Венера У Зеркала Веласкес

Венера перед зеркалом, Диего Веласкес — описание

Статьи о происшедшем в Национальной галерее появились на первых полосах газет и журналисты тут же прозвали Мэри Ричардсон по аналогии с легендарным убийцей Джеком-Потрошителем Мэри-Потрошительницей. Рассказывали, что папа, увидев свой портрет кисти Веласкеса, воскликнул: «Слишком похож. » Веласкес всегда жил довольно замкнуто, но трудно себе представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года без любви. Женщина лежит на подушках к нам спиной и лица её не видно. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, стоя перед мольбертом. По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью.

Жертвами ярых суфражисток были картины, рисунки, скульптуры, украшавшие лучшие музеи страны, соборные витражи. Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну. Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). Но самый удивительный персонаж картины Веласкеса (кроме нас с вами, конечно) – пришелец из какого-то другого, более светлого пространства.

Балансируя между «да» и «нет» телесной чувственности и высокой духовности, Веласкес смог создать некую классическую формулу в духе чисто испанской национальной ментальности, в которой, с одной стороны, было множество запретов, а с другой — брала свое непреодолимая страстность южной натуры. Оно кажется старее, чем дышащее юностью, грациозностью тело. Именно тут мы и разим врага». До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние – «Венеру с зеркалом» Веласкеса.

Описание и анализ 
картины Диего Веласкеса 
«Венера перед зеркалом»

Описание и анализ картины Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом»

Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического. Этот статус позволял ему заказывать подобные полотна, не опасаясь преследований инквизиции. В 1550-х годах его использовал Тициан, считавший картину «Туалет Венеры» одним из своих лучших творений (рис. 2). Франсиско Пачеко оставил даже специальные рекомендации о том, как следует писать обнаженных дам (конечно же, только мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки разрешается писать с натуры, а все остальное – по гравюрам итальянских и немецких мастеров, например, Дюрера. Суфражистка Мэри Ричардсон, пройдя в музей с мясным тесаком, семь раз ударила им по картине (в область тела нарисованной Венеры). Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. (Кстати именно о поисках цельности напоминает разобщенность фигуры и изображения лица в зеркале на картине Веласкеса. ) Но не только смысловой антитезой привлек Веласкеса этот эллинистический образ, а своей непостижимой таинственностью: лежащая фигура так скручена, что ни с одной точки зрения невозможно явственно прочесть ее тайну.

В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. Зачем же оно понадобилось Веласкесу. Но и здесь покой ей только снился.

Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. Она сидела в это время в тюрьме Холлоуэй, где объявила голодовку. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину.

Отражаются лишь прическа и головной убор, недоступные взгляду в реальности. То было настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами христианскими. Что касается зеркал, то игра с их таинственными глубинами так увлекла Веласкеса, что он продолжил её и в своем следующем творении – картине «Семейный портрет короля Филиппа IV», вошедшего в золотой фонд мировой живописи под названием «Менины» (рис. 4). А также подсвечник – невероятно сложный и реалистичный. Покушение на шедевр, на который совсем недавно собирала деньги вся страна, совершил не сумасшедший, не религиозный фанатик, а девушка, да еще будущий искусствовед.

Мазок у художника не есть одинаковое движение кисти, безотносительное к форме, цвету и фактуре предметов. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Многообразны приемы техники Веласкеса.

Свой вклад, решающий – 8000 фунтов стерлингов (сегодня это 640 000 фунтов), – анонимно внес восхищавшийся картиной король Эдуард VII. Более того, точно не известно и время создания полотна. Конечно, Веласкес принял это предложение. Над ней предупредительно склоняются две статс-дамы, по-испански «менины», которые и дали название картине.

Частная жизнь шедевра 
– 07 / Веласкес 
"Венера с зеркалом"

Частная жизнь шедевра – 07 / Веласкес "Венера с зеркалом"

И даже изобретение телескопа, при помощи которого «увидели» каналы на Марсе, не сильно помогло. И тона картины способствуют этому, холодные: серая, гладкая простынь (так и напрашивается «шёлковая», а шёлк холоден), тёмно-красная драпировка на заднем плане. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Сравните две руки: правую – тонкую изящную и левую – длинную, с мощным локтем. За ослушание грозили строгие санкции, вплоть до отлучения от церкви. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. В тот период Веласкес переживал личный кризис — жену в Италию он с собой не взял.

Интерпретация произведения 
Веласкес Диего де 
Сильва «Венера с

Интерпретация произведения Веласкес Диего де Сильва «Венера с зеркалом»

Казалось бы – вот она, тихая гавань, которую «Венера» обрела после длительных странствий. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню.

Первое упоминание о картине появилось в 1651 году – в описи коллекции маркиза дель Карпио. Вдали виднеется фигура гофмаршала. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой Каэтане, которую так любил другой великий испанский художник – Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру – «Обнаженную маху». Продавая с молотка все, что у него было, купец сбыл и картину. Такое, вот, несоответствие.

"Венера с зеркалом" 
Диего Веласкеса

"Венера с зеркалом" Диего Веласкеса

В XVIII веке Гумёшевский рудник приобрёл всемирную известность как основной в Российской империи поставщик зелёного поделочного камня— малахита (карбонада меди) и являлся крупнейшим в то время месторождением медных руд на Среднем Урале, хотя к середине XX века был выработан. С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Во времена Стэплдона Венеру (как и Марс, к слову) считали обитаемой планетой и он, не долго думая, поселил на ней подводных разумных существ с трёхлучевой симметрией, получающих энергию от радиоактивного распада элементов.

Тем более что оно стало первой в длинном ряду атак на сокровища Англии. И все это из-за каких-то там прав женщин. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Оригинально обыгрывает тему зеркала Тинторетто в картине «Венера, Вулкан и Марс» (2-я половина XVI в. ).

На полотне изображена молодая богиня любви. Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Нашлись люди, которые утверждали, что «Венера с зеркалом» вовсе не является созданием Веласкеса, а просто позднейшей подделкой и призывали публику не поддаваться на обман. Все – суета сует.

Диего Веласкес «Венера 
с зеркалом»

Диего Веласкес «Венера с зеркалом»

Это неясное лицо в зеркале — словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера» — прежде всего портрет тела, влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Существовали определенные рамки дозволенного и для живописцев. Это одно из самых потрясающих полотен великого испанца, поскольку он сочетал в своем мастерстве детальный портретизм и религиозность.

В его задачу, кроме знакомства с достижениями итальянских коллег, входила покупка произведений искусства для королевской коллекции. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, — конечно же у мольберта, с кистью в руке. Многие считают, что именно её красоту Веласкес воспел в картине «Венера с зеркалом».

6 августа 1660 года художника не стало. Эммелин Панкхёрст, о которой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Узнается и восхищение художника его предшественниками Тицианом и Веронезе.

И это, похоже, первый подобный трюк с изображением зеркал. До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на национальное достояние — «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Гомер в восьмой песне «Одиссеи» повествует о том, как Венера изменила своему мужу Вулкану с молодым богом войны Марсом. Король, конечно же, подвергся осуждению Ватикана, замаливал грех, делал щедрые пожертвования монастырю «А ведь дон Гаспар – родственник влиятельного Оливареса, – думал, приступая к работе Веласкес, – если что, тот заступится». Но у Веласкеса совсем другое отношение к зеркалам. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности».

Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. К тому же существует еще и реальность зрителя, которая приобретает странный смысл.

Кроме того. Однажды, когда художника спросили. Мэри отсидит несколько лет в тюрьме и напишет о своём акте вандализма книгу, а «Венеру» Веласкеса удастся благополучно реставрировать. В Лондонской национальной галерее она находится и сейчас.

Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Красота и жизнь мимолетны. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство.

Это неясное лицо в зеркале – словно прекрасное видение, недостижимая мечта Но все-таки «Венера с зеркалом» – прежде всего портрет тела, зовущего и влекущего, прекрасного, таящего в себе обещания изысканных наслаждений. Но не последний. Так Люцифер и Веспер тоже сменила ориентацию и начала фигурировать как Венера. Есть все основания думать, что художник заставил зеркало потускнеть намеренно. (К слову, более 80 лет она хранилась в России, в Государственном Эрмитаже, пока не была продана в числе других шедевров во время печально известных «эрмитажных распродаж». ) Еще одним великим художником, которого вдохновил тот же сюжет, был фламандец Питер Пауль Рубенс, создавший свое плотно «Венера перед зеркалом» шестьюдесятью годами позже Тициана (рис 3). Марс вследствие малой массы начал терять атмосферу полностью— её сносило солнечным ветром.

Марс в последнюю минуту прячется под стол, причем покрывало едва его скрывает. В этом лабиринте относительных пространств возможен и еще один смысловой вариант. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале.

Венера с зеркалом 
Веласкеса – Частная 
жизнь шедевров

Венера с зеркалом Веласкеса – Частная жизнь шедевров

Опубликование подробного реестра этого приданого, находившегося в архивах дома Альбы и позволило со всей достоверностью определить происхождение «Венеры с зеркалом». Духовные стражи Испании неустанно следили за состоянием умов и чутко прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов. «Венера с зеркалом» – единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три).

Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. «Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, художники становятся проводниками дьявола, поставляют ему приверженцев и населяют царство Ада», – говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария.

В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альбе, той самой, которую так любил другой великий испанский художник — Франсиско Гойя и с которой он написал свою Венеру — «Обнаженную маху». «Чувствуется, – как говорил один выдающийся исследователь испанского искусства, – что она родилась для андалузских танцев и что танцует она не только ногами, но и всем телом». Нет ничего вечного. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. Красота и жизнь — мимолетны.

Но не последний. Это – общественная собственность. От зрителя многое что скрыто, в том числе и лицо богини. Банкиры – чувствительный народ. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. Но в случае удаления последней (что необходимо для сколько-нибудь осмысленного использования шарика размером с Землю) эта проблема встанет в полный рост.

статью «Менины»). Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Ей и другим суфражисткам не простили и то, что покушение на «Венеру» стало первым в ряду атак на сокровища Англии. Но все же один из строгих запретов свой страны Диего Веласкес ради любви нарушил. Но влюбленные были пойманы ревнивым мужем и выставлены на посмешище созванным богам. Но я о другом.

Частная жизнь шедевров 
Венера с зеркалом 
Диего Родригеса

Частная жизнь шедевров Венера с зеркалом Диего Родригеса Да Сильва Веласкеса /

В конце концов нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Нет ничего вечного. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. В отличие от устоявшегося образа богини любви, у неё тёмные волосы. Насчёт зеркала выдвигаются разные теории.

Таким образом, Солнце там восходит на западе, а садится на востоке. В 1906-м картину приобрела Лондонская национальная галерея. В зеркале отражаются люди, которые стоят как бы на месте зрителя. Мальчик появился на свет, когда Веласкес уже покинет Италию навсегда и вернётся в Испанию, а его матерью, предположительно, была итальянская художница Фламиния Трива (Flaminia Triva).

Ее приобрел другой испанец, тоже торговец, владевший богатыми складами в порту. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» (La Venus del espejo), Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию.

В начале июля он писал другу: «Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел». Долгое время считали «Венеру с зеркалом» второй картиной, уцелевшей от огня.

Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651. Короля и королевы не видно. Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней.

Картина «Венера 
перед зеркалом имеет» 
и другие названия

Картина «Венера перед зеркалом имеет» и другие названия

То было высшим признанием его таланта. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.

В испанской традиции женщина, смотрящаяся в зеркало, – сюжет философско-поучительный. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. И тогда та решила отомстить королю – когда он пришел в «комнату свиданий», его ждал гроб, в котором лежала бледная Маргарита, сжимая в руках распятие. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».

Если принять зеркало за метафору изображения и изобразительного искусства, что является общепринятым со времен Ренессанса (изображение как зеркало реальности), само полотно оказывается по отношению к нам в позиции зеркала, то есть мира идеальных сущностей. Я имею в виду этого господина, что на лестнице. Он всегда их любил, они его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Особенный интерес, разумеется, вызывает личность модели, с которой художник мог писать «Венеру перед зеркалом». Потом в интервью она заявила следующее: «Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины в мифологии в знак протеста против ареста госпожи Панкхерст, самой прекрасной личности в современной истории», позже она добавила еще, что «ей не нравилось, как посетители музея целый день смотрят на это».

Напишите отзыв о 
статье Венера с 
зеркалом

Напишите отзыв о статье Венера с зеркалом

Образ Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Её красота не вызывает сладострастного чувства, она, скорее, отталкивает, предостерегает. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату.

