Суриков Картины

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием. Критики называли картины Василия Сурикова «парчовыми коврами», ругали за «кашу» из лиц и скучность композиций. Эта картина принесла Василию Ивановичу Сурикову известность.

Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи, – говорил Суриков. Степан Разин – последняя значительная историческая картина Сурикова, завершившая его творческий путь. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Над картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была выставлена на Передвижной выставке, – рано утром взбирался на лесенку и переписывал фигуру Разина. На полотне Суриков ярко отразил характерные образы героев, показав смелый порыв, готовых к сражению казачков, красочно отобразив насмерть воюющие стороны. Картина была написана полностью в 1895 году.

Кстати, ученые-искусствоведы совсем недавно выяснили, что Суриков дал картине несколько другое название, которое сейчас вернули этому произведению: Добровольное прсиоединение Сибири Ермаком. В 1878 году Суриков начал работать над картиной «Утро стрелецкой казни». Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили. В Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова хранится картина, созданная художником в первый год учебы в петербургской Академии Художеств.

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепил в картинах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887). И снова картина Сурикова произвела фурор в обществе. Перед Вами картина Сурикова, посвященная подвигу Александра Васильевича Суворова и русского соладата. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики и Суриков усадил Морозову прямо в сани.

В школьные годы, когда впервые познакомилась с творчеством Сурикова, на меня его картины произвели очень сильное впечатление, образы как-будто оживали, жаль было стрельцов и непокорную боярыню и очень нравилось «Взятие снежного городка», жизнерадостная картина. В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год).

Над этой картиной Суриков продолжал работать даже тогда, когда она была показана зрителям. В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции имеющие и вполне самоценный эстетический смысл. Картина была написана к 1881 году, году вступления в ряды товарищества передвижников, где Суриков выставляет свои работы на показ широкой общественности. Творчество Сурикова, картины которого, подобно зеркалу, отражают некоторые стороны общественной жизни конца 19-го века и начала 20-го, в немалой степени способствовало развитию русского искусства.

Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. После поездки из-за границы Суриков начал картину Боярыня Морозова, над которой работал много лет. Работая над картиной, Суриков тщательно подбирал образы героев.

П. м. третьяков в 1883 году приобрёл картину Сурикова «Меншиков в Берёзове». Закончим подборку картин Сурикова, картиной с историческим сюжетом. Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. В 1891 Василий Суриков опять обращается к русской истории, задумав писать картину Покорение Сибири Ермаком, несколько лет работая над историческим произведением, в разных местах России художник создает эскизы и этюды к картине.

Суриков писал картину с наслаждением и каждый мазок, казалось, возвращал его к жизни. После выставки 1883 года картина была приобретена Третьяковым и у Сурикова оказались средства, достаточные для поездки за границу. Сразу же после окончания «Утра стрелецкой казни» у Сурикова возникает замысел картины «Боярыня Морозова».

В Русском музее в Петербурге можно увидеть картину Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Предыдущим шедеврам Василия Сурикова не уступает картина Взятие снежного городка, написанная им в 1891 году и посвященная Масленице.

Биография и картины Василия Ивановича Сурикова

Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Несколько позднее были созданы картины «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске.

Он часто покупал картины мастера. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Живописная картина – это вещь одномоментная. Это был его родной дед.

Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом. Умирает его жена.

Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Городок – старинная народная игра.

Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Однако поступить в Академию Суриков не смог. Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву.

В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. К таким картинам относятся «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы». Многих такой подход шокировал. Пленный перс тоскует напротив атамана. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

И такой прием тоже приносит свои результаты. История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией. Он знаменит также своими портретами. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем.

Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Цветовое оформление по-прежнему остается важнейшей составляющей мастерства Сурикова. Кидаешься ты на врагов, как лев». Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева.

дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5. Перепелкина. Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать. Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».

В этом городе родился будущий художник. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В своих преобразованиях Петр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода.

Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Еще одно большое историческое полотно. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало.

За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Казнь мятежников при личном участии Петра I на Красной площади была отражена художником с пугающей достоверностью. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент.

Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Раскольников стали преследовать. – допрашивали ее увещатели. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.

Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. Суриков подхватил эту мысль. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный».

Однако противникам его удалось взять верх. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник.

Наделенный живым умом, кипучей энергией, силой характера, Меншиков был непременным участником всех начинаний Петра. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Церковь раскололась.

Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. Это известная с семнадцатого века семья. Опять перспектива закрыта.

— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова.

Это был хороший трамплин для будущего развития Сурикова. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первое большое историческое полотно Сурикова. Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит.

10 неизвестных: 
русская история 
в картинах Василия

10 неизвестных: русская история в картинах Василия Сурикова

Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.

Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Его работы видели сотрудники. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». На этот раз его попытка завершилась успешно. И получилось именно то, что он хотел.

Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.

  1. Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи
  2. Картины — Суриков, Василий Иванович
  3. Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
  4. уриков Василий ИвановичКартины и биография
  5. Суриков Василий Иванович (1848 – 1916)

Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Поднятые весла за его спиной – как крылья.

Суриков чувствует себя здесь очень уютно, восхищается архитектурой города. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями.

  • Художник Иван Васильевич Суриков – казак из Красноярска
  • Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
  • Картины Василия Ивановича Сурикова
  • Василий Суриков биография и творчество

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916).

При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Суриков Василий Иванович краткая биография и творчество. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала результатом поездок Сурикова в Сибирь. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.

  • Все Картины Василий Суриков по алфавиту
  • Василий Суриков: последние новости
  • «Великий художник, воинствующий реалист»
  • Самое интересное в виде мозаики
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Если бы мама пожалела, он мог не стать художником

Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют.

Биография Сурикова и будет представлена ниже. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Результатом стало полотно «Утро стрелецкой казни».

С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.

  1. Работа-загадка и счастливый случай
  2. Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно
  3. Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену
  4. Все думали, что после смерти жены он уже ничего не создаст
  5. Жил в двух временах и не любил кровавую историю

– так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. Все получалось не то, не так.

Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром.

  1. Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить
  2. «Вид памятника Петру на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
  3. «Клятва Горациев» Жака Луи Давида
  4. «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа

Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери – Торгошина. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет.

Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. В 1910 году художник путешествует по Испании.

На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение. Тут и остяки и вогулы и сами татары. С раннего детства у художника проявились зачатки таланта к рисованию. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. И это передано как бы перспективной ошибкой.

  • «Расстрел повстанцев» ФрансискоГойи
  • «Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха
  • «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова
  • «Похороны вОрнане» ГюставаКурбе
  • «Бар в Фоли-Бержер» ЭдуардаМане
  • Древность как стиль в творчестве

В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Работа была завершена в 1881 году. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.

Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее.

  • Отрочество и юность в Санкт-Петербурге
  • Личная жизнь и столичный период
  • Картины Василия Сурикова 80-х – начала 90-х годов девятнадцатого века
  • Описание творчества Художника Василия Сурикова

Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. Како крестишься и како молитву творишь.

Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Иногда персонаж находился случайно.

Мастер исторических 
полотен: почему 
Василия Сурикова

Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Солдатам, кажется, нет конца.

В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Критики этой генерации считали его своего рода визионером. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее.

Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет». В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал».

Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Меншиков сидит у стола. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей.

Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. После смерти жены Суриков уезжает с дочерьми в свой родной город, где создает картину «Взятие снежного городка». Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Жизнь в Москве стала особенным периодом жизни художника. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга.

Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. В. Суриков. Прототипами героев полотна послужили родственники Сурикова и другие жители Красноярска. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. В то время Спиридонову было 82 года.

Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Правда исторической панорамы становится откровением.

Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. Вот боярыня и просит его:Миленький. пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел.

Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Он давал ему копировать работы старых мастеров. Сидят они в яме, цепями прикованные. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе.

Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Поверженного орла напоминает атаман – художник словно предсказывает его мрачную судьбу и думает вместе с ним: каким же путем идти России. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Приготовления к казни закончены. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).

Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Низкая бревенчатая изба. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Тяжкую думу думает атаман.

Художник родился в городе Красноярск в казачьей семье. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Будущий художник был не готов поступать в Академию, вот таким образом несколько месяцев занимался в школе Общества поощрения художников. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск.

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи». Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни».

Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Страсти разгорались. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи.

В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. На краю обрыва остановил своего коня Суворов в синем походном плаще, без шапки, весь подался вперед, он шуткой и острым словом подбадривает своих воинов. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену.

Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. Но неясны пути крестьянской революции. На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца. Рано овдовев, она превратила свой дом в тайный монастырь, где собирались раскольники, где одно время жил и протопоп Аввакум. Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает.

Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил. Но его преследовали сердечные расстройства. Выделяются они и своим душевным состоянием. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Контраст низкой избы и громадной фигуры Меншикова подчеркивает величие его образа и душевное состояние узника, заключенного в тюрьму.

Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.

В углу иконы, зажженные лампады. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке.

Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой». Но обстоятельства оказались сильнее его.

У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет. А возле ямы страж ходит. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.

Все это виртуозно сочетается с красочной выразительностью деталей. Известно, что художник происходил из казачьего рода.

Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Остальные стрельцы ожидают своей очереди.

Все это обливалось водой. И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву.

Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.

Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Она тоже была родом из казачьей станицы. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Тогда все сбивалось в кучу. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.

Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Работа продолжалась около двух лет.