Рождение Венеры Сандро Боттичелли Описание Картины

Рождение Венеры (картина Боттичелли)

Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, чем безупречная красота, – пленительное, зыбкое, томительное очарование, которое невозможно передать словами.

Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком.

Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Варнавы работы Боттичелли). Она родилась в городке Портовенере, расположившемся на территории Лигурийского побережья. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.

Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.

Описание картины 
Сандро Боттичелли 
«Рождение Венеры»

Описание картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Каждая деталь этого произведения подобна музыке. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Давно уже было замечено, что хрупкая Венера Боттичелли мало напоминает классический прототип, но зато очень близка образам его скорбных мадонн.

По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.

Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). 203 x 314 см. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Неудивительно, что красотой ее сражен северный ветер, без памяти влюбленный в жену. Их можно разбить на независимые группы. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.

Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».

Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Что же. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).

Описание картины 
«Рождение Венеры»

Описание картины «Рождение Венеры»

Флоренция. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана.

В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.

Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Картину Рождение Венеры написал итальянский художник тосканской школы Сандро Боттичелли на холсте размером 172, 5?278, 5см темперой (темперные краски -- одни из древнейших, до изобретения и распространения масляных красок темперные краски были основным материалом станковой живописи. Художник также добавлял минимальное количество жира к пигментам, чтобы холст долгое время оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии».

То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.

Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Она не стоит, а парит. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.

Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Создавать образ для любой картины нелегко. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.

Краткое описание 
картины Сандро Боттичелли 
рождение Венеры

Краткое описание картины Сандро Боттичелли рождение Венеры и работы над ней

Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты».

Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Венера вступает в земную жизнь обнаженной, только пряди ее волос развеваются на ветру, при этом она непорочная и чистая. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Но это правда. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.

Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 669 дней. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).

Увидев Венеру, хочется защитить девушку, покориться и стать надежной опорой богине. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.

была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Флоренция – город, который был центром искусства и живописи. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.

Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.

Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.

Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.

Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.

Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.

И все же это так. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Центральной фигурой картиныСандро Боттичелли «Рождение Венеры»стала сама богиня красоты.

Его современники пишут, что Сандро не был знатоком оригинальных греческих и римских текстов из которых мог бы почерпнуть сюжет для картины. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. И это напоминает поединок за новорожденную.

Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).

Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Но сложнейший ритмический строй картины Боттичелли действительно достоин того, чтобы сравнить его живопись со стихотворением, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером или с музыкальной пьесой, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.

Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици).

Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Степень приближения к этому идеалу стала мерилом совершенства, вот таким образом произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. С тех пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие искусство стало еще раздробленнее и изощреннее и, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.

Прекрасная картина 
«Рождение Венеры» 
в деталях

Прекрасная картина «Рождение Венеры» в деталях

Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины.

Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».

Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.

Рождение Венеры 
картина Сандро Боттичелли

Рождение Венеры картина Сандро Боттичелли

В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Ритм композиции присутствует во всей картине — и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти.

История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа.

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). В его мастерской он пробыл пять лет, прежде чем тот уехал, а юный Сандро перешел к Верроккьо.

Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Это утверждение — оправдание женской наготы. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.

«Рождение Венеры» — тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли

Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу.

Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли.

Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.

И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Италия.

1 ВЕНЕРА.

Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Его дыхание наполняет ветер цветами. Сандро родился в семье кожевника.

Сандро Боттичелли 
– картина Рождение 
Венеры (Общие критические

Сандро Боттичелли – картина Рождение Венеры (Общие критические статьи)

Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Галерея Уффици. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).

Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Талло – покровительствовала весне, вот таким образом именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).

К сожалению, этот штандарт не сохранился. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.

Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. 20 января 1474 года по случаю праздника святого Себастьяна Маджоре картина была торжественно помещена на одной из колонн церкви В том же 1474 году, когда было завершено это произведение, художника пригласили работать в другой город. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Изящная фигура приковывает внимание.

Анализ картины Сандро 
Боттичелли «Рождение 
Венеры»

Анализ картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения. Возрождение. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.

А еще Боттичелли был первым ренессансным мастером, запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.

Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Дерево, темпера.

Ора, спешащая прикрыть наготу богини, олицетворяет романтическую, целомудренную сторону любви, сплетающиеся в объятии ветры – чувственную. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Зиновия». Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.

Другие картины Сандро 
Боттичелли

Другие картины Сандро Боттичелли

Античная богиня становится аллегорией христианского откровения, через которое спасается душа. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера).

Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры».

В поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, которую изобразил на своем полотне Боттичелли: "Девушка божественной красоты / Колышется, стоя на раковине, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, / И Небеса любуются этим зрелищем". В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Это также было и насущной задачей неоплатоников. Но Симонетта-Венера с телом античной богини остается безучастной и к страстному дыханию Зефиров и к действиям целомудренной Оры.

В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Умер Боттичелли в безвестности.

Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 669 дней.

Уильям Блейк: необычные 
картины английского 
поэта

Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.

«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», — писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно.

Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.