Весна Репин

В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Все заняты. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.

  • История любви в картинах: Илья Репин и Наталья Нордман
  • Картина Репина Осенний букет – описание
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Илья Репин: любовь к разнообразию
  • Описание картины Ильи Репина «Не ждали»

В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

  • Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
  • Илья Репин – биография информация, личная жизнь
  • Котлеты из клюквы и суп из сена
  • Топограф иконописец, студент Академии художеств
  • Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  • Картины Репина (фото) с названиями

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.

Хозяин исподтишка кормил его ветчиной, доставая ее из объемистого кармана халата. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В это же время, в начале 80-х годов, Репин ездил вместе со Стасовым за границу, посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Париж, Мадрид, Венецию.

За этим столом художник работал над тушевыми и акварельными рисунками. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.

В Пенатах он сам был ларом – хранителем очага. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа.

Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Репин рисовал что-то из головы. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  3. Поездка за границу и жизнь в Москве
  4. Илья Ефимович Репин – афоризмы, цитаты, высказывания

Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. В это время по дому ходили тихо, чтобы его не отвлекать. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

История любви в 
картинах: Илья Репин 
и Наталья Нордман

Таковы «За здоровье юбиляра» (1893), «После венца» (1894), «Боярин Романов в заточении» (1895). У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Репин дважды подавал прошения об отставке. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.

Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».

Однажды она исполняя танец босоножки на снегу, простудилась, позже, под воздействием алкоголизма, у нее развился туберкулез. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.

Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В его глазах читается печаль, тоска. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.

Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.

Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое.

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Комната небогатой интеллигентной семьи. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.

Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На голове – маленькая фривольная шляпка с пером, в руках кокетливо взятый зонтик. К обоим Репин относился сочувственно. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. У него тоже была дача в Куоккале, где он написал свою знаменитую книжку От двух до пяти. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.

Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Отказаться было нельзя. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова.

Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Одним из лучших считается Отдых. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).

Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».

Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Она была закончена только в 1891 году. И вот уже перед нами не царь, а отец. А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.

Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Однако умеющих читать среди них не оказалось. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Еще во время учебы Репин познакомился с участниками Артели художников, с критиком В. Стасовым. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.

Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Так ли это – судить зрителям. Центральная группа словно недовольна своей ролью.

Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Долгое время дружил он с дочерью Льва Толстого Татьяной, был увлечен одной из талантливейших своих учениц Верой Ве-ревкиной. Рассмотрим "ближний круг".

В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).

В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.

Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Общение с прежними друзьями было только заочным.

Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).

Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.

Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин поселился в Пенатах в 1899 году и первое время работал на восьмигранной веранде. Евреинов и художник Ю. Анненков.

Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Много учился на написании портретов близких и друзей. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву.

Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.

Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Потом были свечи, хаос лестниц, теплая постель. – Позади – гладь залива и поднимающаяся влево гора.

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Америка—Франция—Россия. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.

Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.

Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.

Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Кабинет Репина.

Пятый факт. Внешне импрессионистская манера определенно проглядывает и в слабой вещи 1922 г. из цикла «Четыре времени года», как назвал Репин серию из четырех портретов бывавших в «Пенатах» девиц: Н. Ю. Бутлеровой, О. А. Пуни, В. П. Стениной и Е. Э. Деггергорн. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Работал весь день, не замечая времени.

Я также был похоронен и из Швеции получил даже прочувствованный некролог с портретом. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Из окна он увидел Репина, уже возвращающегося с покупками из лавки Меркурий. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.

Дмитрия Павловича. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра.

Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.

Пенаты были полузаброшены. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко».

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Наигравшись с брылястым мопсом, Шаляпин пел под аккомпанемент рояля. Казалось, она спит. По рисунку вещь слаба (особенно плохо нарисованы руки), живопись хаотична, насколько можно судить по фотографии, так как оригинала как этого, так и остальных трех портретов мне не пришлось видеть.

Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. За окном летний день.

Они жили в Пенатах в течение двух недель. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Потом дом был воссоздан и стал музеем Репина. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». И через десять лет, после Финской войны, его могила оказалась на территории России. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.

Так началась коллекция Репина Атенеум. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В те времена доля солдатской жены была нелегкой. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Но пройдёт совсем немного времени и она откажется от продуктов животного происхождения не только в питании, но и в обиходе: начнёт пропагандировать щётки без щетины, безкожные обувь, дамские пояса и ридикюли и станет уверять, что её «пальто на сосновых стружках» согревает в холода лучше любой шубы. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. На этот раз Репин встретил его ласково (а в прошлый вторник выгнал с порога, наказав приезжать в среду – приемный день), но тут же как бы и забыл: чухонские землекопы пришли к нему копать колодец.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.

С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.

Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». «Бурлаки на Волге» – это, без сомнения, одно из самых запоминающихся произведений искусства XIX столетия, в котором очень доходчиво показан тяжелый повседневный труд простых жителей прибрежного волжского села.

Там же по соседству ещё Чуковский жил летом. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В его взгляде осуждение и тревога. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Отказаться было нельзя. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.

Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. На диване Бродского быстро сморило – первой мыслью при пробуждении было: Человек-пружина. Исаака Бродского мутило. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады».

Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Кидая быстрый, почти незаметный взгляд, он тут же фиксировал происходящее в альбоме ручным карандашом.

Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Она смотрит на зрителя круглыми и, кажется, очень блестящими глазами.

Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. И если бы не чай с пряниками, на которые, как отметили за столом все, любимый ученик Репина, будущий соцреалист Исаак Бродский особенно налегал, гостевая среда в Куоккале (ныне – Репино) закончилась бы для него голодным обмороком. кн. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.

Он идет прямо к матери. Как уже говорилось, писать этюды для «Бурлаков на Волге» Репину сразу же посоветовали в селе Ширяево, расположенном на правом берегу Волги, в устье горной долины северной части Самарской Луки. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Ивот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц.

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Поначалу он отказался позировать с затылка.

В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.

Первый факт. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».

Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние.

Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Репин написал несколько портретов своей жены, которую знал еще девочкой, но все они несколько холодноваты.

В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Она ушла из жизни в 1931 году55. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Солнечные зайчики испестрившие белое одеяние писателя, прыгающие повсюду – по одежде, траве, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.

Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Л. Н. Толстого».

Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.

Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Этот портрет, как говорят знавшие Нордман, мало похож, сильно идеализирован.

Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Для «Зимы» позировала Стенина.

Работу над «Бурлаками» Репин начал в том же году, причем, как он сам сообщал в дневнике испробовал несколько разных сюжетов на полотнах разной величины. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».

Ныне «Бурлаки на Волге» находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге (рис. Летом 1870 года он отправился вместе с Ф. Васильевым, братом и с академическим товарищем Макаровым на Волгу – собирать этюды к картине Бурлаки. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.

На стене — портреты жены художника и его дочерей, Веры и Нади, а также постоянных гостей Пенатов, в том числе поэта Корнейчука (Корнея Чуковского). Во второй половине дня жизнь стала налаживаться – все разбрелись кто куда, а они с Ильей Ефимовичем, взяв этюдники, гуляли в дюнах у Финского залива, рисовали натуру. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

Чуковский при знакомстве с ней запишет в дневнике: «Не женщина, а Манилов в юбке». Тальму Натальи Борисовны тут украшает натуральный темно-серый мех. В 1919 году Репин подарил Обществу художников Финляндии свою коллекцию из 23 работ русских художников и семи собственных. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки.

В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Пришлось пойти на хитрость. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Последние два дня он прожил на кипятке. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Они словно противопоставлены друг другу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Этюд получился превосходный.

1905 год: Илья Репин и Наталья Нордман-Северова в Пенатах с гостями — Максимом Горьким и его возлюбленной, актрисой Марией Андреевой. Переменчивость настроения отразится потом на отношениях Репина с советской властью. В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Да вы же спали, батенька.

Глаза ясные и добрые. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.

Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. В альбоме Бродский углядел лишь свои по-девичьи длинные ресницы, коих ужасно стеснялся. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.

Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Иногда подсматривал интересные или типичные позы гостей. Но то была последняя вспышка гения. Столовая.

Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Я подумал, что и Христос обрадовался, когда почувствовал, что он жив и здоров был настолько, что отвалил камень (вроде плиты) заставлявший вход в хорошо отделанную гробницу Никодима и вышел. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В итоге для написания картины им был выбран холст размером 1, 3 на 2, 8 метра, на котором и были написаны знаменитые «Бурлаки на Волге». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Люди здесь жили с незапамятных времен и еще голштинский путешественник Адам Олеарий, записки которого датируются 1636 годом, говорил о Ширяево как о «старинном селе». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». К которому он уже шел – со связкой бубликов и фунтом масла в руках.

Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна».

Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.

Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. В эту минуту в комнату вошел Христос. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.

Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.

Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Он будет жаловаться Ворошилову, что остался без средств.

Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. До сих пор, несмотря на все усилия, не удается.

После этого из Ширяево прибежало более десятка мужиков, настроенных весьма воинственно. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

Во время Отечественной войны они сгорели дотла. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца.

Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли».

В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Портрет этот Репин ценил больше других. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.

Очень значительна по замыслу композиция «Утро Воскресения» — большой холст, начатый в 1921 г. Оторванный от России, одинокий среди чуждого окружения Репин все чаще обращается к евангельским темам. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. После возвращения в Россию картина была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем для его коллекции и помещена в бильярдной комнате Владимирского дворца. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.

В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Изумилась она, когда его узнала. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).

Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Эта пестрота и броскость отражают ей специфические вкусы, склонность к перебору и некоторой приторности. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.

Он пишет А. Ф. Кони 4 июля 1921 г. : «А я, как потерянный пьяница, не мог воздержаться от евангельских сюжетов (и это всякий раз на страстной) — они обуревают меня. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.

Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Были и крупные неудачи — картины «Иди за мною, Сатано» (1901), «Какой простор» (1903). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.

Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.

Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». 1909 год: гости Репина за вегетарианским ужином. Устав бороться с собой, молодой художник подцепил изрядный кусок жаркого и попытался скормить его шаляпинскому мопсу – он болтался тут же, под ногами у собрания. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В канун своего шестидесятилетия он закончил потрясающую серию портретных этюдов для картины «Государственный совет». Наталья Нордман была одержима разными идеями.

Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.

Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Кроме этого произведения, в Советский Союз попали, помимо собрания в «Пенатах», еще прекрасный акварельный портрет М. Я. Хлопушиной, принадлежащий В. И. Павлову и портрет жены шоколадного фабриканта Шувалова, писанный в 1920 г. Наряду с хорошо написанной головой, в нем не удались руки, прикрепляющие к груди розу, особенно кисть правой руки. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

После революции Куоккала, а вместе с ней и Пенаты отойдут к Финляндии. Репин считал сам эту картину красивой. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Первая находится в собрании одного врача в Хельсинки и очень близко напоминает по системе кладки «Солоху» того же 1926 г., ранее находившуюся в собрании В. И. Павлова вторая, 1927 г., осталась у В. И. Репиной. Убийство свершилось. Третьяков»109.

Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Обе мне известны только по снимкам. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. Публике картина понравилась.

Портрет производит яркое и сильное впечатление. Возвращается в Россию летом 1876 года. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. В манере письма нет ничего от ложно понятого импрессионизма, кладка деликатная и мягкая. У меня под руками фотографии еще двух портретов из того же цикла: «Весна» — портрет Бутлеровой, девушка в белой кофточке, на фоне цветущего сада с нотами в руках и «Лето» — портрет Пуни, девушка с букетом цветов в руках.

Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин встречал их по средам. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. М. Бунакову. Стасов присылает ему все, что он просит.

И вот теперь это вегетарианское мучение: сначала травяные щи, теперь морковный заяц. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Берег Волги. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.

Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Последний портрет изображающий девушку в профиль на фоне осеннего пейзажа, в позе решимости или отчаяния, со скрещенными руками, Репин называл «Осенью» или «Жанной дАрк». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Он до конца дней висел в столовой».

Одна полоса неудач относится еще к 90-м годам, когда, увлекаясь затеянной им «выставкой эскизов», он принялся сочинять для нее бесконечную серию картинок на самые разнообразные темы: исторические, религиозные, бытовые, организовав своеобразное соревнование с полусотней учеников своей мастерской. К обоим Репин относился сочувственно. Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.

Он так и не вернется в Россию. Вегетарианцем стал и сам Репин. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.

В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами. Она была закончена только в 1891 году. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Внимание художника тяготит их.

Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. «Она изображена на балконе, – рассказывает биограф Репина Софья Пророкова.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Радость воскресшего хотелось мне изобразить.

Страдать без друзей и общества, отказываться от звания народного художника. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Вся центральная часть написана самим Репиным. стр. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Каждый персонаж переживает что-то своё.

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.

Не доносчик ли.