Ватто Художник Картины

Театральный стиль картин Ватто лучше многих иллюстрирует один из шедевров художника – хранящаяся в Лувре картина «Жиль» – пожалуй, самое известное произведение ВаттоСегодня о ней и пойдет речь. «картина художника Антуана Ватто «Затруднительное предложение» – поэтический рассказ о тихой беседе на лоне природы и внезапном прерывании отношений, без какого-либо театрального пафоса и возвышенных страстей. » (Автор неизвестен).

Антуан Ватто, биография и картины

Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. Антуан Ватто не раз обращался к теме актеров комедии дель арте. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим.

«придворное» направление эпохи Людовика XIV практически изжило себя. Лишь сам художник вмещает в душу свою боль и тревогу, но позволяет себе сказать об этом лишь намеком, тональностью, колористической метафорой. Это было последнее временное улучшение. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.

Паре, доставшей гирлянду, на одну ночь достаётся титул короля и королевы. Аукционный дом Gros Delettrez назвал «Комедиантов» в своем каталоге работой около 1720 года «французской школы круга Антуана Ватто». Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) — танцора. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник».

Особенным спросом пользовались изображения Николая Чудотворца. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Темами сюжетов творений Ватто являются празднества на лоне природы, лишенные грубости и приземленности обыденной жизни, собрания галантных дам и кавалеров, занимающихся музицированием или ведущих тихую беседу, пастухи и пастушки в красивых нарядах, резвящиеся в вечнозеленых и полных света лесах и на лугах. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами.

Антуан Ватто картины 
// Великие иностранные 
художники

Антуан Ватто картины // Великие иностранные художники

Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одрана и при этом имел возможность без всяких ограничений изучать художественные коллекции Люксембургского дворца.

На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, её очарование, самая суть физической красоты. Персонажи картин Ватто – постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства ("Венецианский праздник"). Фигура Жиля, странно бездействующая, с повисшими руками и остановившимся взглядом, как бы не имеет никакого отношения ни к ним, ни вообще к чему бы то ни было на свете, он один.

Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. Комментарий редакции: Справедливости ради стоит отметить, что с екатерининских времен в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится картина Антуана Ватто, довольно долгое время, до 1960-х годов носившая то же название— «Актеры итальянской комедии». Последователями Ватто были Жан-Батист Патер и Никола Ланкре. Как ни странно, первым тягу отпрыска к прекрасному обнаружил его отец, Жан Филипп.

С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм. Он покинул дом Жерсена. ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (1684–1721), французский художник и рисовальщик. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20.

Само его искусство опровергает эту мысль. Беспокойство пронизывает всю картину. Сюжет картины незамысловат. Живопись художника была красива и нежна, хотя не особенно закончена в деталях. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Он просто один и все.

Возможно, его побегу в Париж способствовало знакомство в Валансьене с художником-декоратором Метейекомм. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Немилова. Смысл искусства художника не ограничивается лишь достоинствами его картин.

но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто. Семеро экспертов считают, что это либо работа одного Ватто, либо неоконченная картина, которую дописывал кто-то из его учеников — предположительно Жан-Батист Патер (Патеру атрибутировали эту работу в течение ХХ века).

Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Парадные портреты в антураже залов и колоннад сменились сельскими пейзажами и изображением неприхотливой жизни и милых увеселений на фоне природы. В 1698–1701 Ватто учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и других фламандских живописцев. Картина из вашингтонского музея, скорее всего, была подарком английскому врачу.

Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. Покровительство и выгодные заказы, которыми Кроз снабжал Ватто, восторженные отзывы банкира о его живописных талантах— всё это способствует и началу европейской известности художника. 15.

Его герои почти никогда не смотрят на зрителя. Рубенс, Тициан, Бернар Пикар – все они стали опорой для его дальнейших изысканий в искусстве. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям.

Картины французского 
художника Жана Антуана 
Ватто

Картины французского художника Жана Антуана Ватто

В каждой сценке сразу же улавливается атмосфера французского театра с его церемониями, галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в котором царит дух комедии дель арте. Ватто быстро превзошел в мастерстве своего учителя и ок. 7. Поэты XIX века откроют картины Ватто.

Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто.

  1. Ватто АнтуанКартины и биография
  2. Антуан Ватто, Жан-Батист Патер в ГМИИ
  3. Биографии великих и известных людей
  4. Портрет Ватто (художница Розальба Каррьера)
  5. Творчество Антуана Ватто в контексте искусства рококо
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены. В Париж Жан Антуан прибыл в 1700 году и в первые месяцы балансировал на грани нищеты. Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. Почти все картины Ватто небольшого размера. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет.

Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. С самых юных лет он обнаруживал склонность к искусству и обучался у Дерена (Derin), лучшего учителя в его родном городе. Вейер был другом и наставником основателя лос-анджелесского музея Жана-Поля Гетти. Вокруг дерева разводят костры. Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки.

Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться. ГМИИ им.

  1. Краткие сведения о наследстве живописца
  2. Берлин, «Вывеска лавки Жерсена»
  3. Все Картины Антуан Ватто по алфавиту
  4. Словари и энциклопедии на Академике

Это гармоничное сочетание элементов бытового, театрального и декоративного и обусловило неподражаемую манеру Ватто. Ноты в ее руках – лишь предлог, чтобы ее спутник мог свободно заглядывать в низко срезанный корсет, волнуя девушку и себя нежной серенадой и не менее пылкими взглядами. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». Родился в Валансьенне в 1684. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б.

И единственная фигура (у Ватто часто появляются такие фигуры) которая СМОТРИТ на зрителя и не только на него, но и в себя тоже и будто погружёна в какую-то грустную релаксацию – это фигура повара. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. И это подкрепляло свойственное Ватто ощущение жизни как игры, а характеров как масок. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22.

  1. Картина Праздник любви Антуана Ватто 1717 года
  2. Картина Общество в парке Антуана Ватто 1716-1719 года
  3. Картина Итальянские комедианты Антуана Ватто 1720 года
  4. Картина Паломничество на остров Киферу Антуана Ватто 1717 года
  5. Картина Капризница Антуана Ватто 1718 года

Патер был единственным учеником Ватто. Знакомство в 1704—1705 годах с К. Жило, фламандским живописцем, ценившим гротеск и писавшим небольшие картины с изображением комических театральных постановок, сцены маскарадов, укрепило возникший у Ватто интерес к театру. Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (1717—1718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. Они суховаты и по живописному исполнению.

При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница», «Затруднительное предложение»), нередко окрашенных иронией и горечью. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу». Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства – в частности, с рубенсовской "галереей Медичи" ("Жизнь Марии Медичи"). Современники не просто ценили картины Ватто. Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в "полные члены" Королевской академии.

  • Картина Савояр с сурком Антуана Ватто 1716 года
  • Картина Меццетен Антуана Ватто 1718-1720 года
  • Картина Жиль Антуана Ватто 1717-1719 года
  • Картина Равнодушный Антуана Ватто
  • Профессиональный фотограф и движение в кадре
  • Профессиональный фотограф и музыкальность снимка

Это было последнее временное улучшение. Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Критик Антуан де ла Рок, много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, запечатлен в пейзаже среди мифологических персонажей, в сцене, напоминающей эпизод из театральной постановки.

И почти все дома в нём выстроены заново. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена — автора первого каталога произведений Ватто (1736). В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако в очень оригинальном сплаве.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • О знаменитости:Французский художник и рисовальщик

Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Здоровье Ватто ухудшалось. Куратор Гетти Шефер утверждает, что и их «Итальянские комедианты» были написаны во время той же поездки. Впоследствии художник переехал в Париж и жил там до конца своих дней. Ватто словно вновь возрождает красоту.

Ватто АнтуанКартины 
и биография

В мире грез художника нет места пошлости реальной жизни. 18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Друзья называли его "холодным" и "бесстрастным". После атрибуции И. С. Немиловой не только сама картина, датируемая 1711–1712 годами, получила новое название— «Актеры Французской комедии», но и трое из пяти изображенных на ней персонажей обрели имена. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулез.

Это сказано не то в шутку, не то всерьез. Жан-Батист Патер очень редкий мастер. Актеры перебрасывались репликами с партнером, выходили в зрительный зал. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).

Работы Ватто, созданные в Париже, были отражением эпохи. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт. Не видно, что он от этого страдает. Но незадолго до его появления на свет эта провинция была завоевана французами. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана.

Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное». В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Он постоянно становится жертвой проделок ловкого Арлекино.

«То была прекрасная эпоха», — хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 1716—1717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. – "Тягости войны" и "Военный роздых" относятся к числу лучших картин этой серии. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива.

Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. Что же мы видим на картине.

Достоверно известно лишь то, что вскоре после прибытия в Париж Ватто, не имея денег на существование, нанимается в живописную мастерскую на мосту Нотр-Дам, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей. Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.

При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника. Да, действительно, театр— это вторая жизнь, а жизнь— подобие сцены. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия.

Это типичные образцы стиля рококо. С именем Ватто (1684 — 1721) связано представление о каких-то прогулках, о маскарадах, об играх, танцах, комедиях, о какой-то сказочной беспечности. Он жил недолго, много скитался, оставил небольшое художественное наследие и многие музеи мира завидуют Пушкинскому из-за небольшого полотна Патера «Праздник майского дерева». В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца.

Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Обладая тяжелым характером, Ватто, при всем при том, замечательно умел заводить "нужные" отношения – как среди художников, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Здесь же происходит знакомство с местным сорокалетним скульптором Антуаном Патером, для которого 25-летний Ватто уже был парижской знаменитостью и которого Патер просит стать покровителем для своего 15-летнего сына Жана-Баттиста, начинающего живописца. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу – заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал "академическую работу"). Жиль стоит на переднем плане в забавном костюме.

В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Приобретена картина для Екатерины II, вероятно, на распродаже собрания г-жи Жюльен в 1778 г. Военный роздых (Les delasse ments de la guerre) написана в пару к Тягостям войны. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм.

В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века» Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу.

Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. 1710. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. А. С. Пушкина).

В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания». Старший куратор отдела живописи Гетти Скотт Шефер (Scott Schaefer) рассказал, что перед приобретением работы у лондонского дилера музей проконсультировался практически со всеми ведущими специалистами по творчеству Ватто, каждому из которых картину показывали лично. Ватто пробовал взяться и за историческую живопись, но не имел с ней успеха.

Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был "его" художником. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года.

Четвертый ребенок в небогатой семье, Жан Антуан мог и не проявить своих талантов. И если сравнить работу Ватто с картиной Нотье «Битва при Лесной», то там битва разыгрывается по всем правилам батального искусства, там есть полководец, действие, враг. В прошлом апреле она «всплыла» на торгах произведениями из коллекции Поля-Луи Вейера (французского офицера времен Первой мировой войны, заработавшего себе состояние в авиационной и банковской отраслях). У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями». Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. В последний раз картину «Итальянские комедианты» выставляли в парижском музее в 1929 году.

Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом. Он начал творить в то время, когда т. н. В высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе, однако мазок у него более тонкий и текучий. В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа.

Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Позднее Патер говорил, что всем лучшим, чему он в жизни научился, он обязан именно этим немногим драгоценным урокам, продолжавшимся около месяца35. Это работа с интерьером магазина, а не с природой.

Более того, И. С. Немилова сделала вывод, что «перед нами определенно групповой портрет актеров, но не итальянской, а Французской комедии, притом, по всей вероятности, участников одной пьесы — Три кузины Данкура». Он родился во фламандской провинции.

Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.

Патера, тоже уроженца Валансьенна. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия.

Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Мягкое освещение летнего дня подчеркивает спокойствие обстановки". Там же, в гостях у Мариэтта, Жан Антуан встретил своего наставника Клода Жилло. ГМИИ им.

Она была написана в 1719–1720, во время поездки художника в Англию для лечения туберкулеза. В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника.

В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. При посредничестве Сируакомм. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками.

Известно, что художники в дальнейшем старались даже не упоминать имен друг друга. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей.

«Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования.

В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. Весной Ватто стало хуже. Третья пара стоит. Здоровье Ватто ухудшалось. А. С. Пушкина)13. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все — Париж, Лувр).

Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи". Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Девушки и юноши, которые должны в этом году обвенчаться, прыгают через костёр. При этом любопытно то, что герои Ватто очень маленькие, крошечные создания этого мира.

Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. Ватто написаны такие известные картины, как «Савояр с сурком», «Затруднительное предложение», «Капризница», «Жиль», «Отдых на пути в Египет», «Квартет» и др. И все же надо признать, что у Жилло Ватто окончательно разобрался в самом себе и что с тех пор стали более явственными признаки таланта, который предстояло развить»4. Причём исследователи говорят, что Ватто запечатлел в нём свои собственные черты. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи».

Картина эта принадлежала другу Ватто — Жюльену и на распродаже коллекции последнего в 1767 г. была оставлена за собой его вдовой (Жюльен женился незадолго до возвращения Ватто). Слова о «хрупкости мира Ватто», давно ставшие трюизмом, не утеряли справедливости: это своеобразный искусством созданный мир, соединивший два исторических периода, соединивший связью, которую так легко принять за нарядную рокайльную гирлянду, но за которой ощутимо напряжение туго натянутой, готовой порваться струны. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. 20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. Антуан-Жан вызывал у них восторг. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак».

Скептицизм персонажей Ватто поистине универсален. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия» вскоре становится одним из близких друзей художника. Он покинул дом Жерсена. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869). Всё представляется, как некая игра. Живопись рококо — необычное явление в истории культуры. 1710.

Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. По словам Жана де Жюльена, одного из друзей и первых биографов художника, «Ватто, которому в то время было лет десять-одиннадцать, учился с таким увлечением, что через несколько лет наставник уже перестал ему быть полезен ибо не мог должным образом руководить им». 13. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось.

В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Щемящий меланхолический мотив звучит в картине Жиль. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива. Стоящий актер – это Жиль, как называли во Франции грустного Пьеро из комедии масок. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Однако успехов Метейе не снискал и спустя несколько месяцев был вынужден вернуться на родину.

В 1714 году, приняв предложение Кроз поселиться в его только что отстроенном парижском особняке, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров». Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. В статье «Философия Ватто», позднее включенной в первый том сборника «Искусство XVIII века»42комм.

Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. Немилова.

Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных». Жизнь художника, однако, оказалась короткой, он скончался от чахотки на 37 году жизни.

К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда». Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Это и беженка с младенцем и щёголи, беседующие между собой и отдыхающие солдаты и т. д. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую. Весной Ватто стало хуже. В 1717 г. он был удостоен звания члена Парижской академии.

Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Ближе, с творчеством его главного представителя, Жана Антуана Ватто (Watteau)можно познакомиться, совершив тур во Францию. Род его живописи был определен Академией художеств, куда он был принят в 1717 г. Ваттородился в Валансьенне отец его был работник и подрядчик. Город был наводнен солдатами.

У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. Зритель начинает бегать взглядом по композиции и улавливать течение жизни.

Именно воображение, столь ценимое веком, позволило ему видеть и разлагать реальность, синтезируя новое. Ему посвятит стихотворение Т. Готье. Известно, что эта картина должна была служить вывеской в кафе. Ученики и продолжатели занялись затем распространением этого нового рода.

При всей несхожести артистических темпераментов, тематики и масштабов деятельности этих двух мастеров их объединяет исключительно развитое колористическое чувство. 9. Беспокойство пронизывает всю картину. Этого художника можно назвать основоположником данного стиля.

В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Классицизм сдавал свои позиции, с ним уходили в прошлое тенденции и мода. Остро переживая своё поражение, 24-летний Ватто уходит от Одрана и, покинув Париж, уезжает на родину в Валансьен9. Перейдя в мастерскую Жилло (Gillot), он и там оставался недолго и перешел к декоративному живописцу Одрану и украшал своими фигурами его орнаментальные произведения. Затем, Ватто стал писать декорации для оперы.

2. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами.

Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Наряду с этим Ватто очень привлекал театр. Учился Ватто у таких мастеров, как К. Жилло и К. Одран.

Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.

Газета Herald Tribune написала, что сумма сделки составила 1, 56 миллиона евро (около 2 миллионов долларов), что оказалось в 20 раз выше верхнего эстимейта. В этом ощущении, в этой застылости затаена бесконечно грустная мысль об одиночестве человека, запертого в самого себя, как в клетку. Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполов, а доктору Миду достались «Итальянские актеры».

Картина Ватто с тем же названием «Итальянские комедианты» есть в коллекции Вашингтонской национальной галереи.

В роздыхе все носит еще характер веселого фламандского кермесса (сам Ватто был наполовину фламандец, будучи родом из Валенсиена, лишь к концу XVII века доставшегося французам) веселость и непринужденность царят на этой крошечной картинке изображающей обедающих под открытым шатром солдат. Его коллекция голландской живописи поразила Ватто. При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин изображавших сцены итальянской комедии.

11. Самой дорогой работой Ватто сейчас является картина «Сюрприз», которую на лондонском аукционе 2008 года купили за 24, 4 миллиона долларов. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Следя за его взглядом, зритель приходит к беженке, она смотрит ещё куда-то и т. д. Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах.

Об его любовных делах ничего не известно, но едва ли был он в них удачником. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Его первым учителем был, возможно, Ж. А.

На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается.

Учение закончилось довольно скоро и было абсолютно бесполезным. Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену». Шекспировское «какая-то в державе датской гниль» ощущается в оранжерейном мире героев Ватто, но не с гамлетовским трагизмом, а с оттенком насмешливого фатализма.

Герой смотрит на зрителя с щемящей грустью и какой-то странной серьезностью. 16. Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто.

Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто. Ватто считается основоположником рококо в живописи.

Перед ним – зрители, позади-актеры, но он абсолютно одинок. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Обратите внимание на одежду участников композиции – представьте, как они могут в этих шелках и кринолинах бегать, залезать на дерево играть.

Нелепая поза делает его фигуру мешковатой и скованной. Одно из самых больших своих произведений. Как отмечает Н. Л. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства.

Наконец и обе разобранные нами картины в отношении техники — бесподобные жемчужины. И какая живопись.