний мир этого, по выражению одного из современников, «самого низкого армейского офицера», благодаря фортуне «попавшего в случай». Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.

Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным.

Ребенок был отдан на воспитание доверенному лицу Василию Шкурину, который был так ей предан, что во время родов Екатерины он поджег свой дом, чтобы отвлечь внимание императора, сделав переполох во дворце. Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». В Третьяковской галерее хранятся многие произведения: «Портрет неизвестной в темно-коричневом платье» (1760-е) и др. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15.

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Майков наверняка вел беседы во время сеансов.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Сведений о его детских и юношеских годах сохранилось немного.

Растрелли. Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14.

По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года.

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II.

Высшее достижение 
в области парадного 
портрета

Высшее достижение в области парадного портрета

Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы. На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. К этому времени у мастера уже сложился определенный стандарт (художник, как правило, писал погрудные или поясные изображения в натуральную величину), однако его произведения нельзя назвать однообразными, т. к. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник».

Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. Ему этого и не дали сделать.

Золотой век екатерининской эпохи

Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787).

В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И. Картина принесла Рокотову большой успех. Парадный портрет императрицы Екатерины Алексеевны был написан им на основе портрета шведского художника Александра Рослина. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность.

  • Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
  • Описание картины «Портрет Екатерины »
  • То, что время пощадило, то, что память сберегла
  • Федор Степанович Рокотов Портрет Екатерины
  • Официальный блог Государственной Третьяковской галереи

Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Это была эпоха столетия ее царствования.

Несмотря на обилие заказов, Рокотов работал над каждым портретом не менее месяца. Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог. Жил в Москве на Пречистенской улице.

При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа. Духовный мир ее богат и сложен. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. В день коронации Екатерины II был пожалован в генерал-адъютанты, возведен со всем родом в графские достоинства.

  1. Портреты женщин века художника Рокотова
  2. Рокотов, Федор Степанович – Портрет Екатерины (2)
  3. Рокотов Федор Степанович (1736-1808 или 1809)
  4. Федор Рокотов — Третьяковская галерея
  5. Фигура великой императрицы: путь к правлению

Лампи попытался подхватить эстафету Левицкого изобразив Екатерину, указывающую на аллегорические фигуры Крепости и Истины. Судьба Струйской была не очень удачной. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный. На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. Одну руку Орлов положил на эфес шпаги, украшенной львиной головой, другой опирается на шлем.

Более неестественное изображение и представить себе сложно. Женские портреты, как правило, овальной формы. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк.

По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874). Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18.

С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории.

  • Лик Екатерины 2: традиции изображения
  • Федор Степанович Рокотов: жизненный путь
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Видео: Екатерина Алексеевна Великая
  • Видео: Владимир Боровиковский "Портрет ребенка с яблоками"

Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств.

Портрет Екатерины 
 (1763 год), Фёдор 
Степанович Рокотов

Примерно в то же время Рокотов создал портрет фаворита царицы, графа Григория Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея, Москва). Торелли же создавал в основном аллегорические полотна с изображениями Екатерины, канонизировав образ императрицы в виде Минервы, а на парадных портретах его кисти, отметим, государыня выглядит более живо, чем на картинах Эриксена. В портрете запечатлен один из наиболее непринужденных и живых образов в русской живописи XVIII столетия. У нее было два важных таланта – отключать собственные эмоции в пользу рационализма и с легкостью завоевывать всеобщую симпатию. Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9.

С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты.

К этому же времени относится одно из самых ранних сохранившихся произведений Рокотова — «Портрет неизвестного» (1757, Третьяковская галерея, Москва). Иван Григорьевич Орлов, старший из пяти сыновей новгородского вице-губернатора Г. И. Орлова от брака с Л. И. Зиновьевой. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782). Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент.