Тропинин Портрет Пушкина

Тропинина портрет Пушкина значил многое. 2. собрать и изучить материалы о самых известных портретах Пушкина работы О. А. Кипренского и В. А. Тропинина. Зимой 1826 – 1827 гг. Пушкин, живя у Соболевского в Москве ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину (1776 – 1852).

«портрет Александра Сергеевич Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке», – вспомнил в 1868 году друг Пушкина Сергей Александрович Соболевский (1803-1870). Помимо ставших классикой портретов Тропинина и Кипренского, существуют и другие изображения Пушкина. Уезжая за границу в 1828 году, Сергей Соболевский оставил на хранение Елагиной в числе многих ценностей и тропининский оригинал портрета Пушкина.

Сочинение "Два портрета Пушкина: Кипренского и Тропинина"

Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент -- момент творчества. Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели. Однажды портрет подменили. Как бы ты его полюбила сама, если бы видела его, как я, всякий день.

Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества. Пушкин. Только в минуты творчества он преображается сам и преображает все, что видит вокруг. Остальные прижизненные изображения Пушкина прежде всего несут на себе печать своей эпохи. Мастера сразу высоко оценили работу Тропинина, с неё сделали несколько копий.

У Тропинина не стояла цель приукрасить внешность Пушкина, но он с успехом воссоздал и запечатлел высокую одухотворенность поэта.

царским подарком одному из предков Пушкиных. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «. Вероятно, что одежда на портрете была придумана самим художником. Пушкин поддержалидею создать в Москве журнал, «Московский вестник», который начал выходить сянваря 1827 года. Портрет, возможно, был сделан после женитьбы, как было принято в те времена. Портрет исчез.

Портрет Пушкина является самым известным его творением. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Он лишь слегка почистил портрет Пушкина. Величественный, гордый поворот головы, широкийразворот плеч. Непринужденность позы, одежды ярко раскрывают черты характера: открытость, независимость, чувственность.

Возможно, но точных доказательств тому нет. Тропинин перенес это качество и на портрет, сочетая его с вдохновенным взглядом. Тропинин мастерски использует цветовые переходы. Судьба портрета сложилась сложно, внешней канвой своей, напоминая, детектив.

Фигура поэта производит впечатлениеуравновешенностью и цельностью. А. С. Все это пытался показать зрителю, создавая портрет Пушкина, Тропинин. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. В 1831 г. он погиб во время эпидемии холеры. Но кем бы ни был нарисован Пушкин, все равно у него остались бакенбарды и кудрявые волосы.

Портрет Тропинина 
и портрет Кипренского

Портрет Тропинина и портрет Кипренского

Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Все в нем говорит, что поэт предстаёт перед нами в своем обычном облике. Оболенский.

На портрете, нарисованным Кипренским, Пушкин сидит в темном строгом пиджаке. Сохранилось несколько оттисковкамня на воске и сургуче. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности. Именно про это кольцо поэт писал: «храни меня, мой талисман». На готовый портрет поэт ответил известным откликом-экспромтом.

  1. Портрет Александра Сергеевича Пушкина
  2. Описание картины «Портрет Александра Сергеевича Пушкина»
  3. Сочинение по картине Тропинина Портрет Пушкина 9 класс
  4. Сочинение по картине Тропинина Портрет Пушкина (описание)

По законам того времени муж и жена должны были иметь равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные и его жену. Этим объясняется должно быть, неуверенность в датировке портрета Пушкина. Здесь символично все: и фигурка музы на дальнем плане и задорные вихры прически и напряженная, сосредоточенная поза – сплетенные на груди руки, отражающие внутренний протест против внешних условностей.

Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. В широко раскрытых голубых глазах поэта светится подлинное вдохновение. Ведь художник пытался изобразить возвышенный образ поэта.

  • Портреты Пушкина Тропинина и Кипренского
  • Портреты Пушкина Кипренского и Тропинина
  • Описание картины Тропинина Портрет Пушкина
  • Сочинение-описание Портрета Пушкина Тропинина
  • Описание настроения картины Портрет Пушкина
  • Литературный портфельчик Искуссницы

У них был общий круг знакомых и друзей и, по преданию, в доме одного из них – Н. Д. Портрет работы Кипренского похож безукоризненно – писал М. В. Юзефович. Жуковскому, а затем оно перешло к И. С.

Художник не стремился приукрасить лицо Пушкина и смягчить неправильность его черт но, добросовестно следуя натуре, он сумел воссоздать и запечатлеть его высокую одухотворенность. И после этого, собственноручно вымыв холст, покрыл егослоем лака.

Халат же, этот«товарищ неги праздной», здесь, повторяю, подобен торжественной тоге римскогопатриция. Ф. Глинка, например, отмечая безупречную выстроенность портрета, тем не менее писал А. С. Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Так же сдержанны и краски – портрет написан в коричневато-зеленых тонах. Дата создания: 1827 г. Автор: Тропинин В. А.

Здесь надо сказать, что Тропинин прожил долгую жизнь, около 80 лет. Сходства в портрете не меньше, чем в эскизе, но само понимание образа стало иным. Здесь сошлись два больших человека эпохи. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. В 1950 г. правнучка С. М. Его молоденькая дочь Софья вышла замуж.

На шее у него повязан темный шарф и аккуратно выглядывает белая рубашка. Киреевскому. Один, основной из них, является наброском общей композиции портрета. Однако, принимая во внимание биографию портретиста, можно сказать, что главное тут – не домашняя атмосфера, а важность и неприкосновенность личной жизни.

  1. Общееколичествопросмотровстраницы
  2. Интересные сочинения по картинам

На втором же портрете Тропинин рисует нам уже совсем другое лицо поэта. Но, как известно, поэт слыл дамским угодником, вот таким образом определенной харизмой все-таки обладал. Отмечаемое современниками внешнее сходство портрета, созданного в том же 1827 году, обусловлено поразительным постижением внутреннего мира поэта.

Портрет Александра 
Сергеевича Пушкина

Был ли в те годы знаком с самим поэтом. Поворот головы – сближает этот портрет с портретом Кипренского. Художник избегает всяких внешних выигрышных примеров: эффектного жеста, ракурса, поворота. Пушкина в Петербурге.

физический облик: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться». Пушкина имел успех, хотя и вызывал споры. Рассмотрим лицо поэта на одном и другом портрете. На первой картине О. А. Кипренский рисует нам загадочное, задумчивое лицо Пушкина.

Настроение поэта выразилось встихах той поры: «Пророк», «Арион», «Послание в Сибирь». Портрет – передача внешности и спасение человека, но от чего. Однако пребывать «вглуши, во мраке заточенья» оставалось недолго. виде простом, домашнем. А через плечо Пушкина перекинут клетчатый плащ. Баратынскому.

Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Якут передал миниатюру в московский музей Пушкина.

Тропинин охотно взялся за работу. Настроение этого портрета близка «Элегии», созданной Болдинской осенью 1830 года. Гравюра выполнена также по заказу А. Дельвига и прилагалась к альманаху Северные цветы на 1828 год, ко второму изданию Руслана и Людмилы (СПб., 1828), к альманаху Подснежник на 1829 год, а также разошлась в многочисленных оттисках и выполненных по ним новых гравюрах на меди, стали, дереве. Скульптурным ассоциациям способствует темный бронзово-оливковый колорит и мягкое золотистое мерцание фона, оттеняющее словно прочеканенный силуэт не говоря уже о рифмовке со статуэткой музы (лира в ее руках – атрибут Эрато, музы лирической поэзии). Орест Кипренский признавался А. С. На нем просторный домашний халат с синим воротником, на шее – длинный голубой шарф.

Николай I помнил о первом поэтеРоссии. Ничто не омрачает в этот миг душу: поэт взволнован захватившим его воображением. В образе Пушкина сочетаются задумчивость, легкая грусть и едва намечающаяся, только ещё не рождающаяся улыбка. Это событие записано по рассказу Соболевского Н. В. Бергом.

Мудровой подарил миниатюру талантливому актеру Всеволоду Якуту, создавшему живой образ поэта в спектакле «Пушкин», во время гастролей театра в Ленинграде. Большой портрет, во всяком случае менее документален, чем этюд. И ничего более. VIII, с. 65-66). И это не конец детективной истории. Народный артист СССР В. С. Художник мог передать только одно из них, которое больше соответствовала его представлениям о «свободной стихии», – он изобразил море пасмурное и бурное. Некоторую торжественную античность придают широкие складки домашней одежды, а вся поза поэта наполнена внутренним чувством собственного достоинства и гордостью. Далее давайте рассмотрим одежду Пушкина на одной и другой картине.

Загадочная же надпись вырезана на еврейском языке и значила: «Симаха, сынпочетного рабби Иосифа, да будет благословенна его память». Желательно привлекать его если не полностью, то в больших отрывках. Тропинин мастерски использует цветовые переходы. Н. Н.

Кондитерское дело того времени требовало способности изображать фигуры людей и животных. Великий поэт хотел подарить этот портрет своему другу С. А. Соболевскому. Это состояние, о котором говорил он в Х и ХI строфах стихотворения «Осень».

Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. Творческое начало в Пушкине подчеркивают белые листы рукописи на столе. Но что же мы видим на другом портрете. Поэт вдохновенен, величав Взгляд великолепных больших и ясных глаз, в которых, как казалось современнику, отражалось все прекрасное в природе, устремлен на какое-то видение.

Долгое время судьба картины оставалась неизвестной. Но знаем, что они встретились позднее. Хоть Пушкин позировать не любил, желанию друга подчинился беспрекословно. Но сам Пушкин высоко ценил оригинал. Фигура Пушкина написана Репиным, пейзаж – знаменитым маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским (1817 – 1900).

минута -- и стихи свободно потекут». Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры. Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать её в слух». Пушкин отметил этот счастливый день в двух стихотворениях – «19 октября» (1825) и в послание к Пущину, переданном в Сибирь на каторгу (написано 13 декабря 1826 г. ) Картина Николая Николаевича Ге (1831-1834) очень популярна. Она гораздо официальнее и холоднее, чем рассказ Пущина о посещение поэта.

Тропинина называли «халатным живописцем» и выстраивались в очереди за портретами. В 1812 – 1816 годах Кипренский жил в Петербурге, часто посещал Царское Село. Кипренский, создавая портрет Пушкина, подчеркнул в нем поэтическое начало. Поэт поглощен своей работой, сосредоточен, строг.

Уезжая за границу, он оставилпортрет на хранение знакомой, а назад получил подделку. Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. На холсте, в бронзе и мраморе, человек остаётся жить. «Художников друг и советник», как звал его Александр Сергеевич, Дельвиг предвидел, что портрет станет важным событием в русской культурной жизни и не случайно остановил свой выбор на уже известном живописце.

Описание картины лишний раз доказывает, что ему это удалось. Рисунок очень «пушкинский» по стилю: художник выработал свой стиль идя от рисунков Пушкина, от его графической манеры. Художник изобразил Пушкина в Болдине осенью 1830 года.

Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским». Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. Однако трудно отделаться от чувства, что здесь перед нами – весь Пушкин: образ этого портрета вполне адекватен тому представлению о зрелом и позднем Пушкине, каким оно возникает из воспоминаний современников, да и, собственно из самого творчества поэта. Соболевский. Именно выходец из народа – Тропинин – острее других почувствовал и сумел увековечить своей кистью народность гения русской поэзии. Эта незначительная деталь становится самым важным символом всей картины. Владелец портрета С. А. Соболевский отдал работу В. А. Тропинина А. П. Елагиной (частым гостем ее литературного салона бывал Пушкин) для снятия копии. (Имеется в виду снятая с него гравюра).

Пушкин привёз с собой написанную в деревне драму «Борис Годунов». Далю, со словами: «Бери, друг, мне уже не писать». Впоследствии дочь Даля передала перстень великому князю КонстантинуКонстантиновичу и сейчас он хранится в музееквартире Пушкина в СанктПетербурге, на Мойке, 12. Шереметева – и писался этот знаменитый портрет. Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 руб. )» Неверно и с «изображением поэтакак он бывал чащев домашнем халате». Там он женился на вольной поселенке.

Кузьмин изображает Пушкина много и всегда интересно, точно, содержательно. Нам они кажутся нанесенными на бумагу каким-то очень современным художником. Фигура Пушкина, задрапированная складками халата, полна величия. Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М. М.

Почему Пушкин его отвернул вниз камнем. Истинный русский Байрон в халате. Поэт сидит, его поза естественна и непринужденна.

Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Он говорил, что в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Правая рука с двумя перстнями на пальцах лежит на столике, рядом с раскрытой книгой. Чего стоит один только его взгляд. Второй сделан на обороте первого.

Потерпевшим и первым детективомисследователем пропажи стал сам С. А. «Незримый рой гостей» в рисунке Кузьмина – образы «Маленьких трагедий». Портрет отличается подчеркнутой сдержанностью и поэтичностью.

Пушкин носил кольцо постоянно и передсмертью подарил поэту В. А. Правая рука, на которой видны два перстня, положена на столик с раскрытой книгой. Правда, один из критиков отмечал, что художнику не удалось передать быстрый взгляд поэта.

Сюжет картины подсказан стихотворением Пушкина «К морю» (1824). Поэт настолько величав, что кажется, потревожить его раздумьяневозможно. На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом).

В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. На втором же портрете, портрете Тропинина, Пушкин сидит уже свободно. Существует несколько версией появления портрета Пушкина, согласно одной из которых полотно было заказано другом поэта Соболевским, однако ученые, как бы не очень склонны к именно этому развитию судьбы с Тропининской картиной Пушкина. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.

Эта черта, повторяемая не только на данной картине, подчеркивалась всевозможными деталями. Серова обычно связываются с Болдином. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Илья Ефимович Репин (1844-1930) изобразил событие, которое описал Пушкиным: «Державин видел я только однажды в жизни, но никогда того не позабуду. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного.

Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Несомненно, что Тропинин оценивал творчество поэта оченьвысоко, Пушкин для него – «царьпоэт» и в карандашном эскизе он окружает своегогероя романтическим ореолом. И пусть портрет имеет некую небрежность, в нем вы увидите не «солнце русской поэзии», а обычного человека, со всеми его достоинствами и пороками. Иван Иванович Пущин оставил подробные и очень живые воспоминание о своем посещение Пушкина в Михайловском 11 января 1825 г. Картина иллюстрирует следующую сцену: «Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума» он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему во все почти незнакомую.

Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии. Это проявляется, в первую очередь, в выражении лица Пушкина. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Великий поэт сидел перед Тропининым и художник не мог не передать этого в портрете.

Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора. На наброске черты лица носят печать того «арапского безобразия», которое отмечал у себя сам Пушкин. Пушкин подарил большой портрет Соболевскому, набросок же хранился в семье Тропинина.

Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. На большом портрете лицо сделано значительно «благообразнее» и от «арапских» черт сохранилось только кое-что в губах. Около 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру в Петербург.

Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. Композиция – поза. Устойчивая поза сообщает образу монументальность.

Первое впечатление от портрета – впечатление предельной завершенности. Тонкослойная живопись с мастерски точными касаниями кисти особенно сильное впечатление производит тем, как выписаны глаза. Об этом свидетельствуют глаза поэта. После его смерти он был у В. Жуковского, И. Тургеневу, который завещал его Л. Толстому. Автор сразу узнал вою работу, однако обновлять своё творение оказался, пояснив, что «не смеет трогать черты, положенные с натуры».

Тут он оживился, глаза заблестели он преобразился весь. То, что портрет А. С. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты.

На указательном пальце – витиеватая печатка с сердоликом, который подарила Елизавета Воронцова еще во время южной ссылки. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Художник Петр Федорович Соколов (1787-1848), знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел в Пушкине элегантного аристократа. М. Я. Мудров лечил Пушкиных, когда они жили в Москве. Портрет А. С. Смесь сосредоточенной строгости с чуть заметным налетом тревожности не просто придает образу портрета психологическую глубину, но и допускает возможность странного временного сдвига при восприятии портрета, когда становится возможным отождествление запечатленного в потоке времени облика поэта с вневременным понятием «Пушкин».

Портрет похож на эскиз, очень лиричный и проникнутый «осенними настроениями» поэта и самого художника – Серов тоже любил осень. Пушкин изображен сидящим, в естественной и непринужденной позе.

Задачей другого крупнейшего живописца эпохи -Ореста Кипренского было показать в Пушкине прежде всего «гения поэзии», по выражению того времени. Также, белая рубашка символизирует парадную, торжественную обстановку. И вот в старости ему удалось вновь увидеть свою работу. И это, спустя несколько месяцев после расправы наддекабристами, безусловно – подвиг, оценить который смогли лишь потомки. Таким, по-видимому и был первоначальный замысел портрета.

Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику.

Судьба портрета после его создания была полна приключений. Об исполнении приговора над декабристами, свершившегося 13 июля 1726 года, (пятеро были повешены, 120 отправлены на каторгу в Сибирь) Пушкин вМихайловском узнал только через одиннадцать дней. Взгляд голубых, с искрой, глаз поэта, проницателен, в нем читается и вдохновение и творческая мысль, но Тропинин не могне подметить истинное состояние души Пушкина – сложное, взгляд его обращен «всебя», отрешён. Он слушал живостию необыкновенной. Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А.

Оба произведения В. А. Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом», - заметил Тарас Шевченко в своей повести Художник.

В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке. Вряд ли это какоетознамение, скорее всего, чьято память. Существует обширная литература детективноисследовательскогохарактера.

Ну и наконец, рассмотрим позу А. С. Пушкина на этих двух портретах. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Однако ему не суждено было попасть на общее обозрение.

Пушкина. В конце 1826 года С. А. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека. Теперь обратимся к самим картинам. Отметили работу живописца и современники поэта. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского.

Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного и золотистого теплого оттенка. Рука, которую поэт сжал в кулак, гораздо пафосней всех поднятых сабель и револьверов. Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета.

После смерти Дельвига в 1831 году, он купил портрет у его вдовы, который хранился у сына ивнука поэта до 1916 года, когда был приобретен Третьяковской галереей. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского) и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт и это несмотря на «домашний» костюм. Копию видел Пушкин. Он одет в домашний халат поверх белой сорочки, подвязанной черным платком.

Тургеневу иПолине Виардо. Но затем подлинник портрета Пушкина надолго пропал. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».

Из-под халата выглядывает белая рубаха, а шейный платок повязан свободно. Была прекрасно передана глубокая внутренняя значительность и творческая напряженность поэта. Его попросили также отреставрировать произведение. Наконец вызвали меня. Пушкин не смотрит на художника, он глядит куда-то в сторону, при этом о чем-то думая.

Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, -- всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Ужели это следствие печалей жизни. Большинство художников того времени предпочитало рисовать «парадно-выходные» портреты в мундирах, бывший крепостной противопоставлял им мягкие складки халатов. Образ дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ними в одно целое. У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих глаз. А на другой картине мы видим, что Пушкин сидит уже в распаханном повседневном халате, с небрежно повязанным шарфом и с высунутыми воротниками расстегнутой белой рубашки.

Кстати, у поэта, при всей его известности, длинные не стриженные ногти. Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Прежде всего, отнебытия. Халат олицетворяет не праздную негу, а свободу человеческого выбора.

8 сентября 1826 года, Александр Сергеевич в сопровождении фельдъегеря, какбы «свободно, но под надзором, не в виде арестанта», прибыл из деревенской ссылки вМоскву. Кроме того, пестрая игра цвета требовалась, чтобы уравновесить светлеющую на черном кисть руки, восхитительно написанную, прямо отсылающую к пушкинской строке о «красе ногтей». В. А Серов (1865-1911), один из крупнейших русских портретистов, отличался талантом особого лирического обаяния. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки».

О том, как преображалась внешность Пушкина внутренним огнем его гения, говорит А. П. Керн: «Надо сказать, что он не умел скрывать свои чувства, выражал их всегда искренне и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи». Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. Он был душевно глубокопотрясен, поскольку надеялся на высочайшую милость.

Это не значит, конечно, что он отошел в от правдивого воспроизведения натуры. На смертном одре Пушкин передал этот перстень врачу иавтору русского словаря В. И. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным».