Сомов Портрет Блока

Свой портрет Блока Сомов делал с натуры. Статья на тему "Анализ портрета Александра Блока Константина Сомова" для 8-9 классов может быть использована на уроках МХК и истории России как пример анализа художественного произведения. У Константина Сомова есть удивительный портрет Александра Блока. Облик Блока на портрете Сомова открывает его "надмирность", отделенность от сущего.

Александр Блок: портрет, описание

После октябрьской революции в России, в период всеобщей разрухи и сумятицы некому было оценить утончённую изысканность его творчества, он становится непонятым и невостребованным. Но в то же время оно может придавать непосредственную содержательность форме. Существует исторический анекдот. Думается, что Бенуа несколько преувеличил значение серии Сомова.

долларов в 2007 году. Третьяковская галерея) с такими работами конца 1890-х — начала 1900-х годов, как обложки журнала «Мир искусства» (1900) или альманаха «Северные цветы» (1901), то можно увидеть существенную разницу. Спустя четыре года А. Блок высказывался о портрете весьма определенно: "Портрет Сомова нисколько не похож на меня и я не хочу его подписывать". Все построение картины откровенно уподобляется театральной сцене.

Сомова называли «певцом радуг и поцелуев». Портрет Иванова явно относится к переходному периоду в творчестве Сомова. Как бы то ни было, работы его поэт знал. Третьяковская галерея). Слово «космополитизм» в ту пору имело положительное звучание.

Весь рисунок выполнялся тонкой контурной линией иногда очень деликатно, нежной прозрачной акварелью вводился цвет, как, например, в голубых колокольчиках альманаха «Северные цветы». Он мучился, сомневался, переписывал, но в конце концов создавал шедевры. Ну, конечно, прежде всего семья – родители Блока разошлись рано, когда Саше было три года. Но неверно было бы видеть в этом отрицательную характеристику – это не качество изображенных людей, но скорее качество самого изображения. Весь цикл этих портретов не может считаться удачей художника.

Версаль. Такой подход получил дальнейшее развитие в футуризме, а затем в конструктивизме. Для издательства «Скорпион» Сомов сделал и удивительно красивую обложку альманаха «Северные цветы» за 1901 год, где окружил название и сведения об издательстве, месте и годе издания нарядным венком. Однако впечатляющие успехи Сомова в области иллюстрирования были еще впереди.

Портрет А. А. Харитоненко, 1914, Гос. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его – вот основной их мотив.

В каком портрете 
Блока художник отметил 
такие его черты,

В каком портрете Блока художник отметил такие его черты, которые ему самому в себе не нравятся

Иногда в гирлянду, обычно вверху, вводился медальон с силуэтом или декоративные фигуры. Любил затейливый курсив, украшенный завитушками. В этом смысле характерна его картина «Осмеянный поцелуй» (1908, Гос. Человек нежной и деликатной души, обладавший исключительным богатством духовного мира, он нередко прятался за своеобразную защитную оболочку — был на людях горд, замкнут, сдержан. Портрет поражал современников сходством.

Эта противоречивость была не только личным качеством Сомова. Блок и Сомов могли бы быть друзьями. В 1900-е годы Сомов достигает в живописи и графике изысканности и высокого мастерства. Все несущественные детали отбрасываются. Соглашаясь с чеховским героем, что «в человеке все должно быть прекрасно», мирискусники полагали, что прекрасными обязаны быть и окружающие человека вещи и интерьеры.

Влиятельный искусствовед Николай Радлов, одним из первых в России заинтересовавшийся тем, что он называл «книжной графикой», писал, что Константин Сомов «во многом прямая противоположность» Александру Бенуа и называл его «виньетистом»9. Третьяковская галерея), Е. П. Олив (рожд.

  • Глава 12 Константин Андреевич Сомов
  • Портрет Александра Александровича Блока
  • Описание работы «Портрет Александра Александровича Блока»
  • "Мир искусства" и Константин Сомов
  • ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ: КОНСТАНТИН СОМОВ

» Некоторые из дам, например Генриетта Леопольдовна Гиршман, стали друзьями художника. Они еще раз возвращаются к «маэстрии этого рисунка, одного из самых блистательных в графике Сомова». Он лить изредка прямо указывает на неизбежность (Арлекин и смерть, 1907). Статуэтка «Дама, снимающая маску» представляет пленительную, грациозную маркизу, кокетливо наклонившую головку для поцелуя. Художник обыгрывает название сборника 151 «Пылающее сердце», причем сердце на рисунке не красное, а тоже желтое, как и вырывающийся из него столб пламени.

С. Маковский так писал о технике К. Сомова: «Загадочный рисунок у Сомова. Во взгляде умных, внимательных глаз ощущается типично художническая зоркость. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Совсем иначе строится оформление «Театра» Блока или сборника стихов В. И. Иванова. По самая суть заключается, разумеется, не в этом.

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Мир искусства и Константин Сомов
  • Великий русский художник Константин Сомов картины
  • Общееколичествопросмотровстраницы

Любовь Дмитриевна, жена Блока, описывая зиму 1901 года, замечает: «Прибавились встречи (с Блоком) у Боткиных. Прямо как из рога изобилия. Но вместе с тем он одним из первых начал насыщать экслибрисы изобразительными элементами. Почему.

Глава 12 Константин 
Андреевич Сомов

Как бы то ни было, Сомову не удалось до конца сладить со столь своеобразной моделью. Третьяковская галерея) и в написанном гуашью портрете поэта М. А. Кузмина (1909, Гос. Мартыновой ("Дама в голубом") изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. И Блок чувствовал эту несвободу. Цвет здесь господствует и вызывающе контрастирует. От былой «картинности» не осталось и следа.

В центре белого поля делалась надпись. По только что приведенному высказыванию самого оригинала, такое двуединство нарушено. Портреты помещены в медальоны, соединенные цепью. В разрешении этой проблемы можно привести слова Б. В. Шапошников (в сборнике «Искусство портрета»): «Когда сравнивают оригинал и портрет, то сопоставляют степень соответствия индивидуальной внешней формы оригинала с этой же формой, окрашенной «идеей» художника.

То, что в скором времени закончится катастрофой. Указанный портрет Пушкина Константин Сомов вписал в круг. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. Он изобразил Е. М. Мартынову, одетую в старинное платье.

Очень тронут Вашей постоянной ко мне добротой и милой памятью обо мне. И очень быстро, к сожалению, пришло страшное разочарование, надломленность. Крепко жму Ваши руки. художественная галерея).

Он столь же, если не более, «элегантен» по форме, как и портреты Блока и Лансере. член Союза русских художников. Лицо Блока, обрамленное шапкой густых вьющихся волос, напоминает застывшую маску. За примерами подобных возвращений не далеко ходить — ими полна история искусства.

Третьяковская галерея) или фронтиспис к сборнику стихов Вячеслава Иванова «Соr ardens» (1907, Гос. В свое время серия карандашных портретов Сомова вызвала восторженную оценку Бенуа, который писал: «Постепенно из года в год, подобно галерее Уотса, складывается галерея Сомова и эта с виду невзрачная коллекция головок на лоскутках будет говорить о пашем времени такие же полные и верные слова, как говорят рисунки Гольбейна о дворе Генриха VIII, а пастели Латура о днях Помпадур». Острой контурной линией намечен на белой бумаге силуэт фигуры. Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность. Это были пляски накануне трагических событий, накануне катастрофы. Туда вошли собрания сочинений Дж. Байрона, Ж. Б. Мольера, Ф. Шиллера, У. Шекспира.

Гоголя, поэму А. С. На иллюстрациях к пушкинской поэме представлены ее кульминационные моменты: «В спальне Натальи Павловны» и «Отъезд графа Нулина». Пейзаж, которым он раньше много занимался и в жанре которого в 1890-х и начале 1900-х годов им было создано немало превосходных работ, привлекает его все реже и реже. Но, судя по портрету, любви и восхищения не было.

Но нет никаких сведений о том, что они действительно дружили. Буйное цветение молодости чувствовалось в его великолепных кудрях, которые каштановыми короткими прядями окружали его лоб, как венок. С 1894 года Сомов несколько лет работал в мастерской Ильи Ефимовича Репина.

Это не потому, что Сомов любил Францию, ездил во Францию, возрождал традицию французского рисунка XVIII века. Наверное, другим поэт быть не может. Затем последовали и другие картины, на которых художник изображал своих современниц в старинных платьях: «Спящая женщина в синем платье», «Дама в розовом платье», «Эхо прошедшего времени», «Спящая молодая дама» (все -- в Третьяковской галерее, Москва). В портретах Блока и Лансере (оба — в Гос. Константин Сомов и его друзья – Сергей Дягилев, Лев Бакст и Александр Бенуа – организовали кружок живописцев, позднее ставший основой художественного объединения «Мир искусства». Характер образа абсолютно иной.

Тому были, конечно, основания в облике модели: Андрей Белый упоминает о «мужиковатости» во внешности Иванова, но отнюдь не в духовном его облике. Поколенное изображение, бытовой жест руки, как это было в портрете Иванова, уступают теперь место погрудному (в портрете Лансере) и даже оплечному (в портрете Блока) изображениям. «В 1920 году, — пишет Н. Г. Чулкова, — я видела Блока в последний раз в Москве. В те годы, когда искусство воспринималось в отражении поэзии, а поэзия внушалась искусством, портрет являлся своеобразным двойником, с которым обращались как с поэтическим образом ("Когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе").

В 1903-1910 гг. Впрочем, запомнив эти автосвидетельства, не будем делать только из них поспешных выводов. Бывал молодой Сомов, который пел старинные итальянские арии».

В этом "зрелищном понимании биографии" портрет занимал особое место. Впрочем и в те годы художник порой выходил за пределы чистой орнаментики. К типографским шрифтам Сомов обращался неохотно.

«Художник, способный так увлекаться отдельными линиями, 151 писал о Сомове Александр Бенуа, 151 такой художник должен фатально обладать уменьем и комбинировать их, созидать из них новые творения, не встречающиеся в природе, 151 иначе говоря, орнаменты, украшения, словом все то, что принято называть декоративным искусством»8. Ореол из кудрей, обрамляющих лицо, вызывал ассоциации с лавровым венком – непременным атрибутом бога искусств. Современники сравнивали лицо Блока с ликом греческого бога – Аполлона Мусагета. Вместо кудрей — жидкие, прилизанные волосы.

Ю. Подкопаева и А. Свешникова не исключают эту сомовскую работу из его серии «блестящих по маэстрии, сходству и оригинальных по толкованию портретов деятелей русской культуры». Мартышкино» (все – 1896), «Портрет А. И. В области книжной графики мэтрами Сомова были англичанин Обри Бердслей (о котором мы уже рассказывали читателям) и немец Теодор Томас Гейне (Thomas Theodor Heine, 18671511948), рассказ о котором впереди. Одной из вершин творчества в период «мирискуссничества» стал портрет художницы Е. М. Мартыновой (Дама в голубом, 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами, которая считается наиболее удачной. У Сомова другая история.

У ног ее кукла и другие игрушки. Правда, состояние его здоровья уже внушало друзьям известное беспокойство. слова» о действительности.

Акварель, заливающая фигуры, становится плотной и густой. Можем прибавить еще один как будто бы веский аргумент, выдвинутый Г. Чулковым: «. Учился в Академии Художеств у И. Репина, преподавал там же, академик с 1914 г. Ещё в гимназии тесная дружба связывала его с А. Бенуа, Д. Философовым, позднее – с С. Дягилевым – организаторами общества «Мир искусства».

Конечно, они встречались и портрет написан с натуры. Немало в первых его произведениях формального косноязычья, того самого, что продолжало его самого мучить, в чем он видел свидетельство своей пресловутой бездарности, того самого, что он с особенным рвением старался в себе искоренить (до чего Сомову хотелось обладать свободой и непогрешимостью старых мастеров. ). Первой ему заказала портрет Гиршман, после чего Сомов вошел в Москве «в моду» и на него посыпались заказы. Портрет К. А. Сомова современники соединяли с тем "автопортретом", который можно было составить по стихам А. Блока.

»4. Иванов представлен в портрете Сомова сидящим в фас перед зрителем. Но его натура была противоречивой и многогранной.

Однако больше всего известны портреты и пейзажи работы Сомова. Иначе говоря, необходимо гармоническое двуединство. Обер», «Дорога на даче», «Весной. Не яркий, не быстрый, но какой-то особенно живой и вкрадчивый. В послереволюционные годы все это было реквизировано, частично отправлено в музеи, а частично разворовано.

Устало-снисходительная нотка явственно звучит в подцвеченном сангиной портрете Федора Сологуба (1910, музей Института русской литературы Академии паук СССР). Историзм «мирискусников» был бегством от действительности. Третьяковская галерея), Д. М. Карповой (1913, Пермская гос. Париж.

В рамках нового декоративно-прикладного искусства важное место было отведено книге, а точнее, печатному слову ибо мирискусники с равным успехом работали в журналах и газетах, а также в различных малых формах 151 таких, например, как оформление меню или театральных программ. Сеансы начались в конце марта. В сентябре 1907 года Блок писал: «Обложка Сомова к драмам восхитительно пестра (красная, желтая, черная)»11. Физическое сходство портрета несомненно и подтверждается отзывами современников. «Какое богатство наблюдения открываетсяв застывшем, энигматическом (загадочном) взоре Блока», — полагал С. Эрнст. Художники объединения «Мир искусства» огромное значение придавали графике, выступив новаторами оформления книги и журнальной графики в русском искусстве.

Лирические драмы». Раньше всех в «Мире искусства» Сомов обратился к темам прошлого, к интерпретации XVIII в. («Письмо», 1896 «Конфиденции», 1897), явившись предшественником версальских пейзажей Бенуа. Оценка Блоком своего портрета двойственна: «Мне портрет нравится, хотя и тяготит меня».

Многим оно казалось окаменелым, похожим на маску, но я, вглядываясь в него изо дня в день, не мог не заметить, что напротив, оно всегда было в сильном, но еле уловимом движении. Сидящая под деревом дама в затейливой шляпке что-то говорит лежащему у ее ног молодому человеку. Это исключительно круг интеллигентской элиты.

Литературовед П. Н. Медведев (февраль 1920): «Как сильно изменился его внешний облик. Гораздо им ближе и известнее Дюфи, Пикассо, Шагал, Матисс. Первое мое впечатление определялось одним словом: опаленный. ». Портрет представляет собой карандашный рисунок, чуть тронутый гуашью и белилами. Любящий Вас К. Сомов». Обложка к сборнику В. Иванова не столь пестра, как обложка «Театра» 151 она решена в приглушенных желтых тонах.

Все такое с гримасами, Арлекин, Коломбина – все более чем странное. А там это были просто костюмированные постановки. Автор островыразительных живописных и графических портретов А. П. Остроумовой (1901, ГРМ), "Дама в голубом платье" (портрет Е. М. Мартыновой, 1897-1900), А. А. Блока (1907), М. А. Кузмина (1909, все – в ГТГ) и др. Так как здесь, в России, со своими дамами и арлекинами он был провидцем.

Среди наиболее значительных работ Сомова – серия графических портретов, в числе которых портреты А. А. Блока (1907), Е. Е. Лансере (1907), М. А. Кузмина (1909), М. В. Добужинского (1910). Впрочем, в первой «книжной» работе художника влияние это еще не чувствуется, а к тому же работа делалась в Париже, хотя и предназначалась для русского издательства. Шрифтовые элементы обложек и титульных листов рисованные. После «Арлекина и дамы» Сомов пытается написать картину из современной жизни — «В лесу» (1914, Гос. В экслибрисе для С. П. Зенгер художник изобразил лежащую на кушетке даму.

Он создаёт свой особый «сомовский» мир. Но вот, по мере приобретения большей и большей маэстрии, Сомову реже и реже удавалось возвращаться к тому, что в работах первых десяти-пятнадцати лет его творчества было чисто вдохновенного.

И далее: «Художник К. Сомов в своем портрете Ал. Образ, конечно же, узнаваем, но далек от традиции. И когда в 1923 году он везет в Америку российскую выставку, он остается за границей. выходя из «фокуса» своего, менял он наружность, как никто. Он медленно, с любовной осторожностью определяет очертания, отказываясь от виртуозности, для углублённого и трепетного искания линиипо той же причине создано им сравнительно немного и всё созданное так ценно, начиная с декоративных заставок для иллюстрированных изданий и кончая портретами».

Блок позировал Сомову у себя на квартире на Лахтинской улице в Петербурге. Сын А. И. Сомова, хранителя Эрмитажа и редактора «Вестника изящных искусств». Картина необычна для Сомова своим большим форматом (114 X 142 см).

Он видит в нем не «победу духа над стихией», а жалкого паяца, отравленного иронией мертвеца, побежденного этой стихией. Черты душевного холода, усталости, скептицизма привнесены художником во все портреты, продолжающие этот обширный графический цикл. Снизу венок, в котором указан год создания поэмы 151 «1825». Самой дорогой из проданных на аукционах картин Сомова является пейзаж «Радуга».

7 апреля Блок в письме к матери замечает: «Сомов уже подкрашивает меня». В России воспитанникам гимназии Мая было тесно. Рисунок был выполнен тушью и акварелью. Многие из них отмечали и в жизни присущую Блоку «восковую недвижность черт». Блок характеризовал свое отношение к России такими словами: «У меня ненавидящая любовь к России».

Сомов в этом портрете отметил такие мои черты, которые мне самому в себе не нравятся». Но, в конце концов, мы легче всего заблуждаемся, когда отзываемся сами о себе. Послушаем других. В целом портреты давались Константину Андреевичу нелегко. Двоюродный брат, Г. П. Блок (1920): «Огромная перемена произошла в его наружности за двенадцать лет.

Стремясь представить Иванова во всей характерности его физического склада, Сомов неожиданно делает этого представителя петербургской «элиты» похожим на деревенского «батюшку». Так, в заставке, помещенной в 20 журнала «Мир искусства» за 1899 год, в традиционном венке помещены изображения трех человеческих фигур. «Мирискусники» – Бенуа, Лансере, Добужинский – и многие, многие другие.

И в самой последней книге о художнике Е. Журавлева решительно утверждает: «Портрет Блока принадлежит к числу лучших графических портретов Сомова», хотя и признает, что «в действительности Блок был сложнее, романтичней» и что поэт «не был так замкнут и внутренне обособлен, как изобразил его Сомов». Сомов Константин Андреевич (1869 – 1939), художник и график. В написанном Сомовым портрете Блок видит выявление в его облике иронического «арлекинства». И был, действительно, – и знамена нес и участвовал в демонстрациях.

Жанр становится именно жанром — чем-то слишком осознанным и слишком наперед известным. Человек без кожи.

При этом надо отметить, что стиль его книжной графики заметно меняется. Вот откуда берутся «сомовские кавалеры». В 1923 г. выехал за границу, с 1925 г. жил и в 1939 г. умер в Париже. Это его надломило, он впал в депрессию и вскоре умер.

Фигуры в глубине подобны второстепенным персонажам. Через четыре года запись повторяется с не оставляющей сомнений определенностью после сообщения о рисунке Миклашевского следует приписка в скобках: «как же я стар». Такое количество поэтов талантливых – Блок, Бальмонт, Мережковский, Зинаида Гиппиус. Я вижу вас всех без голов». Лицо темное, в морщинах.

Итак, проблема сходства. К этому периоду относятся такие его полотна, как «Осень в Версальском парке» (1898), «В детской» (1898), «Дама в голубом» (1900), «Портрет А. П. Русский музей) и ищет совсем новые пути в изображении современника. Вскоре Сомов уезжает в Париж, где и остаётся до самой смерти. С детства мечтал стать живописцем.

«Безразличные» штрихи в изображении фигуры и костюма идут от позднеакадемического рисунка и напоминают натурные штудии самого Сомова, выполненные во время учения в мастерской Репина в середине 1890-х годов. В отличие от Серова, создавшего в это же время блестящие по художественной концепции и выполнению парадные портреты (особенно портрет О. К. Орловой, 1911), Сомов не решил проблему парадного портрета. Пожалуй, несколько отличается от них портрет М. В. Добужинского (1910, Гос. 1788 год.

Однако тенденция, легко прослеживаемая, грустна. » Константин Сомов исповедовал эту истину на протяжении всей жизни 151 до последнего вздоха. В отличие от портрета Е. М. Точной даты знакомства Блока с художником нет. А родители Константина Сомова были состоятельными людьми.

Блока задачей своей точно поставил выявить, подчеркнуть эту восковую маску «до ужаса недвижных черт» его лица». Портрет А. А. Первая персональная выставка работ К. Сомова прошла в Петербурге, в 1903 году.

Иллюстраторами и оформителями книги были почти все художники объединения «Мир искусства» 151 и Александр Бенуа и Лев Бакст и Мстислав Добужинский и Дмитрий Митрохин. Портрет может вызвать резкое эмоциональное неприятие. Все утонченное, все костюмированное, бальное. В 1907 году Сомов создает изображения Л. А. Блока и Е. Е. Лансере, в которых ему удалось наконец найти искомую портретную «формулу». Мартыновой («Дама в голубом») изображение Блока не имеет никакого отношения к излюбленному Сомовым ретроспективному жанру. Художественная концепция Сомова приобретает здесь особую законченность.

Едва ли можно отнести «Книгу маркизы» к лучшим произведениям мастера. И вдруг встает человек по имени Жак Казот. Даже волосы, даже уши стали другие». Не истинное веселье, а игра в веселье с поцелуями в аллеях – таков Сомов.

Третьяковская галерея, «Портрет А. П. Остроумовой», Гос. В изысканности рисунка общего силуэта, в тончайшей проработке лица и мельчайших деталях туалета, рождается поэзия женщины-куклы в пудренном парике и атласных фижмах, знавшей когда-то все шалости любви, а теперь – явившейся нам вожделеющим приведением «другого мира», ядовитым цветком старинных боскетов.

Надо сказать, что оплачивали парадные портреты щедро. Иванова. Сердечно Ваш К. Сомов». Сомов также иллюстрировал книги, в частности делал обложки для стихотворных сборников К. Бальмонта «Жар-птица» и В. Иванова «Cor ardens», для книги А. Блока «Лирические драмы».

За сценой с интересом наблюдает сидящая неподалеку девочка. Он вспоминал в статье «Литературные итоги 1907 года» «прелесть сомовского фронтисписа» имея в виду альманах «Северные цветы» за 1901 год. Но все же он не смог подняться до своего прежнего уровня. А в добавление к нему подвёрстывается цитата из воспоминаний Е. Иванова: «.

В повороте и наклоне головы художник очень тонко передал «воспитанность» Добужинского, будто прислушивающегося к невидимому собеседнику. В них художник достигает вершины своего мастерства. Первое время портрет нравился поэту, но тяготил его.

Кроме того, эротизм изломанных фигур по контрасту с «натуральным» лесом производит особо неприятное впечатление. Сомов стал чем-то таким, чему суждено остаться в истории русского искусства. Именно таким оно представляется в графических портретах второй половины 1990-х годов исполненных в смешанной технике угля, акварели, гуаши иногда сангины. Лоб поэта несколько великоват. В этом же году он стал действительным членом Академии художеств.

Сомову не удалось уравновесить «натуральность» внешности выявлением сущности. После встречи на вечеринке «Нового пути» А. Блок и К. Сомов встречались весьма часто, Сомов бывал в доме Блоков не только когда рисовал его, но и просто в гостях и, принимаясь весной 1907 года за портрет Блока, художник рисовал человека, которого давно знал. Его спокойствие было лишь кажущимся. Более десяти лет Сомов работал над своей «Книгой маркизы», первое издание которой вышло еще в 1908 году в Мюнхене на немецком языке, а последнее — в издании Голике и Вильборга в Петрограде в 1918 году на французском, причем количество и текста и иллюстраций было значительно расширено. Но вот суждение специалиста, Н. Лапшиной: «Сомов в своем портрете возвел в абсолют. Остроумовой».

Традиции французского карандашного портрета претворены Сомовым до неузнаваемости. А в заставке из 1-2 «Мира искусства» под сенью лиственно-цветочной арки изображена девочка, явно пришедшая из галантного XVIII века. Современники видели его в те же годы и почти прежним. я увидел в лице его какую-то «восковую недвижность черт», точно восковую маску забралом он опустил на лицо». Такое непосредственное чувство природы еще есть и в «Осмеянном поцелуе», где Сомов представил уголок омытого дождем парка в теплый солнечный летний день.

Третьяковская галерея), который ударился в другую крайность и дал уже декоративную «маску» рафинированного интеллигента, обесплотившую конкретного человека. Таким вошел Блок в сознание современников. ». Белое поле отсутствует вовсе. Мастерство Сомова-рисовальщика ярко проявилось в обложках, виньетках, концовках для журнала «Мир искусства», коих он сделал немало. И Октябрьскую революцию тоже принял, за что страшно его «били» собратья по перу.

Художник отказывается здесь от «ретроспективной» композиции, которая была присуща циклу его лучших портретов конца 1890-х годов — начала 1900-х годов («Дама в голубом», Гос. Русский музей) — и терпит жестокую неудачу. Вот таким образом он восторженно воспринял и революцию 1905 года.

Осенью 1897 года Сомов отправляется в Париж, а в 1899-му возвращается в Петербург. Персонажам неведом близкий конец – о нем догадывается зритель. А поскольку иллюстрации Сомова к Гоголю опубликованы не были, а иллюстрации к «Графу Нулину» забылись, то в глазах современников художник нередко представал как орнаменталист и только. Символизм, модернизм, такое обилие талантливых людей, такое обилие талантливых художников. Скорее в них можно усмотреть следы самого пристального изучения французского карандашного портрета (с применением сангины) конца XVI и особенно XVII века (работ Дюмустье-младшего, Ланьо), хотя портреты Сомова ни в коей мере не являются прямым подражанием. Две дамы в черных масках на обложке к «Театру» одеты одна в черное, а другая в красное платье. Книгу стихов Вячеслава Иванова выпустило в 1911 году издательство «Скорпион», основаное в 1899 году Сергеем Александровичем Поляковым (18741511903), но фактическим его руководителем был поэт Валерий Яковлевич Брюсов (18731511924).

Сомов охотно занимался и книжным знаком, экслибрисом. Весь лист обложки «Театра» заполнен крупными фигурами, среди которых мы видим и смерть-скелет в траурной фате и двух таинственно улыбающихся дам в масках и обнаженного юношу — Эрота с крыльями за спиной и колчаном в руке и отвратительного, обросшего шерстью не то сатира, не то просто дьявола с рожками. Увлекался изысканной живописью французского рококо. В. К. Арсеньева, Владивосток), Е. П. Носовой (рожд. Прежде всего круг его моделей слишком узок для того, чтобы сказать «полные.

Книжный знак, нарисованный им для А. Н. Бенуа, как бы делится на две части: левая (сравнительно небольшая) 151 шрифтовая с надписью «Изъ книгъ Александра Бенуа», а правая (раза в четыре большая) 151 натюрморт, где чего только нет: кукла, корзина с цветами, венок, веер, нарядная шкатулка. Художник так и поступал: раскрасил, например, два бесспорных шедевра 151 обложки для сборника стихов Вячеслава Иванова «Cor ardens» («Пылающее сердце») и сборника Александра Блока «Театр.

Хотя холодно-прекрасные лица его героинь нельзя назвать незначительными, все же они мало выразительны. И действительно через год произошла революция, за которой последовал якобинский террор. Он вообще как человек был удивительно восприимчив. Можно сказать, что он теперь специализируется на двух указанных жанрах.

Художник предпочитал работать с красками на водной основе, акварелью и гуашью. И что удивительно – покинув родину, Сомов не кончился как художник. Сомова» (1897). Гораздо меньше известно об отношении художника к поэту.

Через некоторое время он пишет ей же: «Сейчас Сомов показал нам мой рот и нижнюю часть лица – очень мне нравится». Рахманинова (1925) и менее удачные. Блока, одного из самых известных поэтов символизма, вошел в эту серию. Границы империи были прозрачными 151 имелись бы средства.

Сделанный на бумаге акварелью и белилами, небольшой по размеру (144 x 144 мм) портрет этот явно предназначался для книжного воплощения, но не вошел в трехтомник издательства А. И. Мамонтова, а был воспроизведен полиграфически лишь 16 лет спустя 151 в 1915 году 151 в сочинениях А. С. Пушкина, вышедших в составе парадного большеформатного издания «Библиотеки великих писателей» издававшейся под редакцией известного литературоведа Семена Афанасьевича Венгерова (18551511920). Над лужайкой, на которой видны фигурки играющих в волан, поднялась в небе радуга.

На создание одного из его самых знаменитых произведений, «Дамы в голубом», он потратил три года. Нервный был ребенок. В целом «Книга маркизы», несмотря на многолетний труд, вложенный в нее Сомовым, производит безрадостное впечатление. Все эти рисунки для «Мира искусства» были стилистически близки к обложкам и орнаментике альманахов пушкинской поры 151 стилизация, несомненно, сознательная.

Третьяковской галерее) Сомов стремится к предельной лаконичности. Рябушинской, 1910 — 1911, Гос. Обосновывается, впрочем, не в Америке, а в Париже. Приспущенные набрякшие веки лишают это — и в самом деле — «опаленное» лицо живого взгляда. Глубокая серьезность в отношении к творчеству и разъедающий скепсис, пристальный интерес к действительности и усталое равнодушие — все это парадоксально совмещается в Сомове».

Так мог сказать только Блок – «ненавидящая любовь». Время написания этого портрета – Серебряный век.

Соединяет дам желтая лента, на которой скорописью обозначено название фирмы: «Издательство Шиповникъ». И ни один из сидевших тогда за праздничным столом не выжил. Какие-то дамы, кавалеры сомовские, какие-то праздники, маскарады.

Сомов в каждом произведении как будто выискивает «всё сызнова», не пользуясь умением навыка, которым обыкновенно злоупотребляют опытные рисовальщики. Реальный Блок «выламывается» из очерченной Сомовым схемы. И всё же в жизни талантливого художника присутствовала трагическая нота. В ней он изображает любовную пару в современных костюмах посреди елового леса. Блок показался мне тогда таким поблекшим и старым.

Если сравнить его наиболее существенные работы периода первой русской революции, как, например, обложку «Театра» А. Блока (1908, Гос. Русский музей). В отличие от портрета Е. М. В дневнике 1913 года мы находим неожиданную для тридцатитрехлетнего, еще полного сил человека, печальную запись: «Лицо мое старится скоро». Он много писал и много работал, были и удачные картины, например портрет С. В. Художник передает цветными карандашами холодный, «зимний» взгляд серо-голубых глаз Блока, розоватость полуоткрытых губ, белилами — вертикальную складку, прорезающую гладкий лоб. Глаза тусклые».

Со своей стороны, И. Пружан, соглашаясь с тем, что «Сомов не стремился дать всестороннюю исчерпывающую характеристику поэта», отмечает: «художника привлекало в нем прежде всего то, что отвечало его собственному мироощущению. Общались ли они. Искусством книги здесь и не пахло ибо коллективизм убивает единство стиля. «Милый и дорогой Александр Александрович, — писал он 12 ноября 1908 года, — Я был очень обрадован, получив Ваш подарок, книгу «Земля в снегу» с милой, чудесной подписью. В том же году, что и рисунки к «Графу Нулину», он исполнил поясной портрет великого поэта.

Таких портретов не было у него раньше, не будет и в будущем. Пушкина "Граф Нулин". Блок начал писать стихи с пяти лет. К этому периоду относятся такие его картины, как «Портрет Н. Ф.

А так как все его дамы, все его Коломбины, Арлекины, все эти утонченные свидания, эти тайные поцелуи, свидания на скамейках – это тот пир, который происходит во время чумы. Мастерство Сомова словно «эмансипируется», отделяется от предмета и его смысла, приобретает самоценность.