Венецианов Весна

Сложно утверждать, что его «Весна» вдохновляла Венецианова, нообщее настроение ипосыл очень близки. Весна – это работа Венецианова, с которой я познакомилась в школе на уроке литературы. Сложно утверждать, что его «Весна» вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки. Алексей Гаврилович Венецианов – выдающийся живописец. К основным его работам относятся жанровые сцены из крестьянской жизни. Одной из таких произведений есть картина «На пашне. Весна». Алексей Гаврилович Венецианов – выдающийся живописец. К основным его работам относятся жанровые сцены из крестьянской жизни. Одной из таких произведений есть картина «На пашне. Весна».

Многочисленные этюдные портреты и пейзажи к «Мессии» сами по себе эпохальны. Художник не пытается приукрасить их сколько-нибудь, да в этом и нет нужды. На пашне». Но есть, однако и существенные различия. Свет идущий широкой полосой через распил, в глубине холста постепенно затухает, но ему на помощь приходит свет, льющийся из боковых ворот.

До 5 лет Брюллов был прикован болезнью к постели. Упрёки лишены оснований по двум фундаментальным причинам. Его бытовые сценки составляют живую, полную юмора панораму современной итальянской действительности (три большие акварели на тему Октябрьского праздника в Риме — 1842, ГТГ и ГРМ). Младенец здесь символизирует плодородие, будущий богатый урожай на земле. Поэтическую сущность полотна можно определить как «причащение человека к вечности через слияние с миром природы»7. Здесь он полностью посвятил себя творчеству, создавая в основном картины бытового (крестьянского) жанра.

Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. в семье потомственных живописцев. На первом плане выделяется группа «раба и господина». На картине изображены мать и сын в минуту отдыха.

  • Венецианов Алексей Гаврилович (1780 — 1847)
  • Пропорции в картине Венецианова
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Биография Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847)
  • Подпишитесь на новостную рассылку музея

Образ венециановской Весны сложен. Эту школу прошли более 70человек. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

Венецианов Алексей 
Гаврилович (1780 
— 1847)

В её фигуре сочетаются одновременно лёгкость и монументальность. Это произведение является портретом простого деревенского мальчика. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Лермонтов, В. А. Одета она в светло красный сарафан и белую блузку. «На пашне.

Она принесла мировую Славу рус. Художник видит правду совсем другой. Фигура ее при ближена к зрителю. Может быть, своё представление о крестьянском труде. Большая часть картин крестьянской тематики была создана Венециановым во время его пребывания в Удомельском крае, бывшем частью Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне эти места входят в состав Удомельского района Тверской области), где он жил в имениях в сельце Трониха (в одной версте к северо-западу от Дубровского, ныне Венецианово) и в сельце Сафонково (в двух верстах южнее Дубровского) иногда в литературе упоминается только Сафонково.

А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Простые мотивы типа ветки на фоне неба или обнаженных мальчиков на фоне Неаполитанского залива (этюды 1850-х годов), решенные с беспрецедентным для русского искусства мастерством пленэрной живописи, обретают необычайную значительность. Лето, Сенокос, Гумно. Похож он на такие, которые носили придворные дамы. Весенняя работа, так необходимая для получения большого урожая. Весна в разгаре. Она ведет под узды двух коней, тянущих за собой борону.

Добиваясь настроения праздничности, художник нарядил героиню в розовый сарафан и кокошник. Лицо Головачевского значительно, оно выражает некую тайну смысла бытия. Полотно «На пашне.

Художник наталкивается на равнодушие и либеральных кругов и официальной критики. Только после создания цикла Времена года она окончательно обрела теперешнее название. Она сопереживает ему.

Обозревая первый план картины, мы встречаем лица, отмеченные мучительной работой сознания. Перед нами поле и молодая крестьянка, ведущая пару коней, запряженных в борону. Весна называлась Женщина, боронящая поле. Важной частью его картин становится пейзаж с его нежными, мягкими красками. 1837—1857, ГТГ), то есть прихода Спасителя к толпе «лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных» (из описания в записной книжке 1830-х гг. ), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана.

В основе классицизма лежал трезвый разум, а романтизм более тяготел к чувству. Они прекрасны, несмотря на слишком широкие, развитые непрерывным трудом плечи, несмотря на крупные ступни сильных ног, далеких от академического идеала. Мальчик отличается пытливым умом, сметливостью, эту заинтересованность показал и художник. В русских чертах женщины он видит античный её прообраз.

По словам Подушкова, «в Тронихе Венецианов прожил половину своего удомельского периода жизни и именно этот период в творческом плане был наиболее плодотворным»3. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Весна» и «На жатве.

Центр композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Савинов высоко оценивал мастерство художника, показанное им в этом произведении: он отмечал, что «по благородству мыслей, по силе чувства, по совершенству исполнения эта небольшая картина Венецианова принадлежит к классическому наследию национальной культуры»9. Венецианов сознательно избегает суеты. Это-де принижает настоящую правду жизни. Он организовывает свою художественную школу. Ведь в живописи понятия «человечность», «народность» суть материя красок, превращенных в тот или иной ансамбль форм, линий, колорита — в образ.

Сюжет картины прост — весенний крестьянский труд на паш не. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. Обсуждая полотно «На пашне. Иванова увлекают исследования Д. Ф. Штрауса, его «Жизнь Иисуса». Венецианов не углубляется в психологию символизирующей Весну крестьянки, не выписывает мелкие подробности её лица, а рассчитывает на «совершенство пластического воплощения всей фигуры в целом», мелодии ритмов и согласованность тонов, которые в совокупности рождают «ощущение возвышенной красоты»19.

Художник разрабатывает сложную гамму чувств — от недоверия, вражды и равнодушия до крепнущей веры, — богатейший диапазон характеров и народных типов, восходящих к различным прообразам — от итальянской бедноты до Николая Гоголя, с которым портретно связана одна из «дрожащих фигур» в правой стороне среднего плана. Об этой работе восторженно писали А. С. Пушкин, Н. В.

По-своему эпохальны многочисленные этюды к Мессии. Отправляясь в Помпеи, Брюллов не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Это попытка изображения человека в мирном согласии с природой. Она ведет под узды двух коней, тянущих за собой борону.

занимался издательством сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», представлявший собой гравированные листы. В статье вы увидите фото картин: На жатве. Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Для них он построил школу, давал возможность держать лошадей и рогатый скот. С одной стороны, это проявляется в том, насколько тщательно художник «разрабатывает передний план, выписывая взрыхлённую землю, травы, камни, листья», а с другой— «земля словно раздвигается до бесконечности, выходя за пределы картинного поля, не будучи ограничена по сторонам кулисами»— эти, казалось бы, противоположные свойства гармонично соединяются на полотне Венецианова, не исключая, а дополняя друг друга27. Густые седые волосы зачёсаны назад, открыв чистый и высокий лоб.

Вправой части картины рядом ссухим пнем тонкие юные деревца тянутся ксолнцу. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Она изображена босыми ногами, словно в танце передвигающимис я по пашне. Левая ладонь, доверчиво раскрытая, акцентирует внимание зрителя.

Скорее всего, причина в его отношении к личности Карамзина. Так же в свое время воскликнул Карамзин: «И простая девушка любить умеет. » – и для всех это явилось открытием. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Накартине представлена аллегория Весны. Младе нец здесь символизирует плодородие, будущий богатый урожай на земле.

Лето» прекрасными и глубокими25 он писал, что «они отличаются замечательной правдивостью, отсутствием условности в композиции, цвете, в характеристике образов изображённые в них люди живут в своём мире»26. Это впечатление усиливает и легкий «танцующий» шаг женщины.

И дитя своё она доверила земле, а не просто бездумно посадила его на непрогретую обочину. Милое лицо со стыдливо отведенными в сторону глазами полно обаяния зрелой женственности. Новый, еще более грандиозный проект, проект храма, влечет художника — для него, в виде эскизов будущих росписей, он создает огромный цикл библейских акварелей и рисунков (1850-е гг., в основном — в ГТГ и ГРМ).

По его мнению, в картине «На пашне. Сарафан напоминает античное платье с высокой талией, а кокошник — диадему. Идя вглубь натуры в ее первозданной простоте, Иванов предваряет не какие-то отдельные направления, но первые рубежи современного искусства в целом (недаром полагают, что его этюды могли повлиять на творчество молодого Э. Дега).

Искусствовед Алексей Савинов называл картины «На пашне. Перед нами — сложившийся характер, более того, личность. Для Венецианова создание портрета не с натуры было несвойственно, но он всё-таки заказ принял.

В 1809-1821 учился в Академии художеств, к-рую окончил с золотой медалью. Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Замечателен и пейзаж полотна. Повторно к жанру карикатур Алексей Гаврилович вернется во время войны 1812 года, совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на дворян-галломанов и французов.

Гоголь, М. Ю. Это тот самый тип «величавой славянки», который некогда описывал Некрасов. Почему обязательно реальность должна быть грубой, некрасивой и низменной. Школу посещала и дочь Венецианова, Александра. Картина написана несколько в сказочно- сентиментальной манере. Здесь он организовалсобственную художественную школу (её называют «венециановской»), в которой обучал всех желающих, в том числе крестьян.

А весна для крестьянина связана с посевной, с работой на пашне и Венецианов очень умно, тактично связал пору весенней трудовой деятельности человека на земле с идеей вечного обновления жизни. Весна» и другие картины крестьянского цикла художника искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в них Венецианов «первым открыл русскую природу— и прежде всего землю и небо— в естественном бытии и сразу познал в ней едва ли не самые существенные стороны». Начинает Брюллов с изучения исторических источников.

Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. «На пашне. Жуковский, В. Г. Белинский. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом1. Прожив в Петербурге всего шесть недель, Иванов скоропостижно скончался. Мы видим раскинувшуюся пашню, распаханное весной поле. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу. В цветовой гамме картины важную роль играют голубоватые тона, но при этом нет ощущения холодности цвета— скорее наоборот, он выглядит тёплым и радостным и его важным дополнением служит «мягкая зелень только что распустившейся листвы»22. По словам искусствоведа Алексея Савинова, Венецианов, будучи одним из ведущих мастеров русской пейзажной живописи, «поднялся в этой картине до создания содержательного синтетического образа своей великой родины»9.

Весна. В них многократно варьируются образы картины – раба, дрожащего, сомневающегося и других. Сама идея, героические обстоятельства ее зарождения вели к героизации, некоторой эстетизации крестьянских образов, это было вызвано самой жизнью. В Весне Венецианова аллегория очень естественно завуалирована в бытовой сцене. Лето» (ГТГ инв. Венецианов был очень зажиточным помещиком и старался всячески облегчить жизнь крестьян.

Художник предельно откровенен и правдив со зрителем. В испытующем, напряженном взгляде ее читается незаурядный ум, богатый интеллект. Самого историка Венецианов видел всего раз в жизни. 156) и «Сенокос» (ГТГ инв.

Справа на переднем плане картины сидит маленький ребенок. Писал Венецианов ипортреты. Однако этот сюжет опоэтизирован художником. Крестьянка в красивом сарафане плавно передвигается по пашне, ведя под уздцы лошадей. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. В верхней, белесовато-голубой части картины художник использует «разбелённые, высветленные тона», а в нижней части преобладают зеленовато-охристые цвета. Особенно характерно лицо раба, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Однако этот сюжет опоэтизирован художником.

Но на. Вторая купальщица сидит к нам спиной.

Расцвет творчества Венецианова А. Г. С использованием воздушной перспективы Венецианову удалось создать гармоничный переход тонов «от интенсивных на первом плане ко всё более успокоенным, затухающим в зоне встречи земли и неба»23. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Он органически врастает в жизнь международной богемы «вечного города», прислушивается к советам Б. Торвальдсена, но более всего дорожит мнением И. Ф. Овербека, основателя братства назарейцев.

Вместе с ней вышел целый цикл полотен художника, связанных с трудом крестьян. Первая пахота испокон веков была праздником (а в языческие времена она даже могла сопровождаться гуляниями, чтобы задобрить богов плодородия). Тем не менее современные исследователи полагают, что картина «На пашне.

Фигура ее приближена к зрителю. Обычно легче всего нам вычитывать авторский замысел в лице, характере героя. Зрелище Помпеи ошеломило его.

Но он этого не хочет. Весна». Черный мрак навис над землей. Прекрасная картина, вся пронизанная солнцем, ощущением счастья, радости бытия и труда. Итак, с 1819 года Венецианов жил в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», он находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем.

Вдали видна ещё пара лошадей, которую так же ведут под уздцы, боронуя пашню. Важно отметить, что изначально картина На пашне.

По свежей вспаханной земле она идет босиком, как бы гуляя и кажется, что она вдыхает свежий воздух земли и весны полной грудью. Вскоре журнал был запрещен к издательству (причиной тому стало неудовольствие Александра I, вызванное гравюрой «Вельможа»). художник оставил службу и поселился с семьей в деревне Сафонково Тверской губернии. Центральным образом в картине является статная фигура молодой матери-крестьянки, которая, ведя двух лошадей, в то же время наблюдает за сидящим у пашни ребёнком изображённым в правом нижнем углу полотна4. Венецианову удалось показать здесь внутренний мир крестьянской девушки. Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, — «На жатве. занимается «черным» трудом, в праздничном наряде.

Потом ее переименовали в Деревенскую женщину с лошадьми. Мы видим раскинувшуюся пашню, распаханное весной поле. Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. В картине нет бурных движений.

Венецианов же как бы соединяет обозначенные нами в двух приведенных цитатах крайности: пушкинскую простоту правды и торжественно-величавые ноты и ритмы, на которых строил описание весны древнерусский автор. Там же осуществил свою давнюю мечту – организовал собственную художественную школу, принципы преподавания которой не признавались Академией художеств в Петербурге (не смотря на статус академика у Венецианова). В данной школе прошли обучение свыше 70 человек. Взгляд его полон молодой живости, строгой доброты и сердечности. Писал Венецианов и портреты. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

пришлось на 20-30-е годы, когда он создает свои самые знаменитые картины. Особое воздействие на него оказывает учение Ф. Шеллинга, рассматривавшего искусство как высшую форму постижения мира. В 1819 Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в свое имение в Тверской губернии, где посвящает все свое творчество развитию «крестьянского» жанра. Выкорчеванные пни и некоторые другие детали подчёркивают реалистичность и «невыдуманность» изображённого на картине пейзажа16.

И эти античные мотивы в картине далее развивает младенец, которого мы видим сидящим неподалеку от женщины. Да, Венецианов сумел увидеть гармонию среднерусских полей. Пленэрные впечатления соединяются с глубоким историзмом (как, к примеру, в «Аппиевой дороге» — 1845, ГТГ).

Художник открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь которой проходит в тяжком труде. Она почти парит над землёй, обе руки немного расставлены, как будто в лёгком полёте. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. На переднем плане — статная красавица-крестьянка в русском розовом сарафане, красивом кокошнике. В ней – главная идея.

Полем экспериментального поиска стали этюды. Неподвижен густой, плотный, напоенный жаром и тончайшей хлебной пылью воздух. Сколько возвышенной торжественности в этом, самом первом во всем русском искусстве образе весны.

Крестьянская девушка, ведущая под уздцы лошадок, -- это аллегория весны. Собственно говоря, этот пейзаж является началом русской национальной пленэрной живописи. Венецианов смог увидеть и так изобразить родную природу, как никто из его современников не умел. Там и похоронен знаменитый художник. А земля погрузилась в истому последнего знойного дня ранней осени. Поэтическую сущность полотна можно определить как «причащение человека к вечности через слияние с миром природы». Полотно является не только реалистичным, но в то же время и аллегоричным произведением, поскольку оно представляет собой обобщённый образ русской земли.

Глядя на него, невозможно поверить, что писался он без натуры. Женщина полна энергии и сил, она готова горы свернуть, после долгой зимы. На переднем. Ж-1819), картина «На пашне. Она выше коней. Но образ этот — один из самых прекрасных венециановских образов.

Через простую крестьянскую сцену мастер передал древнюю идиллию. К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Почему. Картины своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Во власти покоя и главная героиня картины — крестьянка, отдыхая, кормит грудью ребенка. Иванов постоянно подчеркивает, что это именно «историческая картина» изображающая наступление новой эпохи в жизни природной и человеческой, оказавшейся «на перепутье из физических сил к духовным» из рабского прошлого к царству грядущей свободы. Она оставила также воспоминания о своём отце.

24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, уничтожившего цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Брюллов Карл Павлович (1799, Петербург- 1852, местечко Манциана. ок. Конечно, образ нарядной крестьянки идеализирован, здесь заметно влияние романтизма. Кто эта девушка, так и не стало известно, где увидел ее художник и знал ли ее. Рима) – художник. Во всей древнерусской литературе мы не встретим подобного описания природы. Под воздействием рационализма Штрауса художник несколько охладевает к «Явлению Мессии», хотя и доводит работу до конца. Композиционно картина построена так, что люди на первом плане будто глядятся в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с выступающей на ее фоне фигурой Христа.

На пашне». Весна» – полотно, воспевающее простой сельский труд и красоту деревенского пейзажа. К50 годам Венецианов получил звание придворного художника. В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа крестьянки и современник его П. Свиньин отмечал: «.

Тогда что или кого изображает художник. Ступает она очень легко, едва касаясь земли. Пушкин здесь отказывается от торжественности в пользу простоты. Сколько в них могучей, величавой стати. Карамзин в его глазах был воплощением просветительских идей. В первую очередь это можно сказать о Рубенсе.

А во-вторых, меньше всего в этой картине Венецианов собирался отдавать дань этнографии. Сюжет картины прост — весенний крестьянский труд на пашне. Он хочет показать спокойное величие, духовную красоту и физическую силу своих героев. Весна» представляла собой первую часть этого цикла13. Её кокошник – это диадема богини весны. Такая одежда усиливает поэтизированность образа крестьянки. В этой картине единственный и неповторимый Венецианов смог выразить себя в полной мере.

Она является автором портретов, жанровых картин, натюрмортов. Из всех картин цикла «Времена года» именно этой особенно свойственно такое слияние. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Первым его учителем стал отец. Изображая простой сюжет— крестьянку, боронящую поле, Венецианов превращает его в «эпическую поэму о вечном воскрешении земли и человека»14. Иногда эти три произведения Венецианова называют «Временами года» (весна, лето и осень) и даже высказывают предположение, что могла существовать и завершавшая этот цикл четвёртая картина художника— «Зима», но никаких сведений о ней не сохранилось. И у лошадей поступь свободная, лишенная усилий, тоже как бы «танцующая». Возможно, это сын, работающий женщины.

В этой картине, как и в «Спящем пастушке» все подчинено минуте великого покоя, разлитого в природе. На голове очень красивый кокошник. На библейские акварели и рисунки (так называемые «Библейские эскизы») ушли все творческие силы мастера на последнем этапе его жизни. В процессе работы над «Явлением Христа народу» Иванов вносит выдающийся вклад в развитие самых разных жанров.

В глубине центральной группы – человек в серой широкополой шляпе с посохом. Историк Карамзин изображён на полотне Венецианова очень реалистически.

Однако его посмертное влияние и авторитет с течением времени лишь возрастали. Художник мог бы края свежеспиленных бревен оставить за пределами холста. Это тот самый тип «величавой славянки», который некогда описывал Некрасов. Его внешняя непритязательность обманчива. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек.

Женщина очень легко управляет парой лошадей, которые тянут бороны. Смущенная улыбка одной из женщин освещает ее чистым светом целомудрия.

Но назвать эту картину реалистическим изображением крестьянского труда невозможно. Однако его возвращение на родину в 1858 году отнюдь не было триумфальным, не соответствовало его «мессианским» надеждам. Автор же правдиво и с большой любовью показал русское поле и тех, кто на нем трудится. В судьбе школы деятельное участие принималВ. А. Жуковский. Мать присматривает за ним.

В 1808 году Венецианов А. Г. Чуть согбенная спина, по-крестьянски прямые, чуть угловатые плечи трогательная, тонкая, открыто-беззащитная шея, бережно обнимающие ребенка руки В гармонии с природой рядом с кормящей женщиной застыла в неподвижности другая женщина с ребенком, а на поле выпрямилась третья. Это — автопортрет Карла Брюллова. Тема крестьянства становится основной в его творчестве.

Весна» Венецианов смог «передать подлинную поэзию материнства, показать очарование юной матери»4. Это более поздний портрет Венецианова, когда он отошёл уже от романтической живописи. Она повернута к нам вполуоборот, спиной, мы не видим ее лица, но зато то, что скрывает лицо, мы видим в фигуре. Род. Работа над картиной растянулась на 20 лет, размеры ее стали гигантскими (540 на 750 см).

Коллективным героем тут как бы является все человечество. От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. В этой картине все красиво — красивая женщина, красивые кони, красивый пейзаж. искусству. Он рассчитан на сотворчество зрителя, он взывает к широким, разнообразным ассоциациям.

Весна» – самая знаменитая, но при этом самая загадочная из картин Алексея Венецианова. Здесь нет места бурным движениям, стремительным жестам. Наконец замысел его «всемирного сюжета», центрального произведения жизни, получает четкую определенность как тема «Явления Мессии» («Явление Христа народу». Он спокойно себе играет на виду у мамы и ждет, когда она закончит работать в поле. В 1827 году в Помпеи приезжает молодой русский художник Карл Брюллов. Некоторый отход от действительности можно оправдать тем, что «это не картина-повесть, а картина-песня», задачей которой является воссоздание радостного настроения, которое охватывает человека при наступлении весны. В1819г.

Жизнь течет спокойно, плавно, умиротворенно, величественно. Это так называемый «странник», в образе которого Иванов запечатлел самого себя. В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия. Выражение лица мальчика не по-детски взрослое.