Зинаида Серебрякова Автопортрет

10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы

Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20.

Дети — Евгений Борисович Серебряков (1906—1991), Александр Борисович Серебряков (1907—1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912—1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913). Она начинает осознавать: выстраивать счастье можно долго и трепетно, но, чтобы потерять его, достаточно лишь мгновения. И внешний облик красавицы изображённой на автопортрете и окружающая её обстановка говорят об энергичности и жизнерадостности героини.

  1. Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
  2. Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
  3. ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЧАСТЬ 2 — ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
  4. Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой
  5. Серебрякова Зинаида – взгляд в зеркало
  6. Описание картины Зинаиды Серебряковой «Автопортрет с двумя дочерьми»

Она знакома нам с детства. Даже Александр Бенуа назвал работы Зинаиды Серебряковой «мужественными». Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой.

Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». Однако за всё приходится платить. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Требовалось не только изучать приемы» письма старых мастеров, моделировку формы, композицию, колорит, но и вникать в творческий замысел автора, осознавать содержание образа Она выбирала в Эрмитаже самое трудное для копирования — «Девушку с серьгой» Рембрандта, тициановские образы. автопортрет с дочерьми 1921.

Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения. Но простая и даже пошлая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной». Работая с натуры, художница и в этюдах видела природу очень цельно.

  1. Зинаида Серебрякова: картины и их описание
  2. Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
  3. Автопортрет с кистью — Зинаида Серебрякова
  4. Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
  5. Я купил завод, чтобы отреставрировать усадьбу века под Липецком
  6. «Наесться классики, чтобы из ушей лезла»: как весело рассказывать об искусстве

В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении». Это уже французский автопортрет. А в 1910-е годы к ней пришёл нежданный (в том числе и для близких) огромный успех. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью.

Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой. Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни.

  1. О чем говорят московские пенсионеры, полицейские и дети: фрагмент из книги «Люди Москвы»
  2. Познакомьтесь с Сергеем Чернышевым — первым олимпийским чемпионом по брейк-дансу
  3. «Все питались пельменями и пивом»: иногородние первокурсники — о взрослой жизни в 17 лет
  4. История Олега Мельникова, освобождающего людей из рабства

Это один только случай: судьбы у картин вообще непонятны. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. Картины ползут, как карты из рук шулера.

Вскоре к Зинаиде Евгеньевне приехали двое ее детей. Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча.

Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Проучилась Зинаида всего два месяца — школа вскоре закрылась. Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16. Директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова — человек страстный. Николай стал талантливым архитектором, а Евгений Евгеньевич -- как и сестра художником.

  • 12 необычных напитков с полюбившимся всем вокруг японским чаем маття
  • Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
  • Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
  • Портреты за обещание рекламировать

А Нескучное осталось всего лишь местом для сюжета ежегодной летней сказки. В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». В 1905—1906 занимается в fr:Acadmie de la Grande Chaumire в Париже. А этот сезон открыли не кем-нибудь, а Серебряковой.

С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником.

  • Картины художника Зинаиды Серебряковой
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Всемирный подниматель настроения)))
  • Работы художника — Серебрякова Зинаида Евгеньевна
  • Словари и энциклопедии на Академике

Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее.

Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере— известным скульптором, а мать— Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. И молодая художница показала себя в первой значительной работе живописцем сугубо современным, хотя и далеким от новаторских левых течений, но прекрасно воспринявшим и по-своему претворившим в собственном творчестве достижения русской и западной живописи конца XIX — начала XX века. Но именно эта сказка стала целым этапом в ее жизни: на противоположном берегу реки Муромки, почти напротив дома Лансере, в Нескучном проживал голубоглазый красавец Борис Серебряков, любовь к которому озарила девичье существование и внесла в него живительную чистую струю и терпкий вкус ожидания чуда. Пейзаж Серебряковой — прекрасный мир, родной и близкий человеку. Радостное супружество и материнство, жизнь без нужды среди талантливых и красивых людей.

И первым пострадало родное Нескучное – в 1918 году оно было сожжено. — А. Р. ) в Петербург. Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. Женя 1907 г. Женя 1909 г. Зинаида много путешествует. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами.

Зинаида Серебрякова, 
За туалетом: описание 
картины

На её плечах остались дети, больная мать. Сказывались гены двух знаменитых фамилий: Лансере – Бенуа. Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены бурлящей крестьянской жизни, близость к земле и простым людям. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»). Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека.

Картина произвела сенсацию, её купила Третьяковка. Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Вдруг полез, как тесто, целый пласт неизвестной культуры.

Дорогие друзья. Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. Другие — линией, по-серебряковски виртуозно-точной, подвижной. Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. – на выставку «Мира искусства» в Петербург.

Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. В то время ее муж Борис Серебряков работал на строительстве железной дороги Уфа – Оренбург и виделись они редко. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного».

Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. В обучение «по Бразу» входило также копирование картин в Эрмитаже. Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Ей нет дела до того, что в зеркале левая сторона становится правой, что левая рука, а не правая, расчесывает волосы, держит кисть. Но в тоже время ее творчество отличается щемящей тонкостью и душевностью. Помните картину «За туалетом».

Серебрякова говорила о себе, что у нее не было учителей — только занятия в мастерской. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Столь же проста и обычна обстановка, окружающая модель.

Лансере в папахе 1915. Лифарь Сергей Михайлович (1961). Лукомская С. А. Картина «Коллиур. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Все это на первый взгляд имеет мало отношения к живописи Серебряковой, ясной и жизненно правдивой в своей основе.

Рука невольно потянулась к краскам — захотелось остановить счастливый и прекрасный миг. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. Е. Серебрякова. Евгений и Татьяна проживали в Ленинграде с бабушкой Екатериной Бенуа. Пробовала себя и в вошедшей тогда в моду декоративной манере. Но масляными красками пейзажи не писала». Один из исследователей писал о Серебряковой: «Эти альбомные наброски по своей тематике настолько близки к ее ранним работам, что, когда их просматриваешь, создается впечатление, что художница и не уезжала за границу, как будто и не прерывалась ее жизнь в Нескучном».

Подолгу простаивала перед «Персеем и Андромедой» Рубенса, плененная красотой и звучностью колорита, сверхсмелостью композиции. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. И пишет она их в любимом сердцу Нескучном. Темперные краски, положенные жидко, тонким слоем, создавали каждый раз новый образ. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке.

Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Все ужасное в жизни всегда происходит неожиданно. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». Вспомним, как отец молодого Нестерова, недовольный выбранным сыном жизненным путем, поверил в него только тогда, когда сам П. М. Третьяков купил у Михаила «Пустынника»Серебрякова рассказывала о своей работе: «Лето мы всегда проводили в Нескучном. Этот пост посвящен художнице Зинаиде Евгеньевне Серебряковой и ее творчеству. За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор.

Она никогда не ставила свою личность в центр вселенной, не навязывала никому своих представлений о мире и своего образа жизни и уж наверняка не гордилась чертами своего лица или красотой фигуры. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Отец её Евгений Лансере – блестящий скульптор-анималист. Ноябрь».

Ее работы оказались для публики неожиданными. Зинаида Евгеньевна, урожденная Лансере, происходила из художественной семьи. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В этом доме — и не в одном поколении— всегда жили искусством. Каждый раз это состояние закрепится в особом жесте или повороте головы.

Ее дед Николай Бенуа был известным архитектором, отец Евгений Лансере – скульптором, мать Екатерина Бенуа – художником-графиком, дядя Александр Бенуа – знаменитым художником. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Но дело, видимо, обстоит не так просто, если мы знаем о существовании доброго десятка других автопортретов и встречаем затем лицо и фигуру Серебряковой то в картине «Девушка со свечой», то в «Пьеро» если мы знаем, что для купальщицы позировала сестра художницы, очень на нее похожая. Они сами «бытуют», существуют, как существовали вещи в композиции А. Венецианова, словно находя главную ценность в самобытии, но одновременно «не забывая» о соседстве людей и вещей, обо всем мире в целом.

Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа. Первыми, естественно, это отметили музеи (не только столичные), вступившие в напряженную неравную борьбу с новыми (и старыми, впрочем) коллекционерами. Ее автопортреты, бытовые зарисовки, портреты детей и крестьян пронизаны гармонией, когда идеальная красота возвышает реальную жизнь, а не противостоит ей. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову.

При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Еще до открытия выставки во вступительной статье каталога отмечался «большой красочный темперамент» Серебряковой.

Дух высокого искусства царил и в доме. Феномен Серебряковой — сколько бы о ней ни писали искусствоведы — пока еще не изучен. Между тем мне кажется, что самое привлекательное в Серебряковой — ее женственность. Зинаида остается с четырьмя маленькими детьми на руках. Он был для художницы самым «близлежащим» фактом существования реальности. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. Художнице предлагают работать преподавателем в Академии художеств, но она отказалась.

Очевидно, как мало кто другой, художница верит зеркалу. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни и родные принимают их отношения. Картина «Автопортрет.

Надо сказать, что в этой семье было шестеро детей. Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». — А. Р. ) — дальнейший комментарий к ее искусству. Вроде всё так прозаично – девушка расчесывает волосы перед зеркалом. А уж рисовали, пожалуй, почти все.

Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства. Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. Стояла гробовая тишина, шуршали музейные тапочки, все было по полочкам. Даже уехав на Запад, Серебрякова продолжает работать в собственной манере «здорового реализма».

Девочкам 9 и 8 лет они в «тельняшках», – вчера с платформы видел, как мимо старинного здания вокзала во Мге на велосипеде проехали две девочки, старшая вела, младшая сидела сзади на багажнике, она была в тельняшке, что делало ее, как ни странно, модно-нарядной. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». После его смерти она больше не была замужем.

Картина «На лугу. Жизнь в Мараккеше тоже фантастическая — все делается кустарным образом, как должно было быть тысячу лет тому назад Ведь там все было, как в «античном» мире, — ничто не изменилось: ни одежда, ни типы». Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа.

В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Причем показали экспозицию, которой впору позавидовать любому крупнейшему музею. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа.

По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее».

Стены и Башни города. Мароканка в розовом платье. Марокеш. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец, Евгений Лансере — известным скульптором, а мать — Екатерина Николаевна (1850—1933), сестра Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком.

Именно в этот период пишутся самые тяжкие по духу и восприятию полотна. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Самым известным из них стала картина Карточный домик, написанная в 1919 году. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его».

(1948). Ну а эту многие из вас все время видят (девушка со свечой, автопортрет, 1911). Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925). Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925). Эта картина Зинаиды Евгеньевны для многих так и осталась самой любимой из всех ее работ. Ясный зимний свет из окна, простая прибранная комната, свежие утренние оттенки — вся картина звучит гимном простой радости и безмятежности. 6. Муж— Борис Анатольевич Серебряков.

По пути в воинском эшелоне подхватил тиф В 1919-м он умер, оставив её, 35-летнюю, вдовой. Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа. Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. При этом она писала жадно и много.

Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро.

Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. (Необходимо различать термины «модерн» и «модернизм» последний применяется обычно к новаторскому, «левому» искусству XX столетия, к искусству авангарда и обнимает множество его течений. ). 1.

Зина очень рано увлеклась рисованием – сказывались фамильные способности. Хрупкая, со слабыми, в отца, лёгкими, обворожительная «Зинок» с вечным бантом и чёлочкой стала единственным кормильцем семьи из шести человек. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении.

Хрупкая женщина знаменита своими сильными и яркими работами. Зарисовывала сараи, телеги, домашний скот. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. И в этом очарование ее картин. Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов — тоже родственник Зинаиды Серебряковой.

Девочкам на вид семь или восемь лет, одеты они в «тельняшках», которые в те годы часто можно было встретить на детях. Фамильное имение Нескучное стало тем райским уголком, где влюбленные провели самые счастливые годы своей жизни. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16.

Позже А. Бенуа посвятил Серебряковой почти целиком одно из своих Художественных писем: «Зинаида Серебрякова выставляет в первый раз Ныне она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее «Автопортрет» Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь Здесь полная непосредственность и простота истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное» И продолжил о других работах: «Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. И в этом коренная связь ее с основами русского искусства и с духом русской культуры».

Это возвращение было устроено не без помощи новой власти, с которой сотрудничал Александр Бенуа Серебряковой вообще было предложено место профессора в Академии художеств, но она, по характеру скромная и робкая, всецело занятая детьми и творчеством, так и не решилась. На ее удачу сюда же по распределению попадают артисты МХАТ и жизнь на недолгий миг снова наполняется атмосферой искусства и радости. Сама художница словно переносит эти качества на весь окружающий мир. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. Зинаида много путешествовала. Она пишет то, что ей было родным: пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые картины.

Дети— Евгений Борисович Серебряков (1906—1991), Александр Борисович Серебряков (1907—1995), Татьяна Борисовна Серебрякова (1912—1989), Екатерина Борисовна Серебрякова (1913). В 1917-м, в 32 года, она была выдвинута в академики живописи, но помешала революция. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные.

Нередко критики, желая похвалить художника-женщину, произносят сакраментальные слова о ее «мужской руке». Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А теперь мы просто полюбуемся ее картинами. Натюрморт с кувшином. Автопортрет. Автопортрет с шарфом 1911. Баня. Серебряков Борис Анатольевич. Лансере Ольга Константивна. Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном. Автопортрет (1922). Автопортрет (1946). Бенуа Александр Николаевич (1924). Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922). Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934). Лола Браз (1910). Пейзаж. Автопортрет не только необычен, даже неожидан, но и очень современен, хотя написан, казалось бы, в привычной для Серебряковой чисто реалистической манере. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке».

Не всегда удавалось и дозвониться – надолго порой прерывалась связь. Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. Несмотря на большое горе (она недавно похоронила горячо любимого мужа) и непреодолимые трудности житейские — четверо детей и мать.

Так как, конечно, – сужу по здешней прессе и вкусам, – в моем искусстве нет ведь никакой оригинальности ни в сюжетах, ни в манере рисования и прочем» Кроме естественной скромности, здесь сомнения связаны и с изменениями в советской живописи, особенно с новым поворотом к авангарду группы художников, активно поддержанных в «здешней прессе». А в 1910-м художница послала свою работу – просто так. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. «Автопортрет» («За туалетом»), «Крестьянка» («Молодуха»), пейзаж «Зеленя осенью» сразу же были приобретены Третьяковской галереей. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна.

Однако он, «дядя Шура» Бенуа, в тихой, болезненной и нелюдимой племяннице Зиночке, младшей из шести детей, таланта к живописи долго не замечал. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. (К слову, за текущий год в международном каталоге собраны сведения о 2 700 аукционах, проходивших в мире, о 80 тысячах продаж, о 50 тысячах мастеров). Рядом с такими признанными портретистами, как Серов, Врубель, Сомов, Кустодиев, выступили никому дотоле не ведомые художницы — С. Бодуэн де Куртенэ и З. Серебрякова. С Борисом Серебряковым, двоюродным братом Зинаиды, они поженятся в 1905 г. (Священнику дали 300 рублей, чтобы провёл обряд венчания, – всё-таки у жениха с невестой близкое родство. ) Он был инженером-путейцем и всё время их 14-летней невероятно счастливой семейной жизни постоянно и подолгу бывал в разъездах. Что и делает Серебрякова.

Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Так и случилось. Она работала с упоением. Женское счастье закончилось.

Дочь стала в то время главной моделью художницы. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером. Взгляд открытый, добрый и чистый, глубокий. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным. Сначала было панно, а потом пустота. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. «Она» может быть радостной или грустной, озабоченной или раздумчивой, скрытно-лукавой или открыто-доверчивой.

Дядя Зинаиды, художник Александр Бенуа, был впечатлен этой работой: «Мне особенно мило в этом портрете то именно, что в нем нет никакого демонизма, ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Прошедший год подарил посетителям «Дома Нащокина» две выставки-сенсации — обе посвящены женщинам, перевернувшим в сознании обывателя систему ценностей и приоритетов. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Здесь национальное достояние, а все остальное было зачислено в пропащие либо существовало в странном полулегальном состоянии «где-то», у недобитых частников или властителей-коллекционеров И вдруг за пару-тройку лет студень зашевелился. По дороге домой Борис заражается сыпным тифом и скоропостижно умирает на руках жены.

Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. Сначала Италия, куда она отправилась на лечение, потом Париж, где оназанимается в престижной художественной Академии де ла Гранд Шомьер. За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18.

Смена цветовых планов, широкие развороты пространства — характерные черты ее работ. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя. Можно даже с полным правом утверждать, что «За туалетом» — одна из вершин русского модерна или, как его часто именовали в те годы, Нового стиля, Art Nouveau во французском варианте или Yugendstil в немецком.

Мы чувствуем свет души этой юной женщины. И какой смелой чувствовала она себя в Италии, куда ее увезли из-за плохого здоровья. Растила четверых детей (двоих мальчиков и двух девочек) в Харьковской губернии, в уединённом имении Нескучное. И вдруг объявился муж Борис – отпуск.

Критик из «Фигаро» высказывается еще восторженнее: «Выставка г-жи Серебряковой доставила мне чрезвычайное удовольствие широтой тематики и мастерством исполнения Это одна из самых замечательных художников. Серебрякова оказалась на обочине. Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Жизнь ее, легкая сначала и складывавшаяся по любви, однажды рухнула и уже не наладилась.

Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Тёплые тона, которыми написана женская фигура, связывают яркие краски переднего плана с холодным голубовато-зеленоватым фоном. Муж — Борис Анатольевич Серебряков. По совету Браза «видеть общее», а не рисовать «по частям», юная художница избегала «мелочности» в воспроизведении формы.

После долгих мытарств, поездок в Белгород и Харьков к духовным властям препятствия наконец удаётся устранить и 9 сентября 1905 года свадьба состоялась. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Многие из них — своеобразные новеллы, в которых искрится яркая одаренность художницы. Она рисует как дышит – легко и светло.

Иногда его объясняют внешними обстоятельствами — желанием скоротать долгое зимнее время решением трудных задач, возникавшим перед мастером в процессе работы над картиной «За туалетом», отсутствием других моделей. Но человеческое существо остается при этом неизменным.

Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Ситуации, при которой «Сотби» с «Кристи» могли бы спокойно приезжать к нам, не замечая конкурентов, теперь уже нет. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми. Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями.

Что больше всего привлекает в композициях, посвященных театру. Но, уехав от Зины и детей, он с дороги, не выдержав тоски, повернул назад, к ним. Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено.

Она расчёсывает длинные пышные волосы, чуть лукаво глядя в зеркало. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917). Люксембургский сад. Ментона. Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном.

Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909, Государственная Третьяковская галерея) впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром Искусства» в 1910. Это наивысший успех. Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт.

Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. И рисовала. В большую семью Бенуа. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий.

В 1903—1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). 5.

Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Серебрякова не получила академического образования, но рисовала с раннего детства. Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Не всего, выясняется, Айвазовского мы видели, не всего Левитана знали. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах. Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера.

Ее вещам свойственна при исключительном чувстве детали высокая степень обобщения. Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным.

Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. В начале января 1910 года в редакции журнала «Аполлон» открылась для узкого круга посетителей небольшая выставка современного женского портрета. Но как художник она сформировалась в Петербурге. Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926). Е. Е.

Данные о торгах Апьфа Арт теперь регупярно включаются в авторитетнейший справочник «Майер». Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. И она заплатила сполна. Самой известной работой этого периода является картина За завтраком, отражающая счастье тихой семейной жизни и являющаяся воплощением тихого и уютного семейного быта Серебряковых. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля».

Село Нескучное Курской губернии. Париж. Писала для себя. Серебрякова – и этим пронизаны все её ранние работы, написанные в России, – так светло любит жизнь с её простым обыденным счастьем, «черпая её, незатейливую, счастливой пригоршней». За туалетом».

Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве. В 1918 г. любимое Нескучное сожгли вместе с церковью. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое.

Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Татьяна стала театральным художником, а Евгений – архитектором-реставратором. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне.

В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. На выставку отдали свои раритеты Третьяковка, Русский музей, театральный музей имени Бахрушина, музей-заповедник «Петергоф», музей личных коллекций ГМИИ имени Пушкина.

Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах».

Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Денег мало, средств к существованию практически не осталось. Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Может вот таким образом получилась очень добрая, теплая и светлая работа.

Перламутрово-розовые, серебристо-серые, голубые тона пастели (черного цвета ее палитра не знала) — все это создает возвышенное настроение. Иной раз нам начинает казаться, что и в «Бане» — те же родные сестры, а может быть и сама Серебрякова. Во всем этом есть простая красота. Внук — Иван Николаев, художник.

Вид с гавани на город. Ментона. В Париже она оказывается никому не нужной. А она ждала.

А можно просто взглянуть на себя и себя увидеть. Одна была посвящена мятежной Фриде Кало, вторая — Мерилин Монро. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. За металлическим хрустом имени Фаберже открывается масса других имен. «Теперь, — вспоминала художница, — и не верится, что я была там, в этой чудесной стране, где такая радость для глаз.

Это было второе выступление художницы «на публике». Осенью я решила остаться с детьми еще несколько месяцев, но не в Нескучном, а на хуторе (в имении моего мужа рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить легче, чем большие, высокие комнаты Нескучного. Она, «разок влюбившись» в какого-нибудь художника, готова горы свернуть, лишь бы устроить не просто выставку, а панегирик творцу. Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко.

Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей)— зрелые работы, твёрдые по композиции. Мой муж, Борис Анатольевич, был командирован. Читаябиографию Серебряковойочень трудно представить иной путь для маленькой Зинаиды, ведь в этой художественной семье все рождались с карандашами в руках. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере— известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком. Братья Зинаиды Лансере Николай, — талантливый архитектор, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Лентулов, Гончарова, Фальк.

В 1902—1903 она путешествует в Италию. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. И она сама — молодая, счастливая, полная надежд и задора.

Всего лишь несколько дней с семьёй. Такое исключение, когда все выставочное пространство здания отдано одному мастеру, до настоящего времени было сделано только для ретроспективы Марка Шагала. Страна восхитила художницу. Сгорели и её холсты.

Все это отразилось в автопортретах. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Сначала младшая Екатерина, затем Александр. Она писала из Парижа: «Не представляю себе, что из моих вещей может привлечь внимание публики в СССР.

В это же время тяжело заболевает Екатерина Николаевна Бенуа – мать художницы. Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. —Прим. Серебрякова пишет, как видит.

Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. Эта работа, признанная одним из лучших произведений детского портрета, — образ счастливого детства и самых счастливых дней Зинаиды Серебряковой в кругу семьи. На самом известном из её автопортретов – «За туалетом» – очаровательная, счастливая, прелестно кокетливая женщина. К тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, Борис — православного. 7.

Особое внимание привлекают ее прекрасные портреты. Задумчивый человек. Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. Судьба щедро, полной мерой отпустила Зиночке счастья.

Русско-английский актёр и писатель Питер Устинов— тоже родственник Зинаиды Серебряковой. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани. Маракеш. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. Для нее ее модель автопортрета — не «я», а «она». Короткими, залитыми слепящим солнцем зимними днями 1909 года в загородном доме усадьбы Нескучное писала Зинаида Серебрякова автопортрет известный под названием «За туалетом».

«Дети у нас рождаются с карандашом в руке», – говорил Александр. Хотя мотив с использованием зеркала кажется довольно простым изображение реальной свечи и её повторения привносит в композицию необычность, оригинальность16, затейливость и остроумность17. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). И вот в 1910 году на VII выставке «Союза русских художников» (тогда в это объединение входили члены распавшегося «Мира искусства») рядом с произведениями Валентина Серова, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой впервые экспонировались произведения Серебряковой. Они рядом и в Петербурге и в Нескучном.

Да и на родине ее не забывали. Одна из лучших представителей «мирискусников», Серебрякова была единомышленницей также и Серова, Кустодиева, Нестерова, Коненкова, всех тех мастеров, которые после первой русской революции сосредоточились на поисках идеального человека, стараясь забыть о реалиях тогдашней России, — реакции властей, растерянности интеллигенции. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году. Можно говорить об их филигранной отделке.

Даже после смерти: умерла русская художница не на родной земле, а в далекой Франции. В этом полотне Зинаида Серебрякова, все еще потрясенная недавними событиями, снова пробует взять в руки кисть. Картины Зинаиды Серебряковой именно в эти три предреволюционных года делают ее знаменитой. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Нескучное. Он написан в пору ожидания мужа. Возможно интерес к ее наследию связан и с личной трагедией художницы — красивой, страстной и фантастически работоспособной.

Однако итальянские картины Зинаиды Серебряковой большого внимания к себе не привлекли. В 1886 году семья Лансере перебралась в Петербург. У них красивые ясные лица. Спокойный, уравновешенный и очень земной Борис Серебряков имел технический склад ума и был далек от идеалов искусства, которым с детских лет дышала его избранница.