А Саврасов Художник

Алексей Саврасов: биография и творчество художника

Он реже выставлялся, работал все более неровно. Сам художник не был очень доволен своей работой. Наставником юного живописца был замечательный педагог пейзажного класса Карл Рабус (его имя было забыто).

Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Все эти художники в свое время тоже противопоставляли демократический дух своего искусства холодным красивостям академического пейзажа, с небывалой простотой, свободой и непосредственностью изображая родные равнины и леса, стога в полях и бедные хижины в связи с трудом и судьбой истомленного человека (Милле). Художник с головой окунулся в культурную жизнь Москвы. Нет выше наслаждения созерцания природы. Еще тянет от земли прохладой, а воздух, наполнивший картину, уже прогрелся. Ему еще удавалось порой создавать замечательные картины, но чаще это были поверхностные произведения «на скорую руку» ради заработка.

История гениального, 
но невезучего художника 
Саврасова

История гениального, но невезучего художника Саврасова

Село Волынское, Рожь, Весна. Все поздравляли художника с творческой удачей. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. Здесь проходили занятия воспитанников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Великолепна цветовая насыщенность холста, богат живописный тон.

Дышится легко и свободно. Белила вспыхивают яркими солнечными зайчиками. Лавочники охотно скупали его романтические пейзажи. Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. Боже, какая, бывало, разнообразная, разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища.

Саврасов пристрастился к алкоголю, у него начинают болеть глаза. На переднем плане пасечник, ульи и вишни в цвету (не только одни японцы видят красоту цветущей вишни), в то время как сами ветви деревьев еще обнажены. Саврасов получает известность и уважение собратьев по цеху. Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена (1862). Очевидна и близость между этой работой и монументальной элегией Левитана Над вечным покоем (1894). Весна. Саврасов постепенно отходит от первоначальных романтических традиций, где деревья пишутся с пышными кронами, где стоят огромные валуны, поросшие невысокой травкой, а весь тон картины темен и только слегка проблескивает нежная голубизна неба, покрытого тучами, – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854).

Алексей Саврасов 
и Иван Шишкин, великие 
художники

Алексей Саврасов и Иван Шишкин, великие художники

Он проживет еще многие годы, но судьба его будет трагична и беспросветна. Этой картиной заканчивается творческий период жизни русского художника 1860-х годов. «Вид на окрестности Ораниенбаума» стал поворотным в творческой судьбе художника.

Во всех картинах Саврасов пишет птиц. Композиционный центр картины – колокольня и голубые купола белокаменного монастыря.

В 1857 году в жизни Саврасова произошли важные изменения. Верба – символ воскресенья, бессмертия жизни.

Биография художника 
Алексея Кондратьевича 
Саврасова

Биография художника Алексея Кондратьевича Саврасова

Здесь прорисованы не только деревья и вода, но даже воздух и дух весеннего настроения. Наверное, даже когда он закрывал глаза, они стояли перед его мысленным взором. Он реже выставлялся, работал все более неровно. Многие произведения Саврасова можно подолгу с удовольствием рассматривать.

Речка, когда невольно следишь за ее течением, впадает в озеро или в более крупную реку. М. В. Картину «Радуга» А. К. Саврасов. Подчас оно оборачивается жестоким наказанием, глубочайшей жизненной трагедией.

Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Алексей Саврасов был выгнан из училища и из казенной квартиры. Он стал реже выставляться, часто болел, у него ухудшилось зрение. После этого он создаёт самое большое своё полотно «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

Он много и упорно работал в окрестностях родного города исследовал с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево (подобные работы дают уникальный материал по иконографии некогда живописных, а ныне застроенных районов Москвы). Первый раз в 1844 году, учёбу пришлось оставить из-за болезни матери, её сразила чахотка. Он умер в больнице для бедных.

В 1850 году за картины «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850) и «Камень в лесу у Разлива» (1850) Саврасову присваивается звание художника. В 1844 году Алексей Саврасов поступает в Московское училище живописи и ваяния. Вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города они представляют собой уникальную страницу отечественного художественного москвоведения ибо, в отличие от произведений большинства других живописцев, несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы. Является новаторским произведением живописи 1870-х годов. Пукирева, И. И. Она была сразу высоко оценена многими художниками. Через два года Саврасов пишет еще одну, ставшую знаменитой картину – «Проселок».

Саврасовы возвращаются в Россию, у них рождается ещё две девочки и мальчик. Но выживает только одна из дочерей –Евгения. В его сторону обращена одинокая женская фигура. В этой картине каждая деталь тщательно проработана и продумана, ни одна травинка не присутствует в этой работе просто так. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками.

Картину «Лосиный остров в Сокольниках» Саврасов написал в 1869 году, находится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Вслед за этим в семье Саврасовых начались постоянные ссоры. Новый период его жизни и творчества совпал по времени с эпохой реформ, наступившей в России вскоре после смерти Николая I и поражения России в Крымской войне. В этот период появились его картины: самая знаменитая – «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Но настоящую славу ему принесла скромная картина «Грачи прилетели». Бескрайний сосновый бор, устремленный ввысь, говорит о богатстве русской природы.

В 1860-х годах вёл активный образ жизни в мире искусства, в различных источниках упоминается его имя. То, что нам кажется сейчас естественным, было завоевано в упорной и длительной борьбе. Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров).

Тема Волги была продолжена, одним из лучших учеников Саврасова, Левитаном. Современник так описывал эту работу, ныне находящуюся в частной коллекции во Франции: Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). В этот период появились его картины: самая знаменитая— «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871)d, «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875)e, «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Скудная лестница, перед которой остановилась крестьянка, делается лестницей в небо. Умер он в отделении для бедных 2-й городской больницы.

Картины художника 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов

Картины художника Алексей Кондратьевич Саврасов

Печальной повестью называют его картину «Могила на Волге», замысел которой связывают со смертью в 1871 г. его новорожденной дочери. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. В браке родилось четыре дочери и один сын. Большое лицо его носило следы оспы. Перелет птиц (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж Закат.

я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти. Пейзаж (оба 1880-ые годы), Сосны на берегу озера (1880-ые — 1890-ые годы) и Оттепель (1887 год) исполненные сложной техникой живописного рисунка. Становление художника происходило очень быстро. Романтика бессмертна. При том, что пейзажная мастерская Саврасова представляла собой свободнейшее учреждение всей школы и учитель не связывал воспитанников ни жесткими требованиями, ни строгой дисциплиной, ученики горячо любили уроки этого огромного человека с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли на бога (таким его запомнил Константин Коровин). В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия (Летний пейзаж с дубами, 1859 Летний пейзаж с мельницей, 1859 Пейзаж с дубами и пастушком, 1860, все – ГТГ).

Популярность картин 
художника Алексея 
Саврасова

Популярность картин художника Алексея Саврасова

Ведь судьба, преподнося Саврасову редкие подарки, особенно не скупилась на беды. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Истинная причина, конечно, была не в количестве студентов. Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, что за Яузою. Становление художника происходило очень быстро.

Было тяжело, даже на еду не хватало. Художник продолжает писать скромные пейзажи – «Дворик. И в то же время приближающаяся гроза передана верно и жизненно. Они еще не покрылись листвой.

Зачастую – мрачным. Очень любил это произведение и Исаак Левитан, писавший: Возьмите. Сегодня многие его картины изучаются в школьной программе (например, картина Грачи прилетели).

Если прежде его работы при всей правдивости и достоверности образов оставались все-таки именно видами, ощущалась известная дистанция между зрителем и изображением, то теперь его задача – сокращение этой дистанции, подключение зрителя к пространству картины. Всегда поет и песнь ее торжественна. Тут вмешался московский обер-полицмейстер генерала И. Лужина. Вообще в картине удивительно подробно описаны все приметы пробуждения от зимы, какая-то бесконечная радость от ощущения первого теплого ветра, какой-то тихий восторг от запаха тающего снега. «Грачи прилетели» — описание картины2. 1. Нестерова и многих других живописцев, ваятелей и архитекторов связаны с этим училищем.

И это было его главным несчастьем. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Спустя три года он приезжает на Украину уже вполне определившимся живописцем. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866). Саврасов опускался всё ниже. В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине Грачи прилетели (1871). К этому периоду относятся — Сельский вид (1867), Плоты (1868), Зимняя ночь (1869). А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя.

В этих работах уже в полную меру стала ощутима присущая душе этого высокого, физически сильного, но скромного и стеснительного купеческого сына чуткость к красоте, способность возвышенно-поэтически и в то же время бесхитростно-правдиво чувствовать и воплощать на холсте образы природы. В этом направлении шла и литература: поздний Пушкин, Гоголь (друг Рабуса), Аксаков, молодой Тургенев. В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы.

Жизнь и творчество 
художника Алексея 
Саврасова, Краткое

Жизнь и творчество художника Алексея Саврасова, Краткое описание

Однако он не оставил живопись. В 1876 году от него ушла жена с детьми. В то же время, подробно фиксируя многообразные формы трав и деревьев, добиваясь портретной достоверности изображений уголков Подмосковья, Саврасов не утрачивает теплоты и поэтичности мировосприятия. Художник пользовался разными техниками и приемами. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь. Как вспоминают современники, «с первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни».

Поселившись с семьей в 1870 году в Ярославле, некоторое время все наслаждались наступившим покоем, но уже в феврале 1871-го, очередная смерть (вторая по счету) забирает новорожденную дочь. Интересно, что при подготовке картины (написанной за два года до появления репинских Бурлаков на Волге) Саврасов пользовался помощью Перова, которому в свою очередь помогал советами, а может быть и кистью при написании пейзажей в картинах Птицелов (1870) и Охотники на привале (1871). Рябушкина, С. И. Он купил «Грачей», опередив саму императрицу, которой досталась лишь копия шедевра.

И, как истинно купеческий сын, сумел извлечь из своего умения выгоду. В каждой лужице отражается небо. «Саврасов создал русский пейзаж и эта его заслуга никогда не будет забыла в области русского художества», -сказал о художнике Левитан. Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в семье московского купца. Зима (1870-е, ГТГ). Обиженный Саврасов оставляет Москву и переезжает в Ярославль.

  1. Алексей Кондратьевич Саврасов, биография и картины
  2. Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 — 1897)
  3. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897)
  4. Алексей Саврасов — душа, вложенная в пейзажи
  5. Алексей Кондратьевич Саврасов ( )

Да, да. Предшественником Саврасова в изображении русского пейзажа можно считать А. Г. Именно тут «настроение» – как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, – окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах"».

Светославского, М. В. К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. За 600 рублей жалованья в год снимать квартиру и кормить детей было невозможно.

В 1871 году появляется сама картина Грачи прилетели на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (Саврасов был одним из ее учредителей). В иных красота природы омрачается неизбывной памятью о рабской доле народа и в музыке работ Саврасова слышится протяжный стон бурлацкой ватаги, тянущей барку (Бабья лямка, 1871, частное собрание, Москва Бурлаки на Волге, 1871, ГТГ) сгущается над Волгой мгла грозового неба (Волга, 1870-е, ГТГ). Природа вечно дышит. Великая княгиня Мария Николаевна (президент Академии художеств) приобрела его картину Степь с чумаками вечером (Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск) и предложила отправиться для написания видов с натуры в ее загородную резиденцию Сергиевка, находившуюся между Петергофом и Ораниенбаумом.

  1. Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
  2. Алексей Саврасов – родоначальник реалистического пейзажа в России
  3. Художник Саврасов — его биография и картины
  4. Алексей Саврасов краткая биография
  5. Биография Саврасова Алексея Кондратьевича

Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. На картине изображен пригородный лес. В 1848 году Саврасов написал виды Москвы с Воробьевых гор.

Картину тут же, с выставки, приобрел Третьяков для своей галереи. Он начинает пить и заботливая жена увозит его от беды в Ярославль. Алексей Саврасов показал неброскую прелесть необъятных просторов, к которой так привык каждый русский человек. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом.

До Саврасова. Болото, 1870). Картина отличается эмоциональностью и религиозным утверждением «земли» и «неба». То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца (Проселок, 1873, ГТГ), то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны (Лунная ночь.

  • Биографии великих и известных людей
  • Пейзажист Алексей Саврасов: биография и творчество
  • Семья и живопись в жизни Саврасова
  • Все Картины Алексей Саврасов по алфавиту
  • Словари и энциклопедии на Академике

На заднем плане изображены бедные селения. Началось «хождение по мукам» художника, он ночевал в ночлежках. Этюд», «Аллея». В 1870-е годы Саврасов много преподает в родном Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Художник запечатлел одно мгновенье – мгновенье между только что закончившимся ливнем и солнцем, которое вот-вот должно вспыхнуть в небе. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Этот взгляд оправдался в нем самом», – вспоминала Вера.

То в луже на размытой дождем дороге заблестит пробившийся сквозь тучи луч солнца, то в ночной тишине среди унылых равнин отразится в топком болоте таинственный золотистый свет луны, то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). И все-таки до конца дней он создавал и новые замечательные произведения. Картина поражала удивительным оптимизмом.

  • 12 мая (24 июня по новому стилю) 1830 год, Москва – 26 сентября (8 октября) 1897 год, Москва
  • Известные произведения Саврасова Алексея Кондратьевича
  • Картины Алексея Кондратьевича Саврасова
  • «Грачи прилетели» — описание картины

Поле с воронами, Сумерки. Но новатором в этой области, не ставящим столь хитроумные задачи, был, несомненно, А. К. Дочь художника, Вера Алексеевна, вспоминала: Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант. струны, которая могла бы обращаться в песню.

И удачно женится. В жизни его появляется гражданская жена Евдокия Михайловна Моргунова и общие дети. Здесь виден поиск идеала в обыденном. В год окончания училища летом 1854 года Саврасов выполнил две картины, которые показал на осенней выставке в Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума», в которой создан гимн величавой и суровой природе русского Севера и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые 24-летнему Саврасову было присвоено звание академика — первая из них в 1858 году была приобретена П. М. Третьяковым. Простой, почти убогий мотив. В 1848 году Саврасов смог продолжить обучение в училище благодаря помощи некторым друзьям. Глубокая тишина отражена в картине, умытый мир как будто застыл и задумался. Семейная жизнь художника по-прежнему не ладилась.

Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений Пейзаж с рекой и рыбаком (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) – один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. 1861) и Евгения (род. 1867). но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Но тогда в жизни самого Саврасова еще ничто не предвещало грозы. Кроме этого, Саврасов активно преподает в училище, вдохновляя и подавая пример своим ученикам (Михаил Нестеров, Константин и Сергей Коровины, Исаак Левитан и др. ). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. На 1-й Передвижной выставке его картина «Грачи прилетели» была замечена сразу.

  1. «Лосиный остров в Сокольниках» (1869)
  2. Общееколичествопросмотровстраницы

В этот период появились его картины: самая знаменитая — «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Знаменитый В. Г. Простой, почти убогий мотив. Он был ответственным за перевозку шедевра А. Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву в 1862 году в 1862 году общался на равных с известным по всей Европе швейцарским художником А. Каламом в 1867-м году был на парижской Всемирной выставке в 1869, совместно с художником В. Пукиревым, выпустил учебник «Курс рисования» в 1860-х годах участвовал в открытии Товарищества передвижных художественных выставок и после был членом его правления.

Алексей Кондратьевич 
Саврасов, биография 
и картины

Его выбор пал на девушку немецкого происхождения Аделаиду Софью Герц. Этой картиной была открыта «волжская» серия картин художника, созданной в самый плодотворный период его творчества. Примером служит работа «Пейзаж с рекой и рыбаками». Саврасов пишет и панорамные работы – «Печорский монастырь под Нижним Новгородом», «Разлив Волги под Ярославлем», «Оттепель. Его европейские пейзажи (Вид в Швейцарских Альпах, 1862, ГТГ Озеро в горах Швейцари, 1866, ГРМ) обнаруживают пристальное внимание к западным образцам и в то же время выгодно отличаются от многих модных в то время изображений величественных горных ландшафтов в духе Калама отсутствием шаблонной патетики, достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма. Исполненные там картины Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854, частное собрание, Санкт-Петербург) и Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854, ГТГ) оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика.

Он быстро стал лучшим учеником пейзажного класса, которым руководил К. И. Рабус. Это одна из картин, представляющих серию саврасовских «радуг».

Саврасов все чаще делает попытки ввести в пейзаж элементы жанра, жанровые детали, но при этом стремится и не разрушить пейзажа. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Критики благосклонный к молодому художнику, а в 1854 году журнал «Москвитянин» назовет Алексея Саврасова «первым среди пейзажистов».

Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). В центре изображена заурядная, с облупившейся краской колокольня. Это видно и по изображениям церквей, храмов. Теперь от него остались рассыпавшиеся гнилые бревна. С начала 1870-х годов в творчество Саврасова вошли новые темы и образы.

главным образом относились к пейзажу как к красивому сочетанию линий и предметов. Осенью 1857 года 27 летний Алексей Саврасов женился на 31 летней Софье Карловне Герц (1826—1895)— сестре учившегося вместе с ним художника Константина Герца, а также сестре известного в то время археолога и историка искусства Карла Герца. Но нищета и пьянство делали свое дело: художник терял зрение.

Влечение к искусству пробудилось рано: к двенадцати годам Алексей самоучкой уже научился неплохо владеть кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде Извержения Везувия или Бури на море (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по дешевой цене торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. «Половодье» (1868) – это великолепная картина пробуждающейся природы, которая «сквозь сон встречает утро года». Коровина и К. С. Близка Радуге по образному смыслу и картина У ворот монастыря (1875, ГРМ). Это еще ощущается на чувственном уровне, где понимаешь – это единство человека с его высшей небесной частью.

Последовало время частых перездов по гостиницам и номерам. Рекомендации родителям4. По определению Б. Асафьева, художнику в этой работе свойственна «тончайшая и глубоко-мелодическая чуткость». Улетали грачи, унося с собой душу «одного из самых глубоких русских живописцев». То бодро и жизнеутверждающе, то с каким-то щемящим грустным чувством воссоздает он это переживание соприкосновения человеческой души и жизни природы, когда оттенки цвета травы, ритм стволов и ветвей, тон неба становятся и оттенками чувств и мыслей, сопрягаются в целое и человек ощущает свою причастность к сокровенным поющим силам природы (Борис Асафьев), к тому, что поэт определял как натянутые струны между небом и землей.

В тот же год учеба была прекращена из-за болезни матери. Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. В следующем году был выполнен один из лучших пейзажей Саврасова: «Пейзаж с рекой и рыбаком». Важной вехой в жизни художника был 1854 год. В самом выборе сюжетов ярко сказался проникновенный лиризм мировосприятия Саврасова. Биография художника2.

«Железная» Софи снова, как в девичестве, принялась давать уроки. Ступайте в природу, — говорил он нам.

В училище заговорили об успехах начинающего художника, в работах которого пробивалось «свое». На рисунке бесконечная даль, снег, свежая могилка и маленький чёрный крест. Содержание1.

Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: Ночка (1883), Лунная ночь над озером (1885), Вечер. Поэзия обыденной жизни.

Какой мох. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. К сожалению он пристрастился к вину. Таковы его виды Греции, Италии, Крыма, Малороссии, картины, на которых изображены Московский Кремль, храм Василия Блаженного, Спасские ворота, общий вид Москвы с Воробьевых гор. Окрестности Ярославля» (1874)f.

Его детство прошло в Замоскворечье. Нужно, как всегда, оказалось Третьякову. В итоге Саврасов успешно сдаёт экзамены и поступает в Училище. Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба.

Коровина, И. И. Примером таких работ может явиться Радуга и У ворот монастыря.

Тяжелый недуг одолевает жену. На луговине перед домом лежит собака, гуляют куры, на крышу избы взлетел рыжий петух. Отдельно следует упомянуть такие работы: Радуга, Зимний пейзаж. К этому времени он уже потерял троих детей. картину Могила на Волге. Детские годы Алексея прошли в основном в заповедных уголках Замоскворечья.

В 1857 году Саврасов женился на С. К. Герц (сестре его приятеля Константина Герца). Событие произошло 12 (24) мая 1830 года в Москве и чрезвычайно обрадовало отца, надеявшегося, что его занятие торговлей обрело продолжателя и со временем, Алексей приобщится к торговому делу. Если нет любви к природе, то не надо быть художником, не надо. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и Грачами. Карие глаза выражали беспредельную доброту и ум.

В 1848 году он вновь поступает в Училище. Нужна романтика. В молодом живописце увидели надежду русского искусства. – В. П. ) каждого образованного художника, общие идеи красоты и изучение произведений искусства прошлых эпох или современного со стороны гения художника, его века и духа народа.

Большая часть его работ этого времени по-прежнему проникнута пафосом открытия красоты и поэзии самых, казалось бы, скромных и привычных картин жизни родной природы. А в творчестве Алексея Кондратьевича наметился серьезный спад. В 1850 году Саврасов закончил училище и получил звание художника. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Он вывел пейзажную живопись из разряда второстепенного на должную художественную высоту. Цветущий дуб становился событием для всего класса.

Жизнь Саврасова постепенно вошла в прежнее русло. Венецианова. Болото, 1870). В России после смерти Николая I началась «эпоха реформ». В эпохальные 60-е годы Саврасов был в центре внимания художественной жизни Москвы.

В 1844 году Алексей поступает в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ), которое совсем не было похоже на чопорную, холодно-официальную, далекую от реальной жизни, людских страстей и забот Петербургскую императорскую академию художеств, пребывавшую под постоянным строго-недремлющим оком самого самодержца всероссийского. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах. Можно просто написать, что хочется, — хорошо только написать. Выполненные двенадцатилетним Алешей модные картинки из заморской жизни и подражания Айвазовскому пользовались спросом у местных перекупщиков. Увлечение мальчугана, однако, дома не поощрялось, «юному любителю прекрасного» частенько доставались подзатыльники. Именно тут настроение — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А. Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах.

Все в картине строго и точно, все свидетельствует о спокойной ясности. Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. На момент рождения сына, Саврасовы (тогда еще Соврасовы), проживали в Гончарной слободе на Швивой горке, а вообще, в зависимости от того как шла торговля, семья часто переезжала и проживала на Якиманке, на Пятницкой улице, некоторое время и у Калужской заставы. Неврева, В. Е.

Левитана, Н. А. Окрестности Ярославля» (1874). Это расцвет творчества Саврасова. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества.

Его способности привлекли внимание августейших особ. Маковского и А. М. И тут жизнь начинает рушиться буквально на глазах. Она не являлась непосредственным видом с натуры. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии.

Моргунова, родила двоих детей. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы.

Ухудшилось зрение художника. Но в столице его уже ждал удар, от которого художник не скоро смог оправиться: «вследствие малого числа учеников изучающих пейзажную живопись», его лишили казенной квартиры. Саврасов ее посвятил 200-летию со дня рождения Петра 1.

но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя. Без такой опоры он оказался по большей части отрезанным от культурной жизни. В одних из этих работ просторы полноводной реки, заволжские дали, увиденные словно с высоты птичьего полета, призывают зрителя проникнуться вольным духом, чувством полноты жизненных сил (Разлив Волги под Ярославлем, 1871, ГРМ Печерский монастырь на Волге под Нижним Новгородом, 1871, Нижегородский государственный художественный музей). Правда, они нередко окрашены в невеселые, драматические, сумеречные тона. Березки чуть-чуть не затопил паводок.

Грозовые черные тучи почти скрылись за горизонтом, уступив место солнцу и голубому небу. Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Ивановича Рабуса. Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа.

В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Каждое полотно наделено особым настроением. Мастерская передача света и цвета, объемной пространственности, особое умение Алексея Кондратьевича выразить простыми, казалось бы, средствами радостное и пронзительное ощущение трепетания весеннего воздуха ярко проявились в его знаменитой картине «Грачи прилетели». К большому сожалению именно это полотно, ставшее одной из главных вершин творчества художника, вызвавшее целую бурю хвалебных откликов, заслонило в глазах публики другие талантливые произведения мастера. Пейзаж Саврасова был не просто изображением природы. В эти же годы в творчестве Саврасова начинает наблюдаться некоторый кризис и спад. Но все они (по большей части исполненные под Москвой, близ Архангельского и Мазилова) свидетельствуют о поисках новой меры приближения к реальному быту природы.

В его доме собирались «на чашку чая» и обсуждали вопросы искусства и общества писатели, художники искусствоведы В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, побывал во Франции, Дании и Швейцарии. Пришли болезни, ухудшилось зрение.

Она писалась художником в мастерской в течение довольно длительного времени. Перова и В. В. Впервые очутившись в «северной Пальмире», Алексей был поражен строгой красотой Петербурга, ландшафтом побережья Финского залива. И тем, не менее, значение Саврасова в истории русской живописи велико.

На горизонте расположена узкая светлая песчаная коса. На заднем плане Саврасов пишет деревья, вдалеке синее море. К тому же на общем уровне его творчества негативно сказалось ухудшение зрения (к 1889 году художник, по его собственным словам, часами не видел форму предметов).

Речь в нем шла об устаревших методах преподавания в Училище живописи. И все-таки именно ранней весной 1871 года под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине Грачи прилетели. Художник воспитал много учеников, которые разлетелись из-под его крыла.

Приглушен колорит, радуга еле заметна, однако сюжет картины полон очарования. Удачи одна за другой сопутствовали начинающему пейзажисту. В 1850 г. за картины «Вид Московского Кремля при луне» и «Камень в лесу у Разлива» ему было присвоено звание художника. Саврасов любит рисовать ночную Москву, без дневной суеты (Соборная площадь в Московском Кремле ночью). Переход от земли к небу совершается прекрасно-просто – с помощью полоски золота спелого поля. Васнецова, С. А. Так постепенно преодолевал Саврасов каноны, по которым обычно принято было писать пейзажи. Это был серьезный удар для Алексея Саврасова.

Лужину. Отблески неба с опаловыми облаками превратили мокрую землю со стоячими лужами в красочное месиво, переливающееся многоцветными оттенками. Этюдная работа над Грачами шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Лужина, прослышавшего о необыкновенных художественных способностях Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом.

Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. Её он выполнил в духе импрессионизма. дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу.

Прежде всего, это полотна 1870-1871-х годов, на которых великая река является (как и в народных песнях и в творчестве многих русских писателей и поэтов) как бы олицетворением убогой и обильной, забитой и всесильной Руси. Способность молодого художника бережно и вдумчиво осваивать традиции предшественников-романтиков и в то же время развивать их в направлении к большей естественности, безыскусности, реалистичности ярко проявилась и в работах следующего, 1851 года Перед грозой, В усадьбе (частное собрание, Москва) и особенно Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду (ГТГ), перекликающихся с грозовыми пейзажами Максима Воробьева, которому подчеркнутые эффекты контрастного освещения, ветра, ломающего деревья и т. д. помогали выражать драматические, бурные, несколько абстрактные чувствования. К этапным произведениям этого времени относится картина Пейзаж с избушкой (1866, Башкирский государственный художественный музей им. Кое-как смирившись внешне, мастер начинает работу над своим главным произведением – «Грачи прилетели». Шишкина и Н. В.

Лишь немногие смогли по достоинству оценить это замечательное полотно. Иней (1870-ые годы), Вечер. На чашку чая к Саврасову заходили Третьяков, Боткин, Пукирев. Нестерова, Уфа). Юный Саврасов оказался на рубеже этих двух художественных школ: романтизма и реализма.

., отмечал у него прежде всего небывалый ранее в русском изобразительном искусстве подход к природе с тончайшей глубоко-мелодической (ощущение непрерывности течения и взаимопроникновения всех образующих пейзаж компонентов) чуткостью. В Ярославле беременная Софья простужается и рожает преждевременно – девочка вскоре умирает. Их имена и работы стали значительными вехами в русской живописи (К. Уж распустился дуб. Он ведет пейзажный класс. Зима», «Весна.

В картине «Вид на Кремль в ненастную погоду» соборы и колокольня Ивана Великого кажутся белой сказкой. Своим появлением на свет А. К. И кто мог подумать, что таким идеалом для художника может стать сама действительность. Тот же Померанцев свидетельствовал: При всем том, ознакомившись с последними работами А. К.

В 1858 году он стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. Уж в Сокольниках фиалки цветут. Но более всего привлекают его внимание стволы, сучья, ветви деревьев. Художника притягивает ранняя весна. Малышку похоронят на высоком волжском берегу – Саврасов делает рисунок на память.

Окрестности Ярославля» (1874). Поэтизируются берёзы, неказистые, в ветвях которых прилетевшие грачи вьют гнёзда. передал момент чрезвычайно верно и жизненно. С ранних лет Алексея привлекало искусство.

Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. В тот же год, после смерти Рабуса, Саврасову предложили руководство пейзажным классом. Картина чрезвычайно привлекательна и необычна для своего времени живо переданным в ней пафосом открытия природы, приближения к ее подробностям.

Город Кимры на Волге». Сепия озаряет предметы золотистым светом. Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека.

И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, . Отдавал свои картины чуть не задаром. Огороды). В эпоху реформ Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Жизнь постепенно налаживалась, но рана в душе Саврасова так и не зажила. — Да, да. Саврасова, .

Ведь здесь не было идейности изображения тяжелого положения народа. Настроение нужно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню и грозе. Позже к этому приему придет Мауриц Эшер, который исследовал симметрию и бесконечность. К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов.

В таких условиях Саврасов завёл новую семью. Касаткина, А. П. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы. И лишь на экспозиции Товарищества передвижных выставок в Петербурге «Грачи» стали событием. И в то же время работа настолько человечна, что невольно вспоминаются слова Чехова о способности Левитана (любимого ученика Саврасова) написать деревню, серенькую, жалконькую, затерянную, .

Их прихотливые изгибы, когда они тянутся к солнцу их переплетения. Одна умерла в детском возрасте отскарлатины, другая умерла новорождённой в Ярославле (1871), две другие— Вера (род. Смена обстановки и тихая провинциальная жизнь действительно возымели благоприятное действие на художника. Ему пришлось постигать секреты «живописания», оттачивать мастерство.

Вернувшись в 1855 году в Москву, Саврасов продолжил работу в любимых окрестностях первопрестольной. Однако привезенные им из-за границы картины – «Озеро в горах Швейцарии» и «Вид в Швейцарских Альпах» – не имели успеха у критиков. Такая двойственность для него весьма характерна. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Ощущалась потребность противопоставить злобе дня подлинные ценности, правду сердца и именно Саврасов сумел помочь лучшим русским художникам нового поколения обрести себя, увидеть новые горизонты развития искусства.

Саврасов был прекрасным рисовальщиком. Они п и с а л и в и д ы, которые действительно требовали большого мастерства, определенных традиций, знания законов пропорций и перспективы и Саврасов тоже пройдет хорошую школу этого рода живописи, его учитель – один из лучших ее представителей. Болото, 1870, Серпуховской историко-художественный музей), то широкий окоем весеннего половодья принимает в себя золото и лазурь яркого утра и тянущиеся к солнцу ветви берез отражаются в голубой воде (Весна, 1870-е, ГТГ). — Там красота неизъяснимая. Из родной Москвы и удаляться никуда не пришлось в поисках дремучего леса.

Весна. В конце 1876 года брак распался. Так картину зритель увидел уже в 1893 году.

Но работы Саврасова отличаются от картин предшественника тем, что, по точному замечанию критика, он. Доходило до того, что отдельные критики высказывали удивление, как, мол, этакому «неумехе» удалось написать одну такую «порядочную картину». Здесь Алексей Кондратьевич много рисует, постоянно путешествует. Изящно и прихотливо изогнуты стволы и ветви, тянущиеся к небу.

Имя Карла Ивановича Рабуса ныне известно немногим. Еще несколько лет спустя Алексей Кондратьевич стал руководителем пейзажного класса в московском Училище, заменив на этом посту своего недавнего учителя Карла Рабуса. И откуда только у нас не было учеников.

Этот взгляд оправдался на нем самом. «Лосиный остров в Сокольниках» (1869)3. 1. Дважды Саврасов поступал на учёбу в Московское училище живописи и ваяния. Благодаря своему наставнику Саврасов из дилетанта превратился в художника. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню».

1830 – 1897 гг. Саврасов – крупнейший русский пейзажист. В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Сохранилось много журнальных рисунков, особенно созданных в последние годы жизни. В 1849 г. Саврасова и двух его товарищей ожидала первая творческая командировка.

Тем не менее не стоит (как это иногда делают) преувеличивать степень падения художника. К лучшим московским пейзажам XIX века относится и картина Сухарева башня (1872, Государственный Исторический музей, Москва), написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Он успокоился, здоровье пошло на поправку. Карл Рабус был известной фигурой в мире искусства в те времена. Несмотря на славу и признание, денег не хватало. Надо у природы учиться. На Волге в 1871 мастер создает этюды к ряду лучших своих работ (Печерский монастырь под Нижним Новгородом, Художественный музей, Нижний Новгород), в том числе к знаменитой картине Грачи прилетели (Третьяковская галерея), ставшей самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.

Картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871), Нижегородский государственный художественный музей. К началу 1870-х годов уже появились замечательные полотна других пейзажистов-реалистов: лесного богатыря Ивана Шишкина импульсивного Федора Васильева, внимательного Михаила Клодта, талантливого ученика Рабуса и Саврасова Льва Каменева, молодого светописца Архипа Куинджи. Картина исполнена в жанре «лирического» пейзажа, которому свойственны одухотворённость, щемящее настроение. В заключение его уволили из Училища, отобрав казенную квартиру. Ещё в ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи.

Их образно-эмоциональный строй поистине многообразен. Человек он был абсолютно особенной кротости. В перерисовках гуашью с журнальных картинок опытный глаз профессора Рабуса усмотрел очевидные способности юноши, которого зачислили в «гипсовый головной класс» приготовительного отделения, а вскоре перевели в пейзажный. Такова элегическая картина Могила на Волге (1874, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул).

Ещё одна известная картина Саврасова «Просёлок», её художник написал в 1873 году. Этот смысл замечательно передан в одном из саврасовских шедевров – картине Радуга (1875, ГРМ). Видеть красоту надо, понять, любить.

Итогом поездки стали два полотна – «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в окрестностях Ораниенбаума», многочисленные рисунки и. звание академика. Хотя петербургские пейзажи и принесли Саврасову славу, его излюбленной темой оставались окрестности Москвы: церквушки, деревеньки, бескрайние поля. Рассматривать картину можно очень долго. Подобные отзывы больно задевали чуткую и ранимую душу художника. От этой поездки осталось множество интересных зарисовок. Не только собственно пейзажи, но и исторические картины и портреты нередко несли в себе боль о разладе между красотой русской земли и горем, которым она полнится, утверждали образы людей, способных слиться с природой, почувствовать себя частицей восторга и блаженства земного (выражение из рассказа Перова Милентьич-птицелов).

