Сватовство Майора История Картины

История картины Сватовство майора тоже интересная.

Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр

Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.

Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Образы сидельца и приживалки Федотов писал с завсегдатаев Толкучего и Андреевского рынков, а кухарку— с прислуги хорошо знакомого ему семейства Флугов54.

История одного шедевра: 
«Сватовство майора» 
Федотова

История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова

Возникнет (или не возникнет) новая семья. Им предстоит родиться благородными они избегут рекрутской повинности, никто не забреет им лоб. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Вопрос спорный. Ах, уж эта кулебяка. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках».

Ярчайшим образцом творчества стала картина Федотова «Сватовство майора», созданная в 1848 году. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Вот-вот состоится (или не состоится) свадебный сговор. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.

А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Каждый штрих, каждая черточка героев, насыщены жизнью, настолько точно художнику удалось изобразить происходящее, что даже на мгновение нельзя засомневаться в подлинности и реалистичности происходящего. Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии.

Вот, кстати и он – в смежной комнате. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Картина Сватовство 
майора: описание 
картины

Картина Сватовство майора: описание картины

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Полотно Сватовство майора принесло отставному лейб-гвардии капитану Павлу Федотову (1815-1852), не имеющему официального художественного образования, звание академика живописи. Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55.

Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Армейский майор – это, как правило, командир батальона.

«Сватовство майора» 
картина Павла Федотова

«Сватовство майора» картина Павла Федотова

У него горделивая осанка, напыщенныйвид. Не аристократический (мира аристократов выросший в Замоскворечье художник изнутри знать не мог), а именно купеческий. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.

За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.

Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора. 5. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». А переливчатые ткани на платьях.

О знаменитой картине 
Сватовство майора

О знаменитой картине Сватовство майора

Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. / Ой, стыд какой. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. / По-старинному— в сизом платочке. Для большего не хватало грамотности, связей.

Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратилнесколько недель на их поиск. Такое жеманство явно не поощряет взглядом кухарка, что зашла с пирогом в комнату.

Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Подобных вопросов возникает множество. Волнительная и радостная, предвкушающая много эмоций атмосфера царит в доме купца. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.

Описание картины 
«Сватовство майора»

Описание картины «Сватовство майора»

Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Это излюбленный приём Павла Федотова. А дальше можно предполагать. Более светлое, чем у её матери, платье невесты помогает выделить её из центральной группы в качестве наиболее важного персонажа32. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен. Родительница, схватив ее за платье, пытается остановить.

Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Центральная фигура композиции, конечно же, невеста. Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26. Главный акцент картины делается на яркое светлое платье будущей невесты.

Сватовство майора 
и шутовство художника

Сватовство майора и шутовство художника

Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка. Вечные брачные архетипы с поправкой на старомосковский колорит. Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус.

Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. На полотне изображён интерьер богатого купеческого дома, который открыт зрителю, словно пространство театральной сцены26. Все не столь однозначно с Купцом. Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

Георгиевская лента 
и Сватовство майора

Георгиевская лента и Сватовство майора

Отдали её за другого. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. Отец и две женские фигуры остаются в тени своего черного, похожего на тень одеяния. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени.

Есть легенда, что однажды к Федотову приехал отставной майор, который почти со слезами на глазах благодарил художника за то, как он правдиво передал его собственную жизненную историю. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.

Сватовство майора, 
Павел Андреевич 
Федотов, 1848

Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848

В дом пришёл майор, его цель – сосватать барышню. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Он первый отправляется встретить своего будущего родственника и поприветствовать его.

Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.

Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. Мы видим на картине Федотова высшую точку этой напряженной неопределённости и то, как каждый из акторов (действующих лиц) её переживает.

По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Возможно, переживает, чтобы всё сладилось – подкручивает свои гусарские усы. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения.

Купчиха-мать удерживает и пытается образумить дочь, в ней всё выдаёт волевой и властный нрав (похоже, она весь дом держит в кулаке). Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Дом, несомненно, богатый – одна люстра чего стоит. «Особенности национальной женитьбы» в середине XIXвека. Её наряд, вовсе не повседневный, говорит о том, что она ждала-таки жениха. Хотя, как правило, майорство – пик карьеры.

"Сватовство майора" 
и шутовство художника

"Сватовство майора" и шутовство художника

Что можно сказать про этого персонажа. Только наверняка он «происхождения тёмного». В ней борются противоречивые чувства. » Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. И зачем.

Вошедшая сваха сообщает о приехавшем на смотрины женихе. Спокойна во всей этой кутерьме только умывающаяся кошка. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.

О знаменитой картине 
"Сватовство майора"

О знаменитой картине "Сватовство майора"

Еще одним персонажем, на который художник делает упор – сваха. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Сразу же заметным центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Держа в руках бутылку с вином, он повернулся к высунувшейся в дверь приживалке, по-видимому, объясняя ей, что происходит в доме53.

Сын был гордостью и надеждой семьи. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Своих же персонажей, по отзывам близких людей художника, он любил. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.

осталась незавершенной. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.

Описание картины 
Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Федотова «Сватовство майора»

/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».

Браки по расчёту вообще самые крепкие. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.

«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Между тем картина полна типичных представителей этих сословий и таким образом им была создана незаурядная «комедия положений» в изобразительном искусстве, а стилю Павла Федотова дали название «комического реализма». Единственной безучастной и равнодушной ко всему происходящему оказывается кошка на переднем плане. Только наверняка он «происхождения тёмного». Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора».

Описание картины 
Сватовство майора

Описание картины Сватовство майора

Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Сюжет и расположение персонажей в целом сохранены— как и в первой версии, во втором варианте присутствуют те же восемь действующих лиц и кошка. Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполнедобродушного и миролюбивого выражения лица.

Лицо сидельца, в первом варианте частично скрытое головой кухарки, во второй версии полностью открыто57. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Все присутствующие ждали этого события. Кроме одного. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».

Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (. ). Но нервы девушки не выдерживают и она бросается к выходу, чтобы убежать. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае.

Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. — стыд какой.

Описание картины 
Павла Федотова «Сватовство 
майора»

Описание картины Павла Федотова «Сватовство майора»

А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58.

Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Любая женщина мечтает о достойном спутнике жизни и день, когда будущий муж появляется на пороге, – один из главных в судьбе. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».

Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.

Павел Андреевич Федотов Сватовство майора: Описание произведения

Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. А картины. И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. стоили.

Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Ж-4521)8910. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет.

Та в смущении устремляется скрыться в соседней комнате. Кто-то скажет, что перед 8 Марта уместнее разговор о произведении, где героини, например, возвышенны, романтичны. Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки. Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Скорее всего, ее слово в семье и является главным в решении любого вопроса.

  1. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  2. СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
  3. Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
  4. Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
  5. Самое интересное в виде мозаики

В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Продолжатся (или не продолжатся) две династии – военная и купеческая. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.

Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Служанки шушукаются. И здесь – важный момент. Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета.

  • Портрет флигель-адъютанта Сергея Марина
  • Мы рыдаем из-за того, что ты уже уходишь
  • Купец – с Аничкова моста интерьер – из трактира
  • Введите свой комментарий к посту

Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.

Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова. В юности «забрили лоб». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности.

Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Стерпится – слюбится. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена.

  1. Вариант-повторение из Русского музея

И мундир надел с эполетами, а мог бы ведь по-простому, по-граждански – сюртук. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.

Сообщество «Волшебная 
сила искусства»

Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Онато и была столь успешновысмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.

Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Браки по расчёту вообще самые крепкие. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».

Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. / Никогда с ними я не бывала». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. В то время, пока майор браво разглаживает свои усы, в комнате царит настоящая суета. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили.

Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Ведь на столе наготовлены разные угощения. Старик был очень строг по службе и часто, когда он возвращался домой из должности, за ним шел сторож с одной, а иногда с двумя парами сапог в руках.

Стерпится – слюбится. Ах, уж эта кулебяка. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.

Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. ассигнациями в месяц». Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.

Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. В ту пору, будучи офицером, Федотов получал жалование 300 руб. Федотов вводит нас в купеческий дом. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3.

Но это чистой воды жеманство. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.

А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Конечно, некоторые интересовались этим стилем, но изображали преимущественно крестьянское житьё-бытьё, купечество же и дворянство (а точнее, бытовые сценки из их жизни) оставались без внимания. Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. Про нее писали вгазетах.

В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Еще не вошёл в залу. Оно такое прекрасное, что напоминает подвенечное. Ведь они не виновны в падении нравов современности. А росписи на потолке. Подобные браки случались тогда повсеместно.

Ей, ей, за весь успех мой обязан. Естественно, что о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.

Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.

Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. чужой. 58, 375, 4. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием.

Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. получали то, что хотели, становились счастливыми. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору.

Именно благодаря этой произведению ему было назначено почетное звание академика. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». А дальше можно предполагать.

На ее лице читаются властность ирасчетливость. Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. В 1929 году она была передана в Днепропетровский художественный музей, в 1941 году экспонировалась на персональной выставке Федотова, проходившей в Государственном Русском музее в Ленинграде, а затем её следы потерялись1.

При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. В юности «забрили лоб». Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Именно ее красный наряд показывает смысл этой встречи. Со вчерашнего дня Ее нет для меня. В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится вТретьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.

Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Рядом с купцом стоит сваха. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.

Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Автор растолковывал намерение невестыскрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, так как по еевнешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает бытьувиденной и осыпанной комплиментами.

А седобородый батюшка-купец. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.

Образ майора следующим образом описан Федотовым в его рацее: «И вот извольте посмотреть, / Как в другой горнице / Грозит ястреб горлице, — / Как майор толстый, бравый, / Карман дырявый, / Крутит свой ус: / Я, дескать, до денежек доберусь. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». А сама невеста, как и ее мать, разряжена во все самое красивое и модное. / Нет, в светлицу уйду. »46. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность.

В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. «Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). В то времечко подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.

И здесь – важный момент. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане. Ведь он жених. Для окончания работы над картиной по ходатайству Карла Брюллова Федотов получил от Императорской Академии художеств 700рублей ассигнациями1415, которые, в частности, можно было использовать на натурщиков, костюмы и прочие материалы16. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.

Рассмотрим картину. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Для большего не хватало грамотности, связей. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.

Грустная история.