Сватовство Гусара Картина Художника Федотова

Картина Сватовство майора: описание картины

Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Это излюбленный приём Павла Федотова. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить.

Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53. Ей, ей, за весь успех мой обязан.

Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю.

Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». –– Уж с другим под венцом Поменялась кольцом Ему верною быть Его нежно любить Клятву Богу дала, –– Перед Богом лгала. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46.

По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Видимо, в псалтырь. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. 5. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319.

В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.

Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. / Ой, стыд какой. / По-старинному— в сизом платочке. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39.

А там, если помните, никакого туалета. Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.

С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Подобные браки случались тогда повсеместно.

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Он пока не видит того, что происходит в комнате, где разворачивается основное действие и ожидает приглашения войти38.

Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

Все не столь однозначно с Купцом. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Ж-4521)8910. Она немолода и, по-видимому имеет достаточно опыта в своём деле— правда, в кругу незнатных особ42. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой.

Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». Грустная история.

Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Помимо натурщиков, Федотов также использовал приобретённый ранее манекен с подвижными суставами, облачая его в одежды различных персонажей и придавая ему требуемые позы35. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. 58, 375, 4.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. К середине XIX века, несмотря на осуждение со стороны светского общества, нередки были неравные браки между обедневшими офицерами-дворянами и богатыми купеческими дочками.

Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.

Этот вариант-повторение, оконченный в 1852 году, ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см инв. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.

Описание картины «Сватовство майора»

Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. / Никогда с ними я не бывала». При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.

Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В поисках героев и подходящего интерьера для этой картины Федотов обошел весь Петербург – он хотел достичь максимальной достоверности. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство.

/ Нет, в светлицу уйду. »46. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. По сравнению с первой версией картины, в варианте-повторении Федотов более строг в отборе деталей. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Жених уже стоит в дверях при полном параде.

Помогите описать 
картину Сватовство 
майора

Помогите описать картину Сватовство майора

На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.

— стыд какой. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери.

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Подобных вопросов возникает множество. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца.

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Женатым и холостым мужчинам же все это было доступно и так, кроме, разве что законных наследников. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

Российская жанровая 
живопись и бытовые 
сюжеты русских художников

Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

А седобородый батюшка-купец. В ней борются противоречивые чувства. Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Ах, уж эта кулебяка.

/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Кроме одного. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Служанки шушукаются. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.

  1. Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
  2. Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
  3. История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
  4. Георгиевская лента и Сватовство майора
  5. Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  6. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  7. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  8. Самое интересное в виде мозаики

Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Отдали её за другого. – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».

Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. О набожности хозяев свидетельствуют лежащие на столике слева Псалтырь и Библия, а также стоящие на полочке иконы с лампадами. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери.

Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».

Слева от майора изображена пришедшая вместе с ним сваха, которая уже успела войти в комнату. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». чужой.

Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом».

  1. Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
  2. Редкие и интересные исторические фото
  3. 18 исторических фотографий в цвете, которые полностью погружают в прошлое
  4. Общееколичествопросмотровстраницы

По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. И зачем. Откуда лента здесь взялась.

Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу.