Саврасов Грачи Прилетели Описание

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

– О чем вы будете писать вовступлении. Ему хотелось работать, писать новые этюды, новые картины. Богатство и нищета, труд и безделье Саврасов чувствовал неодолимую потребность приблизить свои пейзажи к реальной действительности, к тому, что происходит вокруг, к тем проблемам, которыми живет русское общество. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.

Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Поездки оставляли глубокий след в его душе.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

От нее словно веяло пробуждением природы. Ярославль — город просвещенный. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Солнечный свет падает с левой стороны и тени от берез мягко ложатся на подтаявший снег. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.

«Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Полноводная река, ее поворот изгиб. По этому поводу высказывались разные версии.

Грачи прилетели. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.

– Оденешь его – опять пропьет все. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно Грачи прилетели. Именно через проталины, проблески неба и светлые тона снега удалось достигнуть этого эффекта.

Красиво большое богатое село Городец на крутом волжском берегу. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Грачи прилетели – полотно, которое открывает нам душу художника. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Квартира удобная, с большой светлой комнатой, вполне пригодной для мастерской.

Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием Проселок, однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Читали и «Ярославские губернские ведомости». Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.

Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Но чему же все-таки будет посвящена его следующая работа. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.

С крыш свисают длинные сосульки. Центральная группа берёз является основой композиции. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. На самом же деле эта обыденность мнимая. Зима близилась к концу, но весной еще и не пахло, шел снег и было холодно. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души.

Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». Есть в городе библиотека Общественного собрания. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.

И педагогические взгляды профессора были во многом ему чужды. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.

Детали картины Алексея 
Саврасова "Грачи 
прилетели"

Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"

Для изображения взят задний двор церкви. Многое уже было написано, хотя еще и не отделано окончательно. (Вступление, основная часть, заключение). Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями.

Вот таким образом он поехал на Волгу. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Им пора прилететь. – Грачи прилетели. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.

Грачи прилетели, а также Оттепель, написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли.

Был пасмурный февральский день. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. За ними виднеется черное поле, серый горизонт.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2 класс

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)

И Алексей Кондратьевич дорабатывал эскиз и в Москве и здесь, в Ярославле. Также на них заметны птичьи гнезда. Девочки здоровы и веселы. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». На картине А. К.

Могильщик влез в эту неглубокую яму и опустил на дно гробик. Фигуры бурлаков, тянущих баржу. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46.

На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано.

Это можно определить по тени на картине под деревьями. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Итак, начнем работу над сочинением. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. – о чём напишем дальше. Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина.

История одного шедевра: 
«Грачи прилетели» 
Саврасова

История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова

Но теперь он все чаще и чаще думал о Волге, о волжских просторах. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. В русской живописи особое место занимает известная картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. – Чемзакончимсочинение.

Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. Демонстрировалось, в частности, его полотно Грачи прилетели, в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Это были деревенские мотивы.

Мир увидел ее в 1893 году и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла – за это время многое изменилось. С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В феврале 1871 года эта спокойная жизнь была нарушена трагическими событиями— в переписке с Третьяковым 13 февраля Саврасов сообщал, что тяжело заболела его беременная жена, а 18 февраля написал, что были преждевременные роды, жена поправляется, но ребёнок очень слаб3132.

За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности.

Картина «Грачи прилетели» 
Алексея Саврасова, 
описание

Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание

Несмотря на простоту сюжета, в картине чувствуется душа художника, которому дороги виды русской природы. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие.

Великая русская река, большие торговые города, жизнь людей в резких, броских контрастах. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Через несколько дней новорождённая девочка умерла.

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». В Москве все было слишком знакомо, слишком привычно, душа жаждала новых впечатлений. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Необходимо основательно к этому подготовиться. Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Кажется, все отсырело — деревья, бревна изб, заборы. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Около них расположена старенькая, но работающая церковь. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95.

Река влекла его. Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года. Это было настоящей трагедией для него. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу».

Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться.

Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. На мольберте его картина, посвященная Волге, людям великой реки. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74.

В ватаге в основном молодые ребята. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Попробуем представить пейзаж без грачей.

Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Автор воспевает весну, потому как именно это время года, которая символизирует зарождение новой жизни, расцвет, здоровье и силу. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. Я помешал я их спугнул. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив. Началось.

Саврасов Алексей 
Кондратьевич «Грачи 
прилетели»

Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»

Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом – дома. РЖ-627)90. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест.

Саврасовъ. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Он всегда любил писать речные берега. Холст довольно большого размера, более сажени в ширину, то есть свыше двух метров.

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Если обратиться к истории создания полотна, то стоит сказать о том, что Саврасов давно хотел изобразить церковь.

Чтобы усилить ощущение пространства, художник чуть изменил перспективу. Птицы символизируют жизнь. Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней». Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. И вот он на Волге, в Костроме.

Эта равнина придает картине ощущение бесконечности и пространственности. Глухомань порядочная. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Передний план выглядит так, будто художник писал картину находясь близко к земле.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

Но со взгорья, где он находился, видно было все на многие версты окрест. Вот оно. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. 27192)386. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».

«Грачи прилетели» 
картина Саврасова

«Грачи прилетели» картина Саврасова

До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

А. Жемчужников «ГРАЧИ» Лесок дремал.

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.

Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев. Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные.

Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. У Саврасова получилось передать грусть от уходящей зимы и счастье от наступающей весны. Тогда в картине не будет той динамики, которая есть сейчас.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Грачи прилетели – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.

Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. На улице стужа леденит лицо, метет поземка. Библиографические известия.

Сочинение по картине 
Грачи прилетели 
Саврасова 2 класс

Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс

30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи. К тому же число учеников может возрасти и наверняка возрастет и будет не меньше, чем в прежние времена. В газете публиковались сообщения о «служебных переменах», объявления и извещения — о продаже имений, вызове к торгам, вызове наследников, кредиторов и должников, а также лиц к отправлению рекрутской повинности, об утерянных документах, о пойманных лошадях, о бродягах, найденных мертвых телах Печатались списки присяжных заседателей. «В композиции картины выделяется».

Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Так можно закончить сочинение-рассуждение по картине Грачи прилетели. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Мы можем заметить, что грачи несколько больше по размеру, чем в реальности.

И вот теперь ему отказано в жилье. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Это было настоящей трагедией для него. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35.

Необходимо основательно к этому подготовиться. Газеты — местная и из обеих столиц — как бы связывали с внешним миром. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Но тогда горизонт был бы ниже, хотя на пейзаже находится по центру холста. Бросилось в глаза сообщение в «Московских ведомостях»: 20 декабря умер инспектор и старший профессор училища живописи, ваяния и зодчества Сергей Константинович Зарянко. Затем в 1882 году его уволили с работы.

Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Другое полотно — эскиз «Бурлаки на Волге» непосредственно связан с этой темой. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». Саврасов настежь распахнул створки окна.

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Одновременно, самую большую часть картины занимает именно снег, нежели растаявшая весенняя вода.

Сочинение-описание 
картины Грачи прилетели 
Саврасова для 2

Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса

А. Саврасовъ»3. Приход ничей Его покуда не тревожил. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. На среднем плане мы видим серое пятно.

Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. Белая обитель с церковью, шатровой колокольней, монастырскими зданиями, где жили монахи, лежала как на ладони и светилась вся в лучах проглянувшего сквозь облака солнца.

Описание настроения 
картины Грачи прилетели

Описание настроения картины Грачи прилетели

В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Ожидание весны передано и красками. Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22.

Здесь шла оживленная торговля хлебом. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.

Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины

Однозначно ответить нельзя. Ученик должен увидеть глубокий смысл, который скрывается за простотой сюжета. Она течет, находится в вечном движении, в воде отражаются небо и облака, деревья. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Иным грачей несносен крик А я его люблю, напротив. Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8.

Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. Там все должно быть по-иному иной размах иной масштаб. С. Молвитино.

Какая простота. В нижней части этюда была подпись: «А. Еще несколько птиц вокруг берез. Вдалеке раскинулось черное поле.

Птицы – символ весны 
в сочинении по картине 
Грачи прилетели

Птицы – символ весны в сочинении по картине Грачи прилетели

Пасмурное, облачное небо. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». На переднем плане – рыхлый грязный снег.

Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Буй находился верстах в восьмидесяти от губернского города.

Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Однозначно ответить нельзя. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света.

«Грачи прилетели»: 
описание картины

«Грачи прилетели»: описание картины

Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося.

На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей».

На переднем плане полотна – снег. Также на них заметны птичьи гнезда. Картина называется Грачи прилетели и это дает нам ключ к пониманию картины. Описание картины Грачи прилетели начнем с композиции.

Грачи прилетели: 
описание картины

Грачи прилетели: описание картины

Ее неофициальную часть редактирует Леонид Николаевич Трефолев, поэт-демократ некрасовской школы, автор знаменитого стихотворения «Песня о камаринском мужике» историк, знаток родного края. Но не только критики и художники оценили по достоинству картину. Девочка, родившаяся очень слабой, через несколько дней умерла. 31 декабря Саврасов послал Карлу Герцу поздравительное письмо, где сообщил, что «начал работать и очень доволен как мастерской, так и квартирой вообще».

Несмотря на понятный на первый взгляд сюжет, описать эту картину не так уж и просто. Постоянные рубрики: «По судебному делу» — перечислялись дела, назначенные к слушанию в Ярославле и других городах губернии, «По земскому делу» — приводился список лиц имеющих право участвовать в избирательном съезде землевладельцев, «По крестьянскому делу» — здесь говорилось, например, что выкупная сделка помещика (имярек) с временнообязанными ему крестьянами разрешена и назначена на такое-то число. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня.

Саврасов вернулся к своим в Ярославль с хорошей вестью. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины.

Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Он тусклый и потому не дает блики на свету. Врач Шайтанов выступает с лекциями, посвященными физиологии и гигиене. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Эта новость ошеломила Саврасова.

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. Река с парусником и лодкой и на холме привольно раскинувшееся русское село. Сколько звуков в этой картине. Разве это справедливо. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Несколько голых берез – кривых и изломанных.

  • Творчество, заказы известных людей
  • Работа и страсть к путешествиям
  • Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
  • Алкоголизм и увольнение с работы
  • Эффект бескрайнего пространства
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Человек, который провел время на берегу, обретает душевную ясность. Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Московские неприятности позади, о них не хочется вспоминать и на душе хорошо и спокойно.

Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. Они летают вокруг берез, вокруг своих гнезд, в которых будут вылупляться птенцы. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. Для чего даются подобные творческие задания. Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской.

Село как село, сколько таких в России. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. История написания картины.

  • Другие варианты этого сочинения
  • Цели и задачи сочинений по картине
  • Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины Проселок

Затем в 1882 году его уволили с работы. «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. – напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789.

Центр композиции – несколько берез на переднем плане. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. – что мы напишем взаключении.

Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи. – Как перейти от вступления косновной части – описанию картины. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. Профессор Демидовского лицея Цветаев читает публичные лекции по юридическим вопросам.

Творчество, заказы 
известных людей

Скромно отметили Новый год. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. Из Костромы Саврасов поехал на северо-восток. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. Понять, что наступила весна, можно по проталинам на снегу. Молвитино»36. Но есть и седобородый старик, сгорбившийся, неуверенно ступающий по мокрому песку. Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала.

«Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей.

Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Работа продвигалась быстро. Саврасов написал этюд, назвав его «Волга близ Городца». Из-за сильных в декабре морозов семейство проводило почти все время дома.

И в 1872 году именно она выставлялась на Всемирной выставке в Австрии. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская. На среднем плане мы видим серое пятно. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей.

Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. Сдержанная, но насыщенная светом цветовая гамма позволила художнику наполнить картину тонко выраженной эмоциональностью59. Искренне преданный Вам А. Саврасов». В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. А посередине преобладают коричневые тона. Работа художника является своего рода гимном русской природе, ее богатству и красоте. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Обычный весенний немного сероватый день.

Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32.

Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. Действительно, мировосприятию Саврасова, его работам была присуща абсолютно особенная музыкальность. Как он изменится. Продолжим осматривать картину. Склонённые ветки боковых деревьев, стволы которых частично обрезаны краями холста, уравновешивают центральную группу справа и слева59. Река как бы вносит в природу одушевляющее начало.

Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь.

На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Студенты, учащиеся, преподаватели, ученые люди, врачи, аптекари.

Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. Художник воспринимает природу как живое существо. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды.

О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Рассмотрим ее внимательно. По мутному пепельному небу плывут облака.

В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Софья Карловна напрасно беспокоилась, устроились хорошо, хотя и не без хлопот. Должно быть, грачи. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12.

Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650).

Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Продолжим осматривать картину. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Деревья с мокрыми стволами. Одна из птиц на земле держит в клюве веточку и собирается строить гнездо.

Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Вот так жил и творил Саврасов. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).

Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое. Здесь, в двух шагах от Саврасова, небольшая слобода жила своей обычной хлопотливой жизнью. Пейзаж получил множество восхищенных отзывов.

К монастырю примыкал посад. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». А. К. Саврасов использовал такой прием не только в этом пейзаже, но и в других работах. Он видит, что небо стало синее, что солнышко начало ярче светить, а снег уже не такой холодно-неприступный, как раньше, а практически растаял, сменившись звонкими ручьями, а где-то вдали слышно пение птиц, которые радуются приближению весны. Однако, это лишь поначалу.

Это была его первая поездка на Волгу. Сиротливо нахохлились на ветвях деревьев озябшие вороны. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.

Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна.

Вернувшись в Москву, Саврасов написал картину «Печерский монастырь под Нижним Новгородом», которую вскоре приобрел Павел Михайлович Третьяков. Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71.

Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. На картине Грачи прилетели небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613.

Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Обратим внимание на птиц, которые послужили основой сюжета.

Не он один из русских художников испытал этот властный зов времени. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Когда Саврасовы уезжали из Москвы, он казался абсолютно здоровым. Если Вы будете так добры исполнить мою просьбу, то я прилагаю письмо для «монограммы».

(подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей). Несмотря на то, что Саврасов изобразил лишь начало тепла и весенней красоты без цветов, зелени и палящего солнца, мы прекрасно понимаем, что все это уже не за горами. Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна».

От нее веет каким-то благостным покоем. Его дома с серыми тесовыми крышами, крылечками, с узкими дворами, деревьями, кустами, садами, заборами находились совсем рядом, у подножия крутого пригорка. Пейзаж изображает серую грязноватую весну.

Это было настоящей трагедией для него. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Но я пришел и сонм грачей Взлетел, крича и весь он ожил. Затем в 1882 году его уволили с работы.

Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта. А потом все-таки сбежит. В изображении грачей отмечается некоторый отход от реалистичности— фигуры птиц несколько велики по сравнению с реальными размерами, а их рисунок выглядит довольно приблизительным и даже наивным. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Возле лужи мы видим одинокий голый куст.

Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Квартиру сняли в доме Петровой на Дворянской улице. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Это скорее эскиз по памяти.

К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Но главное – птицы. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. И вот — скончался скоропостижно в 52 года. Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник. Таков этот город, в котором Саврасов проведет пять месяцев.

Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы. Этот успех, приход долгожданной весны словно всколыхнули в нем новые силы. По понедельникам и четвергам выходит газета «Ярославские губернские ведомости». Но эта заурядность кажущаяся. Хотелось выразить свое отношение к несчастному, обездоленному люду, свое сочувствие.

Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Вот так жил и творил Саврасов. Кстати, пейзаж написан с натуры в Костромской области и эта церковь до сих пор стоит на том же месте, на котором видел ее художник. – Из скольких частей он состоит.

Купил ее в свою коллекцию Третьяков. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Слышно, как где-то кричат птицы.

Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Приметы весны повсюду. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами.