Врубель Испания Картина

Купить картину или постер "Испания", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.

Описание картины Михаила Врубеля «Испания»

Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В Академии он работал по двенадцать часов в день.

На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь. Демон почти задевает вершины своим телом. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Сочинение по картине 
Врубеля «Испания»

Сочинение по картине Врубеля «Испания»

Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. В 1906 художник ослеп.

Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Она подлинно монументальна. Рождается ощущение первозданности. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер.

Сочинение по картине 
Врубеля Испания

Сочинение по картине Врубеля Испания

Время неумолимо расставляет все по своим местам, воздавая должное тем ярким личностям, чье большое и неординарное творческое дарование при жизни далеко не всегда оказывалось по достоинству оцененным современниками. Тем самым все находили веские причины, чтобы отправляться в дорогу. К лету 1904 года наступает вторая ремиссия. Врубель провел в Венеции около полугода. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.

ГРМ). Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась.

Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Бегущие друг за другом: пятна акварели, граненые формы фигур, разрезающих воздух, вихрь мазков, — таков язык Врубеля в этом рисунке. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура.

Врубель картина: 
поиск слов по маске 
и определению

Врубель картина: поиск слов по маске и определению

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Врубель писал картины на темы pyc. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

  1. Картина Миахила Врубеля Испания, 1894
  2. Русские путешественники в Испании
  3. ВРУБЕЛЬ Золотая галерея русской живописи
  4. Картины Врубеля Михаила Александровича
  5. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Усольцева. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Но был один недостаток в проекте Врубеля: гениальность. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Эта тема прошла через все творчество Врубеля. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

  • Картина Испания – Врубель Михаил
  • 0 Врубель Михаил Александрович
  • Картины с описанием и названиями
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Поздний период творчества Врубеля
  • Влияние художника на мастеров 20 века
  • Последовательность не содержит соответствующий элемент

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Врубелю поручили только украсить орнаментом часть пилонов.

Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Серов, И. И. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.

Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Здесь он пишет акварель "Натурщица в обстановке Ренессанса" (Гос. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями.

Картина Миахила 
Врубеля Испания, 
1894

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.

Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием "Демон". Это не борьба добра и зла. Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку.

Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.

В декабре 1901 года картина была закончена. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Это очень сильно потрясает художника. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.

Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. С одной стороны, речь шла о возрождении традиционных русских ремёсел, с другой стороны, машинная фабрикация противоречила программному принципу модерна— уникальности76.

Это состояние неподвижности может продлиться долго. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах — в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.

Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Сербского и Ф. Е. Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.

Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Нет, не стоит писать. Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.

Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Чистяков. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».

Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Он так высоко ценил своего учителя, что испытывал удовольствие, копируя его этюды. Это чувствуется в портретах 1897 г. — К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.

Прерываются на полгода свидания даже с самыми близкими людьми: женой и сестрой. Тех миров, которые видели они, мы не видим. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.

Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил". Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника.

Врубель покидает клинику. Репин и П. П. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.

В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Сам Врубель называл свою картину иконой. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое.

Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Через несколько дней он полностью ослеп155. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Он часто бывал в семье учителя, принимал там участие в концертах и спектаклях.

Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов.

Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.

В 80-е гг. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени.

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова (1906. Прошение было удовлетворено157.

Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».

Врубель был едва ли не первым среди деятелей русской художественной культуры, кто начал движение к символизму. «Демон поверженный» (1902) — последнее законченное полотно Врубеля — завершает его «демониану». В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что в каждом автопортрете содержится немой вопрос или упрек, недоумение перед лицом неразрешимых жизненных проблем, боль, скрытое отчаяние или мужественное смирение.

Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

О самом художнике ходили нехорошие слухи о его пристрастии к спиртному, транжирству, случайных заработках. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.

Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.

Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Из всех портретов художника этот, вероятно, наиболее автопортретен.

Эта большая акварель поразительна. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Это последний, отчаянный полет над горами. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день.

Левитан, К. И. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Летом клиника закрылась и Врубеля поместили в лечебницу доктора Ф. А.

Колорит картины мрачен. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Одна из вершин творчества Врубеля — его поздние графические автопортреты, выполненные в 1904-1905 гг.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Творчество художника было страстным протестом против зла. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.

появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Забелы на фоне березок" (1904, ГРМ). Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее.

Все здесь подвержено метаморфозам. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым.

Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Работа не привела к улучшению. Коровий, В. М.

Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Сильное, грозное произведение. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились). Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли).

Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Это годы счастливой супружеской любви, подъема творческих сил, более прочного, чем прежде, успеха у заказчиков. Демон низринут в ущелье среди скал.

В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Взамен утраченных, реставрирует купол Святой Софии.

Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.

В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Рыбакова. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами.

Надежда играла роль сестры Гретель. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. Общее руководство работами принадлежало Прахову.

Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). "Царевна-Лебедь".

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Представители рода Врубелей (от польск. форма, которая создана природой вовек. ». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.

Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. В колорите картины – контрасты. Последний был наиболее близок Врубелю. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского.

Образ его смерти — и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное.

Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Род. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Стал тих, покорен, безропотен. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее).

В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать.

Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). У его апостолов были живые прототипы. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.

Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии.

Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Они лишены покоя, обладают собственной энергией. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Он тяготеет к орнаментальной структуре своих произведений, что проявляется как в живописи, так и в графике. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.

Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Десять лет, свободные от Демона, стали, возможно, самой счастливой порой всей его жизни. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».

К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Демон замер в позе ожидания и созерцания.

Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.

Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине.

Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель.

А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. За его индивидуализм – с одной стороны, а с другой – за абсолютное выражение мироощущения эпохи, создание большого декоративного стиля времени (русского модерна).

Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Вернувшись из Венеции, Врубель метался. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Первые уроки в Академии были связаны со станковой живописью, как распространенным видом живописи XIX века.

И вот, спустя время, Врубель пишет "Демона летящего" (1899, ГРМ). Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Заказ был передан Васнецову, которым тогда начали восторгаться. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет.

Чтение вслух и музыка являются единственным утешением для художника в последние годы его жизни. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое, по сути искусство Врубеля. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед.

музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ).

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. "Я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа" говорит художник в эти годы. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Прогрессирующая болезнь смирила художника.

Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».

Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.

Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. мне было все это видеть. Как художник Врубель сформировался стремительно. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.

Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. С марта 1905 года вновь наступает ухудшение болезни.

Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.

Герой сопротивляется до конца. Эта кристаллизация форм позже позволила считать Врубеля предшественником русского кубизма. музеи русского искусства, Киев), которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, богатство оттенков цвет.

В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Она подлинно монументальна. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.

Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Иногда получались целые сцены — играющие в шахматы, беседующие.

Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.

Горят прекрасные цветы чертополоха. Но уже, тогда у него зародились замыслы будущих программных живописных произведений, уже тогда эти замыслы формировались мучительно и сложно. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным.

Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы — ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы — азалии или компанулы. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.

Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером.

Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.

Он создаёт несколько самостоятельных росписей, где соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.

Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.

Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Более того, даже в тех случаях, когда по разным причинам такие разные русские писатели, как П. Перцов или В. Маяковский, следуя принципу: Если тебе дают тетрадь в линейку, пиши поперек (сформулированному, кстати говоря, великим испанским поэтом Хуаном Районом Хименесом, но известному всем нам по эпиграфу к роману Хемингуэя По ком звонит колокол), пытались сломать стереотип, они очевиднейшим образом опирались на него и ему наследовали.

В Москве эти черты только усилились. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, — полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.

Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.

Эта истина повторяется и в мире природы и в жизни души. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Особенно примечательна акварель "Голова Демона". Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Запечатлен процесс, а не результат мироздания.

Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. В этот период жизни он создал значительное число произведений исполнил иллюстрации к произведениям М. Ю. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Но или художник сам испугался ее или модель коварно переменила лик свой, спутав изображение мастера и натолкнув его на абсолютно иное. «.

Наследие Михаила Врубеля давно уже стало драгоценным достоянием русской культуры. он ушел в себя. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.

Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Но и не только это. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым.

Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). продолжение.

В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Он был человеком увлекающимся и в своих увлечениях теряющим меру. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Все значительные произведения 1904 и начала 1905 годов созданы были за зиму.

Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его – воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте.

Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Кирилле», «Св. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Кушает хорошо— и в своё время. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119.

Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Будучи семилетним ребенком, он посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств.

Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. сказок и опер Н. А. Его многие встречали в перелесках, принимая за сучковатый вековой пень, его мохнатая шкура мелькала тусклым цветом серебра меж стволов отдаленных берез, обрывки его звуков слышались, как какие-то неясные и странные голоса в сумерках надвигающейся ночи. Общение с мастером не ограничивалось академическими классами. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации.

Это один из его несомненных шедевров. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).

В нем поднимался богоборческий бунт. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Он вдохновенно выполнял и эту задачу (в конце 8о-х годов), превратив мотивы византийского и древнерусского узоров в какую-то прихотливую сказку-симфонию растительно-суставчатых форм и научив многому Васнецова, который умело использовал и врубелевский орнамент и его реставрацию Кирилловских фресок использовал именно так, как требовалось, чтобы толпа "приняла". В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.

Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Величавая фигура Демона возникает среди вспышек и мерцаний света, словно в брожении и бурлении остывающей магмы. Учился в Академии Художеств.

В 1898 году Врубель отправился на Украину. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Тем не менее, он начинает работать. В каждой из этих областей мастер оставил произведения, свидетельствующие как о значительном масштабе, так и о большой самобытности его дарования. Художник Врубель обладал глубоким аналитическим умом, в котором причудливо переплетались рациональное и иррациональное, логика и нестандартность подходов, постоянная тяга к новым знаниям и необычное видение мира. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.

Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В этих рисунках была заключена целая программа. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»).

С осени он снова в университетской клинике. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Это черта исконно присущая романтической личности.

Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.

Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. В это же время наступает переход от депрессии к маниакальному возбуждению. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества — в 90-е гг.

Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Вся его жизнь отошла в прошлое. Как будто сам дьявол мстит ему издеваясь над его картинами. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Оно было результатом ретроспективной оценки своего творческого пути.

Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.

Глубокий смысл заложен всего в двух словах. В этом взгляде – жажда "познанья и свободы", мятежный дух сомнения. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Мир форм и красок безвозвратно погрузился в небытие.

Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Весной 1903 года наступает значительное улучшение. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121.

Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. В 1889 году Врубель уезжает в Москву, где познакомился с С. И. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.

Как было его сохранить. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Он чрезвычайно сложен и многогранен.

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Лишь изредка его охватывало беспокойство. Мучила мысль, что он дурно, грешно прожил свою жизнь. Больного отправляют в Ригу и помещают в городскую лечебницу.

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.

Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Неуравновешенностью художник отличался всегда.

Искусствовед Н. М. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).

Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. всегда свой. ». На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии.

При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены.

Это вот, эти копны сена. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.

Для этих росписей приглашаются уже опытные мастера — Виктор Васнецов и художники академического направления братья Сведомские и Нотарбинский. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Да ведь до них несколько верст. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство.

В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.

Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику.

Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Его техника нанесения будущего орнамента имела черты геометрического построения – прямые пересекающиеся линии, точки их соприкосновения, многочисленные перехлесты, что напоминало рисунок инея на плоскости стекла. Им было создано 13 рисунков из которых большая часть относилась к "Демону". В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.

Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна.

Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей.

Савву похоронили на Байковой горе. Для получения образования ехали в Берлин, а оппозиционеры облюбовали Женеву. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо.

К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Более всего он работал над двумя сюжетами — «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). В эти же годы Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – "Портрет Н. И.

(1906), необычайно выразительный. Подтверждением тому являются хотя бы яркие впечатления от пребывания в Испании». Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.

Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. «Тишина вечера, полное отсутствие кого бы то ни было, только кроме ласточек, которые кружились и щебетали в воздухе. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.

Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Стремясь к реализации в самых различных начинаниях, Врубель помимо написания картин создал целый ряд монументальных росписей, выполнял театральные декорации, занимался графикой, скульптурой, пробовал себя в качестве архитектора. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Это был Петербург 1896 года. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.

На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Сон как будто бы стал продолжительнее. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.

Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.

В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Может быть, в закладе. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. музей русского искусства, Киев).

Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза.

В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает.

И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Больно, горько до слез. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии.

Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.

В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка. Когда не было моделей, он рисовал себя. В это время Врубель очень много работает.

Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Врубеля привлекла пестрота ковра, яркость платья, сама обстановка антикварной лавки с ее магической притягательностью старинных вещей. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.

Лермонтова. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова.

Искусство, которому он служил и восторженно поклонялся, стало для него недоступно. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Брюсова. Вся меблировка два простых табурета и кровать.

К этому же времени относятся интересные автопортреты. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.

Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости.

И впервые стал искушать Врубеля и завладевать его воображением сумрачный образ богоборца – Демона. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Из жизни своей Врубель сам творил легенду.

Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно — «Пан» (1899). Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Васнецов. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.

Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля. Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.

При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».