Серов Левитан

Они дружили – и были разными, в жизни и, конечно, в искусстве: издавна любимые, с детства знакомые Серов, Коровин, Левитан. Шедевр русской живописи, работа Серова, картина, фото – Левитан и Саврасов, галерея живописи, фотография репродукции, онлайн галерея изобразительных искусств, Репин и Крамской, общество ТПХВ, Серов и Нестеров, картины художников, фото. Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова.

Серов писал портреты людей искусства, в том числе И. И. Левитана (1893, Третьяковская галерея), Иды Рубинштейн (1910, Русский музей) и других. Лучший прижизненный портрет Левитана, выполненный в его мастерской его другом и соратником Валентином Серовым, знаменитым русским портретистом. Серов был хорошо знаком с Левитаном — они неоднократно встречались в Абрамцево, вместе писали этюды, в вопросах искусства они во многом были единомышленниками.

Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. Работы Серова находятся в основном в Русском музее в Петербурге и Третьяковской галерее, Москва, в том числе портреты Мамонтова, Иды Рубинштейн, Исаака Левитана и его шедевр «Девочка с персиками» (1888)- портрет дочери Мамонтова Веры. Валентину Серову часто позировали художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891).

Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых.

Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна – большая вода» (1897, Третьяковская галерея). Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888).

Бенуа, К. А. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Во многих графических работах начала 1880-х годов он с «шишкинской» скрупулезностью изучал и фиксировал подробности пейзажа: прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений, «мелодику» природы. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова.

  • Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью
  • Левитан-портретист: что известно о героях его немногочисленных портретов
  • Описание картины Серова «Портрет Левитана»
  • Левитан в кругу своих современников
  • Валентин Серов — Портрет Левитана, 1893
  • Описание картины Валентина Серова «Портрет художника Левитана»
  • Портрет художника Исаака Ильича Левитана

Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Коровин с горечью писал впоследствии: «Отец, мать ничуть не заботились дать мне какое бы то ни было направление» 1. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова.

Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». Здесь год спустя восьмилетний Валентин Серов стал брать уроки рисования у гравера Карла Кеппинга. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Больше всего их восхищала простота выполнения: «взял бы вот эти цветные палочки и сам сейчас все так и написал».

Коровин писал масляными красками (покуда он один), а Левитан сделал акварель – разовую голову, – прелесть что такое. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Они — благоразумие. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». В своей педагогической деятельности он продолжал развивать традиции лирического пейзажа настроения, заложенные А. К. Саврасовым, – самым дорогим, по выражению Коровина, человеком, открывшим для них с Левитаном «неведомое, как райское блаженство» 4. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.

  1. Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)
  2. Русский художник Сергей Арсеньевич Виноградов
  3. Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
  4. мои любимые книги «Сто великих художников»
  5. Серов Валентин Александрович (художник)
  6. Добавить комментарий Отменить ответ

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ).

Окончить картину иногда очень трудно. Но к юному, уже тогда сосредоточенному, независимому Серову не привились грубо натуралистические тенденции, они не сбили его с толку и он остался вполне самим собой, страстно влюбленным в природу, ненавидящим в искусстве все притянутое, все подстроенное, все подчеркнутое. Серов когда-то был убежденным реалистом, то есть ему казалось, что нельзя сделать ничего хорошего, если не сделать так именно, как оно в природе однако он был убежденным реалистом точно так же, как и старые голландцы, — не в силу каких-либо теорий, а непосредственно, вследствие своей большой любви к правде, к природе, к красоте природы. Замечательно, что и самые первые серовские картины в отличие от репинских уже красивы. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. На этом портрете Левитан признанный, любимый художник, достигший вершины славы.

Часто его картины называли этюдами, «талантливыми, но недоделанными набросками», словом, говорили, что картины его — не картины. Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма.

  • Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Портреты девочек из семейства Яковлевых
  • Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой
  • Портрет Николая Павловича Панафидина

Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5.

Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Грабарь и др. ).

  • Портрет Анны Александровны Грошевой
  • «Взмахивал карандашом решительно исмело»
  • «Все, чего ядобивался, — это свежести»
  • Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • В воздухе, пропитанном искусством
  • Общественная и профессиональная деятельность

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. 132Как странно все это. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай. Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена».

Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей». Рерих, И. Э. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом.

Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Учил тому, «что искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им.

1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). Но как трудно о них говорить. Какая тайна мира — земля и небо. Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины.

  • Мировое признание русского гения

Мальчиком он несколько лет прожил в Париже и Мюнхене, в такую эпоху, когда западный натурализм только что достиг зенита и находился в полной силе. Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Был чужд он и всему чрезмерному, кричащему. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство. Это одинаковая вера и понимание «сути» живописи, которая и есть непременное качество, решающее качество великих художников. Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. В самом деле, какое глубокое впечатление могли производить низвергающиеся среди скал громогласные, величественные «романтические» водопады, которые в большинстве своем зритель не видел в натуре или же вершины гор, освещенные малиновым светом, который зритель тоже не видал.

Почему гений русского 
пейзажа Исаак Левитан 
дважды пытался свести

1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский музей-заповедник). Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества.

— говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в совершенно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Мне показалось это каким-то чудом.

Но дни его уже сочтены. В изобразительном искусстве появились новые направления. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Как все знакомо, как близко.

Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Именно в России. Но не во внешних эффектах здесь суть. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы.

Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины.

Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву.

1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. Впоследствии в своей педагогической деятельности Левитан во многом опирался на его опыт. На самом деле художник-профессионал знает, какая это невероятно сложная задача, так как при тончайшем колористическом решении здесь еще надо быть великолепным, непревзойденным рисовальщиком.

Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана».

Но и в наиболее детальных, точных рисунках видна присущая художнику хрупкость, поэтичность, мягкость, нежность взгляда на любимую природу. В июне был отставлен от руководства попечительским советом Третьяковской галереи его друг И. С. Остроухов18. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. За свою недолгую жизнь — Левитан прожил неполных 40 лет — он создал более тысячи картин.

Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Картины Серова удивительно красивы по краскам, не будучи написаны «в красивом тоне». Подобно Цорну, отчасти Сардженту, Даньяну, Лейблю, Либерману, Серов представляет всей своей ясностью, всей своей безграничной любовью к простоте, всем своим отвращением к какой-либо формуле самый разительный контраст «живописным кухмистерам»: Ленбаху, Бодри, Констану и т. п. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20.

Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в абсолютно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Один из немногих среди русских художников Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Там из рассветного тумана мне навстречу вышли лосиха и лосенок.

Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В ней, в окружающей жизни художники черпали свое вдохновение. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других.

А. Н. Радищева). Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Портрет меланхоличен, в нём есть что-то закрытое, навсегда тайное. Безусловно, творческая атмосфера с особым «культом рыцарства и красоты», которую создавали вокруг себя Поленов и Мамонтов, благотворно влияла на молодых художников. И вот, представьте себе, вы, обыкновенный советский труженик, в часы отдыха, возможно, охотник, рыболов, вы не раз стояли на весенней «тяге», переходили шумные весенние ручьи, бродили по лесу во все времена года, сидели у реки и на заре и в полдень и на закате – попали на художественную выставку или в картинную галерею.

А. Ростиславов). Ее организовали разночинцы. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний.

Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение.

Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Чтобы закончить иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» (И. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем».

Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Окончить картину иногда очень трудно.

Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь.

В их доме всегда было многолюдно, велись оживленные разговоры об искусстве интересные научные и культурные диспуты. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Это он – певец любви, певец печали. Его живопись вся из одного куска — цельная, могучая и гармоничная. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.

Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Одни восхищаются эффектами освещения, закатами, силою солнечного света, эффектом «лунного серебра» играющего длинною дорожкою на необъятной шири Днепра.

Левитан в этом отношении не был похож на Константина Коровина. Тоска, ощущение гамлетовской безысходности, погружённости в себя отражается подчас во взоре художника, усиливаясь за счёт резко затемнённого фона. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства».

А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Вы это в природе видели точь-в-точь своими глазами. «Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание. Левитан – певец русской природы, глубоко национальный, русский художник. Здесь было его сердце и здесь были все его художественные помыслы. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18.

В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты М. Горького, 1904, Музей М. Горького, Москва М. Ермоловой, 1905 Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея). После целого века блуждания по археологии и истории, после долгого рабства в плену у «передового» войска и после всех грустных обстоятельств, не давших живописи XIX века вырасти и развиться нормальным образом искусство Серова и ему подобных художников является как бы давно желанным выздоровлением, как бы ясным, освежающим утром, сменившим душную грозовую ночь. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. В начале октября тяжело заболел, даже написал завещание но операция, проведённая в хирургической лечебнице А. В. Чегодаева 25 ноября, показавшая, что было прободение желудка и перитонит, прошла удачно— художник остался жив. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба.

До конца донести и выполнить своё призвание. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». В 1888г. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых.

Над образом Александра III Серов работал пофотографии. Так мы на том и расстались» 23. И такие молодые, свежие, верующие в будущее. С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. Все его картины сами по себе явление в живописи: не по сюжету, не по «содержанию», но по своему внешнему виду, как живопись, как краски, как сочетание форм. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов.

При этом проявлял замечательную твердость. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г.

Это случилось в 1871 году. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г.

за этюд с натуры». Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное». Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Замечательные крымские пейзажи были подарены Левитаном Поленову в знак признательности за проявленную к нему постоянную сердечную и материальную заботу.

Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно граничит с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. – В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12.

Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Таким образом, Серов является как бы плотью от плоти реальной школы 70-х годов, «стасовской» школы и, однако же, стасовского, передвижнического в нем никогда не было ни на йоту. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. В феврале родилась дочь Ольга. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Это глаза и взгляд художника. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии.

Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.

Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. в зеркале у края холста). Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. Известный пейзажист даже внешне, как отмечали его современники, «жил так красиво, как никто из художников его поколения» 14. С 1890-х гг.

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца.

Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. В поленовской семье яркий и самобытный талант Левитана приводил всех в восхищение. Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем».

Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца.

Не тратить времени, а писать, творить. Вот они – немцы, французы – пускай будут пышны им это к лицу, а уж какая там пышность на Руси». В этом портрете Серов изображает жену известного московского капиталиста именитую московскую красавицу, на фоне богатого туалетного столика, отделанного модной тогда карельской березой.

Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Это создает пространство и величайшее разнообразие оттенков цветов. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Он не стыдился своего призвания живописца он не порывался к более «полезной» деятельности, а весь отдался разрешению чисто живописных задач, зато и достиг в этом направлении полного успеха.

Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). К концу XIX в. влияние передвижников упало. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Врубель, Б. М.

Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Пейзажу, батенька, крышка. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Так же проста и поэтична пастель «В деревне.

Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена поисками. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.

«Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. Самому Левитану портрет очень понравился, а Серову – не очень. Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет.

Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. " я почти всегда думаю о Левитане.

К концу XIX в. влияние передвижников упало. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Сомов, Е. Е. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника.

В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. Никогда Серов не пытался рассказывать, пояснять, забавлять.

Даже внешне Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей училища. Бакст, Н. К. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.

Левитан). На рубеже XIX-XX вв. «У Поленова в большой комнате, – писал Коровин, – было особенно нарядно. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого.

Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана». Серов. В его глазах нет радости, они наполнены тоской. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Его лучшее произведение — «Три богатыря». С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.

И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома».

В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. Внимательно, со всей страстью всматривался он в живое, незнакомое ему до тех пор искусство Запада и, поняв его, мало-помалу стал разбираться и в самом себе.

В жизни Левитана эта деятельность была кратким и незначительным эпизодом. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек. Лансере, Л. С. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Не годится. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея).

Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов». ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Левитан).

Искусство Серова вовсе ничего не имеет в себе литературного, описательного. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. В изобразительном искусстве появились новые направления. Родился сын Георгий.

На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Билибин и др. ).

На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Что может быть «проще» картин Левитана. До конца донести и выполнить своё призвание. Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств).

В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение.

Если поискать в старом искусстве художников, однородных с Серовым, то не придется останавливаться на Рембрандте, на Тициане и тому подобных субъективистах, создавших себе вполне определенную красочную систему, а невольно придут на ум (tote proportion gardee) Хале или Веласкес их отнюдь не предвзятое отношение к видимому миру их объективный взгляд на жизнь их увлечение одной красочной действительностью. Его основные черты: простота и непосредственность. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным.

В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына».

Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Нельзя вот таким образом описать ни его гамму красок, ни его колористическую систему. Описывать словами прелесть их живописи невозможно. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость.

Рядом с Левитаном самым замечательным по величине таланта и по цельности своей художественной личности среди современных «чистых», непосредственных реалистов представляется Валентин Серов. Первые шаги в искусстве Серов сделал под руководством Репина и целых десять лет был одним из деятельнейших участников передвижных выставок. Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). То же самое мы видим в картине Левитана. Вот через эту «березовую рощу» я ходила от станции на дачу.

И, конечно, Левитан был первейшим из первых певцом-поэтом в живописи природы. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива».

Но дни его уже сочтены. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11.

поступил в Императорскую Академию Художеств. Без этого чувства не может быть истинный художник. Ты просто глупость делаешь. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.

Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Русский музей). 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин).

Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.

Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Конечно, это школа целой жизни. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.

На картинах Серова все ясно, светло и по тому самому хорошо, красиво. Каждому свое. — говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном.

Был написан портрет императора Николая II. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Поленов преподавал в классе пейзажа и натюрморта в 1882 – 1895 годах, успев за этот период, по словам Левитана, создать московскую школу живописи3. Левитан тот самый, которого этюды так понравились Василью и Наташе.

1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова. С начала 1900-х гг. В пересказе И. Э. Грабаря она звучит так: «Малявин меня убеждал бросить писать пейзажи: "Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Только плохие подделки под Левитана"». Создав несколько самостоятельных эскизов и написав некоторые картины по эскизам В. М. Васнецова к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», пейзажист практически не возвращался к этому делу, хотя постановка имела потрясающий успех, впервые за всю историю оперы публика аплодировала именно декорациям11.

Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Он был необыкновенно трудоспособен. Вот таким был Валентин Серов. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника.

Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». За исключением авангарда XX века. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась.

Так началась целая серия портретов императорской семьи. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Ищите около себя, но внимательно и вы обязательно найдете и новое и интересное» (И. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж.

Нет ни соуса, ни дымки его произведения не напоминают вкусных пряников или превосходно приготовленных блюд, но действуют как прекрасная, чистая, ключевая вода. В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. В 1880г. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства».

Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Работа над полотном шла три месяца.

Я хочу, хочу отрадного. Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. – А на Западе Серова знают. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.

Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Серова и пейзажи И. И. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Исаак Левитан и Константин Коровин оказались в училище по примеру старших братьев. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет.

На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Левитан). Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. В сентябре принято окончательное решение оставить Академию и, забрав документы, он был вынужден решать возникший вопрос с отбыванием воинской повинности, в связи с чем переехал в Москву, — к Мамонтовым. Новой и хорошей струйкой пахнуло от этого элемента» 17.

С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. Этим подчеркнута значительность личности Петра. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь».

В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. От нее веет здоровьем, безмятежностью.

Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Портреты кисти В. А. Однако после раскола общества Серов, Левитан, Архипов, Васнецов инекоторые другие художники вышли изего состава.

И. И. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Всегда подтянутый, корректный, опрятно одетый, обращавшийся к ученикам на «Вы», – он, по словам А. Я. Головина, располагал к себе как человек «всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный» 6. Иногда боишься испортить одним мазком. Нам кажется, что это просто: увидел художник – так и спел. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется.

Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Очень достоверно передана обстановка комнаты. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.

На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Левитан, Серов, Коровин и Нестеров — вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы до них — одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова. Баба с лошадью» (1898г. ), в которой Серов объединил свои дарования портретиста, анималиста и пейзажиста в живой сценке, выхваченной из деревенской жизни.

я почти всегда думаю о Левитане. Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Мало того, что видели, вы пережили то же самое ощущение. Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А. По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12.

Лучший прижизненный портрет. Скажем, необъятное поле ржи с раскидистым дубом на холме или же лесные дали с огромной перспективой, уходящей в голубизну «за далью даль» или же мачтовый сосновый бор, раскинувший свою громаду. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят.

художникам, выросшим на подражании старым мастерам, почти на плагиате. Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. ВойтиLiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. были связаны крепким духовным, художественным родством. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов.

По рекомендации Репина в апреле Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, Софьи Андреевны, получив за него 600 рублей. Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства.

Там, над полем, по утрам всходит солнце. Только любя природу, учась у нее, можно найти себя». В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург). А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком. Левитана 1893 года.

Все это он привез с Востока. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Поленов очень любил эти этюды, полагая, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерньгх изображений Крыма, как Левитан» 19. Иначе говоря, они были колористами. Левитан искренне и благоговейно любил Саврасова и тот заметно благоволил к талантливому ученику.

Иногда Левитан присутствовал на устраиваемых ею керамических четвергах. Это он увидел какую-нибудь церковку, увидел какую-нибудь тропинку в лесу, одинокое деревцо изгиб реки, монастырскую стену, – но не протокольно взглянули на все это грустные глаза милого Левитана. Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова).

Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Красочные созвучия еще менее, нежели музыкальные, поддаются описанию и определению. В мастерской К. Коровин наталкивал нас на понимание сути живописи. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Ты просто глупость делаешь.

Замечательные крымские пейзажи были подарены Левитаном Поленову в знак признательности за проявленную к нему постоянную сердечную и материальную заботу. Сейчас трудно поверить, что появление русского лирического пейзажа, пейзажа «настроения» связано исключительно с именем Левитана. В 1889 году ему удалось побывать на Всемирной парижской выставке. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III.

Но зато практика ежедневного писания с натуры углубляла познание «сути» живописи, вырабатывала мастерство». Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Если бы вы были художником, то написали бы так же. Серов был хорошо знаком с Левитаном — они неоднократно встречались в Абрамцево, вместе писали этюды, в вопросах искусства они во многом были единомышленниками. Но что соединяло трех художников – Левитана, Серова и К. Коровина. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны.

Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. Сила молодости брала свое и мы не погибли. 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Саврасов был замечательным, вдумчивым, душевным педагогом.

Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Кустодиев, ИЛ. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил.

Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.

Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь. Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства».

В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. По словам Нестерова, Левитан, «красивый своей серьезной восточной красотой», неоднократно служил моделью на поленовских рисовальных вечерах.

Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном.

написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.

Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Картина Саврасова «Грачи прилетели» положила начало новому отношению к родному, русскому. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.

В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям.