Суриков Боярыня Морозова Описание Картины

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Действие происходит на одной из московских улиц. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Очень трудно ее лицо было найти. Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается и следуем им до конца. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.

Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.

Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Его лица не видно. Каменный храм построили в 1703 году. И как вставил ее в картину- она всех победила.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Боярыня Морозова»

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Все на картине будто напряглось. Это настоящая математика. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.

Впереди на коленях старая нищенка. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Но боярыня отказалась. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений.

Василий Суриков, 
картина «Боярыня 
Морозова»

Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

Действие происходит на одной из московских улиц. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд:«И как вставил ее в картину — она всех победила». Что я и наблюдаю на картине. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум.

Черное на белом, сочетание черных одежд боярыни и белого снега является основным цветовым контрастом, на котором строится колорит картины. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.

Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников.

Приглядел для работы соседний переулок. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

(1) Феодосия Морозова. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. (8) Церковь.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. В картине Сурикова Боярыня Морозова возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.

Основную роль и здесь сыграли пропорции. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник.

Она почти не смотрит на боярыню. «Не идет у меня лошадь, да и только. Портретный этюд был написан всего за два часа. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.

Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры.

16 символов, зашифрованных 
в картине «Боярыня 
Морозова»

16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»

Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Их лица и фигуры реалистично и аккуратно выписаны. С любой стороны взоры собравшихся обращены к ней.

Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Там, в Преображенском, все меня знали.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Это Феодосия Морозова. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Ее увозили в ссылку.

Боярыня Морозова 
картина Сурикова

Боярыня Морозова картина Сурикова

Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой.

Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова.

В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Нравилось им, что я казак и не курю. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.

«Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). (16) Икона «Богоматерь Умиление». Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу.

Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. (8) Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Одежда в темных тонах, головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, цепи, охватившие запястья рук, еще более усиливают это впечатление. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Среди людей есть такие, которые считают что она сумасбродка, но большинство людей переживают происходящие события как настоящую трагедию. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».

Важно найти замок, чтобы все части соединить. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Ее глаза полны слез.

(1) Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи. 1888— Овдовел и переживал депрессию. 1891— Вышел из кризиса, написал «Взятие снежного городка». 1916— Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке.

«Персты твои тонкостны., они уже видят эту большую картину. Это и отразил художник на картине. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.

Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей.

С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви. Люди потянулись к ней взорами. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.

Но враги и насмешники одиноки в толпе. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Но смеялись немногие. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки.

Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен». Не смею, - отвечал стрелец. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Толпа стоит лишь в глубине сцены.

Описание картины Боярыня Морозова

Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Каменный храм построили в 1703 году. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».

Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Людей очень много, но при этом их трудно назвать толпой. Вот пять женщин в правой части картины. Суриков неоднократно удлинял холст. Она возвышается над всеми людьми.

Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

Это был раскол из-за убеждений и веры. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Морозову окружает атмосфера народной любви. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.

Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». В толпе терялось. Она призывает народ к борьбе и подвигу.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). 1848— Родился в Красноярске в казачьей семье. 1869–1875— Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор. 1877— Поселился в Москве. 1878— Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре. 1878–1881— Писал картину «Утро стрелецкой казни». 1881— Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок. 1883— Создал полотно «Меншиков в Березове». 1883–1884 — Путешествовал по Европе. 1884–1887— Работал над картиной «Боярыня Морозова». Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». На ее лице глубокая скорбь. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.

Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.

Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Это сама героиня и юродивый. Саням даже сложно проехать по рыхлому снегу, выбирая дорогу между людьми, которые собрались вокруг и провожают их любимую боярыню. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.

В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

(8) Церковь. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.

Описание настроения 
картины Боярыня 
Морозова

Описание настроения картины Боярыня Морозова

(1) Феодосия Морозова. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Но нет.

Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Картина ожила.

Рождество Христово 
на картинах художников 
разных стран и эпох

Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох

Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Это математика.

Морозову подвергли пытке. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Она не хотела изменять старой вере. Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и чтобы другим неповадно было.

Уильям Блейк: необычные 
картины английского 
поэта

Уильям Блейк: необычные картины английского поэта

Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Все лицо мелко было. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Лежа на дровнях, Морозова поставила стул так, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.

На переднем плане картины в санях изображена женщина. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Центральной фигурой картины Сурикова есть сама боярыня. Благодаря своему таланту и посредством живописи художник Суриков сумел показать, каким храбрым и самоотверженным может быть русский человек.

С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. События происходят в 17 веке.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.

Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Ведь сколько времени я его искал. Каменный храм построили в 1703 году. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.

/ Сочинения / Разное 
/ Картины / Описание 
картины Сурикова

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Чуть меньше расстояние — сани стоят.

И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.

Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека.

Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание».