Врубель К Ночи

В созданной в 1900 году картине «к ночи», Врубель проявил свой редчайший дар колориста. Пышные гроздья врубелевской "Сирени" (1900, ГТГ), вспыхивая лиловым огнем, живут, дышат, оживают в сиянии звездной ночи. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах.

Сочинение по картине Врубеля «К ночи»

К лету 1904 года наступает вторая ремиссия. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Врубель оказывается в Киеве и первая его крупная монументальная работа -- фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов» на хорах Кирилловской церкви. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.

Судьба родины занимала его лучших представителей. В неоконченной акварели "Пирующие римляне" (1883, Русский музей) при некоторой театральности всей сцены и увлечении аксессуарами, несомненно намерение художника передать жизнь конкретного исторического периода. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения.

В этом взгляде – жажда "познанья и свободы", мятежный дух сомнения. Это состояние неподвижности может продлиться долго. В доакадемические годы в нем уже пробудился интерес к искусству, выявившись в некоторых рисунках, свидетельствующих о необычности его таланта. ГРМ). Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Его живопись складывается из энергичных широких мазков кристаллической формы.

Отчизна пращуров. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками.

Летом клиника закрылась и Врубеля поместили в лечебницу доктора Ф. А. Эта картина, по сути, сценический портрет его жены, Забелы надежды Ивановны. Но, женившись на Н. И. Он так высоко ценил своего учителя, что испытывал удовольствие, копируя его этюды.

Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Эта тема прошла через все творчество Врубеля. Поздние рисунки относятся к разным жанрам. С осени он снова в университетской клинике. Колорит картины мрачен. В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками.

Врубель Михаил Александрович 
 (1856 – 1910)

Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)

С 1882 года Врубель занимается в классе П. П. Врубель покидает клинику. Он часто бывал в семье учителя, принимал там участие в концертах и спектаклях. В следующем году, живя с семьей в Саратове, маленький Врубель брал уроки рисования у преподавателя местной гимназии, затем посещал Одесскую школу рисования. Его торс могуч, словно выкован из меди.

Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Чистякова. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Таково его декоративное панно Пророк" (1898).

Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Неуравновешенностью художник отличался всегда. Лишь изредка его охватывало беспокойство. Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи. Десять лет, свободные от Демона, стали, возможно, самой счастливой порой всей его жизни.

Вот несколько примеров. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду.

Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). В это время Врубель очень много работает. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи.

Врубель Михаил Александрович 
 (1856-1910)

Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

На глазах зрителя совершается чудо превращения морского прибоя в крылья Царевны-Лебедь.

Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Как будто сам дьявол мстит ему издеваясь над его картинами. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Мучила мысль, что он дурно, грешно прожил свою жизнь.

Но если Ге изображает ночь, о которой говорится «глухая тьма» -- ночь однообразно-монотонную, то Врубель показывает волшебство ночи извлекая из тьмы поразительное красочное богатство. Лермонтова. Это козлоногое существо с цевницей в руке – бог природы, но природы северной. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Весной 1903 года наступает значительное улучшение. Портрет Н. И.

Врубель К ночи 1965 
Репродукция

Врубель К ночи 1965 Репродукция

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Он был не столько аналитиком, сколько синтетиком. Это последний, отчаянный полет над горами. Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует.

Когда не было моделей, он рисовал себя. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Печатью фатума отмечены не только персонажи, сюжеты и темы врубелевских произведений. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в своей картине «К ночи», созданной в 1900 году. Усольцева. Левитан, К. И. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.

Сочинение по картине: 
Врубель — «К ночи»

Сочинение по картине: Врубель — «К ночи»

Тем не менее, он начинает работать. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Показательно, что Врубеля привлекала не Греция, а Рим времени его упадка.

Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Из всех портретов художника этот, вероятно, наиболее автопортретен.

Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Демон замер в позе ожидания и созерцания. За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова (1906. Врубелю поручили только украсить орнаментом часть пилонов. Больного отправляют в Ригу и помещают в городскую лечебницу.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«К ночи»

Описание картины Михаила Врубеля «К ночи»

Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против мирового зла, против ночи. И свою картину художник сначала назвал Сатир. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее.

Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. Здесь он пишет акварель "Натурщица в обстановке Ренессанса" (Гос. Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского искусства 20 века. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков.

Пример готового 
реферата по предмету: 
Искусствоведение

Пример готового реферата по предмету: Искусствоведение

В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. Попадаешь в какой-то потусторонний мир, но при этом осязаемо понимаешь, что всё ещё в поле, да и лошади рядом. "Царевна-Лебедь".

Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна. Общение с мастером не ограничивалось академическими классами. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии.

Искусство, которому он служил и восторженно поклонялся, стало для него недоступно. Сам Врубель с большим вниманием относился к своим орнаментам, но гораздо большие надежды он возлагал на сюжетные композиции. Одновременно универсальность Врубеля как художника, поиски высокого монументального стиля, приверженность к орнаментальным, ритмически усложненным решениям (керамическое панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы «Метрополь» в Москве 1899-1903) придают его произведениям характерные черты стиля "модерн". Вымышленный образ приобретает особую убедительность, так как зритель участвует в его формировании. Скорбь и тревога – вот два мотива, уловленных Врубелем и выраженных в цветовой гармонии.

Более всего он работал над двумя сюжетами — «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Герой сопротивляется до конца.

Природа, кажется, только обретает свои очертания, формы и краски зыбки и изменчивы. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза.

Серов, И. И. Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены.

В библиотеке Прахова в Киеве наверняка имелись эти издания Библейских эскизов и они могли учитываться Врубелем при работе над акварелями, представляющими собой эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве. Ге). Каждый день мы находили новые и новые изменения.

Для изучения византийского монументального искусства он отправляется в Венецию, где пишет 4 иконы для иконостаса Кирилловской церкви. Все значительные произведения 1904 и начала 1905 годов созданы были за зиму. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Оно было результатом ретроспективной оценки своего творческого пути.

На протяжении всего жизненного пуги Врубеля сопровождают странные, фатальные совпадения. За его индивидуализм – с одной стороны, а с другой – за абсолютное выражение мироощущения эпохи, создание большого декоративного стиля времени (русского модерна). В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность.

Единственное, что из эскизов Врубеля было осуществлено, это проекты его орнаментов, составленные из элементов органического мира цветов, листьев, птиц, женских ликов. Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, — полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Сербского и Ф. Е. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Особенно примечательна акварель "Голова Демона".

Влияние художника 
на мастеров 20 века

Влияние художника на мастеров 20 века

Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Васнецов.

В 1889 г. переехал в Москву, где сблизился с С. И. Неверный свет заката трансформирует реальность, делает ее зыбкой и многозначительной. Демон жил где-то в сокровенных тайниках его души еще до того, как художник получил заказ на иллюстрации к поэме Лермонтова.

0 Врубель Михаил 
Александрович

0 Врубель Михаил Александрович

Коровий, В. М. Будучи семилетним ребенком, он посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое.

Он вдохновенно выполнял и эту задачу (в конце 8о-х годов), превратив мотивы византийского и древнерусского узоров в какую-то прихотливую сказку-симфонию растительно-суставчатых форм и научив многому Васнецова, который умело использовал и врубелевский орнамент и его реставрацию Кирилловских фресок использовал именно так, как требовалось, чтобы толпа "приняла". Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. В это же время наступает переход от депрессии к маниакальному возбуждению.

Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. Наследие Михаила Врубеля давно уже стало драгоценным достоянием русской культуры. Но был один недостаток в проекте Врубеля: гениальность. В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности. Иногда получались целые сцены — играющие в шахматы, беседующие.

Сочинения по картинам 
известных художников

Сочинения по картинам известных художников

Последний был наиболее близок Врубелю. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910) – художник, график, скульптор.

Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы — ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы — азалии или компанулы. В 1884-1889 гг. Перламутровый колорит картины словно порожден музыкой.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах — в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Это не борьба добра и зла. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Но сценическая условность преображена натиском врубелевской кисти, претворена в сказочную.

  • Последние номеранаших изданийв вашем планшете
  • Поздний период творчества Врубеля

Его персонажи больше от растительного царства, от скал, минералов и металлов. Свое видение мира Врубель претворил в глубоко своеобразный живописный стиль.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Забелы-Врубель»). Обращение Врубеля к "вечным", почерпнутым из культуры античности, средних веков, эпохи Возрождения темам и мотивам, налет многозначительной таинственности ("Пан", 1899) сближают его искусство с символизмом. "Я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа" говорит художник в эти годы. Афанасий", "Богоматерь с младенцем") и росписями ("Сошествие Св.

