Яна Ван Эйка Портрет Четы Арнольфини

«портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет2. Цель данной работы – провести сравнительный анализ «Портрета четы Арнольфини» фламандского живописца Ян Ван Эйка и «Молодой семьи» советского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского. Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения.

Смысловым центром картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» являются соединенные руки персонажей. «портрет четы Арнольфини» (нидерл. Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw)— картина Яна ван Эйка, первый известный в европейской живописи парный портрет.

Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка

Джеймс Хей, полковник-лейтенант 16-го полка лёгких драгун, был участником битвы при Витории. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434».

Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц). Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).

Ян ван Эйк, Портрет 
четы Арнольфини: 
описание картины

Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты

Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.

Однако она по-городскому узка. Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски.

Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.

Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. А женщина.

Ян ван Эйк, Портрет 
четы Арнольфини

Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини

Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Ван Эйк использовал преимущество того, что масло сохнет значительно дольше темперы, применив технику мокрого по мокрому.

Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.

Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Для её написания он использовал тонкие прозрачные слои краски, которые накладывал один поверх другого.

Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Уже упомянутый БартоломеоФацио писал в «Книге о знаменитых мужах», что Ян с увлечением занимался геометрией, создал некое подобие географической карты.

Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.

Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Содержание картины в целом не вызывает разночтений. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82. Описанное выше содержание картины – это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия.

Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Джованни ди Николао вступил в брак в 1426 году, его супруга, тринадцатилетняя Констанца Трента, происходила из известной луккской семьи. Почти рефлектирующая, эмалевидная поверхность картины — результат использования художником новой техники — живописи маслом.

На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. В люстре зажжена только одна свеча – символ присутствия Святого духа. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры.

История одного шедевра: 
«Портрет четы Арнольфини» 
Яна ван Эйка

История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка

Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Далее. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Это Ян ван Эйк. Не случайно рядом с ним открытое окно, за которым видна живая изгородь. Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом.

У окна лежат апельсины. Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. На этом изображении имеются тени, трехмерная перспектива и подпись. Идут споры по поводу отдельных картин художника: об их содержании, технике живописи.

1434. ). 1434». Так интерпретация ван Мандера основана на предположении, что персонажи соединяют правые руки, как было принято при вступлении в брак, на картине же мужчина подал женщине левую руку6. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.

Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя. Понятной становится и зажженная свеча, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари.

Загадки легендарного 
«Портрета четы Арнольфини» 
Яна ван Эйка

Загадки легендарного «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка

То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Что и говорить, красота – страшная сила. Мужчина традиционно олицетворял связь семьи с внешним миром. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. На женщине платье (т.

Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания». А женщина. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов) и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 году. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой.

В конце работы художник выполнил также и надпись. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.

Ян ванЭйк родился в Маасейке между 1390 и 1400 годами. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. С тех пор среди ученых царит разброд.

Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.

По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415-1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Из интернет-ресурсов самыми значительными явились те, в которых содержались биографические статьи интервью, видеоинтервью с художником. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Из всего этого Костер делает вывод, что на двойном портрете изображены мужчина и женщина, уже вступившие в брак какое-то время назад, семейная пара6.

«И сказал Бог: не подходи сюда сними обувь твою с ног твоих ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», – сказано в Ветхом Завете. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене.

Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Это особенно заметно по одежде. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).

Тогда войска Жозефа Бонапарта отступили, потерпев поражение от соединённых сил британцев испанцев и португальцев под командованием герцога Веллингтона. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». По мнению М. Герасимова, сравнивавшего изображения женщин с двойного портрета и портрета жены художника, написанного ван Эйком в 1439 году их лица схожи.

Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук. На это указывает ряд следующих интереснейших деталей. Восточный ковёр на полу, люстра, зеркало, остеклённая верхняя часть окна, на столе под окном дорогие апельсиныK 3 — вся обстановка комнаты свидетельствует о зажиточности её хозяина.

Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стекло. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Для проведения сравнительного анализа были взяты труды по истории искусства зарубежных стран: «История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение» под ред. Скромность бюргерской обстановки и обыкновенные люди изображенные ван Эйком, становятся источником особой поэтичности, предвещая будущие пути развития нидерландского и голландского искусства.

Чета Арнольфини, 
Ян ван Эйк, 1434

Чета Арнольфини, Ян ван Эйк, 1434

Нередко Ян ванЭйк по заданию Филиппа Доброго выполнял сложные дипломатические поручения. Это особенно заметно по одежде. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк». Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».

Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Он клянется свое жене в супружеской верности.

Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»). Форма головных уборов персонажей их свободного покроя одежды, подбитые мехом, длинная верхняя одежда на мужчине— весь вид их костюмов характерен для моды Северной Европы, тогда как в Италии в то время были приняты более лёгкие одежды. Для обоих пол комнаты во время бракосочетания был «святой землей». Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты.

Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.

Наоборот. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов. Существует много неясностей в творческой биографии Яна.

Картина «Портрет 
четы Арнольфини»

Картина «Портрет четы Арнольфини»

Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. А женщина. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать». morgen – утро). Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2.

При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. 1434». ). н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Семейный портрет воспринимался людьми как ценность еще в давние времена.

Ян ван Эйк картина 
«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк картина «Портрет четы Арнольфини»

Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. В начале XVI века Портрет четы Арнольфини принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк. С 1425 по 1429 год он был придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго в Лилле.

Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Маленькая собачка – это верность, четки – знак благочестия, щетка – чистота. Кроме того, о материальном достатке семейства свидетельствуют богатые одежды. Выпуклые зеркала были более доступны. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара.

Двойной «Портрет четы Арнольфини» (1434) наряду с Гентским алтарем – важнейшее произведение ванЭйка. По-французски они назывались «колдуньями»источник не указан 57 дней, поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.

Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Альбомы В. Лебедева «Дмитрий Жилинский» и В. С. Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.

Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. нидерл. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести.

Портрет четы Арнольфини 
 (картина, ван Эйк, 
1434)

Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)

Любой в обещаниях может стать богатым). Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной.

А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. На женщине платье (т. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов.

СР Картина Яна ван 
Эйка «Портрет четы 
Арнольфини»

СР Картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»

Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). Любой в обещаниях может стать богатым). Ибо вплоть до XV века живописцу не полагалось привлекать к себе столь серьезного внимания. Наоборот. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.

Он наносил новые слои краски на ещё не высохшую поверхность, чтобы достичь игры света и тени, создающей иллюзию трехмерного пространства на картине. Ц. Г. Хотя, кто знает, после картин Босха, мало что может вообще удивить. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.

ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк

Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Хрустальные четки — излюбленный в те времена подарок жене, — символ благочестия, а так-же метелка — символ чистоты тела и духа — символизируют христианские добродетели — мир и труд. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем).

А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий».

Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. А вот сам Ян ван Эйк, который к 1434 году был уже давно женат и героиня его картины, чей облик напоминает жену художника, могли так подать друг другу руки, поскольку речь на картине идет вовсе не о помолвке. Правда и тут не обошлось без загадок. Апельсины демонстрируют не только благосостояние Арнольфини (ведь они были дорогим экзотическим фруктом), но и олицетворяют райское блаженство. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.

Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Выше зеркала странная подпись: «Здесь был ванЭйк. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.

Историки моды объясняют, что в XV веке все наряды женщин шились в стиле «а-ля немного беременная». Получилось пространство, наполненное символами. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Для времени, в котором жил и творил Ян ван Эйк, эта картина стала очень необычной ещё и потому, что большинство живописцев того времени обращались к религиозным и мифологическим образам, тогда как на этом семейном портрете чета изображена в обычной домашней обстановке. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.

Портрет четы Арнольфини» 
Яна ван Эйка: есть 
ли связь между великой

Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка: есть ли связь между великой картиной и историей России

Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.

Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе. Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.

Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек – Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина – это портрет самого художника и его жены Маргариты. Второй спор – беременна ли барышня на картине али нет.

Портрет четы Арнольфини 
— Ян ван Эйк

Портрет четы Арнольфини — Ян ван Эйк

Остается не проясненным вопрос, кого и что изображает картина. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Нессельштраус, И. Тэна «Философия искусства.

Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Cамая знаменитая работа ванЭйка – «Портрет четы Арнольфини», датированная 1434 годом (илл. 1). Однако, по мнению исследовательницы, маловероятно, что ван Варневейк и ван Мандер видели картину. Эксперименты художника в области технологии масляных красок говорят о познаниях в химии. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки».

после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины». Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке.

Ян Ван Эйк «Портрет 
четы Арнольфини»

Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

Арнольфини и его супруга изображены без обуви. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. В старых инвентарных описях она значится как портрет человека по имени ЭрнульлеФэн и ученые девятнадцатого века связали это имя с семьей Арнольфини итальянскими купцами, торговавшими тканями в Брюгге.

Манина «Д. Д. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.

Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Но существует и другое мнение. Живопись Италии и Нидерландов. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).

Но к ее берегам со всего света стремились корабли, груженные самыми разнообразными товарами. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.

У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала. В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры.

Описанное выше содержание картины — это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей более притягательна другая: это автопортрет художника. Наоборот.

Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». При этом Ян ван Эйк использовал ещё более сложную технику, чем другие художники. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки.

1434». ). Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485.

Детали портрета 
четы Арнольфини

Детали портрета четы Арнольфини

В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Когда пришла пора самому зарабатывать на хлеб, Ян отправился в Гаагу, где начал строить карьеру при дворе графов. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16.

Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). Его деревянные патены лежат сбоку, а обувь супруги виднеется на заднем плане. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. А женщина. Как уверяет Брокуэлл, никаких документов, подтверждающих, что изображенный человек — Джованни Арнольфини, не существует и загадочная картина — это портрет самого художника и его жены Маргариты. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.

Ян ван Эйк — Портрет 
четы Арнольфини

Ян ван Эйк — Портрет четы Арнольфини

А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Герцог ценил Яна как умного, образованного человека, по словам герцога, «не имеющего себе равных по искусству и познаниям».

До сих пор вопрос остается открытым. Мужчина одет в отороченную мехом накидку, на голове у него огромная черная шляпа с широкой тульей (непременный атрибут представителя бургундского высшего общества) на женщине белый головной убор, зеленое платье, под которым надето нечто синее. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину.

Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. «Портрет четы Арнольфини» считается одним из самых сложных произведений, о чём мы поговорим ниже.

Описание картины 
Яна ван Эйка «Портрет 
четы Арнольфини»

Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»

Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние), необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей. 1434». ). Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86.

Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Так кто же все-таки герой картины. Лекции, читанные в Школе изящных искусств в Париже». Выпуклые зеркала были более доступны. Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей.

Судьба портрета 
после наполеоновских 
войн

Судьба портрета после наполеоновских войн

В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанных своим создателем. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Но, есть ещё одна преинтереснейшая особенность. Однако если посмотреть на дам на других портретах того времени, то покажется, что беременна если не каждая, то половина из них. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.

Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной). Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.

Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству.

Жилинский» позволили исследовать различные композиционные и образные размышления художника. Так же поступил и ванЭйк. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.

На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой», однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь.

Одежда мужчины на 
картине ван Эйка

Одежда мужчины на картине ван Эйка

Какой момент в жизни супругов отобразил художник. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Это особенно заметно по одежде. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.

Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. Если это так, тогда свадьба была вынужденной и от этого позорной мерой. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69.

Как считает Кэмпбелл, кровать — ещё один предмет, который указывает на богатство хозяина дома276. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Картина написана с необыкновенной тщательностью, поражает зрителя тонкостью письма и любовным отношением к каждой детали.

Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. А мог и сам подарить по дружбе.

Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Эта картина, согласно сообщению историка Бартоломео Фацио, хранилась в коллекции кардинала Оттавиани как работа ван Эйка, в настоящее время она утрачена. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.

О жизни и деятельности художника сохранилось очень мало документальных сведений. Взять хотя бы головные уборы. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы.

Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Эта картина была не просто новой, она была революционной.

История одной семьи 
и одного портрета

История одной семьи и одного портрета

На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Предположительно чета Арнольфини была написана в их доме, который находился в Брюгге.

Реализм подкреплен еще и техникой. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. На картине изображена супружеская чета — Джованни ди Николао Арнольфини и его жена. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Фонтан в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент.

Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века.

Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Интерьер комнаты наполнен предметами, символизирующими свадьбу. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает «яблоко из Китая» (напр.

Это подпись художника. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. В конце работы художник выполнил также и надпись.

В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Его картины демонстрируют обстоятельное знакомство с миром растений и цветов. Таким образом женщина оправдывала себя в глазах церкви за ночной грех и демонстрировала, что она якобы «вечная мать». Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла.

Ее новый владелец – британский полковник Джеймс Хей – рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе. 1434". ). Однако она по-городскому узка. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.

Ян ван Эйк Портрет 
четы Арнольфини

Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини

На спинке кровати вырезана статуэтка святой Маргариты — покровительницы рожениц. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев.

С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Выпуклые зеркала были более доступны.

Старинная притча 
о том, чего хочет 
женщина

Старинная притча о том, чего хочет женщина

Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. В зеркале изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ванМандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ванЭйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».