Когда-то здесь стоял деревянный мост. Правда, передвижники, высоко оценивая картину, отнеслись к ней с некоторым снисхождением. Гражданская жена, Е. М. Но скромный, застенчивый Саврасов, не терпящий вообще похвал, только хмурился и молчал. В это же период семейство лишается казенной квартиры. Это воплощение реализма и метафизики, а не просто любование природой.

Конечно, в большей степени он был романтик и это оказывало определенное влияние на учеников и, в частности, на Алексея Саврасова, его первые работы, выполненные в училище. Один из них, умиротворенный, отличающийся точностью и красотой передачи предвечернего освещения, Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости Саврасову традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения тихие и беспорывные, как русская природа (Гоголь о деревенских стихотворениях Пушкина). В 12 лет мальчик прекрасно владел кистью, писал пейзажи гуашью и акварелью.

Никогда не сердился и не спорил. Мотив. Мальчик рано научился рисовать гуашью, карандашом, акварелью.

Но если у Венецианова поэтика носила более идиллический, условный характер, то Саврасов, сохраняя поэтичность мировосприятия, переводит изображение из бытийственного плана в реально-бытовой. В 14 лет он поступает в Московское училище живописи и ваяния. По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия.

Картина «Лосиный остров» принесла первую премию русскому художнику на конкурсе Общества любителей художеств, в 1870 году и была куплена П. Третьяковым.

Чувствуется, что Саврасов, как и лучшие русские писатели-реалисты, отнюдь не только стремится к натуральности изображений, но и хранит внутреннюю связь с возвышенными идеалами искусства прошлых веков. Влечение к искусству пробудилось рано, но путь в большое искусство оказался нелегким. А еще через год Совет Московского художественного общества счел его мастерство достаточно зрелым для завершения обучения и получения звания художника, присвоенного Саврасову за Вид Московского Кремля при лунном освещении (1850, частное собрание, Москва) и Камень в лесу у Разлива (1850, ГТГ). Они гуляют по всему лесу. В московской академии царил демократический дух.

Мертвящее влияние оказали и постоянно недоброжелательное отношение академического начальства, непонимание сокровенных качеств искусства Саврасова многими критиками – ведь даже Владимир Стасов увидел в картине Грачи прилетели (высоко, впрочем им оцененной) холод, зиму, мутный белый блеск. По возвращении в Россию он поселился в Москве, а с 1844 года по инициативе игравшего видную роль в художественной жизни Москвы Михаила Орлова (некогда близкого к декабристам) начал преподавать в МУЖВ, сумев плодотворно применить достижения западноевропейской культуры соответственно особенностям русской живописи и став учителем ряда замечательных пейзажистов.

Картина «Лосиный остров» была удостоена первой премии на выставке Московского Общества любителей художеств. Все более конкретным, бытовым становилось и восприятие природы. Но путь в большое искусство оказался нелегким. Художник просто сломлен этой чередой смертей. До него пейзаж изображался либо академически суховатым, либо идиллически отвлеченным от реальности. Окрестности Ярославля» (1874). В целом раннее творчество Саврасова (Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду, 1851 Вид в окрестностях Ораниенбаума, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким кулисным контрастам переднего и заднего планов.

Рекомендации родителям3. Эти поездки стали мотивом создания прекрасных европейских пейзажей: «Вид в Швейцарских Альпах» (1862) «Озеро в горах Швейцарии» (1866). Картины. Постепенно, А. К. Саврасов все больше выезжает в провинцию, особенно в Поволжье.

Люди, птицы, животные – художник буквально населял свои картины действующими лицами, умело избегал пасторальности. Через два года Алексей женился. Тот же Борис Асафьев – известный советский композитор, музыковед и знаток живописи, – говоря о существе новаторства Саврасова в Грачах. Казалось, она написана совсем легко, на едином дыхании. «Могила на Волге» (1874) Биография художника Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в небогатой купеческой семье. Имя Саврасова известным сделала другая его работа, выполненная в 1851 году: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» — по точному замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал момент чрезвычайно верно и жизненно.

В 1848 году был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (Пейзаж с рекой и рыбаком, 1859). Стволы дубов в Останкине высохли.

Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как Старые сосны (1854), Сосны (из Гусарева) (1850-е годы), Старый дуб у обрыва над рекой (1857). Молодого художника вскоре начали называть «надеждой русского искусства». Отец хотел видеть сына солидным купцом, а не бедным художником. По большей части это виды чудного приволья, открытых пространств, расстилающихся под высоким, ясным, золотистым у горизонта небом (Степь днем, ГРМ Украинский вид, ГТГ).

К сожалению, до нас дошло совсем немного его работ конца 1850-х – начала 1860-х годов. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника. Работая совместно с Пукиревым над учебником рисования для МУЖВ (издан в 1869 году), он ввел в него и подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника изучающего русский пейзаж. С небольшого косогора к речке спускается нежно зазеленевшая березовая роща.

Все это по-своему отразилось и в творчестве, преподавательской и общественной деятельности Саврасова.