Шинель Отца

У художника Владимира Попкова, лидера 70-х, погибшего при странных обстоятельствах, есть знаменитая картина «Шинель отца». Это автопортрет художника, примеряющего семейную реликвию — старую отцовскую шинель.

Описание картины Виктора Попкова «Шинель отца»

Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. Небеса, затянутые снеговыми тучами, холод, камни, мужчины с хмурыми лицами и женщины с натруженными руками. Смыслы – разные, фон – един. Вспомним «Проверку на дорогах» Германа-старшего, ту нечеловеческую ненависть к врагу-немцу, которую партизаны перенесли на своего земляка, попавшего в плен и сбежавшего к своим.

Надо сказать, что такой проблемы для Попкова не существовало.

Это было время, когда в искусство пришли художники, творчество которых было названо суровым стилем. Пушкин. У дебютанта Германа просто генетическая предрасположенность к работе с фактурами.

Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла- с вещей и символов. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. Его работы интересны современному зрителю прежде всего тем, что глядя на них, можно проследить не только и не столько судьбу мастера, но судьбу страны и- путь русской интеллигенции в XX столетии. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом).

Все было как в страшном сне или неправдоподобном детективе. Но, собственно, в этом и заключается особый шарм того времени, когда все хотели простой и незамысловатой правды – о войне, о труде, о жизни.

Его (А. Германа-младшего. Мы тут – первые. Смерть снимает противоречия между ними и уж «нет ни эллина, ни иудея». Однако начать мне хочется всё же с Лоскутного одеяла – с вещей и символов. Исполнил ряд картин по впечатлениям от поездок.

Есть завязка, занимающая полфильма и естьсильный, выразительный финал. Однако же- сон, переутомление, депрессия. Отец, на мой взгляд, человек, которому эта пластика наиболее удается».

Ему, как и Пушкину, хорошо писалось осенью. Именно вот таким образом столь популярной в те годы оказалась Болдинская тема в биографии поэта. И таких примеров я тоже знаю много. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948—1952) и МГАХИ имени В. И. Сурикова (1952—1958) у Е. А. Кибрика. Немецкие войска отступают. Точнее, усталость, смешанная с гордостью.

Если бы это было только в книгах. Директор Шибанов, как и мой отец, был фронтовиком. Как жалко таких людей: жизнь без смысла и смерть бессмысленна. Депрессивный колорит ещё больше подчёркивает безотрадность бытия. В ноябре 1974 года инкассатор выстрелом в упор убил художника Виктора Ефимовича Попкова.

Поводом для картины послужила шинель отца его жены. Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи.

Шинель отца, Роман 
Сорокин, 1976

Шинель отца, Роман Сорокин, 1976

По словам самого художника, замысел картины Двое, где немолодые влюбленные уходят подальше от людских глаз, возник у него после просмотра итальянского фильма Нищий. Я любил прижиматься лицом к влажной шинели отца, когда вечерами он приезжал с работы. Сознательно отдав предпочтение не актерам, а истинным носителям культуры, Алексей Герман продемонстрировал свою приверженность неподдельности, умению оценить преимущества подлинного.

Родился 9 марта 1932года в Москве в семье рабочего. Увы, повесть заканчивается печально: Башмачкин умирает.

Как такое могло произойти. Попков неповторимо передавал в пространстве холста состояние тревожно звучащей тишины, эмоционального напряжения, в котором концентрировалась всеобъемлющая духовная энергия, что особенно чувствуется в его автопортретных работах «Мой день», «Работа окончена», «Шинель отца».

Полная утрата ориентиров делает бессмысленными понятия «вперед» и «назад», «наступление» и «бегство».

Краткое описание 
картины шинель отца

Краткое описание картины шинель отца

Вновь прибывший, да еще такой штатский с виду человек, никому не нужен. Обычно вспоминают Строителей Братска, Шинель отца и Осенние дожди- три знаковых и узнаваемых полотна. Но он не понимает, что сделал уверенные шаги на пути к фатальному финалу. В повести главный герой мечтает о покупке шинели и его желание вскоре исполняется. Отец Попкова был фронтовиком.

Когда его арестовали, он был заместителем военного прокурора Москвы. И платили же за неё. Автопортрет художника «Шинель отца» (1972) стал одной из работ, олицетворяющих творчество Виктора Попкова. И агрессия коллеги кажется ему неадекватной.

Именно вот таким образом они изображали неказистых мужиков и баб, на лицах которых написана безмерная усталость. К этой теме художник относился с огромной серьезностью и уважением. Так это сейчас модно- во всём винить режим. Каменский, Л. И.

1970-е годы- эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. Также Акакий решается значительно урезать свои ежедневные расходы.

Попкова прошло почти тридцать лет, но интерес к творческому наследию автора, к изучению феномена этого удивительного мастера не угасает. И эти два события по прихотливой логике ассоциаций сопоставлены с судьбой немца военврача, прибывшего последним поездом на передовую как раз накануне отступления и в итоге сгинувшего без следа» (см. Камера обращается к небу. С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога.

И, наконец, Америка – вечное притяжение и отторжение. Особенно вдохновляла его Сибирь, где он был в Братске и на Иркутской ГЭС и целина. Все промерзли насквозь и кашляют.

Алексей Герман-младший снял фильм, отчетливо противостоящий идее дозволенности насилия, некоей его романтизации, воплощенной в «Чистилище» Александра Невзорова, в «Войне» Алексея Балабанова. Это простой и страшный фильм о войне, трагизм которого заключен уже в магии отстраненного взгляда в минувшую эпоху «без драматургии, без сюжета» (по выражению одного из персонажей). Шофер видавшего виды «Опеля», буркнув: «Простите за опоздание, доктор Фишбах. », грузит чемоданы в машину с серебристым значком «Z» на грязном капоте. Там белым-бело.

Виктор Попков «Шинель 
отца» Своеобразный 
автопортрет художника

Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника

Он парадоксально делит персонажей «поперек традиции»: не на русских и немцев, а на «варваров» (тех, кто стреляет, убивает, несет смерть увы, в их числе — группа партизан) и тех, в ком нет жажды убивать. Рассеянно слушая жалобы водителя на недуги, перенесенные им в прошлом (излюбленная тема беседы с медиками), доктор созерцает скучный чужой ландшафт за окном машины, трясущейся по бездорожью.

Морозов, В. С. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Мы тут- первые. Именно такой была профессия у Акакия Акакиевича. В каждой картине – характер и судьба. Здесь проблема метафорического образного обобщения решена на высочайшем уровне профессиональной культуры. Прежде всего, война снята с точки зрения немца, то есть врага.

Попков Виктор Ефимович 
 (Шинель отца)

Попков Виктор Ефимович (Шинель отца)

Виктор Попков, как и Пушкин, был стремительно-вдохновенным и очень эмоциональным. Он был доволен своей работой, лишь насмешки сотрудников не давали покоя бедному служащему. Одной из основных в цикле является картина Северная песня: молодые фольклористы записывают старинную песню, которую исполняют, как отмечают искусствоведы, готически угловатые пожилые женщины.

Машина с убийцей сразу же скрылась с места преступления. Он до боли любил Россию, ее бескрайние просторы и душевных, открытых людей. Впрочем, красивую жизнь они тоже, скорее всего, никогда не видели, разве что в кино.

Сочинение по картине В Е Попкова Шинель отца

С метаниями от агрессивного атеизма до истовой веры в Бога. Пушкин.

Служащему ничего не остается кроме сбора средств на новую шинель. Попков Виктор Ефимович (1932-1974) – русский художник и график. Однако же – сон, переутомление, депрессия. Так это сейчас модно – во всём винить режим. Но прежде умирает надежда на перемены в жизни. Фронт отступает, ситуация на грани паники и потери контроля, раненых спешно эвакуируют.

«Последний поезд» — фильм, над которым витает тень отца автора. Творческая деятельность В. Е. Попкова началась в период «оттепели». Он не упивается жестокостью. И, наконец, Америка- вечное притяжение и отторжение.

  • Виктор Попков: апология духовности
  • "Война — преходяща, а лирика — вечна"

Но реальность тоже изобилует подобными случаями, хотя есть и другие: где жизнь «до» была ужасна, а жизнь «после» – это поворот на 180 градусов. Работа окончена- одна из таких картин. В картине «Шинель отца» отражено стремление мастера через простой сюжет рассказать о серьезном: об ужасах войны и о трагической судьбе целого поколения. Он обладал редким даром видеть то, что временем сокрыто. Бытовые сцены превращались у него в бытийные.

На одном из них осталась фраза: Трагичность радостная. Будучи арестованным, он тупо повторял, что действовал по инструкции. Главных персонажей озвучили актеры, специально приглашенные из Германии. (Напомню, что одиозный и неоднозначный социалистический реализм включал в себя ряд направлений и ответвлений ибо сам по себе являлся не стилем, но методом).

Виктор Попков: апология 
духовности

С возрастающим интересом Попков обращается к теме русского Севера – холодный край, лишённая яркой броскости – то есть подлинная – красота, медленные реки исконная, неискажённая правда. И примерно в то же время дедушка по материнской линии был убит на фронте. 1970-е годы – эпоха любования осенью, эстетизация печали и грусти. Наиболее очевидны подобные аналогии в портрете-картине «Шинель отца», где за спиной художника, словно примеряющего на себя груз нравственной ответственности своего поколения перед памятью отцов и дедов, высвечиваются силуэты старух, персонажей картин из цикла «Мезенские вдовы». К середине 1960-х годов полностью отходит от этой стилистики.

Алексей Алексеевич, воспитанный Алексеем Юрьевичем, не скрывает, что им с отцом нравятся одни и те же фильмы Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Акиры Куросавы «Последний поезд» вызывает ассоциации с фатальным маршрутом «Поезда-беглеца», лес из которого нет выхода, — со сталкеровской «зоной», а опыт «бытия в небытии» напоминает сумеречно-серую магию «Камня» Александра Сокурова. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника. Среди них одно из центральных произведений «сурового стиля»— «Строители Братска» (1960—1961 также известна как «Строители Братской ГЭС»234).

Шинель «ушла» довольно рано. Космос, Гагарин, Вселенная – гордость. Как и все шестидесятники, Виктор Попков много ездил по стране.

Акимова, А. И. Этот кашель — своеобразная звуковая доминанта в окружающем мире, густо насыщенном разнородными шумами (обрывками фраз, мелодий, скрипом снега под ногами тяжко передвигающегося толстяка). На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова Осенние дожди (Пушкин). Офицера встречают.

Обычно вспоминают Строителей Братска, Шинель отца и Осенние дожди – три знаковых и узнаваемых полотна. И всё это- на русском, деревенском исконно-посконном фоне. «Последний поезд», возможно, помимо воли автора, полемизирует со стереотипами изображения войны, сложившимися в последние годы, когда стали появляться фильмы о войне в Чечне. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Резоны и страхи, устремления и вкусы советского интеллигента-шестидесятника.

Новые герои были без пафоса, без красивых жестов и античной стати. Урбанистическая красота неоново-нейлоновых 1960-х полиняла и оказалась пустышкой. У шинели был неповторимый сырой и едкий запах. Космос, Гагарин, Вселенная- гордость.

Смыслы- разные, фон- един. Попавшие в окружение военный врач, девушка из актерской бригады в смешной шапке-ушанке, цитирующая Пушкина, актриса в белом берете и беличьем полушубке (совсем как у героини Людмилы Гурченко в фильме «Двадцать дней без войны») — отнюдь не шекспировские герои. Они плохо приспособлены к условиям войны. Попков тормознул на улице Горького инкассаторскую машину, приняв её за такси Шёл 1974 год. Навязчивый звуковой лейтмотив кашля и визуальный размах заснеженной лесостепи, в тумане которой потерялись люди, оторвавшиеся от огромных социальных конгломератов (армий, народов), неожиданно превращают экран в почти условное пространство экзистенциального тупика.

Замысел картины был подсказан режиссеру известным немецким киноведом Гансом Шлегелем. Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Манин, Г. А.

Пытаюсь представить себе занятие героя из повести «Шинель» и это сложно. Три сюжета на лоскутном одеяле. В 1950—1960-е годы художник много путешествовал по стране. Художник устало закрыл глаза, а за окном – тёмная, неласковая громада ночной Москвы – с высоткой МИДа и узнаваемым силуэтом Киевского вокзала. Судьба, как и творчество Виктора Попкова, созвучны судьбам многих шестидесятников, тех, кому так называемая оттепель дала возможность раскрыть свое творческое я и кто так и не успел договорить чего-то, возможно, самого главного. После гибели В. Е.

Особой темой для художника стал автопортрет, в котором он создает собирательный образ современника («Шинель отца», 1970—1972). Жил в Москве. И всё это – на русском, деревенском исконно-посконном фоне.

Хотя если вдуматься, вот раньше работа была: переписывать вручную тексты. Сюда уже после ареста отца отвела меня мать – в первый класс. Повествование в его картинах разворачивается как бы «от первого лица». В авторский текст вплетены выдержки из Эриха-Марии Ремарка, Генриха Бёлля (а также из «Записок врача» Михаила Булгакова, любовь к этому автору — семейная).

Работа окончена – одна из таких картин. Многие исследователи обращали внимание на глубинную связь творчества Попкова с древнерусской иконописью, с образами, созданными Дионисием, с традициями мастеров «Бубнового валета», с тем, что духовно озаряло и нравственно вдохновляло целую плеяду блестящих художников «шестидесятников». Наконец и он исчез, был разобран и растворился в мусорной свалке. В картине выражены сокровенное личное переживание, благодарная память об ушедших, неразрывная связь и духовное родство поколений. Тема последствий войны не оставляла художника и в этой картине он задает вопрос своему поколению: достойно ли оно подвига отцов, по плечу ли его современникам эта солдатская шинель. Некоторые искусствоведы видят в «Шинели отца» отголоски былых споров о связи поколений. Уже многие годы художник бережно хранит его шинель, как память о близком человеке. Однако семейные тайны ремесла не заслоняют влияний и других творческих традиций.

Созданные им картины – «Двое», «Строители Братской ГЭС», «Сентябрь на Мезени», «Мой день», цикл полотен «Мезенские вдовы», «Работа окончена», «Шинель отца», «Осенние дожди. О нем писали самые авторитетные искусствоведы того времени: А. А. Минорное время, осень жизни, как и осень года воспринимались, как наилучший фон для поисков нужной краски и правильной ноты. Мне уже было около семи лет и это было на квартире в Померанцевом переулке.

Три сюжета на лоскутном одеяле. Его искусство рассматривали и анализировали в разных социально-культурных контекстах и традициях, чаще всего проводя аналогии с произведениями писателей- «деревенщиков» Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина, Василия Шукшина, оставляя в стороне такие явления отечественной культуры, как проза Василия Аксенова или фильмы Андрея Тарковского, в которых философское, нравственное осмысление времени выходило за пределы чисто национальных представлений и сопереживаний, обретая общечеловеческое значение. А также – трагическое мироощущение, печать обреченности, лежащая на героях и мире.

Карл Фридман вспоминал, как однажды Попков пришел к нему в этой шинели и сказал: «Знаешь, я сегодня рисовал и плакал». Как такое могло произойти. Художник открыто выражал своё личное отношение к миру и человеку. Большое внимание уделял мастер деталям и предметам антуража, которые под его кистью то превращались в некие магические символы и знаки, то становились «одушевленными». Взлетом в творчестве Виктора Попкова считается цикл Мезенские вдовы. Элементы «цирка» в канве сугубо драматического высказывания использование стилистики гиперреализма вызывают отчетливые ассоциации с фильмами Германа-старшего, с «Проверкой на дорогах» особенно. В картине нет ни героя, ни антигероя. Ассоциативность, символизм этих и многих других произведений превращают их в философские живописные иносказания. Глубоким проникновением в духовную жизнь героев, обостренностью формы отличаются портреты Виктора Попкова.