Самые значительные музеи приобретают его произведения для своих коллекций. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера». Лишь в 1983-м году достоянием широкой публики стал документ, согласно которому во время пребывания Веласкеса в Италии (примерно 1649-1651) у него была внебрачная связь, от которой родится сын Антонио. Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Иначе говоря, сладко ничего не делать. В его мастерской было десять зеркал, а кстати, стоили они в те времена немало.

Путешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. Но, увы, плохо различимые персонажи из маленького зеркальца за спиной художника (а это, несомненно, король Филипп IV и его супруга Марианна) не дают помечтать.

Отрывок, характеризующий 
Венера с зеркалом

Отрывок, характеризующий Венера с зеркалом

Создавая «Венеру с зеркалом», Веласкес безусловно вдохновлялся прославленными «Венерами» Тициана, творчество которого было блестяще представлено в королевских собраниях. Конечно же, ее тут же арестовали.

Одних только разумных видов насчитывается целый зверинец, не говоря уже о прочей жизни. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Венера целомудренная — это стоящая фигура, что предполагает отказ. Необычна композиция картины. Все было подчинено вере.

Лаиса Венере, посвящая ей своё зеркало (Пушкин)

Высокомерная публика. Так гранды-аристократы отомстили гениальному, но невысокородному собрату. Явно переживая творческий, а возможно и личный кризис (во всяком случае, жену в Италию он с собой не взял), в 1648 году с разрешения короля Веласкес отправился в Рим. Для нее любить – значит не сдаваться, а побеждать.

Происходит фантасмагорическое удвоение матрицы. Следующие четыре уже нырнули в атмосферу где и были раздавлены, не долетев до поверхности. Так им не позволялось изображать голое тело. В 1914 году с картиной приключилось несчастье. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея.

Картина Венера перед 
зеркалом (1647—1651)

Картина Венера перед зеркалом (1647—1651)

В XVIII веке Гумёшевский рудник приобрёл всемирную известность как основной в Российской империи поставщик зелёного поделочного камня— малахита (карбоната меди) и являлся крупнейшим в то время месторождением медных руд на Среднем Урале, хотя к середине XX века был выработан. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Им приходилось бороться с клеветой, с обвинениями в корыстных целях и даже мошенничестве. Джованни Беллини в картине «Обнаженная женщина с зеркалом» (1515) осмелился на эксперимент с двумя зеркалами, на который даже фламандцы не решались. Непрерывные балы, охоты, церемонии, празднества Интриги и интрижки, тайны и пороки истовость веры и страшные грехи «Мертвящая среда», по точному определению замечательного советского искусствоведа В. Н. Лазарева, в которой удавалось сохранить себя, свою душу очень немногим. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии.

А как все начиналось. Совсем иная интрига возникает в картине Веласкеса. По другой теории, зеркало являет собой разграничитель между миром реальным (отражение) и миром фантазий (красота). Аналогично поступили и римляне, копипиздившие у греков все подряд. Этой чести удостаивались лучшие художники того времени. «Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», – гласит испанская пословица.

  1. «Венера» и еще 7 шедевров, которые пытались уничтожить
  2. 13 фильмов про разговор с Отцом
  3. Словари и энциклопедии на Академике
  4. Установите для Андроид с нашего сайта
  5. Пластиковые рамки для фотографий

При этом он успел нацепить доспехи (XVI в. ) и даже шлем. Все — суета сует. Веласкесова Венера – изящна и тонка, грациозна и обольстительна, горда и сильна духом. Возможно ли, что Веласкес приравнял неизменный и завершенный мир мифа к изменчивой и принципиально незавершенной реальности, что на его полотне «река времен в своем теченье уносит» даже вечность мира мифологического.

По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для испанца Веласкеса. Не меньше лулзов добавляет и крайне медленное вращение её вокруг своей оси. Зато на первом плане запечатлено все то, что представляется глазам позирующих.

  1. Заказ рамок для дипломов в багетной мастерской
  2. Багетные рамки для вышивки икон

Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. После смерти герцогини Каэтаны, в 1802 году, Карл IV приказал Альба продать картину (вместе с другими принадлежавшими им полотнами) своему фавориту и премьер-министру Мануэлю Годою. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. По результатам фольклорных экспедиций и анализа преданий отмечается её принадлежность «медной горе» в самом Полевском— как «Хозяйку» градообразующего Гумёшевского медного рудника21. Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью.

А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление. Она сумела пронести в галерею мясной нож и яростно вспорола нежную плоть Венеры. Торговый дом Энью, купивший картину и собиравшийся продавать ее с аукциона, уже вел переговоры с рядом иностранных и главным образом американских претендентов. Но любовь заставила Веласкеса пойти на риск.

Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса. И среди них – великий испанский художник Диего Веласкес. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. 6августа 1660 года художника не стало.

«Венера» и еще 7 
шедевров, которые 
пытались уничтожить

Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон.

По-видимому, он хотел, чтобы никто не раскрыл её инкогнито. Но художник испугался своей смелости. «Венера перед зеркалом» — единственная картина Веласкеса с обнаженной натурой, которая сохранилась, но не единственная в его творчестве (документированы еще три). «Меня зовут Мэри Ричардсон, – заявила она констеблю. – Я суфражистка, борец за права женщин. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби».

«Веласкес дает нам представление о людях его времени» – писал Пабло Пикассо. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк — в Англии его так и называют — «Венера Рокебю».

В этом случае возможно истолкование картины в духе высказывания апостола Павла, который утверждал, что мы видим идеальное и абсолютное «гадательно», будто во тьме тусклого зеркала (латинское «speculum in aenigmati» — зеркало гадательное, темное, неясное). За свое ужасное действие, абсолютное, видимо истеричной и обделенной мужским вниманием особой (а иначе, как объяснить такой негатив к красивому телу. ), Мэри Ричардсон, дали полгода тюрьмы. Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Зеркало может присутствовать незримо, но мы всегда узнаем о его присутствии. Моррит, друг Вальтера Скотта.

В конце концов нужная сумма, 45 ООО фунтов, была собрана и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции. Кусок холста, на котором они изображены, художник надставил позже. Главные особенности веласкеского видения Венеры в следующем. Хозяин был разорен.

Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. У Веласкеса же зритель в первую очередь натыкается на отсутствие лица. Лицо ее, довольно неясно, мы видим в зеркале. Настоящее чудо, причем не имевшее ничего общего с чудесами религиозными. Когда фортуна отвернулась от этого гордого красавца, когда его изгнали из страны и конфисковали все имущество, «Венера» попала на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов (ныне эта сумма эквивалентна 25 000 фунтам стерлингов) известный коллекционер историк и большой друг Вальтера Скотта Джон Моррит.

Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Рядом степенно выступает уродливая карлица. Несколько десятилетий картина хранилась в поместье Морриттов Рокеби-Парк (в Англии ее так и называют – «Венера Рокеби»).

С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Этот прекрасно образованный, увлеченный искусством и историей эсквайр (именно он впервые доказал, что Троя – не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город и именно его труды стали основополагающими для Шлимана) сразу понял всю ценность полотна Веласкеса. Кстати, здесь имеет место один из физиологических просчетов картин эпохи Ренессанса.

Это «фантастическое создание магии, метафоры и мифа» пребывает в вечном сонном покое, «магическом» пространстве латиноамериканской прозы. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Но у Веласкеса лица Венеры мы разглядеть не можем: в зеркале отражен лишь смутный силуэт. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов.

Впоследствии, он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя. И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры. Зеркало обрамлено массивной, выделяющейся, чёрной рамкой.

Они зеркальны относительно друг друга и по своей форме тождественны. А его «Венера с зеркалом» продолжала свою жизнь. Ведь отражение в зеркале – та же картина, только существует она лишь мгновение. Ей удалось нанести семь ударов.

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией художеств в 1890 году, когда почва была уже подготовлена трудами известных ученых, установивших подлинное значение этого произведения. Но при этом страна жила в строго ограниченных рамках дозволенного Церковью. Образ же Венеры постоянно балансирует между чувственностью и холодностью. Недаром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара и тайна «Венеры», дабы не принести несчастья ее автору и обладателю, оберегалась свято. Я имею в виду этого господина, что на лестнице.

Еще одна силовая линия напряжения, ощущаемая на подсознательном уровне, возникает в полотне из-за возрастного несовпадения между изображением Венеры и ее отражением в зеркале – на юное обнаженное тело смотрит лицо более взрослой женщины. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. Название полотна отсылает нас к творчеству Тициана, который впервые ввел этот сюжет в искусство (статьи о Тициане в 3/06 и Джорджоне в 8/06).