Последние номеранаших 
изданийв вашем планшете

Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее). Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая её в скульптуре, графике и живописи (к сожалению, ранние опыты не сохранились). Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью.

Врубель позиционирует своего героя как выразителя демонического начала и вместе с тем подчеркивает сложность своего Демона – дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Горят прекрасные цветы чертополоха. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.

Воссоединением души и природы, как бы выступает сказочный пастух, который похож на бородатого лешего. Сильное, грозное произведение. Но Врубель буквально по всем статьям противоположен Иванову: вместо сюжетного и иконографического разнообразия -- однообразные, находящиеся под диктатом иератической симметрии композиционные схемы в вариациях всего двух сюжетов -- «Надгробный плач» и «Воскресение» (незавершенность этого эскиза воспринимается как недопроявленность -- словно бы от ужаса перед тем, что уже показалось) вместо трепетных сияний, символизирующих благодатные озарения, внезапно посещающие людей, -- ровное, абстрактное астральное свечение. Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея). Забелы на фоне березок" (1904, ГРМ).

Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. В 1902 году, уже в начале болезни, приехав в Киев и посетив Кирилловскую церковь, Врубель заметил: «Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться» имея в виду монументальный стиль своих росписей.

Вся его жизнь отошла в прошлое. В ХХ веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно — «Пан» (1899).

И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Творчество художника было страстным протестом против зла. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил".

С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества — в 90-е гг. – в петербургской Академии художеств. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. И ровно в том же году, ничего не ведая про Ге, Врубель пишет своего «Демона (сидящего)». Он вкладывал нечто демоническое в большеглазых грустных ангелов с кадилом и со свечой во Владимирском соборе, узнавал демона в своей задумчивой музе, замечал его черты в женщине, выглядывающей из сирени, в наядах играющих и резвящихся среди морских волн.

Стал тих, покорен, безропотен. В то самое время, когда Врубель поступает в мастерскую Чистякова, начинают издаваться альбомы Библейских эскизов -- поздней работы Иванова, которая до тех пор была совершенно неизвестна и перед русской культурной публикой и критикой имевшей представление о художнике лишь по картине «Явление Христа народу», возник абсолютно незнакомый Иванов. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

Но вместе с тем это непосредственное столкновение с искусством Ге чрезвычайно заостряет соответствия-контрасты, которые существуют между творчеством Врубеля и Ге. И вот, спустя время, Врубель пишет "Демона летящего" (1899, ГРМ). появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Духа" и др. ) Кирилловской церкви, эскизами неосуществленных росписей Владимирского собора. Ге своим «страстным» циклом, в сущности, завершает и исчерпывает ивановскую традицию актуальной трактовки евангельских сюжетов, а Врубель, взамен этого, на этом месте, как будто угадав, что делает Ге, пишет Демона, так как следующий естественный шаг от христо-логического цикла и христианской темы -- это переход к теме демонической.

При взгляде на смятую простыню или висящее платье, формы которого прослежены с невероятной тщательностью, возникают ассоциации, смысл которых выходит далеко за пределы самого предмета. Гадалка" Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. И кажется, ему это удалось.

В складках небрежно сброшенной одежды он угадывает очертание человеческого тела. Однако творчество Врубеля выходит за рамки какого-либо определенного стиля стремление создать сложную, неоднозначную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за привычным обликом предметов и явлений таится своя особая и напряженная жизнь, приводит в произведениях Врубеля к органическому слиянию мира человеческих чувств и мира природы («К ночи», «Сирень», оба 1900 г. ) Сквозная тема творчества Врубеля – образ Демона, в котором художник видит героическую личность, отвергнутого пророка, трагически ощущающего свое одиночество ("Демон», 1890 к одноименной поэме М. Ю. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.

В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. В эти же годы Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – "Портрет Н. И. В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное.

С марта 1905 года вновь наступает ухудшение болезни. Приближается ночь. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. жил в основном в Киеве, где работал над иконами ("Св. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это "Гамлет и Офелия" (1884, ГРМ).

Безмолвие сумерек нарушают только печальный крик ночной птицы, да храп коней. Как художник Врубель сформировался стремительно. Образ его смерти — и реквием и своеобразный гимн сопротивлению.

Багровые цветы чертополоха, рыжий конь — все будто несет следы ушедшего солнца. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Многие люди узнают в картинах Врубеля виды природы, которые видят каждый день.

В небе слегка мерцает молодой месяц, гудящая тишина обнимает степные просторы. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Так, Ге в 1890 году картиной «Что есть Истина. » начинает свою «страстную» серию.

Врубель очень редко придает человеческим силуэтам эластичность и мягкость кожных покровов. Ге. Это очень сильно потрясает художника.

В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. Из семьи юриста. Вот наверно это и хотел передать Мастер. Сам Врубель называл свою картину иконой. В 80-е гг.

Он чрезвычайно сложен и многогранен. Вогнутость и неровность спины, слегка навеивает страх. Они лишены покоя, обладают собственной энергией. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое, по сути искусство Врубеля.

В 1906 художник ослеп. Но особенно сильное впечатление произвели на Врубеля древние мозаики Киева и Венеции. Первая дошедшая до нас на эту тему картина Демон (сидящий) (1890). Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Им было создано 13 рисунков из которых большая часть относилась к "Демону". Это черта исконно присущая романтической личности.

Он вырабатывает свой живописный язык, свой графический стиль, свое понимание цвета. Он редко делал этюды, а тем более не писал свои картины с натуры. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Лермонтова), обреченного, но сохраняющего полноту духа ("Демон поверженный», 1902).

Рыбакова. Выразителен образ пожилого римлянина, погруженного в тяжелую дремоту. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности.

Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Репин и П. П. В декабре 1901 года картина была закончена. Демон почти задевает вершины своим телом. Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля.

Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Прогрессирующая болезнь смирила художника. Чистяков.

Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). Заказ был передан Васнецову, которым тогда начали восторгаться. И у Иванова и у Врубеля -- акварели, эскизы к росписям храма.

В Киеве заканчивалось строительство большого Владимирского собора, который должен был быть расписан. Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. «Демон поверженный» (1902) — последнее законченное полотно Врубеля — завершает его «демониану».

Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Это чувствуется в портретах 1897 г. — К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Взамен утраченных, реставрирует купол Святой Софии. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Сказка о царе Салтане", 1900 и др. ), выступал в роли архитектора (проект фасада дома Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891).

Образ демона проглядывает у Врубеля и во многих других его произведениях. Не только это единит картину со сказкой, вся ее концепция фантастична. В Москве эти черты только усилились.

Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет. В 1874-1880 учился на юридическом факультете петербургского университета, в 1880-1884 гг. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. С 1898 г. – участник выставок "Мира искусства". Он был человеком увлекающимся и в своих увлечениях теряющим меру.

Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Видимо, в этом художник ощущал нечто созвучное своим настроениям и своей эпохе.

То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем" Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Видимо, он никогда не оставлял художника в покое. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Образ человека у Врубеля действенный, развивающийся изменчивый, порывистый.

Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Образ пастуха расплывчат, он сливается с пейзажем степи, как возникающий из его недр. Эта кристаллизация форм позже позволила считать Врубеля предшественником русского кубизма. Об этом напоминает и спина пастуха, она похожа на слиток меди. В раковине Врубель замечает, как из переливов перламутра рождаются стройные фигуры женщин.

он ушел в себя. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан" (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь" (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Мамонтовым, стал деятельным участником Мамонтовского кружка: руководил керамической мастерской в Абрамцево ("Мизгирь", "Купава", оба майолика, 1889-1890), оформлял спектакли Московской частной русской оперы Мамонтова (оперы Н. А.

Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Он, опёршись на палку, наблюдает за лошадьми, наслаждаясь ими, мечтает, а возможно и думает о своём жизненном пути. Врубель был не только художником-мыслителем, но и живописцем, поэтом краски и линии.

Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком.

Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Все здесь подвержено метаморфозам.

Мир форм и красок безвозвратно погрузился в небытие. Само изображение апостолов в «Сошествии Св. Сквозь жесткие черные волосы цыгана-пастуха, виднеются рога. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени.

Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Запечатлен процесс, а не результат мироздания. Прерываются на полгода свидания даже с самыми близкими людьми: женой и сестрой. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. В этих рисунках была заключена целая программа.

Она подлинно монументальна. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. В 1889 году Врубель уезжает в Москву, где познакомился с С. И.

.