Жерико Медузы

На полотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи. Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. Реконструкция плота Медузы Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» вСалонев1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.

Эскиз Теодора Жерико к картине «Плот Медузы». Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Жерико построил реплику плота с «Медузы» в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели.

Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. Ну, а знаменитое полотно Жерико Плот Медузы в настоящее время находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре. Потому и напишет Жерико «Плот Медузы».

В первую же ночь было убито 20 человек. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Теоретически он должен был бы быть опытным и компетентным капитаномно загвоздка была в том, что пост капитана фрегата он получил в рамках политики раздачи должностейбывшим эмигрантам, которую проводили восстановленные на французском троне Бурбоны. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.

Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».

  1. Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
  2. 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
  3. Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
  4. Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
  5. «Плот Медузы» картина Теодора Жерико

Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.

Их путешествие длилось не более четырех дней. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». Как ты можешь увидеть свободу.

  1. Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
  2. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  3. «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
  4. Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико

Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. На картине мы видим оттенки холодного красного, темно-синего и грязно-серого и коричневого, которые символизируют общую безысходность и трагичность положения людей, находящихся на терпящем бедствие плоту. Сенегала, людьми познавшими "сободу". Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили.

Но смерть для него, верующего человека, – это обетование вечной жизни, про которую мы не знаем. Да и видно ли его.

  1. Теодор Жерико «Гибель «Медузы»»
  2. «Плот «Медузы»» и еще 5 самых известных картин Теодора Жерико
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
  5. О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико

О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом.

Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. 2 июля во второй половине дня судно выбросило на песчаную отмель в 120 км от африканского берега, вблизи мыса Блан. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. – как можно было разбазаривать государственное имущество. В более широком смысле можно подразумевать действия людей, которые живут и выживают за счет других, вопреки благу других людей.

В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Это два приятеля, которые возвращаются домой и один поддерживает другого дружески и тепло. Таким образом, мы можем видеть, что картина находится на стыке классицизма и барокко, что отчетливо прослеживается в смешении этих традиций при изображении художником трагического сюжета. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. Само создание этой картины является исторически важным.

Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Некоторое время спустя полотно с переменным успехом демонстрировалось в Великобритании – выставку одной картины организовал предприниматель Уильям Буллок. Гибель «Медузы» овладела и воображением Жерико, стала тем толчком, который возбудил колоссальную энергию живописца.

Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Колорит картины мрачен и темен внизу полотна, но к горизонту он светлеет, наполняя души надеждой. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Старик держит три меча. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.

  • Общееколичествопросмотровстраницы
  • Картина Теодора Жерико Плот Медузы

А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы».

Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Сам плот почти упирается в раму картины. Художник родился в Руане в 1791 году.

Описание картины 
«Крушение плота 
«Медузы»»

Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.

О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Всех охватила паника.

Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Да и некоторые отклики сильно задевали самолюбие художника, так как много говорили о политических тенденциях картины и очень мало о ее художественных достоинствах.

В 1817 г. командующего «Медузы» судили и приговорили к трём годам тюрьмы и разжалованию. Это команда. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Сам плот показан вблизи от рамы, следовательно и от зрителя, что невольно делает последнего как бы соучастником трагических событий.

Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Он назвал картины такого рода хоровыми. Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз».

Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Картина Теодора Жерико «Гибель «Медузы» сразу же стала сенсацией. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. А на плоту положение стало ужасным. На борту было около 400 человек.

Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев.

147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Люди были оставлены на волю волн на маленьком, заливаемом водой плоту, которым почти невозможно было управлять (подробнее о гибели фрегата «Медуза» можно прочитать в книге «100 великих катастроф»). Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы.

Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Владимир Стасов, пропагандист творчества передвижников и защитник русского реализма, написавший много лишнего про них, про Сурикова сказал очень хорошо.

В сюжете картины не было ничего нравоучительного или возвышенного, все нормы и понятия академического искусства были попраны. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Что соединяет эти две неравные части композиции. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.

На первый взгляд зрителю может показаться, что фигуры расположены на плоту несколько хаотично, но это было глубоко продумано художником. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. 25 августа, в День святого Людовика, в Париже открылся художественный Салон 1819 года.

Сначала шлюпки буксировали плот к берегу, который был сравнительно близко. Это был взгляд несколько сверху. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода».

Ветер с силою рвет парус, склоняя мачту, удерживаемую толстыми канатами. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2.

Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца.

А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать.

Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.

Людовик XVIII во время визита в Салон сказал (даже несколько льстиво): «Господин Жерико, вы только что сделали кораблекрушение, которое не явилось таковым для вас». Эта группа завершается фигурой мертвеца: закоченевшие ноги его зацепились за балку, руки и голова опущены в море. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре.

Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».

На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой.

Сам Лебрен потом вспоминал: «Я внушал страх, дети убегали от меня, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». Книга «Гибель фрегата «Медуза» взбудоражила все французское общество, которое было просто потрясено столь ужасающей драмой. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. В самую первую ночь погибли двадцать человек.

Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. 147 людей оказались обречены на смерть.

«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Все это безумный художник сохранял до полного разложения.

Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. «Плот Медузы» в Лувре. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.

Медуза – французский 40-орудийный морской фрегат, который участвовал в сражениях во время наполеоновских войн начала 19-го века. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

Один из критиков говорил: Да, это безобразие, но это безобразие провинции, а у Парижа свое безобразие. В настоящее время полотно находится в Лувре. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Мрачные тучи нависли над океаном.

В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Примечательно, что судно ничуть не пострадало во время этих морских сражений, а потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по колонизации Сенегала. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).

Взрослую жизнь он начал с романа с женой своего дяди, что во Франции того времени могло повлечь за собой уголовное преследование. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Работа хранится в Лувре, в Париже. На выставке французское правительство много приобрело картин для государства, но Жерико не получил предложения о продаже картины.

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.

Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной.

Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. 17 июля на горизонте показался парус исчез и вновь появился: «Аргус» пришёл на помощь несчастным безумцам. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Процесс быстро повернулся в сторону некомпетентности монархической власти: крушение французской законности – драма «Медузы» – мобилизовала либеральную оппозицию.

«Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины. Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз.

Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Случилось это в 1816 году. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.

Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Он решил добраться до берега на шлюпках. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).

Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему.

Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Начальником всей экспедиции был назначен капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.

В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость».

«Пейзаж абсолютно меняет оптику. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Продуктов у них не было. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями.

«Мане – провокатор. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Сюжет картины основан на реальной трагедии.

О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. 147 людей оказались обречены на смерть.

Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Жерико питал надежду, что в стране с развитыми морскими традициями его произведение будет понято. Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус».

Картина была закончена в июле 1819 года. Картина показывалась в разных городах Англии и везде ее принимали с триумфом. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы».

При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой.

Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине – признание его произведения зрителями и критиками. Картина была закончена в июле 1819 года. Все, кто был на лодках, спаслись. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.

Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия.

Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.

И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. В техническом плане произведение выполнено превосходно.

Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой. Но ветер относит плот от корабля спасения.

Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Nicolas Maillot. Картина Теодора Жерико «Гибель «Медузы» сразу же стала сенсацией. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).

Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). Несколько человек сошли с ума. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Свой опыт реконструкции событий на плоту Жерико аккумулировал в совершенную, глубоко продуманную композицию картины, в которой выверены каждый жест и каждая деталь. В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило.

На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Мрачные тучи нависли над океаном. Но испугавшись наступления бури, командиры шлюпок решили покинуть плот и предательски перерубили буксирные канаты. Мрачные тучи нависли над океаном. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».

Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова».

Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Это обстоятельство, да еще бездарное командование Шомарея привели к тому, что между Канарскими островами и Зеленым Мысом «Медуза» села на мель. В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Двигателем становится народ.

Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). Это первая ласточка политического либерализма в живописи, который касался пока еще очень далеких стран». Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Затем поднялся шторм.

И она действительно была для того времени революционна. Есть на картине и ещё один друг Жерико.

Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. Жерико был всецело поглощён работой. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.

Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». И он решает отправиться в путь со своим творением. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Его должны были вести на буксире лодки.

Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды».

На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Мане историй не рассказывает. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них).

После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Книга «Гибель фрегата «Медуза» взбудоражила все французское общество, которое было просто потрясено столь ужасающей драмой.

А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. И рядом с ними уже умершие. И рядом с ними уже умершие.

Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Романтизм был полностью ориентирован на современность. 40-орудийный морской фрегат. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи.

За это время большая часть людей погибла. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.

Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. «Гибель «Медузы» воспринималась чопорными и сдержанными англичанами не как отдельный эпизод, а как художественный эпос, вырастающий в единую, скульптурно изваянную группу. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Жерико был всецело поглощён работой. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».

Ветер с силою рвет парус, склоняя мачту, удерживаемую толстыми канатами. На втором плане картины расположилась группа верящих в спасение, ведь и в мир смерти и отчаяния может прийти надежда. В живых осталось лишь 15 человек.

Оппозиция обвинила в случившемся правительство. «В основе огромной композиции (4, 91x7, 16 м), находящейся ныне в Лувре, лежит событие, которое потрясло Францию: крушение летом 1816 г. фрегата «Медуза». Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго.

Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Вопреки академическим нормам он использовал большой формат картины для написания композиции далеко не классического сюжета. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.

Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат «Медуза».

Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.

Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц.

Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план.

Жерико был одним из первых в ряду европейских художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике5. Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него.

Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Он прожил недолгую жизнь и все его творчество уложилось всего в десять лет. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.

В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Случайно встретив своего друга Лебрена, заболевшего желтухой, Жерико приходит в восторг (как художник). Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Он разрушил все представления о живописи и вызвал большие волнения среди любителей, ценителей живописи и самого художественного сообщества. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.

Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. Плот был оставлен на произвол судьбы. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». После кораблекрушения, французское общество возмутилось некомпетентностью капитана судна и явной недостаточностью попыток спасения жертв крушения.

На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.

В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно.

Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Эта картина потрясающе проста. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря.

Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.

По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Есть жертвы и есть убийцы.

Жерико полагал, что в стране моряков и тонких ценителей живописи поймут его замысел. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ).

147 людей оказались обречены на смерть. Очень близкий друг.

Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. В чем сущность романтического мировосприятия.

Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Кто-то подает сигнал, кто-то лежит полумертвый в прострации, кто-то отупел от безысходности и ни на что не реагирует, кто-то пытается привести в чувство умирающего и удерживает его от падения с плота. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует».

149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.

Здесь прослеживаются традиции барокко. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Но модус изображения был общепринятым. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.

Гибель «Медузы» овладела и воображением Жерико, стала тем толчком, который возбудил колоссальную энергию живописца Он отлично представлял, как будет восприниматься его картина и какую общественную роль она может сыграть. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Он беседовал с врачами, чтобы представить себе, как крайние лишения – голод, жажда, страх – воздействуют на тело и ум человека. Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ.

Своей революционностью. Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На плоту начались драки за доступ к воде. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте.

Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.

Живые и мертвые. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.

Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.

По мнению Батисье, Жерико не обращал внимания на критику, однако, как показывают обнаруженные позднее документы, он воспринимал негативные отзывы весьма болезненно. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Неопытность капитана быстро дала себя знать. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12.

«Плот Медузы» (фр. Из почти 150 человек в живых осталось десять. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов.

А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Ранняя смерть не дала развить Теодору Жерико всех его гениальных способностей. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).

В том же году двое выживших – инженер Корреар и хирург Савиньи опубликовали книгу (тотчас же запрещённую), в которой рассказали о случившемся, не замалчивая деталей трагедии. Плот скитался в море в течении 12 дней. Это был бриг «Аргус». «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус».

Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». И они начали есть друг друга. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. «Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики.

По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.

Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».